Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 22:59, курсовая работа
Цель курсового исследования: изучить состояние тревожности у выбранной группы одаренных детей .
Объект курсового исследования: интеллектуально одаренные дети.
Предмет курсового исследования: процесс развития эмоционально-тревожного состояния у выбранной группы одаренных детей.
ВВЕДЕНИЕ
3
Глава 1.Основы одаренности как психологического феномена в психолого-педагогической литературе
6
1.1.Основные проблемы одаренности как феномена на современном этапе
6
1.2.Классификация одаренности как психологического феномена на современном этапе
12
1.3.Функциональный подход к проблеме одаренности
16
Глава 2.Эмперическое исследование специфики развития
23
2.1.Организация курсового исследования
23
2.2.Анализ результатов исследования
35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
43
Приложение 1
44
Приложение 2
50
Приложение 3
Методы курсового исследования:
Негативные эмоции могут быть крайне разрушительны для подростка. Выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных обращений к другим лицам (угроза, проклятие, ругань) – вербальная агрессия. Использование окольным путём направленных против других лиц сплетен, шуток и проявление ненаправленных, неупорядоченных взрывов ярости (в крике, топании ногами и т.д.) – косвенная агрессия. Оппозиционная форма поведения, направленная обычно против авторитета и руководства, которая может нарастать от пассивного сопротивления до активных действий против требований, правил, законов, - негативизм. Склонность к раздражению, готовность при малейшем возбуждении излиться во вспыльчивости, резкости, грубости – раздражение. Склонность к недоверию и осторожному отношению к людям, проистекающим из убеждения, что окружающие намерены причинить вред, - подозрительность. Проявление зависти и ненависти к окружающим, обусловленные чувством гнева, недовольства кем-то именно или всем миром за действительные или мнимые страдания, - обида.
Отношение и действия по отношению к себе и окружающим, проистекающие из возможного убеждения самого обследуемого в том, что он является плохим человеком, поступает нехорошо: вредно, злобно или бессовестно, - аутоагрессия или чувство вины. Для исследования уровня адаптации у подростков общеобразовательного класса и подростков интерната для одарённых детей, мы использовали многоуровневый личностный опросник «Адаптивность». Данный опросник имеет несколько структурных уровней, что позволяет получить информацию различного объёма и характера.
Опросник включает в себя 4 шкалы:
С помощью метода статистической
обработки экспериментальных
t = \х1 ср – х2 ср\ : (m12 + m22)^1/2
где х1 ср – среднее значение переменной по одной выборке данных;
х2 ср - среднее значение переменной по другой выборке данных;
m1 и m2 - интегрированные показатели отклонений частных значений из двух сравниваемых выборок от соответствующих им средних величин.
m1 и m2 в свою очередь вычисляются по следующим формулам:
m12 = S12ср /n1; m22 = S22ср /n2,
где S12ср – выборочная дисперсия первой переменной (по первой выборке);
S22ср – выборочная дисперсия второй переменной (по второй выборке);
n1 – число частных значений переменной в первой выборке;
n2 – число частных значений переменной по второй выборке.
После того как при помощи приведённой выше формулы вычислен показатель t, по таблице критических значений t-критерия Стьюдента для заданного числа степеней свободы (n1 + n2 - 2) и вероятностей допустимых ошибок, находится нужное табличное значение t и сравнивается с вычисленным значением t. Если вычисленное значение t больше или равно табличному, то делается вывод о том, что сравниваемые средние значения из двух выборок действительно статистически достоверно различаются с вероятностью допустимой ошибки, меньшей или равной избранной. Далее проведём статистический анализ на основе сравнения проявлений агрессий у одарённых и обычных детей и определим на его основе значимость разницы в средних величинах
2.2.Анализ результатов исследования.
По получению результатов
мы сочли необходимым
Таблица 1.- Сравнение средних значений выраженности агрессии одарённых и неодарённых девочек по методике А.Басса и А. Дарки.
№ |
Формы агрессии |
Одарённые девочки |
Неодаренные девочки |
Разница между средними значениями |
1 |
Физическая агрессия |
55,1 |
54,4 |
+ 0,7 |
2 |
Вербальная агрессия |
59,8 |
60,6 |
- 0,8 |
3 |
Косвенная агрессия |
76,5 |
74,2 |
+ 2,3 |
4 |
Негативизм |
64,3 |
58,57 |
+ 5,73 |
5 |
Раздражение |
39,9 |
48,47 |
- 8,57 |
6 |
Подозрительность |
74 |
62,53 |
+ 11,47 |
7 |
Обида |
34,8 |
30,53 |
+4,27 |
8 |
Аутоагрессия |
54,5 |
40,6 |
+ 13,9 |
Из табличных данных наглядно видно, что в целом показатели средних значений уровня агрессии одарённых девочек выше. Исключение составляют вербальная агрессия и раздражение. Одаренные девочки подростки более агрессивны как по отношению к себе, так и по отношению к сверстникам, чем не одаренные. Это происходит по ряду причин. Одаренные девочки более интеллектуально развиты, чем не одаренные, вследствие этого в компаниях сверстников они могут быть отвергнуты, и неприняты. С одной стороны это и хорошо, так как они имеют более высокую планку развития и будут конкурентно способны на рынке труда и услуг. С другой стороны, не имея общения со сверстниками, могут быть лишены общения с ними же, вследствие чего появляются негативные психологические явления, такие, как: обида, агрессия, аутоагрессия. Многие негативные явления, которые кажутся нам безобидными, оказывают на самом деле болезнетворное воздействие на психологическое и физическое здоровье. Ведь физиологами доказана взаимосвязь между душевным, психологическим и физическим состоянием.
Таблица 2.- Сравнение средних значений выраженности агрессии одарённых и неодарённых мальчиков по методике А.Басса и А. Дарки.
№ |
Формы агрессии |
Одарённые мальчики |
Неодаренные мальчики |
Разница между средними значениями |
1 |
Физическая агрессия |
56,4 |
62,3 |
- 5,9 |
2 |
Вербальная агрессия |
54,93 |
57,2 |
- 2,27 |
3 |
Косвенная агрессия |
82,4 |
75,9 |
+ 6,5 |
4 |
Негативизм |
70,6 |
60,4 |
+ 10,2 |
5 |
Раздражение |
47 |
52,8 |
- 5,8 |
6 |
Подозрительность |
70,33 |
60,6 |
+ 9,73 |
7 |
Обида |
37,73 |
31,1 |
+ 6,63 |
8 |
Аутоагрессия |
49,53 |
38,8 |
+ 10,73 |
Из табличных данных наглядно видно, что в целом показатели средних значений уровня агрессии одарённых мальчиков выше, чем у неодарённых. Средние показатели физической, вербальной агрессии и раздражения ниже, чем у неодарённых мальчиков. С мальчиками же дело обстоит совершенно иначе, чем девочками. Чем выше уровень интеллекта, у парня, тем он эмоционально стабильнее и спокойнее. Возможно, это обуславливается моментами воспитания и развития в детском возрасте. Ведь мальчикам нужно приложить больше усилий для достижения результатов в музыкальном, художественном, спортивном искусстве. Данный факт поясняется и физиологически, ведь природой у мужчин развито больше левое полушарие, чем левое. Левое полушарие отвечает за стабильность, точность и результативность, правое за эмоциональность. Отсюда и разница, в показателях.
Таблица 3.- Сравнение средних значений выраженности агрессии одарённых девочек и мальчиков по методике А.Басса и А. Дарки
№ |
Формы агрессии |
Одарённые девочки |
Одаренные мальчики |
Разница между средними значениями |
1 |
Физическая агрессия |
55,1 |
56,4 |
-1,3 |
2 |
Вербальная агрессия |
59,8 |
54,99 |
+4,81 |
3 |
Косвенная агрессия |
76,5 |
82,4 |
-5,9 |
4 |
Негативизм |
64,3 |
70,6 |
-6,3 |
5 |
Раздражение |
39,9 |
47 |
- 7,1 |
6 |
Подозрительность |
74 |
70,39 |
+3,61 |
7 |
Обида |
34,8 |
37,73 |
-2,93 |
8 |
Аутоагрессия |
54,5 |
49,53 |
+4,97 |
Исследование средних значений выраженности агрессии одарённых девочек и мальчиков по методике А.Басса и А. Дарки показало, что одаренные мальчики имеют олее высокий уровень агрессии, чем девочки по всем параметрам тестовой методики. Одаренные девочки более агрессивны по шкале вербальной агрессии, подозрительности и аутоагрессии. Но опять же все перечисленные показатели характерны для развитого правого полушария мозга.
Таблица 4.- Сравнение средних значений выраженности агрессии одарённых и неодарённых подростков по методике А.Басса и А. Дарки.
№ |
Формы агрессии |
Одарённые подростки |
Неодаренные подростки |
Разница между средними значениями |
1 |
Физическая агрессия |
55,88 |
57,56 |
- 1,68 |
2 |
Вербальная агрессия |
56,88 |
59,24 |
- 2,36 |
3 |
Косвенная агрессия |
80,04 |
74,88 |
+5,16 |
4 |
Негативизм |
68,08 |
59,36 |
+ 8,72 |
5 |
Раздражение |
44,16 |
50,2 |
- 6,04 |
6 |
Подозрительность |
71,8 |
61,76 |
+10,04 |
7 |
Обида |
36,56 |
30,76 |
+ 5,8 |
8 |
Аутоагрессия |
51,52 |
39,88 |
+ 11,64 |
Из табличных данных наглядно видно, что в целом показатели средних значений уровня агрессии одарённых подростков выше, чем у неодарённых. Средние показатели физической, вербальной агрессии и раздражения ниже, чем у неодарённых подростков. Одаренные подростки как уже говорилось ранее лишены иногда возможности общаться со сверстниками и общаются со взрослыми. За счет чего перенимают «взрослые правила игры», которые не пригодны в мире подростком. Также одаренные подростки эмоционально более возбудимы чем неодаренные, и требуют к себе повышенного внимания, за счет их «исключительности» и развитости в отдельных дисциплинах и видах искусства. Проведём сравнительный анализ между средними значениями показателей форм адаптации одарённых и неодарённых детей.
Информация о работе Эмоциональное и интеллектуальное развитие одарённых детей