Экспериментальное изучение способов измерения самоотношения у детей подросткового возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Мая 2013 в 02:36, курсовая работа

Описание работы

На современном этапе развития отечественной психологии представляется возможным более глубокое исследование внутреннего мира конкретной личности, стержнем которой является ее Я-концепция. Определенные социальные условия, повлиявшие на изучение самоотношения в отечественной психологии, привели к условно схематическому его рассмотрению вне целостной теории личности.

Содержание работы

• Введение
• Глава 1. Теоретический анализ проблемы формирования самоотношения в подростковом возрасте
• 1.1 Самоотношение в психологических исследованиях
• 1.2 Самоотношение и самооценка
• 1.3 Особенности формирования самоотношения у подростков
• Глава 2. Экспериментальное изучение способов измерения самоотношения у детей подросткового возраста
• 2.1 Организация исследования
• 2.2 Изучение самооценки и самоотношения личности детей подросткового возраста
• 2.3 Рекомендации по формированию адекватной самооценки и самоотношения
• Заключение
• Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Самоотношение с результатами.docx

— 75.18 Кб (Скачать файл)

Рекомендуется, например, применять  мотивационные формулы самовнушения следующего содержания: "Вопреки  пессимистическим прогнозам из-за ожидаемых  трудностей, я достигну цели",

"Наперекор желаниям  бывших друзей побудить меня  к нарушению режима трезвости,  я буду проявлять стойкость  - негативное отношение к спиртному",

"Несмотря на психотравмирующую  ситуацию, я сумею мобилизовать  свои резервные возможности",

"У меня намного хуже  материальное положение, чем у  С., но зато моя жена значительно  лучше его супруги",

"Я потерял работу, но  зато (однако) я могу наконец-то  немного отдохнуть, использовать  свободное время для усовершенствования  знаний, необходимых для реализации  моей мечты - сдать экзамены  на желаемую должность (поменять  специальность, поступить в университет  и т.д.)".

При целевой подготовке формул мотивированного самовнушения следует  учитывать: в отличие от формул самоубеждения, в их состав не включаются слова, требующие  логического обоснования, аргументации - "поэтому", "так как", "по причине", "вследствие" и т.д. Но в ситуациях, когда возникает  особая потребность в преодолении  тяжёлого стресса, вредных привычек и коррекции чрезмерно выраженных неблагополучных черт характера, возможно применять и комбинированный  вариант вербального психотерапевтического  самовоздействия - использовать формулы  самоубеждения и мотивированного  самовнушения.

Завышенная самооценка отдаляет руководителя от подчиненных, мешает установлению нормальных деловых контактов.

Несколько завышенная самооценка, если она не ведет к себялюбию, высокомерию, не страшна. Она обязательно  способствует достижению успехов в  любом виде деятельности.

Вырабатывая объективную  самооценку, необходимо учитывать обстановку, в которой осуществляется эта  работа. В эксперименте студенты ставили  себе оценку за каждое из заданных экспериментатором  качеств. В комнату входил элегантный, безупречно одетый, чисто выбритый человек с дорогим портфелем  в руках. Оценка своего внешнего вида испытуемыми снижалась. Но когда  в комнату входил небрежно, неаккуратно  одетый, в нечищеной обуви и  неглаженных брюках гражданин, самооценка этих показателей становилась значительно  более высокой.

 

Самоприказ

Это короткое, отрывистое распоряжение, сделанное самому себе: "Разговаривать  спокойно!", "Не поддаваться на провокацию!", "Молчать, молчать!" помогает сдерживать эмоции, вести  себя достойно, соблюдать требования этики.

Среди обязанностей руководителя есть такие, выполнять которые неприятно. Они малоинтересны, заставляют не отвлекаться, держать себя в узде, сдерживать эмоции. Но нравственные требования, профессиональный долг заставляют руководителя неуклонно  выполнять эти обязанности. Здесь  помощником может стать самоприказ. Важно, чтобы он был разумным и  в то же время, чтобы заставлял  преодолевать нежелание, заставлял  делать что нужно, а не что хочется.

Применяется самоприказ, когда  человек уже убедил себя, что надо вести себя определенным образом. Он ясно видит свои недостатки, но никак  не может заставить себя выполнять  намеченный план действий. В этот момент и появляется необходимость в  приказной форме решительно потребовать  от себя необходимого действия. В следующий  раз выполнить такое действие будет легче, а в дальнейшем оно  станет привычкой. Если самоприказ не помогает, необходимо повторить его  несколько раз. Если, это возможно, повторить его вслух.

Так, немецкий король Генрих IV, трус с детских лет, идя в  бой приказывал: "Вперед, трусливое  тело! Вперед, трусливая сволочь!". С этими словами он шел впереди  своих войск и своим примером вдохновлял их.

 

Заключение

Подростковый возраст, рассматриваемый  как значимый этап становления самосознания личности, под влиянием комплексных  ситуационных и психологических  факторов сопровождается качественной "перестройкой" или закреплением раннее сложившихся критериев оценочного и эмоционально-ценностного отношения  к себе. На то обстоятельство, что  на фоне самоотношения проявляются  переживания проблем, указывается  в работах ряда отечественных  исследователей (ЛИ. Божович, И.И. Иванова, Н.Д. Левитов, В.Н. Мясищев, Л.Х. Умарова). В этой связи можно предположить, что негативная модальность самоотношения  или противоречия между его структурными компонентами могут служить психологической  предпосылкой для возникновения  переживаний проблем подростков и на фоне негативных ситуационных факторов создавать условия для  их социальной дезадаптации. Вместе с  тем, эмпирических данных о развитии самоотношения в контексте становления  его структурно-функциональных компонентов  в подростковом возрасте ограниченное количество. Подростковый возраст, рассматриваемый  как значимый этап становления самосознания личности, под влиянием комплексных  ситуационных и психологических  факторов сопровождается качественной "перестройкой" или закреплением раннее сложившихся критериев оценочного и эмоционально-ценностного отношения  к себе. На то обстоятельство, что  на фоне самоотношения проявляются  переживания проблем, указывается  в работах ряда отечественных  исследователей (ЛИ. Божович, И.И. Иванова, Н.Д. Левитов, В.Н. Мясищев, Л.Х. Умарова). В этой связи можно предположить, что негативная модальность самоотношения  или противоречия между его структурными компонентами могут служить психологической  предпосылкой для возникновения  переживаний проблем подростков и на фоне негативных ситуационных факторов создавать условия для  их социальной дезадаптации. Вместе с  тем, эмпирических данных о развитии самоотношения в контексте становления  его структурно-функциональных компонентов  в подростковом возрасте ограниченное количество.

Таким образом, можно заключить, что самоотношение является сложным  личностным образованием, в котором  находят свое выражение знания человека о себе, его активность, направленная на открытие своего Я в общении  и деятельности. Проявление и развитие высших способностей человека стимулируются  рядом факторов. Это психологическая  безопасность, психологическая свобода, эмпатическое понимание и свобода  от оценок, принятие, создаваемое атмосферой любви и доверия.

Постоянная критика и  недоброжелательное отношение со стороны  близких людей, сравнивание человека с более успешными сверстниками подавляет и губит потенциал  личности; ведет к появлению негативизма, отрицания, безразличия, внутреннего  напряжения. Развитие способностей индивида неотделимо от развития его личности в целом.

Школьный возраст - возраст  формирования самоотношения и самооценки, становления личности ребенка, его  взаимоотношений с окружающими. От уровня развития его самоотношения будет зависеть не только деятельность с окружающими его людьми, но и успешность в учебной деятельности.

Проведенное нами исследование позволило выявить основные направления  в работе с данной категорией людей. Своевременное проведение коррекционной  работы по формированию адекватного  самоотношения и самооценки должно проходить по трем направлениям: работа с учителем, работа с родителями, работа с самим ребенок (с помощью  психолога). Только в этом случае можно  помочь ребенку сформировать адекватную самооценку.

Анализ литературы, проведения экспериментальной работы позволило  реализовать цель работы, выполнить  задачи.

 

Список использованной литературы

 

1. Авдеева Н.Н., Силвестру  А.И., Смирнова Е.О. Развитие представлений  о самом себе у ребенка от  рождения до 7 лет // Воспитание, обучение  и психологическое развитие. - М., 1977.

 

2. Воспитание самооценки  и активность у детей дошкольного  возраста. - М., 1973.

 

3. Галигузова Л.И. Психологический  анализ феномена детской застенчивости  // Вопросы психологии. - 2000. - №5.

 

4. Ганошенко Н.И., Ермолова  Т.В., Мещерякова С.Ю. Особенности  личностного развития дошкольников  в предкризисной фазе и на  этапе кризиса семи лет // Вопросы  психологии. - 1999. - №1.

 

5. Диагностика и коррекция  психического развития дошкольников/Под  ред. Я.Л. Коломинского, Е.А. Панько. - Минск., 1997.

 

6. Коломинский Я.Л., Панько  Е.А. Диагностика и коррекция  психологического развития дошкольника. - Минск, 1997.

 

7. Лисина М.И., Силвестру  А.И. Психология самосознания  у дошкольников. - Кишинев: Штиинце, 1983.

 

8. Лисина М.И., Смирнова  Р.А. Формирование избирательных  привязанностей у дошкольников // Генетические проблемы социальной  психологии. - Минск. - 1985.

 

9. Мухина В.С. Психология  дошкольника. - М., 1975.

 

10. Общение детей в детской  саду и семье / Под. ред. Т.А.  Репиной, Р.Б. Стеркиной; Науч. - исслед. ин-т дошкольного воспитания  Акад. пед. наук СССР. - М.: Педагогика, 1990.

 

11. Радина Н.К. Изучение  самопринятия у детей, воспитывающихся  в закрытых дошкольных учреждениях  и в семье // Вопросы психологии. - 2000. - №3.

 

12. Развитие образа себя, образа сверстника и взаимоотношений  детей в процессе общения // Развитие общения дошкольников  со сверстниками. - М.: Педагогика, 1989.

 

13. Развитие общения дошкольников  со сверстниками / Под. ред.А.Г.  Рузской. - М., 1989.

 

14. Развитие общения у  дошкольников/Под ред. А.В. Запорожца,  М.И. Лисиной.

 

15. Репина Т.А. Социально-психологическая  характеристика группы детского  сада. - М.: Педагогика, 1988.

 

16. Рояк А.А. Психологический  конфликт и особенности индивидуального  развития личности ребенка. - М.: Педагогика, 1988.

 

17. Рояк А.А. Эмоциональное  благополучие ребенка в группе  детского сада // Дошкольное воспитание. - 1977. - №2.

 

18. Сарджвеладзе Н.И. Личность  и ее взаимодействие с социальной  средой. - Тбилиси, 1989.

 

19. Смирнова Е.О. Особенности  общения с дошкольниками: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр  "Академия", 2000.

 

20. Смирнова Е.О., Калягина  Е.А. Особенности отношения к  сверстнику у популярных и  непопулярных дошкольников // Вопросы  психологии. - 1988. - №3.

 

21. Соколова Е.Т. Самосознание  и самооценка при аномалиях  личности. - М.: Изд-во МГУ, 1989.


Информация о работе Экспериментальное изучение способов измерения самоотношения у детей подросткового возраста