Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 02:36, курсовая работа
На современном этапе развития отечественной психологии представляется возможным более глубокое исследование внутреннего мира конкретной личности, стержнем которой является ее Я-концепция. Определенные социальные условия, повлиявшие на изучение самоотношения в отечественной психологии, привели к условно схематическому его рассмотрению вне целостной теории личности.
• Введение
• Глава 1. Теоретический анализ проблемы формирования самоотношения в подростковом возрасте
• 1.1 Самоотношение в психологических исследованиях
• 1.2 Самоотношение и самооценка
• 1.3 Особенности формирования самоотношения у подростков
• Глава 2. Экспериментальное изучение способов измерения самоотношения у детей подросткового возраста
• 2.1 Организация исследования
• 2.2 Изучение самооценки и самоотношения личности детей подросткового возраста
• 2.3 Рекомендации по формированию адекватной самооценки и самоотношения
• Заключение
• Список использованной литературы
1. 2. Функция самовыражения
и самореализации. По-видимому, было
бы излишним отдельно и
2. Функция сохранения
внутренней стабильности и
3. Функция саморегуляции
и самоконтроля. Лишь имея сложившиеся
представления о себе и
4. Функция психологической
зашиты. При получении информации,
представляющих угрозу
5. Функция интракоммуникации.
Социальная природа личности
заключается не только в том,
что она включена в процесс
Постоянного взаимодействия с
социальным миром, но и в
том, что для себя самой
Выделение самоотношения как самостоятельного объекта психологического анализа чаще всего осуществляется путем разграничения в едином процессе самосознания двух аспектов: процесса получения знаний о себе (и самих этих знаний) и процесса самоотношения (вместе с более или менее устойчивым самоотношением как некоторой стабильной характеристикой субъекта). Данное разграничение является в определенной степени научной абстракцией, так как разделить знание о себе и отношение к себе в рамках психологической реальности (а не только концептуально) крайне трудно. Ведь всякая попытка человека себя охарактеризовать содержит в той или иной мере оценочный элемент, определяемый общепризнанными нормами, критериями и целями, представлениями об уровне достижений, моральными принципами, правилами поведения и т.д. Отсюда оба этих аспекта составляют целостную Я-концепцию. которая определяется как совокупность всех представлений индивида о себе, сопряженная с их оценкой. Описательную составляющую Я-концепции чаще всего называют образом "Я" или представлением о себе. В обозначении аспекта, связанного с отношением к себе, имеет место гораздо меньшая терминологическая определенность. Это и самооценка, и самоуважение, и самопринятие, и эмоционально-ценностное отношение к себе, и, просто, самоотношение [21].
самоотношение адекватная самооценка подростковый
1.2 Самоотношение и самооценка
Самоотношение включает в себя когнитивный, эмоциональный и конативный компоненты.
Когнитивный компонент. При анализе когнитивного компонента самоотношения, в первую очередь, возникает вопрос о том, посредством каких психических функций, относящихся к разряду познавательных (ощущение, восприятие, представление, мышление, воображение) реализуется гностическое отношение субъекта к самому себе. Какие психические функции и как выступают в качестве источника и средства информации о самом себе?" С самого начала следует отметить: подобно тому как в процессы переработки информации о предметах и событиях внешнего мира включены все гностические функции человека, так и в плане самосознания невозможно назвать какую-либо одну из всех познавательных функций, которая "брала бы на себя" всю нагрузку самоотражения. В гностическом плане самоотличие "обслуживается" процессами ощущения и восприятия, представления и памяти, мышления и воображения.
Эмоциональный компонент. Самоотношение,
понимаемое как установка относительно
себя, включает в себя эмоциональный
компонент. Человек не только знает
что-то о себе, но может любить или
презирать себя по поводу знаемого.
Как уже отмечалось выше, эмоциональное
отношение к себе некоторыми авторами
неправомерно, по нашему мнению, приравнивалось
к самоотношению в целом. Являясь
феноменом установки, самоотношение
характеризуется
1) симпатия-антипатия,
2) уважение-неуважение и
3) близость-отдаленность. Интересно,
что эти оси, как показал
автор, определяют также
Самоощущение, как это
показано В.В. Столиным, связано с
организмическим уровнем
Процессы восприятия также в большой степени "обеспечивают" субъект необходимой, селективной, а также избыточной информацией о самом себе. Самовосприятие своей внешности играет большую роль на разных этапах жизни человека, а в некоторых периодах развития личности (например, пубертатном и постпубертатном) его функция интенсифицируется и значительно определяет форму и содержание жизнедеятельности личности. Известно, в какой степени на онтогенетически раннем этапе развития самовосприятие во взаимосвязи с функционированием моторного аппарата определяет формирование самосознания и самовыделение субъекта из окружающего мира [14].
Представление о самом
себе выступает необходимым звеном
в саморегуляции и самоконтроле
поведения на личностном уровне человеческой
активности. Представляемое "Я" соотносится
с задачей конкретной деятельности
и соизмеряется с нею на основе
чего субъект вырабатывает определенную
стратегию действия. Особо наглядно
это было проиллюстрировано в
тех экспериментальных работах,
в которых испытуемым приходилось
соизмерять выполняемое задание
с представляемыми
Понимание Я-концепции, как совокупности установок "на себя" отчетливо зафиксировано, например, Р. Бернсом. В соответствии с этим пониманием, три традиционно выделяемых элемента установки (когнитивный, эмоциональный и поведенческий) применительно к Я-концепции конкретизируются следующим образом: образ "Я" - представление индивида о самом себе
Самооценка - аффективная оценка этого представления, которая может обладать различной интенсивностью, поскольку конкретные черты образа "Я" могут вызывать более или менее сильные эмоции, связанные с их принятием или осуждением [18].
Потенциальная поведенческая реакция, т.е. те конкретные действия, которые могут быть вызваны образом "Я" и самооценкой.
При этом самооценка как аффективная составляющая установки на себя существует в силу того, что ее когнитивная составляющая не воспринимается человеком безразлично, а пробуждает в нем оценки и эмоции, интенсивность которых зависит от контекста и от самого когнитивного содержания.
Анализируя различные методы измерения глобальной самооценки, принцип простого суммирования частных самооценок, применяемый при построении диагностических процедур, является ничем иным, как проявлением теоретического невежества, и что должны быть предприняты шаги для учета значимости пунктов и их вклада в обобщенную самооценку.
Также была предложена так называемая интерактивная гипотеза, согласно которой влияние специфического аспекта "Я" на самооценку варьирует в зависимости от уровня самооценки по этому аспекту и его значимости для значимых аспектов: их высокие уровни сильно увеличивают общую самооценку, в то время как низкие уровни частных значимых самооценок существенно снижают итоговое самоотношение. Вклад самооценок по менее значимым аспектам в обобщенную самооценку соответственно оказывается меньшим.
Таким образом, в соответствии
с этими представлениями, строение
самоотношения можно
Несмотря на распространенность этих взглядов и их кажущуюся очевидность, прямых доказательств обоснованности соответствующих представлений до сих пор не получено [20].
Кроме изложенных выше взглядов,
существуют попытки создания более
сложных, иерархических моделей
строения самоотношения. Основная идея
при этом состоит в том, что
частные самооценки личностных качеств
не напрямую связаны с общим самоуважением,
а организуются в промежуточный
уровень, задаваемый сферами жизнедеятельности
субъекта или его личностных проявлений.
Одна из наиболее распространенных моделей
- ряд сфер, наиболее важных для понимания
обобщенного "Я". В соответствии
с этой моделью обобщенная самооценка
находится на вершине иерархии и
может быть разделена на академическую
и неакадемическую (связанную или
несвязанную с успехами в учебе),
последняя же подразделяется на физические,
эмоциональные и социальные аспекты.
Существует ряд попыток операционализации
этой модели. Однако было показано, что
выделенные сферы не обладают Достаточной
дискриминативной валидностью. Таким
образом, психологическая структура
самоотношения оказывается
1.3 Особенности формирования самоотношения у подростков
Многочисленные
Актуальность проблемы исследования усиливают существующие противоречия процесса развития самоотношения в структуре самосознания современных подростков:
между социальной ситуацией развития и новообразованиями личности в подростковом возрасте;
между новой внутренней позицией
и прежним объективным
между актуальной для подростка системой отношений с действительностью и его способностью реализовать эти отношения.
Актуальность проблемы самоотношения
в подростковом возрасте объясняется
тем, что именно в этот период происходит,
становление его самосознания (Д.И.
Фельдштейн, Л.И. Божович, И.И. Чеснокова
и др.) сопровождаемое рядом психосоциальных
противоречий: с одной стороны
подросток воспринимает себя как
личность исключительную, ставит себя
выше других людей, с другой стороны
сомневается в себе, но старается
не допускать в сознание эти сомнения
(Т.В. Рябова). Кроме того актуальность
проблемы самоотношения объяснена
еще и тем, что ранее выработанная
подростком система оценочных суждений
в свой адрес, и в адрес "других",
сложившееся эмоционально-
Отмечено, что все теории развития самоотношения сосредоточены на особенностях, свойственных тому или иному возрастному периоду, однако две темы, несомненно, проходят через весь процесс развития самоотношения независимо от возраста. Это - роль семейных отношений и роль значимых других. Родители, группа сверстников, учителя, осуществляя обратную связь, оказывают непосредственное влияние на развитие самоотношения индивида. Причем в старшем подростковом возрасте среди четырех источников социальной поддержки: родители, учителя, одноклассники, близкие друзья, родительская поддержка и отношение одноклассников наиболее полно влияют на самоотношение подростка.