Экспериментальное изучение способов измерения самоотношения у детей подросткового возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 02:36, курсовая работа

Описание работы

На современном этапе развития отечественной психологии представляется возможным более глубокое исследование внутреннего мира конкретной личности, стержнем которой является ее Я-концепция. Определенные социальные условия, повлиявшие на изучение самоотношения в отечественной психологии, привели к условно схематическому его рассмотрению вне целостной теории личности.

Содержание работы

• Введение
• Глава 1. Теоретический анализ проблемы формирования самоотношения в подростковом возрасте
• 1.1 Самоотношение в психологических исследованиях
• 1.2 Самоотношение и самооценка
• 1.3 Особенности формирования самоотношения у подростков
• Глава 2. Экспериментальное изучение способов измерения самоотношения у детей подросткового возраста
• 2.1 Организация исследования
• 2.2 Изучение самооценки и самоотношения личности детей подросткового возраста
• 2.3 Рекомендации по формированию адекватной самооценки и самоотношения
• Заключение
• Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Самоотношение с результатами.docx

— 75.18 Кб (Скачать файл)

 

Содержание

  • Введение
  • Глава 1. Теоретический анализ проблемы формирования самоотношения в подростковом возрасте
  • 1.1 Самоотношение в психологических исследованиях
  • 1.2 Самоотношение и самооценка
  • 1.3 Особенности формирования самоотношения у подростков
  • Глава 2. Экспериментальное изучение способов измерения самоотношения у детей подросткового возраста
  • 2.1 Организация исследования
  • 2.2 Изучение самооценки и самоотношения личности детей подросткового возраста
  • 2.3 Рекомендации по формированию адекватной самооценки и самоотношения
  • Заключение
  • Список использованной литературы

Введение

На современном этапе  развития отечественной психологии представляется возможным более  глубокое исследование внутреннего  мира конкретной личности, стержнем которой  является ее Я-концепция. Определенные социальные условия, повлиявшие на изучение самоотношения в отечественной  психологии, привели к условно  схематическому его рассмотрению вне  целостной теории личности. Исследователи  рассматривали его общие и  частые аспекты, не опираясь на все  достижения в сфере исследования личности и не используя все известные  методологические принципы и подходы  к ее изучению, что позволило бы интегрировать научное знание о  Я-концепции и самоотношении в  связи с категориями "личность", "сознание", "самосознание".

В психологической литературе самоотношение личности определяется также как эмоциональный компонент  самосознания [15; 45; 46]. Отношение личности к себе как аффективная составляющая самосознания чаще всего возникает  в силу того, что его когнитивная  составляющая не воспринимается человеком  безразлично. Наиболее распространенным понятием, с помощью которого описывается  эмоциональный компонент самосознания, является термин "эмоционально-ценностное самоотношение".

Теоретические основы понимания  самоотношения как компонента самосознания были заложены И.И. Чесноковой, которая  ввела в научный обиход понятие "эмоционально-ценностное самоотношение". Она определила эмоционально-ценностное самоотношение как специфический  вид эмоционального переживания", в котором отражается собственное  отношение личности к тому, что  она узнает, понимает, "открывает" относительно самой себя. Переживание  при этом понимается как внутренняя динамическая основа, способ существования  самоотношения, через который человек  осознает ценностный смысл собственных  отношений к себе. Оно может  протекать как в форме непосредственной эмоциональной реакции, так и  в "инактуальной форме" (П.М. Якобсон), "когда живая эмоциональная  реакция отсутствует и заменяется оценочным суждением, за которым  стоит в данный момент не актуализированное устойчивое чувство, а свернутая, в определенное время непосредственно пережитая эмоциональная реакция".

В психологии к проблемам  самоотношения обращались такие  психологи Пантелеев С.Р., Столин В.В., Сарджвеладзе Н.И., Бернс Р., Рубинштейн С.Л. и другие.

В то же время изучение современной  специальной научной литературы показывает, что в отечественной  психологии уже сложилось определенные предпосылки для углубления теоретико-методологического  анализа и обоснования категории  самоотношения, но недостаточно четко  прослеживается особенности самоотношения  у детей подросткового возраста.

Подростковый возраст - один из важнейших этапов в становлении  личности человека. Он характеризуется  рядом специфических особенностей. Это возраст преобразований в  сфере сознания, деятельности и системы  взаимоотношений. Этот этап еще продолжает рост человека, формирование организма  в процессе полового созревания, что  оказывает важное влияние на психофизиологические особенности. Основу формирования новых  психологических и личностных качеств  составляет общение в ходе различных  видов деятельности - учебной, производственной, творческих занятий и пр. Для этого  периода характерны частые стрессы, связанные с интенсификацией  учебного процесса с переходом на новые формы обучения (ещё большая  дифференциация предметов), а также  социальная адаптация в отношениях с коллективом.

Таким образом, актуальность данного вопроса позволяет сформировать тему нашей работы: "Измерение  самоотношений у детей подросткового  возраста".

Цель исследования: теоретически изучить и экспериментально проанализировать способы измерения самоотношения  у детей подросткового возраста.

Объект исследования: самоотношение  личности.

Предмет исследования: способы  измерения самоотношения.

Задачами исследования, в  соответствии с темой и целью  работы, определены следующие:

1. Изучить и проанализировать  литературу по теме исследования.

2. Охарактеризовать сущность  понятия "самоотношение" в  психологической литературе.

3. Проанализировать особенности  формирования самоотношения в  подростковом возрасте.

4. Экспериментально определить  особенности измерения самоотношения  в подростковом возрасте.

Методами исследования выступали: теоретический анализ литературы, обобщение  и систематизация материала, тестирование, математическая обработка данных.

Глава 1. Теоретический  анализ проблемы формирования самоотношения  в подростковом возрасте

1.1 Самоотношение  в психологических исследованиях

Личность - системообразование, не только имеющее определенный статус в системе социальных отношений  и установочное отношение к социальному  окружению, но и особым образом относящееся  к самому себе и характеризующееся  особым образованием - подструктурой  самоотношения.

Рассмотрев, что личность не является субстанциональным образованием, и модус ее существования определяется включенностью в социальные отношения  и способностью самому устанавливать  отношения к внешнему миру и к  себе. Несубстанциональность природы личности означает, что человеческое "Я", его "самость" не являются самодовлеющей онтологической реальностью или абстрактной сущностью. Однако допустим условно субстанциональность природы "Я". Что из этого может вытекать? Такое допущение привело бы к признанию неисторичности природы личности и феномена "самости", их статичности и завершенности, к игнорированию момента развития и формируемое "Я". Подобное допущение равносильно постулированию того, что "Я" существует само по себе, а отношение к миру есть лишь внешнее проявление его имманентных сил и особенностей, внешнее проявление и не более того. К тому же пришлось бы постулировать дериватность системы отношения как таковой, ее онтологическую "эпифеноменальность", что можно было бы выразить следующим утверждением: существуют самостоятельные сущности - субъект и внешний мир (объект), которые между собой принципиально разъединены; между ними устанавливаются определенные отношения, которые выводимы либо из природы субъекта, либо из характеристик внешнего мира (объекта). Если в этом утверждении термины "субъект" и "внешний мир" заменить терминами "личность" и "социум", то получим аналогичное утверждение: личность, понимаемая в понятиях робинзонады, гетерогенна социуму и отделена от него, а связь между ними носит чисто механический характер и содержательно определяется либо природой личности, либо же социальными силами. В первом случае налицо имплицитная теория эманации: характер связи с социумом "истекает" из внутренней природы личности. Во втором случае абсолютизируется модель однонаправленной детерминации человеческой природы внешними социальными силами. Именно таковыми могут быть результаты указанного допущения [14].

Поэтому, следует четко  определить, что сущность личности выводится из системы ее отношений, а не наоборот. Не особенности личности определяют характер связи субъекта с миром, а напротив - особенности  такой связи обуславливают личностные характеристики.

Термин "самоотношение" впервые в психологии применили  в 1974 г.

Самоотношение - термин, используемый для обозначения специфики отношения  личности к собственному Я. Строение самоотношения может включать: самоуважение, симпатии, самопринятие, любовь к себе, чувство расположения, самооценку, самоуверенность, самоунижение, самообвинение, недовольство собой и т.д. В. В. Столин (1985) в эмоциональном самоотношении рассматривает симпатию, уважение, близость.

Следуя логике такого рассуждения, можно заключить: Я" существует постольку, поскольку оно является одновременно и субъектом и объектом отношения, самость - это способ отношения к  себе; самоотношение конституирует  самость.

Однако такое утверждение  сразу же требует оговорки, что  самоотношение личности включено в  качестве определенной подструктурной единицы в общую систему отношений  человека а с содержательной и  функциональной точек зрения самоотношение  теснейшим образом связано с  особенностями отношения субъекта к внешнепредметному и социальному  миру. При такой трактовке сразу  же возникают два обобщенных вопроса:

1) Какова специфика самоотношения  и чем оно отличается от  способа отношения личности к  внешнему миру?

2) Что же является тем  общим и единым механизмом, который  лежит в основе способа и  содержательных характеристик отношения  человека к внешнему миру и  к себе? [20]

Отвечая на первый вопрос, следует  здесь же коротко отметить, что  различие между самоотношением и  отношением к внешнему миру ограничивается лишь различием в референтах: в  одном случае референтом отношения  является собственное тело или психосоциальные  и личностные особенности, а в  другом случае - объекты внешнего мира или другие люди []. Что же касается способов отношения к себе и к  внешнему миру, то в обоих случаях  можно констатировать наличие двух, уже отмеченных при рассмотрении природы аттитюдов типов отношения - субъект-объектного субъект-субъектного. Этим последним суждением мы хотим  подчеркнуть, что специфика самоотношения  не связана со способами отношения, которые указывают как относится  субъект к себе и внешнему миру; его специфика связана лишь с  референтом отношения, т.е. с тем, на что направлен субъект.

В.В. Столин считает, что в  самоотношении отражаются организмические, социально-индивидные и личностно-особенные  состояния и признаки. Эту точку  зрения автор убедительно обосновывает в рамках обоих теоретических  построений и экспериментальных  разработок. Однако нам представляется, что в них пропущены, вернее недостаточно четко отмечены, существенные содержательные слои системы самоотношения, например, отношения к своим интеллектуальным, эмоционально-волевым качествам [8].

Ш.Н. Чхартишвили разработал положение о трех структурных  измерениях человеческого существа: биологической, психологической и  социальной. Отсюда автор, как известно, выводил биогенные, психогенные  и социогенные потребности индивида. В приложении к содержательным характеристикам  самоотношения эта идея могла  бы получить следующую формулировку: в самоотношении отражены характеристики индивида, берущие начало в биологических, психологических и социальных структурах его активности:

· Отношение к тому, как  ко мне относятся другие, чего от меня ожидают и т.п.

· Отношение к себе как  носителю определенных социально-нравственных норм и ценностей.

Следует отметить, что во всех названных сферах самоотношения  будет то отношение к своей  внешности и физическим возможностям или к собственным интеллектуальным, эмоционально-волевым и социально-статусным  характеристикам, возможные варианты способов подхода к себе могут  нести на себе печать все того же субъект-объектного или субъект-субъектного  самоотношения. У того или иного  лица отношение к своей внешности, например, может быть субъект-объектным, а отношение к своим эмоционально-волевым  характеристикам субъект-субъектным. К примеру, можно сослаться на многочисленные случаи из психоконсультационной  практики, когда отношение к своей  внешности является объектно-манипуляторным. Некоторые авторы показывают, что  причина недовольства своей внешностью у многих лиц, подвергающихся пластической хирургической операции лица, кроется  не в реальных диспропорциях или  дефектах, а в когнитивных структурах и представлениях о собственной  внешности. Мы сказали бы, что сами эти представления и когнитивные  структуры вписываются в более  общую целостность - в объектную  установку к себе [17].

Система самоотношений полифункциональная. Также в представлении самоотношения  следующие функции:

I. Функция "зеркала" (отображения себя). Человек со  способом своей жизнедеятельности  не только отражается в сознании  окружающих, но и это "зеркало"  переносится вовнутрь отображая личность как во внешнем (физическое самоотображение), так и во внутреннем плане. Роль этой функции особо наглядна в онтогенетическом развитии человека. Также выделяют "стадию зеркала" в психическом развитии ребенка. Более того, физическое зеркало во многих исследованиях применялось в качестве экспериментального средства изучения генеза самоосознания. Во многих методах группового тренинга взрослых с целью самоотображения и самокоррекции своих поступков применяются различные видеотехнические средства.

Информация о работе Экспериментальное изучение способов измерения самоотношения у детей подросткового возраста