Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 23:46, курсовая работа
Цель: помочь юношам определить свои жизненные планы, прояснить временную перспективу будущего и продвинутся в развитие своего самоопределения.
Достижение поставленной цели предполагает решения ряда задач:
1. изучить теоретическую литературу об особенностях юношеского возраста;
2. изучить теоретическую литературу по ценностям, жизненным планам;
3. провести исследование в системе ценностных ориентаций и жизненных планов в период юношества;
. обобщить результаты исследования и разработать рекомендации для педагогического коллектива.
Анализа данных по методике диагностике реальной структуры ценностных ориентаций личности (С.С. Бубнова)
Для удобства анализа полученных данных было подсчитано среднее арифметическое для каждой ценности списка отдельно, для первой и второй групп испытуемых, а затем проранжированы полученные средние арифметические, таблица №2. По результатам обработки построили графический профиль, отражающий выраженность каждой ценности. Для этого по вертикали зафиксировали количественную выраженность каждой ценности, а по горизонтали - виды ценностей, таблица 2 (Приложение 5).
Исходя из этого соотношения, рассматривали самые крайние ранги: 1, 2, 3, 4 и 10, 11. Так как они, по всей видимости, имеют для испытуемых определенные вес и цену (средние ранги: с 5 по 9 распределяются более равномерно по сравнению с ярко выделившимися ценностями).
Рейтинг ценностных ориентаций личности юношей 1 группы
1. помощь и милосердие к другим людям - 4,4
2. высокое материальное благосостояние - 4,27
3. здоровье - 4,08
4. любовь - 3,24
Низкие показатели по таким ценностям, как поиски наслаждения прекрасным; познание нового в мире, природе, человеке. Выявилась также низкая социальная активность.
Рейтинг ценностных ориентаций личности юношей 2 группы
1. помощь и милосердие к другим людям - 4.9
2. здоровье - 4,8
. социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе - 4,2
. высокое материальное благосостояние - 4,1
Остальные ценности, в данной группе, распределились сравнительно равномерно. юность жизненный ценностный ориентация
Анализ результатов
по всем показателям выявил, что
результаты в первой группе ниже, чем
во второй. Что отражено в таблицах
и диаграммах. Дальнейшее исследование
проводилось в первой группе, она
названа экспериментальной груп
На втором этапе
проводилась групповая и
Программа была
разбита на два этапа. Задача первого
этапа работы - показать учащимся значимость
определения собственных
Результатом психологического тренинга должен стать:
- осознанный адекватный образ жизненного пути;
- представление
о степени соответствия своих
индивидуально-типологических
- систематизация ближних и дальних жизненных перспектив юношей.
Было проведено 20 занятий, продолжительностью полтора часа, периодичностью 1 раз в неделю. План занятий отражен в (Приложение 6).
Первично проводились индивидуальные, беседы с целью создания положительно - доверительных отношений между психологом и учащимися.
Психологическая помощь по данной программе проводилась с учетом особенностей индивидуального развития каждого учащегося, как в группе, так и индивидуально. Юноши самостоятельно (индивидуально) не только выполняли задания (с дальнейшим обсуждением полученных результатов в группе), но и обязательно получали консультации по выявляющимся жизненно важным проблемам.
В основе программы лежит тренинговая работа, в качестве примера разработка одного занятия отражена в (Приложение 7). Также использовались различные тесты:
– методика «экспресс - диагностики социальных ценностей личности» (Приложение 8). Методика способствует выявлению личных, профессиональных и социально - психологических ориентаций. Экспресс-диагностика характеризуется компактностью, экономичностью, простотой, возможностью проведения тестирования неспециалистами и самотестирования, возможностью выявления групп риска. Экспресс-диагностика на основе бланкового или компьютерного тестирования с немедленной обработкой, предназначена для решения следующих задач:
- проективная методика рисуночных метафор «Жизненный путь». Методика относится к глубинной диагностике, предназначена для выявления скрытых или скрываемых мотивов, отношений, структуры сознания и бессознательных переживаний. Методика рисуночных метафор «Жизненный путь» представляет собой комплексный способ психологической диагностики и консультирования подростков и взрослых людей. Методика состоит из двух частей:
Методика предназначена для диагностики эмоционального состояния человека, некоторых особенностей его темперамента и характера, представлений о своей жизни и отношений к ней, выявления личностных проблем, расширения возможных способов их решения, определения целей и планирования путей их достижения.
Методика характеризуется:
1. экономичностью (методика компактна, не требует специального оборудования и материалов, относительно проста в проведении, допускает групповую форму, занимает не более 30 минут для получения данных, не требует сложных методов обработки);
2. глубиной получаемой информации (методика позволяет выявить индивидуально-психологические характеристики клиента и особенности его сознания, скрытые в обыденном поведении и повседневном общении и не всегда проявляющиеся в условиях традиционного консультирования);
3. универсальностью (методика гибка в применении и может использоваться для решения широкого спектра задач общего и профессионального психологического консультирования);
4. значительным психокоррекционным потенциалом при консультационной работе с клиентом.
Метафорический характер выполняемых заданий и получаемых результатов позволяет объективировать проблемы клиента, дает ему возможность более свободно и безопасно выражать свои чувства и отношения. Наглядность представлений о содержании и динамике отношений клиента создает условия для лучшего понимания им проблем и творческого их разрешения. Кроме того, методика:
1. облегчает
установление контакта с
2. позволяет удачно распределить роли между клиентом и консультантом, оптимизировать активность клиента и преодолеть его потребительское отношение к консультации (Приложение 9).
Кроме методики рисуночных метафор «Жизненный путь» в исследование использовался один из разновидностей вербальных проективных тестов: «тест определения жизненных ценностей личности (Must - тест П. И. Иванова, Е. Ф. Колобова)». Предложенный набор Must -тест позволяет определить пятнадцать жизненных целей - ценностей у лиц школьного и после школьного возраста (Приложение 10).
Также применяли проективную методику «Главные жизненные цели». Данный метод позволяет осознать любому человеку собственные жизненные цели в настоящий момент. Искренние ответы помогают увидеть даже те цели, которые скрыты от себя самого. Они существуют в нашей жизни, но в желательности их осуществления мы не признаемся даже самим себе (Приложение11).
Преимущества тестирования: во-первых, ряд тестовых методик позволяет выявлять более глубокий уровень личности клиента, чем тот, на котором развивается диалог клиента с консультантом. Стандартные методики предохраняют психолога от встречной проекции, приписывания клиенту собственных проблем и представлений;
во-вторых, использование стандартных методик позволяет опираться на богатый опыт разработчиков и других пользователей тестов;
в-третьих, использование статистически репрезентативных тестовых норм и количественных показателей позволяет сопоставлять результаты различных клиентов и прослеживать изменение их состояния в ходе психологической работы, оценивая ее эффективность.
Кроме того, при правильном использовании психологическое тестирование:
1.позволяет
с достаточной степенью
2. помогает установить
контакт, присоединиться к
3. может облегчить
формирование и поддержание
. является источником
материала для
5. дает возможность оптимизировать активность и состояние клиента;
. может служить
средством воздействия на
В ходе формирующего
эксперимента произошли определенные
изменения в структуре
На третьем этапе исследования было проведено контрольное исследование, с целью выявит изменения произошедшие у исследуемых.
3.2 Анализ и интерпретация результатов исследования
Для проверки гипотезы
о положительном влиянии
Сравнительный анализа данных по методике: диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности (Приложение 12), выявил, что в экспериментальной группе итоговое количество баллов почти в каждом разделе повысилось. Это означает, что уровень ценностей у учащихся вырос. Особенно это отслеживается на таких ценностях, как социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе; познание нового в мире, природе, человеке; поиск наслаждения прекрасным. При этом ранговые показатели стали ближе друг к другу во всех одиннадцати разделах, что характеризует разносторонность развития личности. В контрольной группе изменений практически не произошло (Приложение 13).
Анализ результатов по методике СЖО в экспериментальной группе (Приложения 14,15) выявил, что после проведения консультаций, обнаружились в ценностно-смысловой сфере учащихся достоверные различия по трем шкалам «Цель в жизни», «Локус контроля - Я» и «Локус контроля - Жизнь», кроме того, увеличились показатели общей осмысленности жизни. Не изменились показатели по шкале «Насыщенность жизни». В контрольной группе произошли изменений не значительные (Приложение 16).
Статистический анализ достоверности различий по методике СЖО производился по t- критерию Стьюдента (Приложение 17).
t - критерий Стьюдента
где есть так называемая ошибка средней; происходящая от представления
и - средние арифметические, различия между которыми проверяется
N - количество испытуемых
Расчет достоверности различий по общей осмысленности жизни (Приложение 17, таблица 8)
t - критерий Стьюдента в исследование равен 3,08 (tэксп. =3,08)
tтабл. для N - 25 равно 2,06 (tтабл. = 2,06 для N=25)
,8>2,06
tэксп.> tтабл.
Следовательно,
исследуемая коррекционная
Расчет достоверности различий по шкалам «Целям жизни», «Процессу жизни», «Локус контролям» производился аналогично (Приложение 17, таблицы 9, 10, 11, 12)
t - критерий Стьюдента по трем шкалам «Цель в жизни» - 3,2; «Локус контроля - Я» - 6,2; и «Локус контроля - Жизнь» - 2,76, что говорит о значимости коррекционной связи по данным шкалам. По шкале «Процесс жизни» t - критерий ниже табличного, следовательно коррекционная связь не является значимой.
По итогам проведенного исследования в системе ценностных ориентаций и жизненных планов в период юношества, было сделано обобщение результатов и разработаны рекомендации для педагогического коллектива (Приложение 18).
Таким образом, можно говорить о том, что тренинговая и консультационная работа влияет на формирование у учащихся целей в жизни в будущем и придают жизни осмысленность, направленность и временную перспективу, а также формирует представления о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора.
Кроме того, тренинговая работа способствует более зрелому отношению к жизни, формированию представления об управляемости жизни убеждения в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь
Таким образом, полученные в ходе экспериментального исследования результаты подтверждают выдвинутую гипотезу. Методы психологического воздействия, в частности используемая тренинговая работа, положительно повлияла на формирование социально-значимых ценностных ориентаций, что в свою очередь является одним из показателей успешной социализации юношей в обществе.
Информация о работе Ценностные ориентации и жизненные планы в юношеском возрасте