Эмоциональное и интеллектуальное развитие одарённых детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 22:59, курсовая работа

Описание работы

Цель курсового исследования: изучить состояние тревожности у выбранной группы одаренных детей .
Объект курсового исследования: интеллектуально одаренные дети.
Предмет курсового исследования: процесс развития эмоционально-тревожного состояния у выбранной группы одаренных детей.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
3
Глава 1.Основы одаренности как психологического феномена в психолого-педагогической литературе
6
1.1.Основные проблемы одаренности как феномена на современном этапе
6
1.2.Классификация одаренности как психологического феномена на современном этапе
12
1.3.Функциональный подход к проблеме одаренности
16
Глава 2.Эмперическое исследование специфики развития
23
2.1.Организация курсового исследования
23
2.2.Анализ результатов исследования
35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
43
Приложение 1
44
Приложение 2
50
Приложение 3

Файлы: 1 файл

курсовая эмоциональное развитие2.doc

— 831.50 Кб (Скачать файл)

Таблица 5.- Сравнение средних значений показателей форм адаптации одарённых и неодарённых девочек по методике «Адаптивность».

Формы адаптации

Одарённые девочки

Неодаренные девочки

Разница между средними значениями

1

Поведенческая регуляция

41,7

11,27

+ 30,43

2

Коммуникативный потенциал

19,2

12,4

+ 6,8

3

Морально-нравственная нормативность

9,2

7,67

+ 1,53

4

Шкала личностного потенциала

70,1

31,33

+ 38,77


 

Показатели средних значений форм адаптации у одарённых девочек в целом выше, чем у неодарённых, что характеризует низкий уровень адаптации. Данный   факт можно пояснить тем, что одаренные девочки более развиты в интеллектуальном плане, чем неодаренные, они уже  лучше знают жизнь и ее законы, чем неодаренные.           

Таблица 6.- Сравнение средних значений показателей форм адаптации одарённых и неодарённых мальчиков по методике «Адаптивность».

Формы адаптации

Одарённые мальчики

Неодаренные мальчики

Разница между средними значениями

1

Поведенческая регуляция

48,33

12,5

+ 35,83

2

Коммуникативный потенциал

20,33

17

+ 3,33

3

Морально-нравственная нормативность

10,6

8,6

+ 2

4

Шкала личностного потенциала

77,3

40,1

+ 37,2


 

Показатели средних  значений форм адаптации у одарённых мальчиков в целом выше, чем у неодарённых, что характеризует низкий уровень адаптации. Данный   факт можно пояснить тем, что одаренные девочки более развиты в интеллектуальном плане, чем неодаренные, они уже лучше знают жизнь и ее законы, чем неодаренные.           

 

Таблица 7.- Сравнение средних значений показателей форм адаптации одарённых и неодарённых подростков по методике «Адаптивность».

Формы адаптации

Одарённые подростки

Неодаренные подростки

Разница между средними значениями

1

Поведенческая регуляция

45,68

11,76

+ 33,92

2

Коммуникативный потенциал

19,88

14,24

+ 5,64

3

Морально-нравственная нормативность

8,84

8,84

0

4

Шкала личностного потенциала

74,4

34,84

+ 39,56




 

По всем табличным  показателям видно, что неодарённые дети имеют низкий уровень адаптации. Этот факт также можно пояснить  уровнем  неразвитого интеллекта у обычных детей.

 

Таблица 8.- Результаты эмпирических значений по t-критерию Стьюдента

Формы агрессии и адаптации

Одарённые дети

Неодарённые дети

t-критерий Стьюдента

Уровень значимости различий

1

Физическая агрессия

55,88

40,82

57,56

29,84

0,59

Не значимо

2

Вербальная агрессия

56,88

26

59,24

11,7

1,92

Не значимо

3

Косвенная агрессия

80,04

24,36

74,88

12,98

4,23

значимо

4

Негативизм 

68,08

32,4

59,36

17,09

6,23

значимо

5

Раздражение

44,16

11,38

50,2

14,24

5,98

значимо

6

Подозрительность 

71,8

30,25

61,76

22,19

6,92

значимо

7

Обида

36,56

20,81

30,76

13,54

4,96

значимо

8

Аутоагрессия

51,52

16,89

39,88

15,18

10,3

значимо

9

Общая адаптация

74,4

52,02

34,84

29,57

12,13

значимо


 

Если говорить о различиях  по агрессии, то видно, что у одарённых  подростков наибольшее отличие по средним  показателям составляет аутоагрессия - 11,64 балла. Это свидетельствует  о том, что действия по отношению к себе и окружающим проистекают из возможного убеждения одарённых детей в том, что они являются плохими, поступают нехорошо: вредно, злобно или бессовестно, часто чувствуют себя виноватыми и берут чужую вину на себя. Подозрительность составляет 10,04 балла, что характеризирует одаренного подростка как недоверчивого, осторожного по отношению к людям, он считает, что окружающие намерены причинить ему вред. Негатавизм составляет 8,72 балла. Этот показатель подтверждает тот факт, что одаренным детям свойственна оппозиционная форма поведения, направленная против требований, правил, законов.

Что касается более низкого  среднего показателя по таким формам агрессии как, физическая, вербальная и раздражение, то это говорит  о том, что одарённые дети фазу подросткового максимализма пережили раньше в связи с опережающим своим развитием и в конфликтных ситуациях используют другие формы взаимодействия. Что касается средних показателей социально-психологической адаптации, то в данной выборке наблюдается тенденция к низкому уровню, который характеризуется нервно-психическими срывами, двигательными нарушениями функционального состояния, психическое состояние можно охарактеризовать как пограничное, процесс адаптации протекает тяжело. 

При  выполнении курсового  исследования мы  получили следующие результаты.

1.По школе физической  агрессии Физическая агрессия Основная гипотеза Н0: Разница между средними значениями значима; Альтернативная - Н1: разница между средними значениями не значима. Средние значения по двум выборкам соответственно равны 55,88 и 57,56. Разница – 1, 68. Требуется проверить насколько статистически достоверно это различие. Для этого воспользуемся критерием t-Стьюдента. Сначала определим выборочные дисперсии для двух сравниваемых выборок значений: 40,82 и 29,84 соответственно. Поставим найденные значения дисперсий в формулу для подсчёта m и t и вычислим показатель t эмп.:

t эмп = 0,59

t кр. = 2,01 (с уровнем  значимости 5% и с числом степеней  свободы: 25+25 - 2=48)

Как видно эмпирическое значение ниже критического, следовательно, гипотеза (Н0) о том, что выборочные средние статистически достоверно отличаются друг от друга, не подтвердилась с уровнем значимости 5%, поэтому уровень физической агрессии одарённых детей может считаться либо выше, либо таким же, как и у неодарённых.

2.По шкале вербальной  агрессии.

Н0: Разница между средними значениями значима;

Н1: разница между средними значениями не значима.

Средние значения по двум выборкам соответственно равны 56,88 и 59,24. Разница – 2,36. Далее проверим насколько статистически достоверно это различие.

Выборочные дисперсии  для двух сравниваемых выборок значений: 26 и 11,7 соответственно .

t эмп = 1,92

t кр. = 2,01 (с уровнем  значимости 5% и с числом степеней  свободы: 25+25 - 2=48) 

Эмпирическое значение ниже критического, следовательно, гипотеза (Н0) о том, что разница между выборочными средними статистически достоверна, отвергается с уровнем значимости 5% и принимается альтернативная гипотеза Н1, это означает, что уровень вербальной агрессии одарённых детей выше или совпадает с неодарёнными.

3.По шкале косвенной   агрессии 

Н0: Разница между средними значениями значима;

Н1: разница между средними значениями не значима.

Средние значения по двум выборкам соответственно равны 80,04 и 74,88. Разница – 5,16. Проверим насколько статистически достоверно это различие.

Выборочные дисперсии  для двух сравниваемых выборок значений: 24,36 и 12,98 соответственно

t эмп = 4,23

t кр. = 2,01 (с уровнем  значимости 5% и с числом степеней  свободы: 25+25 - 2=48) 

Эмпирическое значение выше критического, следовательно, гипотеза (Н0) о том, что выборочные средние статистически достоверно отличаются друг от друга, принимается с уровнем значимости 0,05, следовательно разница 5,16 – значима, можно говорить о том, что по этой форме агрессии одарённые дети более агрессивны по сравнению с неодарёнными.

4.По шкале негативизма

Н0: Разница между средними значениями значима;

Н1: разница между средними значениями не значима.

Средние значения по двум выборкам соответственно равны 68,08 и 59,36. Разница – 8,72. Проверим насколько статистически достоверно это различие.

Выборочные дисперсии  для двух сравниваемых выборок значений: 32,4 и 17,09 соответственно

t эмп = 6,23

t кр. = 2,01 (с уровнем  значимости 5% и с числом степеней  свободы: 25+25 - 2=48) 

Эмпирическое значение выше критического, следовательно, гипотеза (Н0) о том, что выборочные средние  статистически достоверно отличаются друг от друга, принимается с уровнем  значимости 0,05, следовательно разница 8,72 – значима, можно говорить о том, что по этой форме агрессии одарённые дети более агрессивны по сравнению с неодарёнными.

5.По шкале раздражительности 

Н0: Разница между средними значениями значима;

Н1: разница между средними значениями не значима.

Средние значения по двум выборкам соответственно равны 44,16 и 50,2. Разница – 6,04. Проверим насколько статистически достоверно это различие.

Выборочные дисперсии  для двух сравниваемых выборок значений: 11,38 и 14,24 соответственно

t эмп = 5,98

t кр. = 2,01 (с уровнем  значимости 5% и с числом степеней свободы: 25+25 - 2=48) 

Эмпирическое значение выше критического, следовательно, гипотеза (Н0) о том, что выборочные средние  статистически достоверно отличаются друг от друга, принимается с уровнем  значимости 0,05, следовательно разница 5,16 – значима, можно говорить о том, что по этой форме агрессии одарённые дети менее агрессивны по сравнению с неодарёнными.

6.По шкале подозрительности. Н0: Разница между средними значениями значима;

Н1: разница между средними значениями не значима.

Средние значения по двум выборкам соответственно равны 71,8 и 61,76. Разница – 10,04. Проверим насколько статистически достоверно это различие.

Выборочные дисперсии  для двух сравниваемых выборок значений: 30,25 и 22,19 соответственно (см. приложения)

t эмп = 6,92 (см. приложения)

t кр. = 2,01 (с уровнем  значимости 5% и с числом степеней  свободы: 25+25 - 2=48) 

Эмпирическое значение выше критического, следовательно, гипотеза (Н0) о том, что выборочные средние  статистически достоверно отличаются друг от друга, принимается с уровнем значимости 0,05, следовательно разница 10,04 – значима, можно говорить о том, что по этой форме агрессии одарённые дети более агрессивны по сравнению с неодарёнными.

7.По шкале обиды.

Н0: Разница между средними значениями значима;

Н1: разница между средними значениями не значима.

Средние значения по двум выборкам соответственно равны 36,56 и 30,76. Разница – 5,8. Проверим насколько  статистически достоверно это различие.

Выборочные дисперсии  для двух сравниваемых выборок значений: 20,81 и 13,54 соответственно

t эмп = 4,96

t кр. = 2,01 (с уровнем  значимости 5% и с числом степеней  свободы: 25+25 - 2=48) 

Эмпирическое значение выше критического, следовательно, гипотеза (Н0) о том, что выборочные средние  статистически достоверно отличаются друг от друга, принимается с уровнем значимости 0,05, следовательно разница 5,8 – значима, можно говорить о том, что по этой форме агрессии одарённые дети более агрессивны по сравнению с неодарёнными.

Информация о работе Эмоциональное и интеллектуальное развитие одарённых детей