Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 02:36, курсовая работа
На современном этапе развития отечественной психологии представляется возможным более глубокое исследование внутреннего мира конкретной личности, стержнем которой является ее Я-концепция. Определенные социальные условия, повлиявшие на изучение самоотношения в отечественной психологии, привели к условно схематическому его рассмотрению вне целостной теории личности.
• Введение
• Глава 1. Теоретический анализ проблемы формирования самоотношения в подростковом возрасте
• 1.1 Самоотношение в психологических исследованиях
• 1.2 Самоотношение и самооценка
• 1.3 Особенности формирования самоотношения у подростков
• Глава 2. Экспериментальное изучение способов измерения самоотношения у детей подросткового возраста
• 2.1 Организация исследования
• 2.2 Изучение самооценки и самоотношения личности детей подросткового возраста
• 2.3 Рекомендации по формированию адекватной самооценки и самоотношения
• Заключение
• Список использованной литературы
В подростковом возрасте происходит
бурный рост, развитие и перестройка
организма ребенка, сопровождающийся
неравномерность физического
Детям подросткового возраста присущи повышенный интерес к своей личности, потребность в осознании и оценке своих личных качеств. Анализируя и оценивая свое поведение, подросток постепенно сравнивает его с поведением окружающих людей, прежде всего своих товарищей. При этом он дорожит мнением не только товарищей, но и взрослых, стремясь выработать в себе такие черты, которые позволяли бы ему добиваться успехов в деятельности и улучшать взаимоотношения с другими людьми. Возможность осознавать, оценивать свои личные качества, удовлетворять свойственное ему стремление к самосовершенствованию подросток получает в системе взаимодействия с "миром людей". И сам этот мир воспринимается им именно через посредство взрослых людей.
Чем бы ни определялся статус старшеклассника в коллективе, он оказывает сильнейшее влияние на его поведение и самоотношение.
В психологии выделяются факторы,
оказывающие непосредственное влияние
на формирование самоотношения подростков,
а именно: поведение родителей (стиль
семейного воспитания), роль значимых
других, взаимосвязь самооценки с
социально-психологическим
Родители, группа сверстников, учителя, осуществляя обратную связь, оказывают непосредственное влияние на развитие самоотношения индивида. Согласно взглядам Кули, источником развития образа Я, начиная с раннего детства, является восприятие нами реакций на наши проявления значимых других. Мы склонны сначала, разделять, а потом и полностью принимать их суждения о нас в силу нашего к ним расположения.
В раннем детстве наиболее
значимыми другими в окружении
ребенка являются родители. Позже
к ним присоединяются учителя
и группа сверстников. Результаты многочисленных
исследований подросткового периода,
представленные как отечественной,
так и зарубежной литературой, показывают
заметное снижение влияния родителей
и повышение влияния
В старшем подростковом возрасте
отношение и оценка одноклассников
не значительно определяет содержание
самоотношения. Значимые различия между
группами старших подростков с разным
типом отношений со сверстниками,
были выявлены лишь по шкале "самоценность",
при р=0,05. Старшие подростки получившие
положительную оценку со стороны
одноклассников, более уверенны в
ценности собственной личности и, одновременно,
предполагаемой ценности своего "Я"
для других, чем подростки получившие
негативную оценку со стороны одноклассников.
Возможно, это связано с тем, что
к старшему подростковому возрасту
самоотношение уже
Особенности представлений о себе являются основополагающими в развитии и формировании личности подростка: рисуя образ "Я", подросток как бы предопределяет собственный путь развития, “пишет сценарий” своей жизни, начинает жить и действовать, стремясь не покидать намеченной линии [15].
В возрасте 13-14 лет у человека меняются представления о своем теле, происходят значительные физиологические изменения, проявления которых, дают о себе знать в различных сферах его жизни. Именно в этом возрасте интенсивно формируется и изменяется взгляд подростка на самого себя, на других людей, переосмысливаются старые и обнаруживаются новые варианты решений жизненных проблем и конфликтов. Меняется и развивается подростковая Я - концепция. Очевидно, что изменение представлений о себе может являться процессом болезненным, так как в подростковом возрасте он протекает наиболее интенсивно и динамично. Кроме того, в данный период становится актуальной тема поиска себя; а те "муки самотворчества", которые испытывает подросток в своем развитии, являются для него не менее стрессогенным фактором, нежели конфликт или неудача в школе.
Содержание Я - концепции является одним из наиболее важных результатов воспитания и обучения, т.е. того, что составляет содержание и формы социализации ребенка. Однако результат не бывает завершенным полностью, что также оказывает непосредственное влияние на реакции ребенка в повседневной жизни.
Я - концепция есть совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой. Описательную составляющую Я - концепции часто называют "образом Я" или "картиной Я". Развитие Я - концепции в подростковом возрасте начинается с уяснения качеств своего "наличного" Я, оценки своего тела, внешности, поведения, имени, способностей. Например, принятие подростком своего тела определяет принятие себя. Отношение к себе с точки зрения довольства или недовольства своим телом, различными его частям и индивидуальными особенностям является существенным компонентом сложной структуры самооценки и имеет огромное влияние на самореализацию личности во всех сферах жизни [9].
Составляющую, связанную с отношением к себе или к отдельным своим характеристикам, называют самооценкой, или принятием себя. Кроме того, Я - концепция определяет не только то, что собой представляет индивид, как себя оценивает, но и как мыслит свое бытие и развитие в будущем.
Мак - Кендлес рассматривает Я - концепцию как совокупность ожиданий, а также оценок, относящихся к различным областям поведения, с которыми эти ожидания связаны. Ожидания подростка и отвечающее им поведение определяются его представлениями о себе.
Выделение описательной и
оценочной составляющих в Я - концепции
позволяет рассматривать ее как
совокупность установок, направленных
на самого себя. Применительно к
Я - концепции элементы установки
можно описать следующим
Когнитивный элемент Я - концепции представлен образом Я, т.е. представлением индивида о самом себе, о своем теле, о своих характерных чертах, отличающих его от других, о своих социальных отношениях.
Оценочный элемент Я - концепции представлен в виде самооценки - аффективной реакции на собственное представление, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа Я могут вызывать более или менее приятные эмоции, связанные с их принятием или отвержением.
Поведенческий элемент - это конкретные действия, которые могут быть обусловлены образом Я и самооценкой. Они направлены на подтверждение своих представлений о самом себе, формируя определенный стиль поведения и механизм формирования поведенческих реакций. Кроме того, вокруг образа Я формируется определенный вид психологических защит, направленных на сохранение этого образа, поэтому стиль поведения - это совокупность действий, направленных на стабилизацию и развитие принятых представлений о себе.
Каждый из элементов Я - концепции может существовать в трех модальностях: Я - реальное: представление индивида о том, каков он есть на самом деле; Я - зеркальное (социальное): представление индивида о том, как его видят другие люди; Я - идеальное: представление индивида о том, каким бы он хотел быть [7].
В подростковом возрасте содержание этих модальностей Я становится значимым и определяющим в развитии личности. Очевидно, что вопросы "Кто Я?", "Кто Я для других?", "Каким бы Я хотел быть?" в той или иной форме, прямо или косвенно задает себе любой подросток, и поиск ответов на эти вопросы продолжается на протяжении многих лет, прежде чем сформируется более или менее устойчивое представление о собственной личности.
Представления личности о самой себе кажутся ей убедительными независимо от того, основываются ли они на объективном знании или субъективном мнении, являются ли они истинными или ложными.
Самоотношение есть личностное образование, а поэтому его строение и содержание может быть раскрыто лишь в контексте реальных жизненных отношений субъекта, "социальных ситуаций развития", а также тех видов деятельности, за которыми стоят мотивы, связанные с самореализацией субъекта как личности [16].
Качества, которые человек сам себе приписывает, не всегда являются объективными, и с ними не всегда готовы согласиться другие люди. В попытках охарактеризовать себя присутствует сильный личностный момент, момент пристрастной, субъективной оценки.
Я - концепция - это не только
констатация, описание черт своей личности,
но и вся совокупность их оценочных
характеристик и связанных с
ними переживаний. Большая часть
оценок себя обусловлена соответствующими
реальными стереотипами, бытующими
в той или иной социальной среде.
Подростку свойственна
Самооценка предполагает
критическое отношение к себе,
постоянное примеривание своих возможностей
к предъявляемым жизнью требованиям,
умение самостоятельно ставить перед
собой осуществимые цели, оценивать
течение своей деятельности и
ее результаты. Самооценка - субъективное
основание для определения
Самооценка не является постоянной, она изменяется в зависимости от обстоятельств. Источником оценочных значений различных представлений человека о себе является его социокультурное окружение. Куперсмит называет самооценкой отношение индивида к себе, которое складывается постепенно и приобретает привычный характер; оно проявляется как одобрение или неодобрение, степень которого определяет убежденность индивида в своей самоценности, значимости. Таким образом, самооценка - это личностное суждение о собственной ценности, которое выражается в установках, свойственных индивиду, а низкая самооценка предполагает непринятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей личности.
Самоотношение подростка
изменяется в соответствии с получаемой
индивидом обратной связью. Само по
себе присутствие других людей может
влиять на манеру поведения подростка
и на оценку им своего поведения. Подросток
может усиливать социально
Развитие устойчивости самооценки идет параллельно развитию произвольного поведения, таким образом, уменьшая подверженность самооценки влияниям извне; и тогда она начинает проявляться как мотив поведения.
Повышение устойчивости самооценки способствует повышению устойчивости личности, поскольку Я - концепция действует как внутренний "фильтр", который определяет характер восприятия человеком любой ситуации. Проходя сквозь этот "фильтр", ситуация осмысливается, получает значение, соответствующее представлениям человека о себе [1].
Глава 2. Экспериментальное изучение способов измерения самоотношения у детей подросткового возраста
2.1 Организация исследования
Проанализировав психолого-педагогическую литературу (глава 1) нами были выделены основные теоретические положения: формирование самооценки - сложный и многоплановый процесс, который во многом определяет личностными особенностями, в частности - самосознанием.
Основываясь на данных теоретических положениях, нами была составлена программа эксперимента.
Цель экспериментальной работы: изучить уровень самооценки личности и разработать рекомендации учащимся с завышенной и заниженной самооценкой.
Задачи экспериментальной работы: провести исследование уровня самооценки при помощи методики Будасси и теста на определение самооценки; разработать рекомендации учащимся с неадекватной самооценкой.
Экспериментальная работа проходила в несколько этапов:
констатирующий - сбор и анализ теоретических исследований по проблеме; выявление общих теоретических положений;
экспериментальный - диагностика самооценки и успешности деятельности;
контрольный - обобщение полученных данных, разработка рекомендаций, формулирование выводов.
В исследовании принимали участие 25 человек 9А класса МОУ СОШ № 127, из которых 16 девочек, 9 мальчиков. Класс обучается по традиционной системе. Возрастной состав одинаковый.
Основными методами исследования являлись: тестовые диагностические опросники (Методика изучения самооценки Будасси), подобранные с учетом возраста и исследуемой проблемы; диагностика самоотношения (Методика диагностики самоотношения В.В. Столина, С.Р. Пантилеева).