Эмоциональное и интеллектуальное развитие одарённых детей

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2012 в 22:59, курсовая работа

Описание работы

Цель курсового исследования: изучить состояние тревожности у выбранной группы одаренных детей .
Объект курсового исследования: интеллектуально одаренные дети.
Предмет курсового исследования: процесс развития эмоционально-тревожного состояния у выбранной группы одаренных детей.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
3
Глава 1.Основы одаренности как психологического феномена в психолого-педагогической литературе
6
1.1.Основные проблемы одаренности как феномена на современном этапе
6
1.2.Классификация одаренности как психологического феномена на современном этапе
12
1.3.Функциональный подход к проблеме одаренности
16
Глава 2.Эмперическое исследование специфики развития
23
2.1.Организация курсового исследования
23
2.2.Анализ результатов исследования
35
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
41
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
43
Приложение 1
44
Приложение 2
50
Приложение 3

Файлы: 1 файл

курсовая эмоциональное развитие2.doc

— 831.50 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕСРТВО ОБРАЗОВАНИЯ И  НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

РОССИЙСКИЙ ГОСУДРСТВЕННЫЙ СОЦИАЛЬНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

КУРСКИЙ ИНСТИТУТ СОЦИАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

(ФИЛИАЛ)РГСУ

 

Факультет «Социальная работа, педагогика и психология»

 

Кафедра психологии и педагогики

 

Специальность 020400(030301.65) – «Психология»

Направление 030300.62 – «Психология»

 

 

 

Курсовая работа

 

По дисциплине: «Психодиагностика»

 

На тему: «Эмоциональное и интеллектуальное развитие одарённых детей»

 

 

 

 

 

 

                                                                             Выполнил

                                                                             студент 4 курса 2 группы

                                                                             заочной формы обучения

                                                                             специальность «психология»

                                                                             факультет социальной работы

                                                                             педагогики и психологии

                                                                             Забоев Алексей Владимирович

                                                                                              ___________

                                                                                                  Подпись

 

                                                                             Проверил___________________

                                                                                                ____________

                                                                                                    Подпись

 

 

 

 

Курск 2012 
СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ

3

Глава 1.Основы одаренности  как  психологического феномена в психолого-педагогической литературе

6

1.1.Основные проблемы одаренности как феномена на современном этапе

6

1.2.Классификация одаренности  как психологического феномена  на современном этапе 

12

1.3.Функциональный подход к проблеме одаренности

16

Глава 2.Эмперическое исследование специфики развития

23

2.1.Организация курсового исследования

23

2.2.Анализ результатов исследования

35

ЗАКЛЮЧЕНИЕ 

41

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

43

Приложение 1

44

Приложение 2

50

Приложение 3

55

Приложение 4

61


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ВВЕДЕНИЕ

 

Актуальность  курсового исследования: Одаренные дети являются уникальным явлением в социальном мире. Как отмечают многие педагоги, одаренные дети отличаются не только хорошими способностями к каким-либо видам деятельности, но в первую очередь по своим психологическим особенностям выделяются среди своих сверстников. Важнейшей проблемой прогресса общества является сохранение и развитие одаренности. Многим родителям, педагогам сложно выделить основные направления работы с такими детьми, подобрать адекватные их развитию программы обучения и воспитания. Отдельной проблемой является и выявление этой одаренности в детском возрасте [1,с.14].

В психолого-педагогической литературе изучение проблемы одаренности  связано с именем Н.С. Лейтеса, который отмечал, что с возрастными особенностями тесно переплетены благоприятные условия для становления тех или иных сторон умственных способностей.  Он определяет способности как "отдельные психологические свойства, обусловливающие возможности человека в тех или иных видах деятельности".  В свою очередь, это создает условия для формирования различных видов одаренности. Более того, даже в одном и том же виде деятельности разные дети могут обнаружить своеобразие своего дарования применительно к разным ее аспектам [1,с.14].  

 Одаренность часто  проявляется в успешности деятельности, имеющей стихийный, самодеятельный  характер. Например, увлеченный техническим  конструированием ребенок может  дома с энтузиазмом строить  свои модели, но при этом не проявлять аналогичной активности, ни в школьной, ни в специально организованной внешкольной деятельности (кружке, секции, студии). Кроме того, одаренные дети далеко не всегда стремятся демонстрировать свои достижения перед окружающими. Так, ребенок, сочиняющий стихи или рассказы, может скрывать свое увлечение от педагога [1,с.15].  

 Таким образом,  судить об одаренности ребенка  следует не только по его  школьным или внешкольным делам,  но по инициированным им самим  формам деятельности. В некоторых  случаях причиной, задерживающей становление одаренности, несмотря на потенциально высокий уровень способностей, являются те или иные трудности развития ребенка: например, заикание, повышенная тревожность, конфликтный характер общения и т.п. При оказании такому ребенку психолого-педагогической поддержки эти барьеры могут быть сняты. Одаренность в детском возрасте можно рассматривать в качестве потенциала психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности.

           Цель курсового исследования: изучить состояние тревожности у выбранной группы одаренных детей .

          Объект курсового исследования: интеллектуально одаренные дети.

          Предмет курсового исследования: процесс развития эмоционально-тревожного состояния у выбранной группы одаренных детей.

Задачи курсового  исследования:

    1. изучить  психолого-педагогическую и научно-методическую литературу по теме курсового исследования;
    2. выявить показатели, способствующие развитию одаренности детей;
    3. разработать рекомендации по ходу курсового исследования и помочь наметить направления работы в области эмоционального  и интеллектуального развития детей.

 

Гипотеза курсового  исследования: Интеллектуально одаренные дети являются в целом более агрессивными по сравнению с детьми, которых не относят к интеллектуально одаренным. Также мы считаем, что интеллектуально одаренные дети являются в целом более дезадаптированными в социуме по сравнению с детьми, которых не относят к интеллектуально одаренным.

Методы курсового  исследования:

    1. Определение того, какого ребенка можно отнести к интеллектуально одаренным детям, а какого нет, осуществлялось с помощью диагностики уровня интеллектуальных способностей детей учителями, которые использовали специальный опросник, составленный нами на основе рейтинговых шкал Рензулли-Хартмана.

 

    1. для исследования степени агрессивности детей использовался опросник «Диагностики показателей и форм агрессии» А. Басса и А. Дарки;
    2. для исследования степени дезадаптированности детей в социуме использовался многоуровневый личностный опросчик «Адаптивность»;

 

База курсового  исследования: Государственное учреждение образования средняя школа № 6 г. Курчатова. Учащиеся профильного 7 «А» класса  23 учащихся 8 класса, из них 10 девочек и 13 мальчиков (средний возраст – 13-14 лет). Учащиеся общеобразовательного 8 «А» класса, той же школы в количестве – 27 учащихся 8 класса, из них 15 девочек и 12 мальчиков (средний возраст – 13-14 лет).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1.Основы одаренности  как  психологического феномена в  психолого-педагогической литературе

1.1.Основные  проблемы одаренности как феномена  на современном этапе

 

В многосторонних исследованиях  он обосновал положение о том, что ключом к раскрытию возрастной одаренности являются сенситивные  периоды психического развития; убедительно  показал, в частности, что сенситивным для умственного развития человека является каждый из периодов возрастного созревания. Подтвердилась значимость дошкольного и младшего школьного возрастов: ни раньше, ни позже способности так быстро и продуктивно не развиваются; именно в эту пору жизни появляются чудо-дети (вундеркинды); одаренность в этом возрасте яркая и массовая. Дети, по Н.С. Лейтесу, в целом одареннее взрослых. Вместе с тем яркое проявление способностей к подростковому возрасту у большинства детей чаще всего снижается. Н.С. Лейтес показывает, что подростковый возраст имеет специфическую сенситивность и вносит свой особый вклад в становление интеллекта и личности. Эта проблема чрезвычайно важна для решения вопросов эффективного психического развития человека в онтогенезе [1,с.14].

Для этого нужны психолого-педагогические технологии, обеспечивающие подлинный  индивидуальный подход к школьникам. Стремление изучить проблему эффективного и непрерывного, продолжительного формирования способностей приводит Н.С. Лейтеса к новому пониманию психического развития человека в онтогенезе. В отечественной психологии широкое распространение и признание получили положения о ведущей для каждого возраста деятельности и социальной ситуации развития как двух важнейших факторах психического развития личности. Н.С. Лейтес настаивает на необходимости изучать внутренние условия развития способностей, среди которых особо выделяются формально-динамические. Подобный подход позволил автору продолжить установление связей дифференциальной психологии с психофизиологией. Н.С. Лейтесу удалось творчески продолжить и применить к детям теорию Б.М. Теплова о том, что талант определяется не столько умственным развитием человека, сколько индивидуальным своеобразием, совокупностью входящих в него факторов [1,c.15].

С положением о том, что одаренность характеризуется, прежде всего, своим индивидуальным своеобразием, невозможно не согласиться: талантливые люди в науке, в технике, в искусстве не повторяют друг друга, у каждого свои творческие особенности. Вот почему определение одаренности через нахождение коэффициента интеллектуальности (IQ) недостаточно для выявления уровня одаренности. Более того, чрезвычайно высокий IQ (170 и выше) у ребенка не способствует развитию творчески плодотворной личности.

В своих трудах Н.С. Лейтес привлекает внимание к тому, что  свойства сенситивности разных периодов детства могут суммироваться, оказывая совместное действие в развитии ребенка. Представленные материалы и выводы из них настолько существенны, что можно говорить о разработке новой концепции психического развития человека в онтогенезе. В основе ее лежат положения о возрастной одаренности, под которой понимаются те ее признаки, которые обусловлены особенностями разных возрастов. Эта концепция опирается на целостную картину хода развития и своеобразия интеллекта у младших школьников, подростков и старших школьников. Ее обоснованию служат доказательно интерпретируемые монографические описания индивидуально-типологических особенностей личности школьников [1,c.17].

Н.С. Лейтеса умело связывает отдельные возрастные и индивидуальные особенности личности, выявляя их взаимозависимость и общность, показывает конкретно, что недостатки личности являются продолжением ее достоинств, а порой играют и положительную роль. Он рассматривает проблему раннего проявления одаренности как проблему детского возраста, дает "психологические портреты" выдающихся детей, раскрывает понятие "возрастная одаренность" и освещает некоторые другие общие вопросы, связанные с одаренностью. Кроме того, он выделяет три школьных возраста: их возрастные особенности как предпосылки развития способностей. На примерах учащихся II, VI и IX классов выделяет, по существу, компактные, насыщенные богатым жизненным материалом психолого-педагогические характеристики основных школьных возрастов. Анализируя интеллектуальные различия, обусловленных ходом возрастного развития, Н.С. Лейтес приводит ряд очень содержательных и развернутых психологических характеристик представителей определенных видов (вариантов) возрастного развития [4,c.12].

Рассматривая "Индивидуально-типические различия по интеллекту". Н.С. Лейтес опирается на результаты психофизиологических исследований Б.М. Теплова и представителей его школы, разрабатывающих определенные аспекты учения Павлова о высшей нервной деятельности. Например, павловские характеристики "художественного" и "мыслительного" типов совпадают в общем с выявленным в середине нашего века делением людей на право - и левополушарных. При этом Н.С. Лейтес рассматривает вопрос о нравственной стороне одаренности. Известно, что в одной и той же семье вырастают нравственные люди и без нее, причем различия эти начинают проявляться с раннего детства. Н.С. Лейтес в своих трудах рассматривает самые общие предпосылки способностей, природные предпосылки дифференциально-психологических свойств, о сенситивных периодах психического развития, соотношение возрастного и индивидуального в способностях школьника [4,с.14].

Работы Н.С. Лейтеса  в области одаренности восстанавливает  давнюю традицию европейский психологии (с ее вниманием к психологическим характеристикам), забытую под влиянием чрезмерно увлекающейся статистикой американской психологии. Группа исследователей Ю.Д. Бабаева, Н.С. Лейтес, Т.М. Маркутина, АА Мелик-Пашаев, З.Н. Новлянская, Л.В. Попова, М.С. Старчеус, В С Юр-кевич также глубоко изучали проблемы одаренности. В их работах отражены современные исследования по данной проблеме в России и за рубежом. Основная направленность их работы - возрастные и индивидуально-типические особенности развития одаренности школьников, способы ее выявления проблемы воспитания и обучения одаренных учащихся. В результате их труда появилось понимание того, что одаренные отличаются не сколько способностью усваивать чужое, сколько создавать свое. Именно эти 15-25% от общего количества детей при благоприятно сложившихся обстоятельствах могут составить цвет нации. К сожалению, это имеет место, из тысячи детей, родившихся с потенциалом гения, им становится лишь один, нужны определенные условия. Осознание важности этой проблемы привело к тому, что в ряде цивилизованных стран приняты и выполняются законы об одаренности, существуют фонды, функционируют консультационные центры. И наша страна становится в ряд с цивилизованными странами [4,c.18].

Информация о работе Эмоциональное и интеллектуальное развитие одарённых детей