Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 22:59, курсовая работа
Цель курсового исследования: изучить состояние тревожности у выбранной группы одаренных детей .
Объект курсового исследования: интеллектуально одаренные дети.
Предмет курсового исследования: процесс развития эмоционально-тревожного состояния у выбранной группы одаренных детей.
ВВЕДЕНИЕ
3
Глава 1.Основы одаренности как психологического феномена в психолого-педагогической литературе
6
1.1.Основные проблемы одаренности как феномена на современном этапе
6
1.2.Классификация одаренности как психологического феномена на современном этапе
12
1.3.Функциональный подход к проблеме одаренности
16
Глава 2.Эмперическое исследование специфики развития
23
2.1.Организация курсового исследования
23
2.2.Анализ результатов исследования
35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
43
Приложение 1
44
Приложение 2
50
Приложение 3
МИНИСТЕСРТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
РОССИЙСКИЙ ГОСУДРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
КУРСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
(ФИЛИАЛ)РГСУ
Факультет «Социальная работа, педагогика и психология»
Кафедра психологии и педагогики
Специальность 020400(030301.65) – «Психология»
Направление 030300.62 – «Психология»
Курсовая работа
По дисциплине: «Психодиагностика»
На тему: «Эмоциональное и интеллектуальное развитие одарённых детей»
Курск 2012
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ |
3 |
Глава 1.Основы одаренности как психологического феномена в психолого-педагогической литературе |
6 |
1.1.Основные проблемы одаренности как феномена на современном этапе |
6 |
1.2.Классификация одаренности как психологического феномена на современном этапе |
12 |
1.3.Функциональный подход к проблеме одаренности |
16 |
Глава 2.Эмперическое исследование специфики развития |
23 |
2.1.Организация курсового исследования |
23 |
2.2.Анализ результатов исследования |
35 |
ЗАКЛЮЧЕНИЕ |
41 |
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ |
43 |
Приложение 1 |
44 |
Приложение 2 |
50 |
Приложение 3 |
55 |
Приложение 4 |
61 |
ВВЕДЕНИЕ
Актуальность курсового исследования: Одаренные дети являются уникальным явлением в социальном мире. Как отмечают многие педагоги, одаренные дети отличаются не только хорошими способностями к каким-либо видам деятельности, но в первую очередь по своим психологическим особенностям выделяются среди своих сверстников. Важнейшей проблемой прогресса общества является сохранение и развитие одаренности. Многим родителям, педагогам сложно выделить основные направления работы с такими детьми, подобрать адекватные их развитию программы обучения и воспитания. Отдельной проблемой является и выявление этой одаренности в детском возрасте [1,с.14].
В психолого-педагогической литературе изучение проблемы одаренности связано с именем Н.С. Лейтеса, который отмечал, что с возрастными особенностями тесно переплетены благоприятные условия для становления тех или иных сторон умственных способностей. Он определяет способности как "отдельные психологические свойства, обусловливающие возможности человека в тех или иных видах деятельности". В свою очередь, это создает условия для формирования различных видов одаренности. Более того, даже в одном и том же виде деятельности разные дети могут обнаружить своеобразие своего дарования применительно к разным ее аспектам [1,с.14].
Одаренность часто
проявляется в успешности
Таким образом,
судить об одаренности ребенка
следует не только по его
школьным или внешкольным
Цель курсового исследования: изучить состояние тревожности у выбранной группы одаренных детей .
Объект курсового исследования: интеллектуально одаренные дети.
Предмет курсового исследования: процесс развития эмоционально-тревожного состояния у выбранной группы одаренных детей.
Задачи курсового исследования:
Гипотеза курсового исследования: Интеллектуально одаренные дети являются в целом более агрессивными по сравнению с детьми, которых не относят к интеллектуально одаренным. Также мы считаем, что интеллектуально одаренные дети являются в целом более дезадаптированными в социуме по сравнению с детьми, которых не относят к интеллектуально одаренным.
Методы курсового исследования:
База курсового исследования: Государственное учреждение образования средняя школа № 6 г. Курчатова. Учащиеся профильного 7 «А» класса 23 учащихся 8 класса, из них 10 девочек и 13 мальчиков (средний возраст – 13-14 лет). Учащиеся общеобразовательного 8 «А» класса, той же школы в количестве – 27 учащихся 8 класса, из них 15 девочек и 12 мальчиков (средний возраст – 13-14 лет).
Глава 1.Основы одаренности как психологического феномена в психолого-педагогической литературе
1.1.Основные
проблемы одаренности как
В многосторонних исследованиях он обосновал положение о том, что ключом к раскрытию возрастной одаренности являются сенситивные периоды психического развития; убедительно показал, в частности, что сенситивным для умственного развития человека является каждый из периодов возрастного созревания. Подтвердилась значимость дошкольного и младшего школьного возрастов: ни раньше, ни позже способности так быстро и продуктивно не развиваются; именно в эту пору жизни появляются чудо-дети (вундеркинды); одаренность в этом возрасте яркая и массовая. Дети, по Н.С. Лейтесу, в целом одареннее взрослых. Вместе с тем яркое проявление способностей к подростковому возрасту у большинства детей чаще всего снижается. Н.С. Лейтес показывает, что подростковый возраст имеет специфическую сенситивность и вносит свой особый вклад в становление интеллекта и личности. Эта проблема чрезвычайно важна для решения вопросов эффективного психического развития человека в онтогенезе [1,с.14].
Для этого нужны психолого-
С положением о том, что одаренность характеризуется, прежде всего, своим индивидуальным своеобразием, невозможно не согласиться: талантливые люди в науке, в технике, в искусстве не повторяют друг друга, у каждого свои творческие особенности. Вот почему определение одаренности через нахождение коэффициента интеллектуальности (IQ) недостаточно для выявления уровня одаренности. Более того, чрезвычайно высокий IQ (170 и выше) у ребенка не способствует развитию творчески плодотворной личности.
В своих трудах Н.С. Лейтес привлекает внимание к тому, что свойства сенситивности разных периодов детства могут суммироваться, оказывая совместное действие в развитии ребенка. Представленные материалы и выводы из них настолько существенны, что можно говорить о разработке новой концепции психического развития человека в онтогенезе. В основе ее лежат положения о возрастной одаренности, под которой понимаются те ее признаки, которые обусловлены особенностями разных возрастов. Эта концепция опирается на целостную картину хода развития и своеобразия интеллекта у младших школьников, подростков и старших школьников. Ее обоснованию служат доказательно интерпретируемые монографические описания индивидуально-типологических особенностей личности школьников [1,c.17].
Н.С. Лейтеса умело связывает отдельные возрастные и индивидуальные особенности личности, выявляя их взаимозависимость и общность, показывает конкретно, что недостатки личности являются продолжением ее достоинств, а порой играют и положительную роль. Он рассматривает проблему раннего проявления одаренности как проблему детского возраста, дает "психологические портреты" выдающихся детей, раскрывает понятие "возрастная одаренность" и освещает некоторые другие общие вопросы, связанные с одаренностью. Кроме того, он выделяет три школьных возраста: их возрастные особенности как предпосылки развития способностей. На примерах учащихся II, VI и IX классов выделяет, по существу, компактные, насыщенные богатым жизненным материалом психолого-педагогические характеристики основных школьных возрастов. Анализируя интеллектуальные различия, обусловленных ходом возрастного развития, Н.С. Лейтес приводит ряд очень содержательных и развернутых психологических характеристик представителей определенных видов (вариантов) возрастного развития [4,c.12].
Рассматривая "Индивидуально-типические
различия по интеллекту". Н.С. Лейтес
опирается на результаты психофизиологических
исследований Б.М. Теплова и представителей
его школы, разрабатывающих определенные
аспекты учения Павлова о высшей нервной деятельности. Например, павловские
характеристики "художественного"
и "мыслительного" типов совпадают
в общем с выявленным в середине нашего
века делением людей на право - и левополушарных.
При этом Н.С. Лейтес рассматривает вопрос
о нравственной стороне одаренности. Известно,
что в одной и той же семье вырастают нравственные
люди и без нее, причем различия эти начинают
проявляться с раннего детства. Н.С. Лейтес
в своих трудах рассматривает самые общие
предпосылки способностей, природные
предпосылки дифференциально-
Работы Н.С. Лейтеса
в области одаренности
Информация о работе Эмоциональное и интеллектуальное развитие одарённых детей