Ценностные ориентации и жизненные планы в юношеском возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 23:46, курсовая работа

Описание работы

Цель: помочь юношам определить свои жизненные планы, прояснить временную перспективу будущего и продвинутся в развитие своего самоопределения.
Достижение поставленной цели предполагает решения ряда задач:
1. изучить теоретическую литературу об особенностях юношеского возраста;
2. изучить теоретическую литературу по ценностям, жизненным планам;
3. провести исследование в системе ценностных ориентаций и жизненных планов в период юношества;
. обобщить результаты исследования и разработать рекомендации для педагогического коллектива.

Файлы: 1 файл

Ценностные ориентации и жизненные планы в юношеском возрасте.doc

— 1.04 Мб (Скачать файл)

52. Хухлаева О.В. Основы психологического консультирования и психологической коррекции.- М.: Издат. центр «Академия»,2004.- 208 с.

. Шапарь В.Б. Практическая психология.- Ростов н/Д.: Феникс 2004.-483 с.

. Ядов В.А. Социальная идентификация в кризисном обществе. М.: Мысль,-2000.-135с.

 

Приложение 1

 

«Тест смысложизненных ориентаций»  Д.А.Леонтьева (СЖО)

Является адаптированной версией теста «Цель в жизни» Джеймса Крамбо и Леонарда Махолика. Русскоязычная версия теста осмысленности  жизни (ОЖ) была разработана и адаптирована Д.А.Леонтьевым в 1986-1988 годах.

 

Инструкция: Вам будут предложены пары противоположных утверждений. Ваша задача - выбрать одно из двух утверждений, которое, по вашему мнению, больше соответствует действительности, и отметить одну из цифр 1, 2, 3 в зависимости от того, насколько Вы уверены в выборе (или 0, если оба утверждения, на Ваш взгляд, верны).

ФИО ___________________________ ________________________________ Пол ____________________________ Возраст _______________________ Образование ___________________

1.

Обычно мне  очень скучно

3 2 1 0 1 2 3

Обычно я  полон энергии

2.

Жизнь кажется  мне всегда волнующей и захватывающей

3 2 1 0 1 2 3

Жизнь кажется  мне совершенно спокойной и рутинной

3.

В жизни я  не имею определенных целей и намерений

3 2 1 0 1 2 3

В жизни я  имею очень ясные цели и намерения

4.

Моя жизнь представляется мне крайне бессмысленной и бесцельной

3 2 1 0 1 2 3

Моя жизнь представляется мне вполне осмысленной и целеустремленной

5.

Каждый день кажется мне всегда новым и  непохожим на другие

3 2 1 0 1 2 3

Каждый день кажется мне совершенно похожим на все другие

6.

Когда я уйду на пенсию, я займусь интересными  вещами, которыми всегда мечтал заняться

3 2 1 0 1 2 3

Когда я уйду на пенсию, я постараюсь не обременять себя никакими заботами

7.

Моя жизнь сложилась  именно так, как я мечтал.

3 2 1 0 1 2 3

Моя жизнь сложилась  не так, как я мечтал.

8.

Я не добился  успехов в осуществлении своих  жизненных планов.

3 2 1 0 1 2 3

Я осуществил многое из того, что было запланировано  в жизни.

9.

Моя жизнь пуста  и неинтересна

3 2 1 0 1 2 3

Моя жизнь наполнена интересными делами.

10.

Если бы мне  пришлось подводить сегодня итог моей жизни, то я бы сказал, что она  была вполне осмысленной

3 2 1 0 1 2 3

Если бы мне  пришлось подводить сегодня итог моей жизни, то я бы сказал что она  не имела смысла.

11.

Если бы я мог выбирать, тоя бы построил свою жизнь совершенно иначе.

3 2 1 0 1 2 3

Если бы я  мог выбирать, то я бы прожил свою жизнь так же как живу сейчас.

12.

Когда я смотрю на окружающий меня мир, он часто приводит меня в растерянность и беспокойство.

3 2 1 0 1 2 3

Когда я смотрю на окружающий меня мир, он совсем не вызывает у меня беспокойства и растерянности.

13.

Я человек очень  обязательный.

3 2 1 0 1 2 3

Я человек совсем не обязательный.

14.

Я полагаю, что  человек имеет возможность осуществить  свой жизненный выбор по своему желанию.

3 2 1 0 1 2 3

Я полагаю, что  человек лишен возможности выбирать из-за влияния природных способностей и обстоятельств.

15.

 Я определенно  могу назвать себя целеустремленным  человеком.

3 2 1 0 1 2 3

 Я не могу  назвать себя целеустремленным человеком.

16.

В жизни я  еще не нашел своего призвания  и ясных целей.

3 2 1 0 1 2 3

В жизни я  нашел свое призвание и цели.

17.

Мои жизненные  взгляды еще не определились.

3 2 1 0 1 2 3

Мои жизненные  взгляды вполне определились.

18.

Я считаю, что мне удалось найти призвание и интересные цели в жизни.

3 2 1 0 1 2 3

Я едва ли способен найти призвание и интересные цели в жизни.

19.

 Моя жизнь  в моих руках, и я сам управляю  ею.

3 2 1 0 1 2 3

 Моя жизнь  неподвластна мне и она управляется  внешними событиями.

20.

 Мои повседневные  дела приносят мне удовольствие  и удовлетворение.

3 2 1 0 1 2 3

 Мои повседневные  дела приносят мне сплошные  неприятности и переживания.


 

Обработка:

  1. Цели в жизни придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу. Низкие баллы по этой шкале при общем высоком ОЖ будут присущи человеку, живущему сегодняшним и вчерашним днем. Вместе с тем высокие баллы могут характеризовать не только целеустремленного человека, но и прожектера, планы которого не имеют реальной опоры в настоящем и не подкрепляются личной ответственностью за их реализацию. Эти два случая несложно различить, учитывая показатели по другим шкалам.
  2. Процесс жизни или интерес и эмоциональная насыщенность жизни. Содержание этой шкалы совпадает с известной теорией о том, воспринимает ли испытуемый сам процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом. Высокие баллы по этой шкале и низкие по остальным будут характеризовать гедониста, живущего сегодняшним днем. Низкие баллы - признак неудовлетворенности своей жизнью в настоящем; при этом, однако, ей могут придавать полноценный смысл воспоминания о прошлом или нацеленность на будущее.
  3. Результативность жизни или удовлетворенность самореализацией. Баллы по этой шкале отражают оценку пройденного отрезка жизни, ощущение того, насколько продуктивна и осмысленна ее прожитая часть. Высокие баллы по этой шкале и низкие по остальным будут характеризовать человека, который доживает свою жизнь, у которого все в прошлом, но прошлое способно придать смысл остатку <span class="dash041e

Информация о работе Ценностные ориентации и жизненные планы в юношеском возрасте