Экспериментальное изучение способов измерения самоотношения у детей подросткового возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 02:36, курсовая работа

Описание работы

На современном этапе развития отечественной психологии представляется возможным более глубокое исследование внутреннего мира конкретной личности, стержнем которой является ее Я-концепция. Определенные социальные условия, повлиявшие на изучение самоотношения в отечественной психологии, привели к условно схематическому его рассмотрению вне целостной теории личности.

Содержание работы

• Введение
• Глава 1. Теоретический анализ проблемы формирования самоотношения в подростковом возрасте
• 1.1 Самоотношение в психологических исследованиях
• 1.2 Самоотношение и самооценка
• 1.3 Особенности формирования самоотношения у подростков
• Глава 2. Экспериментальное изучение способов измерения самоотношения у детей подросткового возраста
• 2.1 Организация исследования
• 2.2 Изучение самооценки и самоотношения личности детей подросткового возраста
• 2.3 Рекомендации по формированию адекватной самооценки и самоотношения
• Заключение
• Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Самоотношение с результатами.docx

— 75.18 Кб (Скачать файл)

1. 2. Функция самовыражения  и самореализации. По-видимому, было  бы излишним отдельно и детально  указывать на ту роль, которую  система самоотношения выполняет  в активности личности, направленной  на самовыражение и самореализацию.

2. Функция сохранения  внутренней стабильности и континуальности  "Я". Эта функция самоотношения  осуществляется по мере и в  силу той тенденции к внутренней  согласованности и конгруэнтности, которая свойственна когнитивным  представлениям о себе, эмоциональным  реакциям относительно своих  проявлений и действий, адресованных  себе.

3. Функция саморегуляции  и самоконтроля. Лишь имея сложившиеся  представления о себе и определенным  образом относясь к себе, личность  способна регулировать и контролировать  свою деятельность.

4. Функция психологической  зашиты. При получении информации, представляющих угрозу сложившимся  представлениям о собственным  "Я", и при жизненной неудаче  или различающихся по степени  интенсивности психотравмах защитные  механизмы личности могут быть  направлены на рационализацию, создание  образа "фальшивого я" и т.д.

5. Функция интракоммуникации.  Социальная природа личности  заключается не только в том,  что она включена в процесс  Постоянного взаимодействия с  социальным миром, но и в  том, что для себя самой личность  выступает в роли социума, взаимодействуя  с самой собой и "разыгрывая" коммуникационные процессы на "сцене"  внутренней жизни. Базой для  таких интракоммуникационных процессов  является система самоотношений.  Если принять во внимание идею  Э. Берне о трех порциях общающихся  сторон, то во внутриличностном  общении возможными вариантами  занимаемой позиции субъекта  относительно самого себя могут  быть позиции родителя, взрослого  и ребенка [10].

Выделение самоотношения  как самостоятельного объекта психологического анализа чаще всего осуществляется путем разграничения в едином процессе самосознания двух аспектов: процесса получения знаний о себе (и самих этих знаний) и процесса самоотношения (вместе с более или  менее устойчивым самоотношением как  некоторой стабильной характеристикой  субъекта). Данное разграничение является в определенной степени научной  абстракцией, так как разделить  знание о себе и отношение к  себе в рамках психологической реальности (а не только концептуально) крайне трудно. Ведь всякая попытка человека себя охарактеризовать содержит в той  или иной мере оценочный элемент, определяемый общепризнанными нормами, критериями и целями, представлениями  об уровне достижений, моральными принципами, правилами поведения и т.д. Отсюда оба этих аспекта составляют целостную  Я-концепцию. которая определяется как совокупность всех представлений  индивида о себе, сопряженная с  их оценкой. Описательную составляющую Я-концепции чаще всего называют образом "Я" или представлением о себе. В обозначении аспекта, связанного с отношением к себе, имеет место гораздо меньшая терминологическая определенность. Это и самооценка, и самоуважение, и самопринятие, и эмоционально-ценностное отношение к себе, и, просто, самоотношение [21].

самоотношение адекватная самооценка подростковый

1.2 Самоотношение  и самооценка

Самоотношение включает в  себя когнитивный, эмоциональный и  конативный компоненты.

Когнитивный компонент. При  анализе когнитивного компонента самоотношения, в первую очередь, возникает вопрос о том, посредством каких психических  функций, относящихся к разряду  познавательных (ощущение, восприятие, представление, мышление, воображение) реализуется гностическое отношение  субъекта к самому себе. Какие психические  функции и как выступают в  качестве источника и средства информации о самом себе?" С самого начала следует отметить: подобно тому как  в процессы переработки информации о предметах и событиях внешнего мира включены все гностические функции  человека, так и в плане самосознания невозможно назвать какую-либо одну из всех познавательных функций, которая "брала бы на себя" всю нагрузку самоотражения. В гностическом плане  самоотличие "обслуживается" процессами ощущения и восприятия, представления  и памяти, мышления и воображения.

Эмоциональный компонент. Самоотношение, понимаемое как установка относительно себя, включает в себя эмоциональный  компонент. Человек не только знает  что-то о себе, но может любить или  презирать себя по поводу знаемого. Как уже отмечалось выше, эмоциональное  отношение к себе некоторыми авторами неправомерно, по нашему мнению, приравнивалось к самоотношению в целом. Являясь  феноменом установки, самоотношение  характеризуется трехкомпонентностью  строения, а эмоциональное отношение  к себе - лишь один из его компонентов. Эмоциональное отношение к себе не приравнивается к самоотношению  и первое соотносится со вторым как  часть с целым. Литература по проблеме самосознания изобилует данными  об эмоциональных отношениях себялюбия, аутосимпатий самоуважения, самовосхищения, неудовлетворенностью самим собой  и т.д.В. В. Столин выделяет три эмоциональные  оси самоотношения:

1) симпатия-антипатия,

2) уважение-неуважение и  3) близость-отдаленность. Интересно,  что эти оси, как показал  автор, определяют также строение  эмоционально-ценностного отношения  человека к другому человеку, а их представленность в самоотношении  объясняется указанным Л.С. Выготским  механизмом перехода интерпсихических  отношений в интрапсихическую  сферу [3].

Самоощущение, как это  показано В.В. Столиным, связано с  организмическим уровнем активности человека. В самосознании тело со своими внутренними состояниями презентируется посредством самоощущения и на ее основе формируется "схема тела". В отногенетическом плане на роль диссоциации ощущения и самоощущения в возникновении самосознания указывал И.М. Сеченов.

Процессы восприятия также  в большой степени "обеспечивают" субъект необходимой, селективной, а также избыточной информацией  о самом себе. Самовосприятие своей  внешности играет большую роль на разных этапах жизни человека, а  в некоторых периодах развития личности (например, пубертатном и постпубертатном) его функция интенсифицируется и значительно определяет форму и содержание жизнедеятельности личности. Известно, в какой степени на онтогенетически раннем этапе развития самовосприятие во взаимосвязи с функционированием моторного аппарата определяет формирование самосознания и самовыделение субъекта из окружающего мира [14].

Представление о самом  себе выступает необходимым звеном в саморегуляции и самоконтроле поведения на личностном уровне человеческой активности. Представляемое "Я" соотносится  с задачей конкретной деятельности и соизмеряется с нею на основе чего субъект вырабатывает определенную стратегию действия. Особо наглядно это было проиллюстрировано в  тех экспериментальных работах, в которых испытуемым приходилось  соизмерять выполняемое задание  с представляемыми собственными, инструментальными возможностями  действия, на основе чего у одних  завышался уровень притязаний, у  других же занижался. Представление  своих определенных состояний служит эффективным психотерапевтическим средством, например, в технике аутотренинга. Более того, в специфическом человеческом общении роль того, насколько человек  может представить себя на месте  другого, дает информацию одновременно о состоянии другого и о  самом себе. Существуют специфические  социально-культурные нормы - "поставь  себя на место другого", которые  способствуют социальной регуляции  межличностных отношений.

Понимание Я-концепции, как  совокупности установок "на себя" отчетливо зафиксировано, например, Р. Бернсом. В соответствии с этим пониманием, три традиционно выделяемых элемента установки (когнитивный, эмоциональный  и поведенческий) применительно  к Я-концепции конкретизируются следующим образом: образ "Я" - представление индивида о самом  себе

Самооценка - аффективная  оценка этого представления, которая  может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа "Я" могут вызывать более или  менее сильные эмоции, связанные  с их принятием или осуждением [18].

Потенциальная поведенческая  реакция, т.е. те конкретные действия, которые  могут быть вызваны образом "Я" и самооценкой.

При этом самооценка как  аффективная составляющая установки  на себя существует в силу того, что  ее когнитивная составляющая не воспринимается человеком безразлично, а пробуждает в нем оценки и эмоции, интенсивность  которых зависит от контекста  и от самого когнитивного содержания.

Анализируя различные  методы измерения глобальной самооценки, принцип простого суммирования частных  самооценок, применяемый при построении диагностических процедур, является ничем иным, как проявлением теоретического невежества, и что должны быть предприняты  шаги для учета значимости пунктов  и их вклада в обобщенную самооценку.

Также была предложена так  называемая интерактивная гипотеза, согласно которой влияние специфического аспекта "Я" на самооценку варьирует  в зависимости от уровня самооценки по этому аспекту и его значимости для значимых аспектов: их высокие  уровни сильно увеличивают общую  самооценку, в то время как низкие уровни частных значимых самооценок существенно снижают итоговое самоотношение. Вклад самооценок по менее значимым аспектам в обобщенную самооценку соответственно оказывается меньшим.

Таким образом, в соответствии с этими представлениями, строение самоотношения можно представить  следующим образом. Существуют два  уровня самоотношения - уровень частных  самооценок и уровень обобщенной самооценки, причем, основным принципом  организации этих уровней в единую систему является интеграция частных  самооценок с учетом их субъективной значимости. Структура же самоотношения, фактически, сводится к структуре  входящих в Я-конпепцию аспектов "Я".

Несмотря на распространенность этих взглядов и их кажущуюся очевидность, прямых доказательств обоснованности соответствующих представлений  до сих пор не получено [20].

Кроме изложенных выше взглядов, существуют попытки создания более  сложных, иерархических моделей  строения самоотношения. Основная идея при этом состоит в том, что  частные самооценки личностных качеств  не напрямую связаны с общим самоуважением, а организуются в промежуточный  уровень, задаваемый сферами жизнедеятельности  субъекта или его личностных проявлений. Одна из наиболее распространенных моделей - ряд сфер, наиболее важных для понимания  обобщенного "Я". В соответствии с этой моделью обобщенная самооценка находится на вершине иерархии и  может быть разделена на академическую  и неакадемическую (связанную или  несвязанную с успехами в учебе), последняя же подразделяется на физические, эмоциональные и социальные аспекты. Существует ряд попыток операционализации  этой модели. Однако было показано, что  выделенные сферы не обладают Достаточной  дискриминативной валидностью. Таким  образом, психологическая структура  самоотношения оказывается редуцированной к структуре сфер жизнедеятельности, которая носит явно непсихологический  характер. Тем самым, самоотношение  теряет свой теоретический статус - быть особым объектом психологического анализа. Именно это в явном виде и выражено в концепции на основе критического анализа исследований, разводящих когнитивную и оценочную  компоненты Я-концепции, пришел к выводу, что данное разграничение не имеет  большого смысла, так как в его  пользу нет достаточных аргументов как теоретического, так и эмпирического  характера. Отсюда Я-концепция и  обобщенная самооценка - это просто одно и то же [8].

1.3 Особенности  формирования самоотношения у  подростков

Многочисленные психологические, педагогические и социологические  исследования показывают, что специфика  социальной ситуации развития самоотношения  в структуре самосознания современных  подростков характеризуется ростом самосознания, стремлением к взрослости, изменением оценочного отношения к  окружающим, выбором дальнейшего  жизненного пути, интенсивным развитием  компонентов структуры Я-концепции, открытостью, быстрым вхождением в  предлагаемые роли, особой чувствительностью  к оценкам окружающих.

Актуальность проблемы исследования усиливают существующие противоречия процесса развития самоотношения в  структуре самосознания современных  подростков:

между социальной ситуацией  развития и новообразованиями личности в подростковом возрасте;

между новой внутренней позицией и прежним объективным положением подростка;

между актуальной для подростка  системой отношений с действительностью  и его способностью реализовать  эти отношения.

Актуальность проблемы самоотношения  в подростковом возрасте объясняется  тем, что именно в этот период происходит, становление его самосознания (Д.И. Фельдштейн, Л.И. Божович, И.И. Чеснокова  и др.) сопровождаемое рядом психосоциальных  противоречий: с одной стороны  подросток воспринимает себя как  личность исключительную, ставит себя выше других людей, с другой стороны  сомневается в себе, но старается  не допускать в сознание эти сомнения (Т.В. Рябова). Кроме того актуальность проблемы самоотношения объяснена  еще и тем, что ранее выработанная подростком система оценочных суждений в свой адрес, и в адрес "других", сложившееся эмоционально-ценностное отношение к собственному "Я" (главным образом, через отношение  к нему родителей), начинает подвергаться влиянию оценочных суждений сверстников, выступающих на данном возрастном этапе  значимой референтной группой. Создающееся  внутриличностное противоречие в оценке себя и "других", ценностях, интересах  имеет свое проявление в поведении, отражающее наличие той или иной личностно значимой проблемы [11].

Отмечено, что все теории развития самоотношения сосредоточены  на особенностях, свойственных тому или  иному возрастному периоду, однако две темы, несомненно, проходят через  весь процесс развития самоотношения  независимо от возраста. Это - роль семейных отношений и роль значимых других. Родители, группа сверстников, учителя, осуществляя обратную связь, оказывают  непосредственное влияние на развитие самоотношения индивида. Причем в  старшем подростковом возрасте среди  четырех источников социальной поддержки: родители, учителя, одноклассники, близкие  друзья, родительская поддержка и  отношение одноклассников наиболее полно влияют на самоотношение подростка.

Информация о работе Экспериментальное изучение способов измерения самоотношения у детей подросткового возраста