Ценностные ориентации и жизненные планы в юношеском возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 23:46, курсовая работа

Описание работы

Цель: помочь юношам определить свои жизненные планы, прояснить временную перспективу будущего и продвинутся в развитие своего самоопределения.
Достижение поставленной цели предполагает решения ряда задач:
1. изучить теоретическую литературу об особенностях юношеского возраста;
2. изучить теоретическую литературу по ценностям, жизненным планам;
3. провести исследование в системе ценностных ориентаций и жизненных планов в период юношества;
. обобщить результаты исследования и разработать рекомендации для педагогического коллектива.

Файлы: 1 файл

Ценностные ориентации и жизненные планы в юношеском возрасте.doc

— 1.04 Мб (Скачать файл)

 

Заключение

 

Поведение сегодняшних юношей существенно отличается от поведения тех юношей, которые были 10 - 20 лет назад. Общие свойства юношеской психологии, конечно, не изменились. Но они по-разному проявляются в конкретных социальных условиях. Каждое новое поколение для старших - племя младое незнакомое. Между тем наука наша развивается крайне медленно, достоверных фактов, относящихся к сегодняшнему дню, очень мало. Анализ новых проблем подменяется их обозначением. Вместе с тем актуальность темы такова, что и при недостатке данных нужно знать то, что уже известно.

Первых две  главы данной работы являются теоретико - методологическими. В них рассматривались  теории юношеского возраста, определялось место переходного возраста в  структуре жизненного пути, процессы и стадии социального самоопределения юношей, как формируется их жизненная перспектива, мировоззрение, ценности. Описаны виды ценностей и методы их исследования. В третей главе описано исследование в системе ценностных ориентации и жизненные планы в юношеском возрасте.

В ходе исследования был проведен формирующий эксперимент, направленный на проверку положения о возможности формирования и развития ценностей в процессе целенаправленного психологического воздействия.

Изменение системы  ценностных ориентации с наибольшим эффектом может быть достигнуто в процессе тренинговой формы обучения. Исходя из этого, в качестве основы формирующего эксперимента был выбран учебный групповой психологический тренинг, направленный на формирование у учащихся системы ценностей, жизненных планов, перспектив.

Тренинговая группа, создавала условия интенсивного переживания тех или иных событий  и воспроизводя в сжатые сроки  опыт реальной жизни, представляет собой  достаточно адекватную модель личностного  и профессионального развития. Моделирование  в тренинге ситуаций, связанных с практической деятельностью, оказывало влияние на соотнесение учащимися своих принципов и установок с ценностями, значимыми для его профессиональной деятельности, и развитие на основе их осознания и последующего принятия либо отвержения собственной ценностной системы. Одним из наиболее важных универсальных механизмов такого развития в процессе группового воздействия является возможность получения обратной связи и поддержки от людей, имеющих общие цели, проблемы или переживания.

Тренинг дал не только теоретически и практически знания, но и помог лучше узнать самого себя, и создаст условия для более эффективной работы в коллективе и в обычной жизни.

 Каждому  человеку важно понять свои  собственные потребности и ценности  и соотнести их с обществом. Уяснив это, наметить конкретные цели и, определить, что изменить в своем поведении, как добиться поставленной цели.

Для того чтобы  хорошо жить, чтобы совершенствовать жизнь, изменять окружающую действительность, необходимо каждому человеку полнее использовать собственный потенциал, а для этого надо учитывать собственные достоинства и понимать ограничения, уметь в полной мере использовать свои способности и талант, постоянно развивая их.

Невозможно  обеспечить профессиональный и деловой  успех, не развивая свою личность, не формируя активную жизненную позицию. Тот, кто хочет изменить в себе что-то или повлиять на себя, должен этого действительно хотеть, а следовательно, для этого надо приложить определенный труд и необходимые усилия. Тот, кому это удается, может влиять на развитие своей личности и раскрытие своих способностей. Каждый человек пришел в этот мир для чего-то. Понять себя, свои цели и потенциальные возможности весьма важно для каждого человека.

Способность к  саморазвитию, самосовершенствованию, изменению определяется наличием определенного творческого потенциала, готовностью переосмысливать стереотипы собственного опыта и осваивать новые профессиональные и индивидуальные модели поведения.

Становление профессионально  и личностно зрелого индивида, способного достигать вершин развития, является сегодня одной из важнейших задач современного образования. Профессиональная компетентность в отрыве от психологической сегодня немыслима. При этом самый большой парадокс состоит именно в том, что профессиональные знания и достаточно широкие и многообразные познания людей порой не соответствуют зннииям о себе, пониманию себя и своих отношений. Противоречия между уровнем развития личности и уровнем ее профессиональной готовности, между уровнем притязаний и возможностями или способностями конкретного человека, между его намерениями и реальными поступками порой слишком велики.

Профессиональное  становление и личностный рост взаимосвязаны: без личностного роста и развития нет профессионализма. Это та основа, на которой растет сегодня любой  профессионал. Вся человеческая жизнь  уходит на конструирование собственной  личности и ее отношений с окружающим миром, а результатом становятся судьба и достижения

Личностные  ценности выступают в качестве источников и носителей, значимых для человека смыслов. В исследовании расширение и усложнение системы личностных ценностей, позволили выйти за рамки зафиксировавшихся шаблонов и более адекватно оценить себя и окружающую действительность, что закономерно сопряжено с осознанием и расширением смысловых границ субъективной реальности. В ходе проведенного тренинга произошло повышение различных показателей осмысленности жизни. Это свидетельствует о повышении уровня самопонимания участников тренинга, осознании и интенсивном переживании ими осмысленности своей жизни, своих жизненных и профессиональных целей, формировании образа «Я» как сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле

 

Глоссарий

 

№ п/п

Новые понятия

Содержание

1

2

3

1

Базовые человеческие ценности

это те, которые  представляют универсальные потребности человеческого существования (биологические потребности, необходимость координации социального взаимодействия и требования функционирования группы)

2

Внешние факторы

к внешним факторам можно отнести элементы микросреды (группы членства, референтные группы и их ценности) и макросреды (традиционная система общечеловеческих ценностей, социальных ролей, социальные институты и т. д.)

3

Внутренние  факторы

к внутренним факторам можно отнести возраст, пол, особенности  темперамента, задатки, способности, ведущие внутрисубъектные потребности, уровень развития самосознания»

4

Гипотеза  исследования

вероятностное научное предположение, предвидение  хода и результата исследования

5

Жизненная перспектива

образ желанной и осознаваемой как возможной  своей будущей жизни при условии достижения определенных целей

6

Жизненный план

явление одновременно социального и жизненного порядка, связанное с вопросами самоопределения: профессионального (кем быть?) и морального (каким быть?)

7

Жизненный путь

история индивидуального развития личности

8

Жизненный стиль

уникальный  способ, выбранный каждым человеком  для следования своей жизненной  цели, интегрированный стиль приспособлениия  к жизни и взаимодействие с  жизнью

9

Жизненная стратегия

соотнесение своих  личных способностей, статусных, возрастных и индивидуальных особенностей и притязаний с требованиями общества

10

Задачи  исследования

детализация направлений  реализации гипотезы и цели исследования с учетом конкретных требований, предъявляемых  к анализу и решению сформулированной теоретической проблемы

11

Инструментальные  ценности

это убеждения  в том, что определенный образ  действий (например, честность, рационализм) с личной и общественной точек  зрения является предпочтительным в  любых ситуациях 

12

Инфантилизм

Сохранение во взрослом состоянии человека черт характера, свойственных детям и подросткам

13

Локус контроль

качество, характеризующее  склонность человека приписывать ответственность  за результаты своей деятельности внешним  силам либо собственным способностям и усилиям

14

Мировоззрение

Взгляд на мир  в целом, система представлений  об общих принципах и основах  бытия, жизненная философия человека, сумма и итог всех его знаний. Не столько логическая система знаний, сколько система убеждений, выражающих отношение человека к миру, его главные ценностные ориентации

15

Мировоззренческий поиск

включает в  себя социальные ориентации личности, осознание себя как части социального  целого, с превращением идеалов, принципов, правил этого общества в личностно  принимаемые ориентиры и нормы

16

 Объект  исследования 

носитель проблемной ситуации, конкретная сфера деятельности субъекта, включенная в процесс научного познания

17

Предмет исследования

наиболее существенные свойства и отношения объекта, познание которых особенно важно для решения проблемы психологического исследования

18

Процесс социализации

совокупность  всех социальных процессов, благодаря  которым индивид усваивает определенную систему норм и ценностей, позволяющих  ему функционировать в качестве члена общества

19

Рефлексия

способность понимать самого себя, свои собственные действия и состояния, (критическая переоценка ценностей, наиболее общим выражением которой и является вопрос о смысле жизни, как правило, связана с  какой-то паузой, «вакуумом» в деятельности или в отношениях с людьми)

20

Смысл жизни

внутренне мотивированное, индивидуальное значение для субъекта своих собственных действий, поступков, взятых как целое и переживаемых как истинное и ценностное

21

Социализация

процесс включения  индивида в социальные отношения, в результате которого он усваивает и активно воспроизводит социальный опыт

22

Терминальные  ценности

это убеждения  в том, что определенные конечные цели индивидуального существования  с личной и общественной точек  зрения заслуживают того, чтобы к  ним стремиться

23

Факторы

это причина  или движущая сила какого либо процесса, определяющего его характер

24

Цель  исследования

модель ожидаемого конечного результата (решения проблемы), который может быть достигнут  только с помощью проведения психологического исследования

25

Ценности-идеалы

ценности-идеалы, являющиеся наиболее общими, абстрактными (духовные - познавательные, эстетические, гуманистические и социальные - уважения, достижений, социальной активности) (по С.С.Бубновой)

26

Ценности-свойства

закрепляющиеся в жизнедеятельности и проявляющиеся как свойства личности (общительность, любознательность, активность, доминантность и т.д.) (по С.С.Бубновой)

27

Ценности-способы  поведения

наиболее характерные  средства реализации и закрепления  ценностей-свойств (по С.С.Бубновой)

28

Ценностные  ориентации

Индивидуальное  объективное отражение в психике  и сознании человека социальных ценностей  общества и природы на данном историческом этапе

29

Юность

Определенный  этап развития человека, лежащий между  детством и взрослостью


 

 

Библиографический список

 

1. Абульханова-Славская К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности. - М.: Наука, 2000. - 294 с.

2. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 2000. - с. 299

. Алиева М.А.Тренинг развития жизненных целей.- СПб.: Речь,2002.- 216с.

. Ананьев Б. Г. Избранные труды: в 2 т. - М.: Мысль, 2002. - Т. I. - 232 с.

. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.:Изд-во ЛГУ.2002. 338 с.

. Лысакова Е.Н. Юнита 1 Психология развития и возрастная психология. НОУ «СГИ».: 2001.- с. 61

7. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. - СПб.: Питер, 2004.- 271 с.

8. Анцыферова Л. И. К психологии личности, как развивающейся системы. - М.: Изд-во М.: Миф, 2000.- 318 с.

9. Анцыферова Л. И. Психология формирования и развития личности // Человек в системе наук. - М.: Миф, 2001. - 433 с.

. Бубнова С.С. Социально - психологическая диагностика развития личности.- М.: Мысль, 2002.- 334 с.

. Войцеховский К. Развитие личности и ценности // Моральные ценности и личность. - М.: Изд-во М.:2004. - 247 с.

. Гегель Г. В. Философия духа. Соч.- М.: Миф, 1997.- Т. 3.- 498 с.

. Головаха Е. И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. - СПб.: Питер, 2000. - 279 с.

. Гудечек Я. Ценностная ориентация личности // Психология личности в социалистическом обществе. - М.: Наука, 2000. - 292 с.

. Ежова Н.Н. Рабочая книга практического психолога.- Ростов н/Д.: Феникс, 2004.- с. 321

. Обуховский К. Возрастная психология. М.: Мысль, 2002. - с.215

. Ольшевский В.Б. Практическая психология для учителей.- М.: Мысль, 2002.- 207с

. Обозов Н.Н. Психодиагностика личности.- СПБ.: Питер, 2003. - 246 с.

. Обозов Н.Н. Словарь практического психолога. - СПБ.: Питер, 2001.- 321 с.

. Обозов Н.Н. Социально-психологический тренинг.- СПБ.:Питер,2002.-92 с.

. Осипова А.А. Общая психокоррекция. М.: Мысль, 2002. - 214 с.

. Карандашев В. Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. - СПб.: Речь, 2004 - с.71

. Клименко И. Ф. Генезис ценностных ориентации, исследование отношения к норме социального поведения на разных этапах социального развития человека // к проблеме формирования ценностных ориентации и социальной активности личности. - М.: Наука, 2000. - 312 с.

. Кон И.С. Психология ранней юности.- М.: Фаир - Пресс, 2000.- с. 185.

. Кон И.С. Психология старшеклассника. М.: Фаир - Пресс, 1999.- с.207.

. Копытов А. Г. Формирование мотивации и организация личностного самоопределения студентов // Прикладная психология, опыт и перспективы.- Красноярск, 2001. - 282 с.

. Крайг Г. Психология развития: Пер. С англ. - СПб.: Питер, 2004. - 940 с.

. Леонтьев Д. А. Внутренний мир личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. - СПб.: Питер, 2000. - 387 с.

. ЛеонтьевД.А. Методика изучения ценностных ориентации.- М.: Смысл, 2001.-71с.

. Леонтьев Д. А. Очерк психологии личности. - М.: Смысл,2001. - 94 с.

. Леонтьев Д. А. Самореализация и сущностные силы человека // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии.- М.: Смысл, 1997. - 296 с.

. Леонтьев Д.А.Тест смысложизненных ориентации (СЖО).- М.: Смысл, 2002.- 76 с.

. Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентации.- М.: Смысл, 2002. 67 с.

34. Ливак Г. Е. Психологические тесты. В 2 т. - М.: Мысль, 2003. -251 с.

35. Мухина В. С. Возрастная психология. - М.: Мысль, 2001.- 367 с.

. Мухина В. С. Механизмы формирования ценностных ориентации и социальной активности личности. МГПИ. - М.: Мысль, 2004. - 234 с.

37. Мольц М.Я. - «Это Я, или как стать счастливым» - СПб.: Речь,1992. - 321 с.

38. Мириманова М.С. Конфликтология.- М.: Издательский центр «Академия», 2003 - 320 с.

. Майрс Д. Социальная психология.- СПб.: Питер, 2004.- 794 с.

. Николаичева Б. О. Моральные ценности и личность. - М.: Миф, 2003.-176 с.

. Похилько В.И. Общая психодиагностика.- СПб.: Речь, 2000. - 357 с.

42. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возрастаю - СПб.: Питер, 2000 - 357 с.

43. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т 2. - М.: Педагогика,2000.- 328 с.

44. Семенов А.А., Ядов В.А., Гоштатутас А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. М.: Мысль, 2001- 356 с.

45. Сенин И. Г. Разработка модифицированного варианта «Опросника терминальных ценностей». Психология и практика: Ежегодник РПО. - Ярославль,2003. -Т.4. - Вып.2. - 328 с.

. Соломин И.Л. Современные методы психологической экспресс - диагностики и профессионального консультирования.- СПб.: Речь, 2006 -280с.

. Соломин И.Л. Дорога в будущее. Самоучитель для начинающих профессиональный путь. СПб.: Рост, 2006.- 336 с.

. Соломин И.Л. Азбука профориентации XXI века. СПб.: Рост, 2000.- 366 с.

. Франки В. Поиск смысла жизни и логотерапия // Психология личности. - М.: Изд-во М.: 2001. - 218 с.

. Франки В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс,2004.- 368 с.

51. Фетискин Н.П., Козлов В.В. Социально - психологическая диагностика развития личности и малых групп.- М.: Мысль, 2002.- 198 с.

Информация о работе Ценностные ориентации и жизненные планы в юношеском возрасте