Экспериментальное изучение способов измерения самоотношения у детей подросткового возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 02:36, курсовая работа

Описание работы

На современном этапе развития отечественной психологии представляется возможным более глубокое исследование внутреннего мира конкретной личности, стержнем которой является ее Я-концепция. Определенные социальные условия, повлиявшие на изучение самоотношения в отечественной психологии, привели к условно схематическому его рассмотрению вне целостной теории личности.

Содержание работы

• Введение
• Глава 1. Теоретический анализ проблемы формирования самоотношения в подростковом возрасте
• 1.1 Самоотношение в психологических исследованиях
• 1.2 Самоотношение и самооценка
• 1.3 Особенности формирования самоотношения у подростков
• Глава 2. Экспериментальное изучение способов измерения самоотношения у детей подросткового возраста
• 2.1 Организация исследования
• 2.2 Изучение самооценки и самоотношения личности детей подросткового возраста
• 2.3 Рекомендации по формированию адекватной самооценки и самоотношения
• Заключение
• Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Самоотношение с результатами.docx

— 75.18 Кб (Скачать файл)

В подростковом возрасте происходит бурный рост, развитие и перестройка  организма ребенка, сопровождающийся неравномерность физического развития. Осознавая это, подросток стесняется и старается замаскировать свою нескладность, недостаточную координацию  движений, принимая порой неестественные позы, пытаясь бравадой, нарочной грубостью  отвлечь внимание от своей наружности. Даже легкая ирония и насмешка в  отношении его фигуры, позы или  походки вызывает часто бурную реакцию, подростка угнетает мысль, что он смешон и нелеп в глазах окружающих [6].

Детям подросткового возраста присущи повышенный интерес к  своей личности, потребность в  осознании и оценке своих личных качеств. Анализируя и оценивая свое поведение, подросток постепенно сравнивает его с поведением окружающих людей, прежде всего своих товарищей. При  этом он дорожит мнением не только товарищей, но и взрослых, стремясь выработать в себе такие черты, которые  позволяли бы ему добиваться успехов  в деятельности и улучшать взаимоотношения  с другими людьми. Возможность  осознавать, оценивать свои личные качества, удовлетворять свойственное ему стремление к самосовершенствованию  подросток получает в системе  взаимодействия с "миром людей". И сам этот мир воспринимается им именно через посредство взрослых людей.

Чем бы ни определялся статус старшеклассника в коллективе, он оказывает сильнейшее влияние на его поведение и самоотношение.

В психологии выделяются факторы, оказывающие непосредственное влияние  на формирование самоотношения подростков, а именно: поведение родителей (стиль  семейного воспитания), роль значимых других, взаимосвязь самооценки с  социально-психологическим статусом ребёнка, связь самооценки с педагогической оценкой. Под термином "значимые другие" понимаются люди, которые  важны или значимы для ребенка вследствие того, что он чувствует их способность оказывать непосредственное влияние на его жизнь. Ф. Райс, указывает, что значимые другие - это те, кто играет в жизни личности большую роль [11].

Родители, группа сверстников, учителя, осуществляя обратную связь, оказывают непосредственное влияние  на развитие самоотношения индивида. Согласно взглядам Кули, источником развития образа Я, начиная с раннего детства, является восприятие нами реакций на наши проявления значимых других. Мы склонны  сначала, разделять, а потом и  полностью принимать их суждения о нас в силу нашего к ним  расположения.

В раннем детстве наиболее значимыми другими в окружении  ребенка являются родители. Позже  к ним присоединяются учителя  и группа сверстников. Результаты многочисленных исследований подросткового периода, представленные как отечественной, так и зарубежной литературой, показывают заметное снижение влияния родителей  и повышение влияния сверстников  как референтной группы на самооценку подростков.

В старшем подростковом возрасте отношение и оценка одноклассников не значительно определяет содержание самоотношения. Значимые различия между  группами старших подростков с разным типом отношений со сверстниками, были выявлены лишь по шкале "самоценность", при р=0,05. Старшие подростки получившие положительную оценку со стороны  одноклассников, более уверенны в  ценности собственной личности и, одновременно, предполагаемой ценности своего "Я" для других, чем подростки получившие негативную оценку со стороны одноклассников. Возможно, это связано с тем, что  к старшему подростковому возрасту самоотношение уже сформировалось, и оно не изменяется под влиянием отношения сверстников.

Особенности представлений  о себе являются основополагающими  в развитии и формировании личности подростка: рисуя образ "Я", подросток  как бы предопределяет собственный  путь развития, “пишет сценарий” своей  жизни, начинает жить и действовать, стремясь не покидать намеченной линии [15].

В возрасте 13-14 лет у человека меняются представления о своем  теле, происходят значительные физиологические  изменения, проявления которых, дают о  себе знать в различных сферах его жизни. Именно в этом возрасте интенсивно формируется и изменяется взгляд подростка на самого себя, на других людей, переосмысливаются старые и обнаруживаются новые варианты решений жизненных проблем и  конфликтов. Меняется и развивается  подростковая Я - концепция. Очевидно, что изменение представлений  о себе может являться процессом  болезненным, так как в подростковом возрасте он протекает наиболее интенсивно и динамично. Кроме того, в данный период становится актуальной тема поиска себя; а те "муки самотворчества", которые испытывает подросток в  своем развитии, являются для него не менее стрессогенным фактором, нежели конфликт или неудача в  школе.

Содержание Я - концепции  является одним из наиболее важных результатов воспитания и обучения, т.е. того, что составляет содержание и формы социализации ребенка. Однако результат не бывает завершенным  полностью, что также оказывает  непосредственное влияние на реакции  ребенка в повседневной жизни.

Я - концепция есть совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой. Описательную составляющую Я - концепции часто  называют "образом Я" или "картиной Я". Развитие Я - концепции в подростковом возрасте начинается с уяснения качеств своего "наличного" Я, оценки своего тела, внешности, поведения, имени, способностей. Например, принятие подростком своего тела определяет принятие себя. Отношение к себе с точки зрения довольства или недовольства своим телом, различными его частям и индивидуальными особенностям является существенным компонентом сложной структуры самооценки и имеет огромное влияние на самореализацию личности во всех сферах жизни [9].

Составляющую, связанную  с отношением к себе или к отдельным  своим характеристикам, называют самооценкой, или принятием себя. Кроме того, Я - концепция определяет не только то, что собой представляет индивид, как себя оценивает, но и как мыслит свое бытие и развитие в будущем.

Мак - Кендлес рассматривает  Я - концепцию как совокупность ожиданий, а также оценок, относящихся к  различным областям поведения, с  которыми эти ожидания связаны. Ожидания подростка и отвечающее им поведение  определяются его представлениями  о себе.

Выделение описательной и  оценочной составляющих в Я - концепции  позволяет рассматривать ее как  совокупность установок, направленных на самого себя. Применительно к  Я - концепции элементы установки  можно описать следующим образом:

Когнитивный элемент Я - концепции  представлен образом Я, т.е. представлением индивида о самом себе, о своем  теле, о своих характерных чертах, отличающих его от других, о своих  социальных отношениях.

Оценочный элемент Я - концепции  представлен в виде самооценки - аффективной реакции на собственное  представление, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку  конкретные черты образа Я могут  вызывать более или менее приятные эмоции, связанные с их принятием  или отвержением.

Поведенческий элемент - это  конкретные действия, которые могут  быть обусловлены образом Я и  самооценкой. Они направлены на подтверждение  своих представлений о самом  себе, формируя определенный стиль  поведения и механизм формирования поведенческих реакций. Кроме того, вокруг образа Я формируется определенный вид психологических защит, направленных на сохранение этого образа, поэтому  стиль поведения - это совокупность действий, направленных на стабилизацию и развитие принятых представлений  о себе.

Каждый из элементов Я - концепции может существовать в  трех модальностях: Я - реальное: представление  индивида о том, каков он есть на самом деле; Я - зеркальное (социальное): представление индивида о том, как  его видят другие люди; Я - идеальное: представление индивида о том, каким  бы он хотел быть [7].

В подростковом возрасте содержание этих модальностей Я становится значимым и определяющим в развитии личности. Очевидно, что вопросы "Кто Я?", "Кто Я для других?", "Каким  бы Я хотел быть?" в той или  иной форме, прямо или косвенно задает себе любой подросток, и поиск  ответов на эти вопросы продолжается на протяжении многих лет, прежде чем  сформируется более или менее  устойчивое представление о собственной  личности.

Представления личности о  самой себе кажутся ей убедительными  независимо от того, основываются ли они  на объективном знании или субъективном мнении, являются ли они истинными  или ложными.

Самоотношение есть личностное образование, а поэтому его строение и содержание может быть раскрыто лишь в контексте реальных жизненных  отношений субъекта, "социальных ситуаций развития", а также тех видов деятельности, за которыми стоят мотивы, связанные с самореализацией субъекта как личности [16].

Качества, которые человек  сам себе приписывает, не всегда являются объективными, и с ними не всегда готовы согласиться другие люди. В  попытках охарактеризовать себя присутствует сильный личностный момент, момент пристрастной, субъективной оценки.

Я - концепция - это не только констатация, описание черт своей личности, но и вся совокупность их оценочных  характеристик и связанных с  ними переживаний. Большая часть  оценок себя обусловлена соответствующими реальными стереотипами, бытующими  в той или иной социальной среде. Подростку свойственна тенденция  экстраполировать даже внешнюю дефектность  собственного Я на свою личность в  целом: если подросток имеет какие - то недостатки (иногда только кажущиеся), то он начинает ощущать (или придумывать) негативные реакции окружающих, сопровождающие его при любом взаимодействии с окружающей средой. В этом случае на пути развития позитивной Я - концепции  могут возникать серьезные затруднения. Иногда даже эмоционально нейтральные (на первый взгляд) характеристики содержат элемент скрытой оценки.

Самооценка предполагает критическое отношение к себе, постоянное примеривание своих возможностей к предъявляемым жизнью требованиям, умение самостоятельно ставить перед  собой осуществимые цели, оценивать  течение своей деятельности и  ее результаты. Самооценка - субъективное основание для определения уровня притязаний, т.е. тех задач, которые  личность ставит перед собой в  жизни и к реализации которых  она считает себя способной [2].

Самооценка не является постоянной, она изменяется в зависимости  от обстоятельств. Источником оценочных  значений различных представлений  человека о себе является его социокультурное  окружение. Куперсмит называет самооценкой  отношение индивида к себе, которое  складывается постепенно и приобретает  привычный характер; оно проявляется  как одобрение или неодобрение, степень которого определяет убежденность индивида в своей самоценности, значимости. Таким образом, самооценка - это личностное суждение о собственной ценности, которое выражается в установках, свойственных индивиду, а низкая самооценка предполагает непринятие себя, самоотрицание, негативное отношение к своей  личности.

Самоотношение подростка  изменяется в соответствии с получаемой индивидом обратной связью. Само по себе присутствие других людей может  влиять на манеру поведения подростка  и на оценку им своего поведения. Подросток  может усиливать социально желаемые и исключать социально неприемлемые формы поведения, и это оказывает  определенное влияние на его самовосприятие.

Развитие устойчивости самооценки идет параллельно развитию произвольного  поведения, таким образом, уменьшая подверженность самооценки влияниям извне; и тогда она начинает проявляться  как мотив поведения.

Повышение устойчивости самооценки способствует повышению устойчивости личности, поскольку Я - концепция  действует как внутренний "фильтр", который определяет характер восприятия человеком любой ситуации. Проходя  сквозь этот "фильтр", ситуация осмысливается, получает значение, соответствующее  представлениям человека о себе [1].

Глава 2. Экспериментальное  изучение способов измерения самоотношения  у детей подросткового возраста

2.1 Организация  исследования

Проанализировав психолого-педагогическую литературу (глава 1) нами были выделены основные теоретические положения: формирование самооценки - сложный  и многоплановый процесс, который  во многом определяет личностными особенностями, в частности - самосознанием.

Основываясь на данных теоретических  положениях, нами была составлена программа  эксперимента.

Цель экспериментальной  работы: изучить уровень самооценки личности и разработать рекомендации учащимся с завышенной и заниженной самооценкой.

Задачи экспериментальной  работы: провести исследование уровня самооценки при помощи методики Будасси  и теста на определение самооценки; разработать рекомендации учащимся с неадекватной самооценкой.

Экспериментальная работа проходила  в несколько этапов:

констатирующий - сбор и анализ теоретических исследований по проблеме; выявление общих теоретических  положений;

экспериментальный - диагностика  самооценки и успешности деятельности;

контрольный - обобщение  полученных данных, разработка рекомендаций, формулирование выводов.

В исследовании принимали  участие 25 человек 9А класса МОУ СОШ  № 127, из которых 16 девочек, 9 мальчиков. Класс обучается по традиционной системе. Возрастной состав одинаковый.

Основными методами исследования являлись: тестовые диагностические  опросники (Методика изучения самооценки Будасси), подобранные с учетом возраста и исследуемой проблемы; диагностика  самоотношения (Методика диагностики  самоотношения В.В. Столина, С.Р. Пантилеева).

Информация о работе Экспериментальное изучение способов измерения самоотношения у детей подросткового возраста