Эмоциональность как показатель темперамента детей дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 16:45, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - теоретически раскрыть и обосновать значение эмоциональности как параметра темперамента дошкольников.
Задачи исследования:
1. Изучить специальной литературы по данной теме;
2. Изучить теоретические основы темперамента детей дошкольного возраста;
3. Установить значение эмоциональности как параметра темперамента дошкольников;
4. Определить методы исследования темперамента дошкольников.

Содержание работы

Введение..........................................................................................................2
Глава 1. Изучение темперамента дошкольников…………………………………..3
1.1 Определение, понятие, компоненты темперамента…………………………….4
1.2 Эмоциональность как параметр темперамента………………………………….9
1.3 Проявление темперамента у детей дошкольного возраста…………………….11
Глава 2. Исследование проявлений темперамента у дошкольников……………..17
2.1 Изучение индивидуальных особенностей дошкольника……………………..18
2.2 Определение уровня зрелости нервных процессов: тест………………………20
Заключение……………………………………………………………………………..23
Библиографический список…………………………………………………………..25

Файлы: 1 файл

курсовая работа по психологии Шачнева.docx

— 110.61 Кб (Скачать файл)

Темп реакции - скорость протекания различных психических реакций  и процессов: скорость движения, находчивость, скорость запоминания, быстрота ума.

Пластичность и противоположное  ей качество - ригидность. Это легкость и гибкость приспособления человека к внешним воздействиям (пластичность) или инертность и косность его  поведения (ригидность).

Экстраверсия и противоположное  ей качество - интроверсия. Это то, от чего преимущественно зависят реакции  и деятельность человека - от внешних  впечатлений, возникших в данный момент (экстравертированность) или от образов, представлений и мыслей, связанных с прошлым и будущим (интровертность). Поэтому спортсмен-экстраверт склонен "уходить в себя", особенно в напряженной обстановке.

Эмоциональная возбудимость - насколько слабое воздействие необходимо для возникновения эмоциональной  реакции, и с какой скоростью  она возникает. Она выражается в  эмоциональной впечатлительности, импульсивности, эмоциональной подвижности (быстрота смены эмоциональных состояний, начало и прекращения их).

Судить о том, к какому типу темперамента принадлежит ребенок, можно на основе анализа его деятельности, внешнего поведения, его реакций  на различные воздействия. Причем чем  младше ребенок, тем легче и надежнее будет эта классификация. Тип  высшей нервной деятельности (ВНД) не определяет содержание его деятельности (строит, наблюдает за рыбками, ссорится). На тип ВНД укажет то, как он строит - спокойно или суетливо, может ли часами смотреть на плавающих рыб  или срывается с места, не успев  присесть у аквариума, пускает ли в ход кулаки, кричит или молча  отходит от обидчика.

Уже в первые дни жизни  младенцы заметно отличаются друг от друга. Н.И. Касаткин утверждает, что  за 25 лет работы по изучению образования  ранних условных рефлексов у младенцев (от рождения до одного месяца) он не встретил двух детей с абсолютно одинаковыми  свойствами нервной системы. Существенные различия проявляются в том, как  дети засыпают и как переходят  от сна к бодрствованию. У детей  более старшего возраста типологические различия особенно ярко выступают в играх, в общении с другими детьми и взрослыми. Один постоянно весел, другой без всякой на то причины заливается слезами; один не может и не желает играть в одиночку, другого трудно заставить присоединиться к сверстникам; кто-то охотно уступает свои игрушки, а кто-то проявляет настойчивое стремление забрать все себе. Различна реакция детей на нарушения привычного режима. Запоздалый обед, затянувшееся время бодрствования, присутствие посторонних людей почти не изменяет поведения одних детей и резко повлияют па поведение других. Темперамент проявляется и в том, как ребенок радуется, как он двигается или играет, как реагирует на разные события. [8]

Врожденные типологические свойства не определяют, каким будет  человек: добрым или злым, замкнутым  или общительным, ленивым или  трудолюбивым, т.е. тип нервной деятельности не предопределяет ни отдельных черт характера, ни характера в целом, но обеспечивает различные условия  для формирования систем временных  связей (динамических стереотипов), влияет на характер, благоприятствуя или  противодействуя формированию его  определенных черт. Воспитание предполагает не борьбу с врожденными свойствами, а учет, опору на них.

Ребенок-сангвиник обладает сильной подвижной, уравновешенной нервной системой. Поведение сангвиника отличается живостью, жизнерадостностью. Это активные, общительные дети с  живой мимикой, бодрым, постоянным настроением. В отличие от напористых холериков  это дети покладистые. Их особенностью является легкая приспособляемость  к новым условиям. Дети этого типа легко вступают в контакты с другими  детьми, быстро находят товарищей  в любой обстановке, причем могут  и руководить, и подчиняться. Дети за короткое время осваиваются в  яслях и в детском саду, они  сразу чувствуют себя там, как  дома. Они быстро засыпают и легко  просыпаются, без особых сложностей переходят от подвижных игр к  занятиям и наоборот. Общительность  детей-сангвиников располагает к  ним взрослых, поэтому иногда за внешней формой поведения могут  маскироваться не очень привлекательные  черты характера.

Сангвиник быстро устает от однообразия. Как только деятельность теряет свою привлекательность, он стремится  ее прекратить, переключается на другую. Нарисовал ствол, ветки, несколько листочков, и стало скучно: "Хватит, буду рисовать пароход". Во всех подобных ситуациях обязательно нужно добиться, чтобы начатое дело было закончено с хорошим результатом, например не разрешать начинать второй рисунок, пока не закончен первый. Чтобы дети не прекращали деятельность, не отвлекались, следует применять и одобряющие стимулы. Небрежно выполненную работу полезно предложить сделать заново. Не следует допускать частой смены деятельности - привычка за все браться и ничего не добиваться может стать свойством характера.

Ребенок возбудимого типа – холерик - имеет сильную, подвижную, но неуравновешенную нервную систему  с преобладанием процесса возбуждения  над процессом торможения. У детей  этого типа выразительная мимика, порывистые жесты, быстрая громкая  речь, бурные реакции на любое неудобство, запрет. Переживания очень сильны, ярко выражены (он не плачет - рыдает, иногда бьется в истерике, он не просто смеется - хохочет до слез). Он очень импульсивен (даже в большей степени, чем это  свойственно дошкольнику). Ребенок  этого типа склонен к частой перемене настроения. Дети-холерики любят подвижные  игры и занятия, в которых можно  проявить себя, стремятся выполнять  главную роль в игре, организуют сверстников, руководят ими, пытаются руководить взрослыми. Ситуации, в которых надо сдержать себя, вызывают у них чувство протеста. В коллективе они излишне подвижны, шумливы, импульсивны, вспыльчивы, драчливы (агрессивны), с трудом подчиняются установленным правилам, конфликтуют из-за игрушек, правил игры, если что-то задевает таких детей слишком сильно, они теряют контроль над собой.

Сложность воспитания возбудимого  ребенка усугубляется из-за неправильного  отношения к нему тех взрослых, которые любой ценой пытаются препятствовать активности ребенка, сдержать его подвижность.

С возбудимым ребенком следует  говорить спокойно, но требовательно, без уговоров. Надо помнить о том, что у детей от природы слабый тормозной процесс. Поэтому важно  не корить их за чрезмерное возбуждение, а помочь его обуздать.

Ребенок-флегматик имеет  сильную, уравновешенную, но малоподвижную  нервную систему. В раннем детстве  это спокойный малыш, который  редко плачет, много спит, не требует  к себе внимания ("удобный ребенок"). Все реакции таких детей имеют  нечеткий характер: смеются негромко, плачут мало и тихо, нет лишних движений и жестов. Эти дети - "тихони". Малая подвижность нервных процессов  сказывается на темпе речи, во всех реакциях на окружающее, на деятельности. Говорит с паузами, на вопрос отвечает не сразу, за дело не возьмется, пока не подтолкнешь (будет сидеть с полной тарелкой, с чистым листом бумаги). Для  флегматика необходим период вхождения  в деятельность, внешнее воздействие. Поведение ребенка-флегматика отличается устойчивостью. Все, к чему он привык, становится постоянным. Любое новшество  воспринимается не сразу. Этим детям  трудно привыкнуть к детскому саду, ведь надо приспособиться к новому режиму, новым требованиям, расстаться с родителями, познакомиться с  детьми. Но в привычной обстановке ребенок без принуждения, спокойно выполняет правила поведения (но редко бывает первым, в отличие от сангвиника), справляется со знакомой работой, аккуратно и старательно выполняет кропотливую работу. Эти особенности можно отнести к положительным. Но мешает флегматику вялость, замедленный темп действия, пониженная активность.

Дети со слабой нервной  системой - меланхолики, отличаются повышенной ранимостью и чувствительностью. Слабость нервных процессов не означает их неполноценность. Просто у этих детей  слишком быстрые и сильные  реакции на слабые раздражители, быстро наступает утомление, слабый, как  тормозной, так и возбудительный процесс. Все реакции меланхолика  сглажены, его не видно и не слышно. Он не включается в разговор, не будет  демонстрировать свои умения, он малоактивен, предпочитает спокойную деятельность, не требующую движений. Играет в  одиночку, инициативы в общении не проявляет и не отвечает на инициативу других, шумные сверстники его утомляют, он их сторонится. Чувства меланхолика глубокие, сильные, но без внешнего выражения. [4]

Поскольку нервная система  не выдерживает длительных напряжений, дети быстро устают от шума, от новых  людей, от замечаний. Всякий нажим еще  более усиливает усталость, резкий тон подавляет и без того малую  активность меланхолика.

Пассивность, утомляемость, замкнутость, медлительность, легкая ранимость - основные уязвимые черты меланхолика. Однако дети со слабым типом имеют  и ряд очень ценных свойств, таких  как чуткость, способность к сопереживанию, устойчивость интересов, привязанностей, привычек.

Важность учета в воспитании и обучении индивидуально-типологических особенностей ребенка очевидна. Игнорирование свойств темперамента приводит к развитию отрицательных черт у дошкольников, например у сангвиника - распыленности, разбросанности интересов; холерика - несдержанности, резкости, неуживчивости, легкомыслия; флегматика - безынициативности, безучастности, лености, вялости, апатии; меланхолика-застенчивости, замкнутости, неуверенности, обидчивости.

Воспитатель может направлять деятельность детей, чтобы способствовать формированию положительных и избегать появления отрицательных черт у  дошкольников.

Таким образом, уже и из этих кратких характеристик видно, что вряд ли можно говорить о "хороших" или "плохих" темпераментах. Неверно  считать, что такие свойства нервной  системы, как слабость или инертность, отрицательные, а черты темпераментов, которые складываются на их основе, подлежат скорейшей переделке. Конечный результат зависит от воспитания. При неправильном подходе хорошее может обернуться плохим, а при умелом воздействии влияние отрицательных черт может быть перекрыто. Поэтому, говоря о правильном подходе родителей и воспитателей к детям, имеется в виду лишь необходимость сбалансировать действие тех или иных свойств темперамента, а вовсе не искоренять их.

 

Ни родители, ни педагоги не выбирают детей, но темпераменту, воспитывать  нужно всех, но по-разному. В дошкольном возрасте темперамент выражен еще  неярко. К специфическим особенностям этого возраста относятся: слабость возбудительного и тормозного процессов; их неуравновешенность; высокая чувствительность; быстрое восстановление. Желая правильно  воспитать ребенка, родители и воспитатели  учтут жизненную силу нервного процесса: сохранение работоспособности при  длительной напряженности работы, устойчивый и достаточно высокий положительный  эмоциональный тонус, смелость в непривычных условиях, устойчивое внимание, как в спокойной, так и в шумной обстановке.

Таким образом, во всех своих  проявлениях темперамент опосредован  и обусловлен реальными условиями  и конкретным содержанием жизни  человека.

Поэтому следует помнить, что деление людей на четыре вида темперамента очень условно. Существуют переходные, смешанные, промежуточные  типы темперамента; часто в темпераменте человека соединяются черты разных темпераментов. Темперамент может  также изменяться и в результате самовоспитания. Даже взрослый человек  может изменить в определенную сторону  свой темперамент.

Глава 2. Исследование проявлений темперамента у дошкольников

Среди индивидуальных особенностей личности, которые ярко характеризуют  динамические особенности ее поведения, деятельности, общения, психических  процессов, особое место принадлежит  темпераменту.

Физиологической основой  темперамента является тип высшей нервной  деятельности, такие ее свойства, как  сила, подвижность, уравновешенность.

Изменчивость темперамента в дошкольном возрасте разнообразна по своим формам и имеет специфические  для данного возраста черты. В  процессе изучения детей дошкольного  возраста замечены следующие изменения  темперамента: а) изменение отдельных  свойств темперамента; б) усложнение структуры темперамента; в) изменение  типа темперамента в целом (у детей  раннего возраста).

Физиологической предпосылкой изменчивости темперамента у дошкольников является высокая пластичность нервной  системы детей. Тип высшей нервной  деятельности в этом возрасте продолжает формироваться, нервные процессы еще  не укрепились, недостаточно выражена сила нервных процессов и, в особенности, активное корковое торможение. Это  и определяет податливость типа нервной  системы различным влияниям.

Психологической предпосылкой изменчивости темперамента можно считать  повышенную впечатлительность детей, их склонность к подражанию, слабую опосредованность темперамента сложившимися чертами личности, находящимися у  детей дошкольного возраста в  процессе становления.

Весьма важным является вопрос о соотношении наследственного  и приобретенного в происхождении  темперамента. В ряде исследований, направленных на изучение роли наследственности в формировании высшей нервной деятельности животных, получены многочисленные факты, прямо или косвенно указывающие  на участие наследственного фактора  в происхождении силы и инертности нервных процессов, а также их подвижности.

Наиболее распространенными  методами изучения темперамента являются метод наблюдения, эксперимент, тесты, а также методики "Наконечник", теппинг-тест. Для исследования темперамента дошкольников мы использовали метод наблюдения и теппинг-тест.

2.1 Изучение индивидуально-типологических  особенностей дошкольника 

Метод наблюдения является наиболее приемлемым для изучения темперамента детей дошкольного возраста. Он помогает по жизненным показателям определить основные свойства нервной системы, лежащие в основе темперамента конкретного  ребенка. Выделяют три основных свойства нервной системы (силу, уравновешенность, подвижность и четыре основных сочетания этих свойств (И.П. Павлов): сильный, неуравновешенный, подвижный - "безудержный" тип; сильный, уравновешенный, подвижный - "живой" тип; сильный, уравновешенный, малоподвижный - "спокойный" тип; "слабый" тип. [9]

Информация о работе Эмоциональность как показатель темперамента детей дошкольного возраста