Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 23:46, курсовая работа
Цель: помочь юношам определить свои жизненные планы, прояснить временную перспективу будущего и продвинутся в развитие своего самоопределения.
Достижение поставленной цели предполагает решения ряда задач:
1. изучить теоретическую литературу об особенностях юношеского возраста;
2. изучить теоретическую литературу по ценностям, жизненным планам;
3. провести исследование в системе ценностных ориентаций и жизненных планов в период юношества;
. обобщить результаты исследования и разработать рекомендации для педагогического коллектива.
Заключение
Поведение сегодняшних юношей существенно отличается от поведения тех юношей, которые были 10 - 20 лет назад. Общие свойства юношеской психологии, конечно, не изменились. Но они по-разному проявляются в конкретных социальных условиях. Каждое новое поколение для старших - племя младое незнакомое. Между тем наука наша развивается крайне медленно, достоверных фактов, относящихся к сегодняшнему дню, очень мало. Анализ новых проблем подменяется их обозначением. Вместе с тем актуальность темы такова, что и при недостатке данных нужно знать то, что уже известно.
Первых две главы данной работы являются теоретико - методологическими. В них рассматривались теории юношеского возраста, определялось место переходного возраста в структуре жизненного пути, процессы и стадии социального самоопределения юношей, как формируется их жизненная перспектива, мировоззрение, ценности. Описаны виды ценностей и методы их исследования. В третей главе описано исследование в системе ценностных ориентации и жизненные планы в юношеском возрасте.
В ходе исследования был проведен формирующий эксперимент, направленный на проверку положения о возможности формирования и развития ценностей в процессе целенаправленного психологического воздействия.
Изменение системы ценностных ориентации с наибольшим эффектом может быть достигнуто в процессе тренинговой формы обучения. Исходя из этого, в качестве основы формирующего эксперимента был выбран учебный групповой психологический тренинг, направленный на формирование у учащихся системы ценностей, жизненных планов, перспектив.
Тренинговая группа, создавала условия интенсивного переживания тех или иных событий и воспроизводя в сжатые сроки опыт реальной жизни, представляет собой достаточно адекватную модель личностного и профессионального развития. Моделирование в тренинге ситуаций, связанных с практической деятельностью, оказывало влияние на соотнесение учащимися своих принципов и установок с ценностями, значимыми для его профессиональной деятельности, и развитие на основе их осознания и последующего принятия либо отвержения собственной ценностной системы. Одним из наиболее важных универсальных механизмов такого развития в процессе группового воздействия является возможность получения обратной связи и поддержки от людей, имеющих общие цели, проблемы или переживания.
Тренинг дал не только теоретически и практически знания, но и помог лучше узнать самого себя, и создаст условия для более эффективной работы в коллективе и в обычной жизни.
Каждому
человеку важно понять свои
собственные потребности и
Для того чтобы хорошо жить, чтобы совершенствовать жизнь, изменять окружающую действительность, необходимо каждому человеку полнее использовать собственный потенциал, а для этого надо учитывать собственные достоинства и понимать ограничения, уметь в полной мере использовать свои способности и талант, постоянно развивая их.
Невозможно обеспечить профессиональный и деловой успех, не развивая свою личность, не формируя активную жизненную позицию. Тот, кто хочет изменить в себе что-то или повлиять на себя, должен этого действительно хотеть, а следовательно, для этого надо приложить определенный труд и необходимые усилия. Тот, кому это удается, может влиять на развитие своей личности и раскрытие своих способностей. Каждый человек пришел в этот мир для чего-то. Понять себя, свои цели и потенциальные возможности весьма важно для каждого человека.
Способность к саморазвитию, самосовершенствованию, изменению определяется наличием определенного творческого потенциала, готовностью переосмысливать стереотипы собственного опыта и осваивать новые профессиональные и индивидуальные модели поведения.
Становление профессионально и личностно зрелого индивида, способного достигать вершин развития, является сегодня одной из важнейших задач современного образования. Профессиональная компетентность в отрыве от психологической сегодня немыслима. При этом самый большой парадокс состоит именно в том, что профессиональные знания и достаточно широкие и многообразные познания людей порой не соответствуют зннииям о себе, пониманию себя и своих отношений. Противоречия между уровнем развития личности и уровнем ее профессиональной готовности, между уровнем притязаний и возможностями или способностями конкретного человека, между его намерениями и реальными поступками порой слишком велики.
Профессиональное
становление и личностный рост взаимосвязаны:
без личностного роста и
Личностные ценности выступают в качестве источников и носителей, значимых для человека смыслов. В исследовании расширение и усложнение системы личностных ценностей, позволили выйти за рамки зафиксировавшихся шаблонов и более адекватно оценить себя и окружающую действительность, что закономерно сопряжено с осознанием и расширением смысловых границ субъективной реальности. В ходе проведенного тренинга произошло повышение различных показателей осмысленности жизни. Это свидетельствует о повышении уровня самопонимания участников тренинга, осознании и интенсивном переживании ими осмысленности своей жизни, своих жизненных и профессиональных целей, формировании образа «Я» как сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле
Глоссарий
№ п/п |
Новые понятия |
Содержание |
1 |
2 |
3 |
1 |
Базовые человеческие ценности |
это те, которые представляют универсальные потребности человеческого существования (биологические потребности, необходимость координации социального взаимодействия и требования функционирования группы) |
2 |
Внешние факторы |
к внешним факторам можно отнести элементы микросреды (группы членства, референтные группы и их ценности) и макросреды (традиционная система общечеловеческих ценностей, социальных ролей, социальные институты и т. д.) |
3 |
Внутренние факторы |
к внутренним факторам можно отнести возраст, пол, особенности темперамента, задатки, способности, ведущие внутрисубъектные потребности, уровень развития самосознания» |
4 |
Гипотеза исследования |
вероятностное научное предположение, предвидение хода и результата исследования |
5 |
Жизненная перспектива |
образ желанной и осознаваемой как возможной своей будущей жизни при условии достижения определенных целей |
6 |
Жизненный план |
явление одновременно
социального и жизненного порядка,
связанное с вопросами |
7 |
Жизненный путь |
история индивидуального развития личности |
8 |
Жизненный стиль |
уникальный
способ, выбранный каждым человеком
для следования своей жизненной
цели, интегрированный стиль |
9 |
Жизненная стратегия |
соотнесение своих личных способностей, статусных, возрастных и индивидуальных особенностей и притязаний с требованиями общества |
10 |
Задачи исследования |
детализация направлений
реализации гипотезы и цели исследования
с учетом конкретных требований, предъявляемых
к анализу и решению |
11 |
Инструментальные ценности |
это убеждения в том, что определенный образ действий (например, честность, рационализм) с личной и общественной точек зрения является предпочтительным в любых ситуациях |
12 |
Инфантилизм |
Сохранение во взрослом состоянии человека черт характера, свойственных детям и подросткам |
13 |
Локус контроль |
качество, характеризующее склонность человека приписывать ответственность за результаты своей деятельности внешним силам либо собственным способностям и усилиям |
14 |
Мировоззрение |
Взгляд на мир в целом, система представлений об общих принципах и основах бытия, жизненная философия человека, сумма и итог всех его знаний. Не столько логическая система знаний, сколько система убеждений, выражающих отношение человека к миру, его главные ценностные ориентации |
15 |
Мировоззренческий поиск |
включает в себя социальные ориентации личности, осознание себя как части социального целого, с превращением идеалов, принципов, правил этого общества в личностно принимаемые ориентиры и нормы |
16 |
Объект исследования |
носитель проблемной ситуации, конкретная сфера деятельности субъекта, включенная в процесс научного познания |
17 |
Предмет исследования |
наиболее существенные свойства и отношения объекта, познание которых особенно важно для решения проблемы психологического исследования |
18 |
Процесс социализации |
совокупность
всех социальных процессов, благодаря
которым индивид усваивает |
19 |
Рефлексия |
способность понимать самого себя, свои собственные действия и состояния, (критическая переоценка ценностей, наиболее общим выражением которой и является вопрос о смысле жизни, как правило, связана с какой-то паузой, «вакуумом» в деятельности или в отношениях с людьми) |
20 |
Смысл жизни |
внутренне мотивированное, индивидуальное значение для субъекта своих собственных действий, поступков, взятых как целое и переживаемых как истинное и ценностное |
21 |
Социализация |
процесс включения индивида в социальные отношения, в результате которого он усваивает и активно воспроизводит социальный опыт |
22 |
Терминальные ценности |
это убеждения в том, что определенные конечные цели индивидуального существования с личной и общественной точек зрения заслуживают того, чтобы к ним стремиться |
23 |
Факторы |
это причина или движущая сила какого либо процесса, определяющего его характер |
24 |
Цель исследования |
модель ожидаемого конечного результата (решения проблемы), который может быть достигнут только с помощью проведения психологического исследования |
25 |
Ценности-идеалы |
ценности-идеалы, являющиеся наиболее общими, абстрактными (духовные - познавательные, эстетические, гуманистические и социальные - уважения, достижений, социальной активности) (по С.С.Бубновой) |
26 |
Ценности-свойства |
закрепляющиеся в жизнедеятельности и проявляющиеся как свойства личности (общительность, любознательность, активность, доминантность и т.д.) (по С.С.Бубновой) |
27 |
Ценности-способы поведения |
наиболее характерные средства реализации и закрепления ценностей-свойств (по С.С.Бубновой) |
28 |
Ценностные ориентации |
Индивидуальное
объективное отражение в |
29 |
Юность |
Определенный этап развития человека, лежащий между детством и взрослостью |
Библиографический список
1. Абульханова-Славская К. А. Развитие личности в процессе жизнедеятельности. - М.: Наука, 2000. - 294 с.
2. Абульханова-Славская К. А. Стратегия жизни. - М.: Мысль, 2000. - с. 299
. Алиева М.А.Тренинг развития жизненных целей.- СПб.: Речь,2002.- 216с.
. Ананьев Б. Г. Избранные труды: в 2 т. - М.: Мысль, 2002. - Т. I. - 232 с.
. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. СПб.:Изд-во ЛГУ.2002. 338 с.
. Лысакова Е.Н. Юнита 1 Психология развития и возрастная психология. НОУ «СГИ».: 2001.- с. 61
7. Анн Л.Ф. Психологический тренинг с подростками. - СПб.: Питер, 2004.- 271 с.
8. Анцыферова Л. И. К психологии личности, как развивающейся системы. - М.: Изд-во М.: Миф, 2000.- 318 с.
9. Анцыферова Л. И. Психология формирования и развития личности // Человек в системе наук. - М.: Миф, 2001. - 433 с.
. Бубнова С.С. Социально - психологическая диагностика развития личности.- М.: Мысль, 2002.- 334 с.
. Войцеховский К. Развитие личности и ценности // Моральные ценности и личность. - М.: Изд-во М.:2004. - 247 с.
. Гегель Г. В. Философия духа. Соч.- М.: Миф, 1997.- Т. 3.- 498 с.
. Головаха Е. И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. - СПб.: Питер, 2000. - 279 с.
. Гудечек Я. Ценностная ориентация личности // Психология личности в социалистическом обществе. - М.: Наука, 2000. - 292 с.
. Ежова Н.Н. Рабочая книга практического психолога.- Ростов н/Д.: Феникс, 2004.- с. 321
. Обуховский К. Возрастная психология. М.: Мысль, 2002. - с.215
. Ольшевский В.Б. Практическая психология для учителей.- М.: Мысль, 2002.- 207с
. Обозов Н.Н. Психодиагностика личности.- СПБ.: Питер, 2003. - 246 с.
. Обозов Н.Н. Словарь практического психолога. - СПБ.: Питер, 2001.- 321 с.
. Обозов Н.Н. Социально-психологический тренинг.- СПБ.:Питер,2002.-92 с.
. Осипова А.А. Общая психокоррекция. М.: Мысль, 2002. - 214 с.
. Карандашев В. Н. Методика Шварца для изучения ценностей личности: концепция и методическое руководство. - СПб.: Речь, 2004 - с.71
. Клименко И. Ф. Генезис ценностных ориентации, исследование отношения к норме социального поведения на разных этапах социального развития человека // к проблеме формирования ценностных ориентации и социальной активности личности. - М.: Наука, 2000. - 312 с.
. Кон И.С. Психология ранней юности.- М.: Фаир - Пресс, 2000.- с. 185.
. Кон И.С. Психология старшеклассника. М.: Фаир - Пресс, 1999.- с.207.
. Копытов А. Г. Формирование мотивации и организация личностного самоопределения студентов // Прикладная психология, опыт и перспективы.- Красноярск, 2001. - 282 с.
. Крайг Г. Психология развития: Пер. С англ. - СПб.: Питер, 2004. - 940 с.
. Леонтьев Д. А. Внутренний мир личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. - СПб.: Питер, 2000. - 387 с.
. ЛеонтьевД.А. Методика изучения ценностных ориентации.- М.: Смысл, 2001.-71с.
. Леонтьев Д. А. Очерк психологии личности. - М.: Смысл,2001. - 94 с.
. Леонтьев Д. А. Самореализация и сущностные силы человека // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии.- М.: Смысл, 1997. - 296 с.
. Леонтьев Д.А.Тест смысложизненных ориентации (СЖО).- М.: Смысл, 2002.- 76 с.
. Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентации.- М.: Смысл, 2002. 67 с.
34. Ливак Г. Е. Психологические тесты. В 2 т. - М.: Мысль, 2003. -251 с.
35. Мухина В. С. Возрастная психология. - М.: Мысль, 2001.- 367 с.
. Мухина В. С. Механизмы формирования ценностных ориентации и социальной активности личности. МГПИ. - М.: Мысль, 2004. - 234 с.
37. Мольц М.Я. - «Это Я, или как стать счастливым» - СПб.: Речь,1992. - 321 с.
38. Мириманова М.С. Конфликтология.- М.: Издательский центр «Академия», 2003 - 320 с.
. Майрс Д. Социальная психология.- СПб.: Питер, 2004.- 794 с.
. Николаичева Б. О. Моральные ценности и личность. - М.: Миф, 2003.-176 с.
. Похилько В.И. Общая психодиагностика.- СПб.: Речь, 2000. - 357 с.
42. Райс Ф. Психология подросткового и юношеского возрастаю - СПб.: Питер, 2000 - 357 с.
43. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: В 2 т. Т 2. - М.: Педагогика,2000.- 328 с.
44. Семенов А.А., Ядов В.А., Гоштатутас А. Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности. М.: Мысль, 2001- 356 с.
45. Сенин И. Г. Разработка модифицированного варианта «Опросника терминальных ценностей». Психология и практика: Ежегодник РПО. - Ярославль,2003. -Т.4. - Вып.2. - 328 с.
. Соломин И.Л. Современные методы психологической экспресс - диагностики и профессионального консультирования.- СПб.: Речь, 2006 -280с.
. Соломин И.Л. Дорога в будущее. Самоучитель для начинающих профессиональный путь. СПб.: Рост, 2006.- 336 с.
. Соломин И.Л. Азбука профориентации XXI века. СПб.: Рост, 2000.- 366 с.
. Франки В. Поиск смысла жизни и логотерапия // Психология личности. - М.: Изд-во М.: 2001. - 218 с.
. Франки В. Человек в поисках смысла. М.: Прогресс,2004.- 368 с.
51. Фетискин Н.П., Козлов В.В. Социально - психологическая диагностика развития личности и малых групп.- М.: Мысль, 2002.- 198 с.
Информация о работе Ценностные ориентации и жизненные планы в юношеском возрасте