Ценностные ориентации и жизненные планы в юношеском возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 23:46, курсовая работа

Описание работы

Цель: помочь юношам определить свои жизненные планы, прояснить временную перспективу будущего и продвинутся в развитие своего самоопределения.
Достижение поставленной цели предполагает решения ряда задач:
1. изучить теоретическую литературу об особенностях юношеского возраста;
2. изучить теоретическую литературу по ценностям, жизненным планам;
3. провести исследование в системе ценностных ориентаций и жизненных планов в период юношества;
. обобщить результаты исследования и разработать рекомендации для педагогического коллектива.

Файлы: 1 файл

Ценностные ориентации и жизненные планы в юношеском возрасте.doc

— 1.04 Мб (Скачать файл)

Анализа данных по методике диагностике реальной структуры  ценностных ориентаций личности (С.С. Бубнова)

Для удобства анализа полученных данных было подсчитано среднее арифметическое для каждой ценности списка отдельно, для первой и второй групп испытуемых, а затем проранжированы полученные средние арифметические, таблица №2. По результатам обработки построили графический профиль, отражающий выраженность каждой ценности. Для этого по вертикали зафиксировали количественную выраженность каждой ценности, а по горизонтали - виды ценностей, таблица 2 (Приложение 5).

Исходя  из этого соотношения, рассматривали  самые крайние ранги: 1, 2, 3, 4 и 10, 11. Так как они, по всей видимости, имеют  для испытуемых определенные вес  и цену (средние ранги: с 5 по 9 распределяются более равномерно по сравнению с ярко выделившимися ценностями).

Рейтинг ценностных ориентаций личности юношей 1 группы

1. помощь и милосердие к другим людям - 4,4

2. высокое материальное благосостояние - 4,27

3. здоровье - 4,08

4. любовь - 3,24

Низкие показатели по таким ценностям, как поиски наслаждения  прекрасным; познание нового в мире, природе, человеке. Выявилась также  низкая социальная активность.

Рейтинг ценностных ориентаций личности юношей 2 группы

1. помощь и милосердие к другим людям - 4.9

2. здоровье - 4,8

. социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе - 4,2

. высокое материальное благосостояние - 4,1

Остальные ценности, в данной группе, распределились сравнительно равномерно. юность жизненный ценностный ориентация

Анализ результатов  по всем показателям выявил, что  результаты в первой группе ниже, чем  во второй. Что отражено в таблицах и диаграммах. Дальнейшее исследование проводилось в первой группе, она  названа экспериментальной группой.

На втором этапе  проводилась групповая и индивидуальная работа с экспериментальной группой. Для чего была разработана программа  психологического тренинга «Развития  жизненных целей». Целью, которой  была помощь юношам в определение жизненных планов, прояснение временной перспективы будущего и продвижение на этом пути в плане личного развития и самоопределения

Программа была разбита на два этапа. Задача первого  этапа работы - показать учащимся значимость определения собственных жизненных  целей. Задачи второго этапа - научиться формулировать свои цели.

Результатом психологического тренинга должен стать:

- осознанный  адекватный образ жизненного  пути;

- представление  о степени соответствия своих  индивидуально-типологических особенностей  выбранной профессии, разработанная система форм и методов коррекционно-развивающей работы;

- систематизация  ближних и дальних жизненных  перспектив юношей.

Было проведено 20 занятий, продолжительностью полтора  часа, периодичностью 1 раз в неделю. План занятий отражен в (Приложение 6).

Первично проводились  индивидуальные, беседы с целью создания положительно - доверительных отношений  между психологом и учащимися.

Психологическая помощь по данной программе проводилась  с учетом особенностей индивидуального  развития каждого учащегося, как в группе, так и индивидуально. Юноши самостоятельно (индивидуально) не только выполняли задания (с дальнейшим обсуждением полученных результатов в группе), но и обязательно получали консультации по выявляющимся жизненно важным проблемам.

В основе программы лежит тренинговая работа, в качестве примера разработка одного занятия отражена в (Приложение 7). Также использовались различные тесты:

– методика «экспресс - диагностики социальных ценностей личности» (Приложение 8). Методика способствует выявлению личных, профессиональных и социально - психологических ориентаций. Экспресс-диагностика характеризуется компактностью, экономичностью, простотой, возможностью проведения тестирования неспециалистами и самотестирования, возможностью выявления групп риска. Экспресс-диагностика на основе бланкового или компьютерного тестирования с немедленной обработкой, предназначена для решения следующих задач:

  1. оперативное получение информации о некоторых важных качествах клиента, а также общих способностях;
  2. выбор направления для обучения в соответствии с интересами, склонностями и способностями клиента;
  3. выявление лиц, нуждающихся в более серьезной и продолжительной работе, включая углубленную диагностику;

- проективная  методика рисуночных метафор  «Жизненный путь». Методика относится к глубинной диагностике, предназначена для выявления скрытых или скрываемых мотивов, отношений, структуры сознания и бессознательных переживаний. Методика рисуночных метафор «Жизненный путь» представляет собой комплексный способ психологической диагностики и консультирования подростков и взрослых людей. Методика состоит из двух частей:

  1. изображение клиентом своей жизни в виде рисунка;
  2. обсуждение этого рисунка с психологом-консультантом.

Методика предназначена  для диагностики эмоционального состояния человека, некоторых особенностей его темперамента и характера, представлений о своей жизни и отношений к ней, выявления личностных проблем, расширения возможных способов их решения, определения целей и планирования путей их достижения.

Методика характеризуется:

1. экономичностью (методика компактна, не требует специального оборудования и материалов, относительно проста в проведении, допускает групповую форму, занимает не более 30 минут для получения данных, не требует сложных методов обработки);

2. глубиной получаемой информации (методика позволяет выявить индивидуально-психологические характеристики клиента и особенности его сознания, скрытые в обыденном поведении и повседневном общении и не всегда проявляющиеся в условиях традиционного консультирования);

3. универсальностью (методика гибка в применении и может использоваться для решения широкого спектра задач общего и профессионального психологического консультирования);

4. значительным психокоррекционным потенциалом при консультационной работе с клиентом.

Метафорический  характер выполняемых заданий и  получаемых результатов позволяет  объективировать проблемы клиента, дает ему возможность более свободно и безопасно выражать свои чувства  и отношения. Наглядность представлений  о содержании и динамике отношений клиента создает условия для лучшего понимания им проблем и творческого их разрешения. Кроме того, методика:

1. облегчает  установление контакта с клиентом, позволяет преодолеть барьеры  и формальный характер взаимоотношений,  является материалом для беседы и позволяет ее эффективно структурировать;

2. позволяет удачно распределить роли между клиентом и консультантом, оптимизировать активность клиента и преодолеть его потребительское отношение к консультации (Приложение 9).

Кроме методики рисуночных метафор «Жизненный путь» в исследование использовался один из разновидностей вербальных проективных тестов: «тест определения жизненных ценностей личности (Must - тест П. И. Иванова, Е. Ф. Колобова)». Предложенный набор Must -тест позволяет определить пятнадцать жизненных целей - ценностей у лиц школьного и после школьного возраста (Приложение 10).

Также применяли  проективную методику «Главные жизненные  цели». Данный метод позволяет осознать любому человеку собственные жизненные  цели в настоящий момент. Искренние ответы помогают увидеть даже те цели, которые скрыты от себя самого. Они существуют в нашей жизни, но в желательности их осуществления мы не признаемся даже самим себе (Приложение11).

Преимущества  тестирования: во-первых, ряд тестовых методик позволяет выявлять более глубокий уровень личности клиента, чем тот, на котором развивается диалог клиента с консультантом. Стандартные методики предохраняют психолога от встречной проекции, приписывания клиенту собственных проблем и представлений;

во-вторых, использование стандартных методик позволяет опираться на богатый опыт разработчиков и других пользователей тестов;

в-третьих, использование  статистически репрезентативных тестовых норм и количественных показателей  позволяет сопоставлять результаты различных клиентов и прослеживать изменение их состояния в ходе психологической работы, оценивая ее эффективность.

Кроме того, при  правильном использовании психологическое  тестирование:

1.позволяет  с достаточной степенью объективности  выявить психологические особенности и состояние клиента;

2. помогает установить  контакт, присоединиться к клиенту;

3. может облегчить  формирование и поддержание доверия  клиента;

. является источником  материала для структурирования  беседы;

5. дает возможность  оптимизировать активность и состояние клиента;

. может служить  средством воздействия на клиента.

В ходе формирующего эксперимента произошли определенные изменения в структуре ценностных ориентаций исследуемых и в их ценностно-смысловой сфере

На третьем  этапе исследования было проведено контрольное исследование, с целью выявит изменения произошедшие у исследуемых.

 

3.2 Анализ  и интерпретация результатов  исследования

 

Для проверки гипотезы о положительном влиянии тренинговой  и консультационной работы на изменения  уровня ценностей у учащихся юношеского возраста, необходимо было проследить динамику изменения ценностных ориентаций учащихся, для этого было проведено контрольное исследование, с целью выявления изменений произошедших у испытуемых.

Сравнительный анализа данных по методике: диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности (Приложение 12), выявил, что в экспериментальной группе итоговое количество баллов почти в каждом разделе повысилось. Это означает, что уровень ценностей у учащихся вырос. Особенно это отслеживается на таких ценностях, как социальная активность для достижения позитивных изменений в обществе; познание нового в мире, природе, человеке; поиск наслаждения прекрасным. При этом ранговые показатели стали ближе друг к другу во всех одиннадцати разделах, что характеризует разносторонность развития личности. В контрольной группе изменений практически не произошло (Приложение 13).

Анализ результатов  по методике СЖО в экспериментальной  группе (Приложения 14,15) выявил, что  после проведения консультаций, обнаружились в ценностно-смысловой сфере учащихся достоверные различия по трем шкалам «Цель в жизни», «Локус контроля - Я» и «Локус контроля - Жизнь», кроме того, увеличились показатели общей осмысленности жизни. Не изменились показатели по шкале «Насыщенность жизни». В контрольной группе произошли изменений не значительные (Приложение 16).

Статистический  анализ достоверности различий по методике СЖО производился по t- критерию Стьюдента (Приложение 17).

t - критерий Стьюдента

 

 

где есть так называемая ошибка средней; происходящая от представления

 и  - средние арифметические, различия между которыми проверяется

N - количество испытуемых

Расчет достоверности  различий по общей осмысленности  жизни (Приложение 17, таблица 8)

 

 

 

t - критерий Стьюдента в исследование равен 3,08 (tэксп. =3,08)

tтабл. для N - 25 равно 2,06 (tтабл. = 2,06 для N=25)

 

,8>2,06

tэксп.> tтабл.

 

Следовательно, исследуемая коррекционная связь  значима.

Расчет достоверности  различий по шкалам «Целям жизни», «Процессу  жизни», «Локус контролям» производился аналогично (Приложение 17, таблицы 9, 10, 11, 12)

t - критерий Стьюдента по трем шкалам «Цель в жизни» - 3,2; «Локус контроля - Я» - 6,2; и «Локус контроля - Жизнь» - 2,76, что говорит о значимости коррекционной связи по данным шкалам. По шкале «Процесс жизни» t - критерий ниже табличного, следовательно коррекционная связь не является значимой.

По итогам проведенного исследования в системе ценностных ориентаций и жизненных планов в  период юношества, было сделано обобщение  результатов и разработаны рекомендации для педагогического коллектива (Приложение 18).

Таким образом, можно говорить о том, что тренинговая  и консультационная работа влияет на формирование у учащихся целей в  жизни в будущем и придают  жизни осмысленность, направленность и временную перспективу, а также формирует представления о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора.

Кроме того, тренинговая  работа способствует более зрелому  отношению к жизни, формированию представления об управляемости жизни убеждения в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь

Таким образом, полученные в ходе экспериментального исследования результаты подтверждают выдвинутую гипотезу. Методы психологического воздействия, в частности используемая тренинговая работа, положительно повлияла на формирование социально-значимых ценностных ориентаций, что в свою очередь является одним из показателей успешной социализации юношей в обществе.

Информация о работе Ценностные ориентации и жизненные планы в юношеском возрасте