Эмоциональное и интеллектуальное развитие одарённых детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 22:59, курсовая работа

Описание работы

Цель курсового исследования: изучить состояние тревожности у выбранной группы одаренных детей .
Объект курсового исследования: интеллектуально одаренные дети.
Предмет курсового исследования: процесс развития эмоционально-тревожного состояния у выбранной группы одаренных детей.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
3
Глава 1.Основы одаренности как психологического феномена в психолого-педагогической литературе
6
1.1.Основные проблемы одаренности как феномена на современном этапе
6
1.2.Классификация одаренности как психологического феномена на современном этапе
12
1.3.Функциональный подход к проблеме одаренности
16
Глава 2.Эмперическое исследование специфики развития
23
2.1.Организация курсового исследования
23
2.2.Анализ результатов исследования
35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
43
Приложение 1
44
Приложение 2
50
Приложение 3

Файлы: 1 файл

курсовая эмоциональное развитие2.doc

— 831.50 Кб (Скачать файл)

Методы курсового  исследования:

    1. Определение того, какого ребенка можно отнести к интеллектуально одаренным детям, а какого нет, осуществлялось с помощью диагностики уровня интеллектуальных способностей детей учителями, которые использовали специальный опросник, составленный нами на основе рейтинговых шкал Рензулли-Хартмана.

 

    1. для исследования степени агрессивности детей использовался опросник «Диагностики показателей и форм агрессии» А. Басса и А. Дарки;
    2. для исследования степени дезадаптированности детей в социуме использовался многоуровневый личностный опросчик «Адаптивность»;

 

Негативные эмоции могут  быть  крайне разрушительны для  подростка.  Выражение негативных чувств как через форму (ссора, крик, визг), так и через содержание словесных обращений к другим лицам (угроза, проклятие, ругань) – вербальная агрессия. Использование окольным путём направленных против других лиц сплетен, шуток и проявление ненаправленных, неупорядоченных взрывов ярости (в крике, топании ногами и т.д.) – косвенная агрессия. Оппозиционная форма поведения, направленная обычно против авторитета и руководства, которая может нарастать от пассивного сопротивления до активных действий против требований, правил, законов, - негативизм. Склонность к раздражению, готовность при малейшем возбуждении излиться во вспыльчивости, резкости, грубости – раздражение. Склонность к недоверию и осторожному отношению к людям, проистекающим из убеждения, что окружающие намерены причинить вред, - подозрительность. Проявление зависти и ненависти к окружающим, обусловленные чувством гнева, недовольства кем-то именно или всем миром за действительные или мнимые страдания, - обида.

Отношение и действия по отношению к себе и окружающим, проистекающие из возможного убеждения самого обследуемого в том, что он является плохим человеком, поступает нехорошо: вредно, злобно или бессовестно, - аутоагрессия или чувство вины. Для исследования уровня адаптации у подростков общеобразовательного класса и подростков интерната для одарённых детей, мы использовали многоуровневый личностный опросник «Адаптивность». Данный опросник имеет несколько структурных уровней, что позволяет получить информацию различного объёма и характера.

Опросник включает в себя 4 шкалы:

    1. Шкала поведенческой регуляции характеризует склонность к нервно-психическим срывам, адекватность самооценки и адекватность восприятия действительности;
    2. Шкала коммуникативного потенциала характеризует уровень коммуникативных способностей, агрессивности, конфликтности и умение налаживать контакты с окружающими;
    3. Шкала морально-нравственной нормативности характеризует уровень социализации, соблюдение общепринятых норм поведения и адекватную оценку своего места и роли в коллективе;
    4. Шкала личностного потенциала социально-психологической адаптации (сумма 3-х вышеперечисленных шкал) определяет три группы адаптации: хорошую, удовлетворительную и неудовлетворительную.

 

С помощью метода статистической обработки экспериментальных данных непосредственно проверяются, доказываются или опровергаются гипотезы, связанные с экспериментом. В нашем случае мы будем рассматривать метод сравнения между собой двух элементарных статистик (средних), относящихся к разным выборкам. Для сравнения выборочных средних величин, принадлежащих к двум совокупностям данных, и для решения вопроса о том, отличаются ли средние значения статистически достоверно друг от друга, будем использовать t-критерий Стьюдента. Его основная формула выглядит следующим образом:

t = \х1 ср – х2 ср\ : (m12 + m22)^1/2

где х1 ср – среднее значение переменной по одной выборке данных;

х2 ср - среднее значение переменной по другой выборке данных;

m1 и m2 - интегрированные  показатели отклонений частных  значений из двух сравниваемых  выборок от соответствующих им  средних величин.

m1 и m2 в свою очередь вычисляются по следующим формулам:

m12 = S12ср /n1; m22 = S22ср /n2,

где S12ср – выборочная дисперсия  первой переменной (по первой выборке);

S22ср – выборочная дисперсия  второй переменной (по второй  выборке);

n1 – число частных  значений переменной в первой  выборке;

n2 – число частных  значений переменной по второй  выборке.

 

После того как при  помощи приведённой выше формулы  вычислен показатель t, по таблице критических  значений t-критерия Стьюдента для  заданного числа степеней свободы (n1 + n2 - 2) и вероятностей допустимых ошибок, находится нужное табличное значение t и сравнивается с вычисленным значением t. Если вычисленное значение t больше или равно табличному, то делается вывод о том, что сравниваемые средние значения из двух выборок действительно статистически достоверно различаются с вероятностью допустимой ошибки, меньшей или равной избранной. Далее проведём статистический анализ на основе сравнения проявлений агрессий у одарённых и обычных детей и определим на его основе значимость разницы в средних величинах

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.2.Анализ результатов исследования.

 

По получению результатов  мы сочли необходимым проанализировать какие существуют различия в проявлении форм агрессии между одарёнными (неодарёнными) девочками и мальчиками. Ниже приведены таблицы, которые отражают различия средних значений по каждой форме агрессии.

 

Таблица 1.- Сравнение средних значений выраженности агрессии одарённых и неодарённых девочек по методике А.Басса и А. Дарки.

Формы агрессии

Одарённые девочки

Неодаренные девочки

Разница между средними значениями

1

Физическая агрессия

55,1

54,4

+ 0,7

2

Вербальная агрессия

59,8

60,6

- 0,8

3

Косвенная агрессия

76,5

74,2

+ 2,3

4

Негативизм

64,3

58,57

+ 5,73

5

Раздражение

39,9

48,47

- 8,57

6

Подозрительность

74

62,53

+ 11,47

7

Обида

34,8

30,53

+4,27

8

Аутоагрессия

54,5

40,6

+ 13,9


 

Из табличных данных наглядно видно, что в целом показатели средних значений уровня агрессии одарённых  девочек выше. Исключение составляют вербальная агрессия и раздражение. Одаренные девочки подростки более агрессивны как по отношению к себе, так и по отношению к сверстникам, чем не одаренные. Это происходит по ряду причин. Одаренные девочки более интеллектуально развиты, чем не одаренные, вследствие этого в компаниях сверстников они  могут быть отвергнуты, и неприняты. С  одной стороны это и хорошо, так как  они  имеют более высокую планку развития и будут  конкурентно способны на рынке  труда и услуг.  С  другой стороны, не имея  общения со  сверстниками, могут быть лишены общения с ними же, вследствие  чего появляются негативные  психологические явления, такие, как: обида,  агрессия, аутоагрессия. Многие негативные явления, которые кажутся нам безобидными, оказывают  на самом  деле болезнетворное воздействие на  психологическое и физическое здоровье. Ведь физиологами доказана взаимосвязь между душевным, психологическим и физическим состоянием.

 

Таблица 2.- Сравнение средних значений выраженности агрессии одарённых и неодарённых мальчиков по методике А.Басса и А. Дарки.

Формы агрессии

Одарённые мальчики

Неодаренные мальчики

Разница между средними значениями

1

Физическая агрессия

56,4

62,3

- 5,9

2

Вербальная агрессия

54,93

57,2

- 2,27

3

Косвенная агрессия

82,4

75,9

+ 6,5

4

Негативизм

70,6

60,4

+ 10,2

5

Раздражение

47

52,8

- 5,8

6

Подозрительность

70,33

60,6

+ 9,73

7

Обида

37,73

31,1

+ 6,63

8

Аутоагрессия

49,53

38,8

+ 10,73


 

Из табличных данных наглядно видно, что в целом показатели средних значений уровня агрессии одарённых  мальчиков выше, чем у неодарённых. Средние показатели физической, вербальной агрессии и раздражения ниже, чем у неодарённых мальчиков. С мальчиками же дело обстоит   совершенно иначе,  чем девочками. Чем выше уровень интеллекта, у парня, тем он эмоционально стабильнее и  спокойнее. Возможно, это обуславливается моментами воспитания и развития в детском возрасте. Ведь мальчикам нужно приложить больше  усилий для достижения результатов в музыкальном, художественном, спортивном искусстве.  Данный  факт поясняется и физиологически, ведь природой  у мужчин развито больше левое полушарие, чем  левое. Левое полушарие отвечает за стабильность, точность и результативность, правое за эмоциональность. Отсюда и разница,  в показателях.

Таблица 3.- Сравнение средних значений выраженности агрессии одарённых девочек и мальчиков по методике А.Басса и А. Дарки

Формы агрессии

Одарённые девочки

Одаренные мальчики

Разница между средними значениями

1

Физическая агрессия

55,1

56,4

-1,3

2

Вербальная агрессия

59,8

54,99

+4,81

3

Косвенная агрессия

76,5

82,4

-5,9

4

Негативизм

64,3

70,6

-6,3

5

Раздражение

39,9

47

- 7,1

6

Подозрительность

74

70,39

+3,61

7

Обида

34,8

37,73

-2,93

8

Аутоагрессия

54,5

49,53

+4,97


Исследование средних значений выраженности агрессии одарённых девочек и мальчиков по методике А.Басса и А. Дарки показало, что одаренные мальчики имеют олее высокий уровень агрессии, чем девочки по всем параметрам тестовой методики. Одаренные девочки более агрессивны по шкале вербальной агрессии, подозрительности и аутоагрессии. Но  опять же все перечисленные показатели характерны для развитого правого полушария мозга.

 

Таблица 4.- Сравнение средних значений выраженности агрессии одарённых и неодарённых подростков по методике А.Басса и А. Дарки.

Формы агрессии

Одарённые подростки

Неодаренные подростки

Разница между средними значениями

1

Физическая агрессия

55,88

57,56

- 1,68

2

Вербальная агрессия

56,88

59,24

- 2,36

3

Косвенная агрессия

80,04

74,88

+5,16

4

Негативизм

68,08

59,36

+ 8,72

5

Раздражение

44,16

50,2

- 6,04

6

Подозрительность

71,8

61,76

+10,04

7

Обида

36,56

30,76

+ 5,8

8

Аутоагрессия

51,52

39,88

+ 11,64


 

Из табличных данных наглядно видно, что в целом показатели средних значений уровня агрессии одарённых  подростков выше, чем у неодарённых. Средние показатели физической, вербальной агрессии и раздражения ниже, чем у неодарённых подростков. Одаренные подростки как уже говорилось ранее лишены иногда возможности общаться со сверстниками и общаются со взрослыми. За счет чего перенимают «взрослые правила игры», которые не пригодны в мире подростком. Также одаренные  подростки  эмоционально более возбудимы чем неодаренные, и требуют к себе повышенного внимания, за счет их «исключительности» и развитости в отдельных дисциплинах и видах искусства.  Проведём сравнительный анализ между средними значениями показателей форм адаптации одарённых и неодарённых детей.

Информация о работе Эмоциональное и интеллектуальное развитие одарённых детей