Ценностные ориентации и жизненные планы в юношеском возрасте

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 23:46, курсовая работа

Описание работы

Цель: помочь юношам определить свои жизненные планы, прояснить временную перспективу будущего и продвинутся в развитие своего самоопределения.
Достижение поставленной цели предполагает решения ряда задач:
1. изучить теоретическую литературу об особенностях юношеского возраста;
2. изучить теоретическую литературу по ценностям, жизненным планам;
3. провести исследование в системе ценностных ориентаций и жизненных планов в период юношества;
. обобщить результаты исследования и разработать рекомендации для педагогического коллектива.

Файлы: 1 файл

Ценностные ориентации и жизненные планы в юношеском возрасте.doc

— 1.04 Мб (Скачать файл)

Результаты  последующих исследований Шварца, подтвердили эту структуру, обнаружив, что десять ценностных типов организованы в две биполярные оси измерения:

- открытость  изменениям, включающую ценности  самостоятельности и стимуляции, в противоположность консерватизму,  включающему ценности безопасности, конформности и традиций;

самовозвышение, включающее ценности власти и достижений, в противоположные, включающей универсализм и доброту.

- гедонизм включает  элементы как открытости к  изменениям, так и самовозвышения.

Поскольку ценностные типы образуют интегрированную мотивационную структуру, Шварц утверждал, что они связаны в общую систему с другими переменными, такими как установки, поведение, членство в группах и т. д. Любая переменная проявляет тенденцию к связи со сходными ценностными типами, располагающимися в структуре ценностей по соседству. И эти отношения ослабляются по мере продвижения по круговой структуре в обоих направлениях: по мере удаления друг от друга степень связи типов ценностей снижается.

На основе этой теории Шварц в 1992 разработал опросник, состоящий из 57 ценностей, представляющих каждый из названных ценностных типов. Ценности были отобраны из всех основных мировых религий, а также из опросников, разработанных в Азии, Африке и на Западе. В итоговый список вошли и ценности, предложенные коллегами из многих стран. Чтобы избежать зависимости от одного исходного языка опросник одновременно разрабатывался на иврите и английском языке. Английский вариант вместе с вариантами на соответствующих близких языках (если они имелись в наличии) были предоставлены в распоряжение исследователям в каждой стране. В большинстве неанглоязычных стран, местные исследователи подготовили вариант на родном языке, используя процедуру обратного перевода, и послали этот вариант автору. Затем осуществлялся обратный перевод на английский язык, а иногда также и на иврит (с помощью людей, живущих в Израиле, для которых соответствующий язык был родным). В результате работы отмечались расхождения с оригинальными версиями, рекомендуемые поправки с объяснениями возвращались местным исследователям, которые принимали решение о последующих модификациях.

Исследование  с использованием этого опросника  проводилось в 54 странах в начале 90-х гг. Данные были собраны примерно от 44 тысяч респондентов. Выборка  включала городских школьных учителей и студентов колледжей. Выбор учителей как профессиональной группы был обусловлен тем, что они играют ключевую роль в ценностной социализации. Респонденты оценивали важность ценностей как руководящих принципов жизни. Шкала ответов допускала негативное оценивание, поскольку ценности, важные в одной культуре, могли отвергаться в другой.

Соответствие  между теоретическим и реальным содержанием и структурой ценностных типов оценивалось путем сравнения  двумерных пространственных репрезентаций  интеркорреляций между 57 отдельными ценностями с теоретическим пространственным размещением.

Отдельный анализ многомерного шкалирования был представлен  по 97 выборкам. Он подтвердил близкую  универсальность десяти ценностных типов и их структурных отношений. Два биполярных измерения были обнаружены почти в каждой выборке. Каждый из десяти ценностных типов формировали отдельную или совместную область с его соседями в более чем 90% выборок. Все отдельные ценности оказывались чаще всего в области их ценностного типа.

На основании  проведенного анализа Шварц сделал вывод, что 45 ценностей показывают достаточную  эквивалентность мотивационного смысла в разных культурах. Таким образом, это исследование позволило разработать:

- валидизированный  для разных культур инструмент для измерения ценностей,

- всесторонний, близкий к универсальному, набор  ценностных типов для изучения  индивидуальных различий,

базис для соотнесения  интегрированных систем ценностей  с другими интересующими переменными.

Согласно теории Ш. Шварца, ценности личности существуют на двух уровнях: на уровне нормативных идеалов и на уровне индивидуальных приоритетов.

Первый уровень  более стабилен и отражает представления  человека о том, как нужно поступать, определяя тем самым его жизненные  принципы поведения. Второй уровень более зависим от внешней среды, например, от группового давления и соотносится с конкретными поступками человека. Этот аспект теории ценностей учитывался при разработке методики и нашел отражение в процедуре проведения опросника.

Среди немногих исследований, направленных на экспериментальное выделение типов ценностных систем личности на основе целостной иерархии ценностных ориентации, можно выделить работу С.С. Бубновой. На основе концепции М. Рокича она предлагает трехуровневую иерархическую модель системы ценностных ориентации (Приложение 3)

ценности-идеалы, являющиеся наиболее общими, абстрактными (духовные - познавательные, эстетические, гуманистические. И социальные - уважения, достижений, социальной активности);

ценности-свойства, закрепляющиеся в жизнедеятельности и проявляющиеся как свойства личности (общительность, любознательность, активность, доминантность и т.д.);

ценности-способы  поведения, наиболее характерные средства реализации и закрепления ценностей-свойств.

С.С.Бубнова  экспериментально выделяет также типы личности, различающиеся ранговой структурой идеальных ценностей: «типы формального и неформального лидеров, гуманистический, эстетический и познавательный типы, а также тип с доминированием материальных ценностей».

Однако данная типология, как и любая дифференциация людей на основании их ценностных ориентации, является достаточно условной. Система ценностей человека изменчива, поскольку в значительной степени обусловлена как меняющейся социальной средой, так и актуальным уровнем развития личности. Описанные многими авторами типы ценностной направленности могут выступать в качестве стадий развития системы ценностных ориентации личности. Таким образом, можно констатировать, что, несмотря на отдельные экспериментальные исследования, проблема построения типологии на основе целостной иерархии ценностных ориентации, учитывающей динамический характер их системы, недостаточно разработана.

Субъективная  значимость для человека тех или  иных ценностей может определяться разными источниками. В качестве основных таких источников на разных этапах развития науки назывались: божественный или природный разум, принцип удовольствия и инстинктивные биологические потребности, универсальный закон сохранения вида, этические нормы микросоциального окружения и общества в целом, внутренняя психологическая природа человека. В современной психологии направленность личности на те или иные ценности (ценностные ориентации) рассматривается как двойственное по своему происхождению образование, основанное одновременно на индивидуальном и социальном опыте.

Ценностные  ориентации личности, связывающие ее внутренний мир с окружающей действительностью, образуют сложную многоуровневую, иерархическую  систему. Система ценностных ориентации является одним из важнейших компонентов структуры личности, занимая пограничное положение между ее мотивационно-потребностной сферой и системой личностных смыслов.

 

3. Экспериментальное  исследование положительного влияния  консультационной работы на показатель  уровня ценностей учащихся юношеского возраста

 

.1 Организация  и методы исследования

 

В данном исследовании принимали участие учащиеся второго курса профессионального лицея №8 г. Ачинска. Для исследования были взяты две группы. Одна группа включала в себя 25 юношей в возрасте от 16 до 17лет. Другая группа испытуемых состояла из 29 юношей того же возраста. Общая выборка составила 54 человека. Исследование проводилось с октября 2006 г. по апрель 2007г

План исследования диагностики в системе ценностных ориентаций и жизненных планов в  период юношества был разработан и разбит на три этапа.

На первом этапе  исследования проводилась диагностика  показателей смысложизненных ориентаций и локуса контроля, по методике Д.А.Леонтьева: «Тест Смысложизненных Ориентаций» (Приложение 1).

Данная методика были выбрана потому, что позволяют оценить показатели общей осмысленности жизни (удовлетворенность жизнью, наличие целей в будущем, эмоциональную насыщенность жизни) которые придают жизни осмысленность и позволяют оценить жизненные перспективы. На что и нацеливает тема выпускной квалифицированной работы.

Тест (СЖО) является адаптированной версией теста «Цель  в жизни» Джеймса Крамбо и Леонарда Махолика. Методика была разработана  на основе теории стремления к смыслу и логотерапии Виктора Франкла  и преследовала цель эмпирической валидизации ряда представлений из этой теории.

На основе факторного анализа адаптированной Д.А.Леонтьевым версии этой методики, отечественными исследователями (Леонтьев Д.А., Калашников М.О., Калашникова О.Э.) был создан тест СЖО. Включающий, наряду с общим показателем осмысленности жизни, также пять субшкал, отражающих три конкретных смысложизненных ориентации (цели в жизни, насыщенность жизни и удовлетворенность самореализацией) и два аспекта локуса контроля (локус контроля - Я и локус контроля-жизнь).

Тест СЖО  содержит 20 пар противоположных  утверждений, отражающих представление  о факторах осмысленности жизни  личности. Проведенный в нашей  работе анализ содержания утверждений  показал неадекватность утверждений  по субшкале «Удовлетворенность самореализацией или результативность жизни» применительно к раннему юношескому возрасту. Поэтому пары утверждений по этой шкале были исключены из теста при обработке и анализе. Обработка данных осуществлялась по 7-балльной шкале в соответствии с бланком-ключом к тесту.

Интерпретация субшкал:

. Цели в жизни.  Баллы по этой шкале характеризуют  наличие или отсутствие в жизни  испытуемого целей в будущем,  которые придают жизни осмысленность,  направленность и временную перспективу. 

. Процесс жизни  или эмоциональная насыщенность жизни. Содержание этой шкалы совпадает с известной теорией о том, что единственный смысл жизни состоит в том, чтобы жить. Этот показатель говорит о том, воспринимает ли испытуемый сам процесс своей жизни как интересный, эмоционально насыщенный и наполненный смыслом. Низкие баллы по этой шкале - признак неудовлетворенности своей жизнью в настоящем.

. «Локус контроля - Я» (Я - хозяин жизни). Высокие  баллы соответствуют представлению  о себе как о сильной личности, обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить свою жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о ее смысле. Низкие баллы - человек не верит в свои силы, возможность контролировать события собственной жизни.

. «Локус контроля - жизнь» или управляемость жизни, при высоких баллах - убеждение в том, что человеку дано контролировать свою жизнь, свободно принимать решения и воплощать их в жизнь. Низкие баллы - фатализм, убежденность в том, что жизнь человека неподвластна сознательному контролю, что свобода выбора иллюзорна и бессмысленно загадывать что-либо на будущее.

Общий показатель осмысленности  жизни считается суммированием  баллов по всем 15 субшкалам теста  СЖО.

Результаты  полученные по методике СЖО в группах  представлены в таблице 1 (Приложении 4). Анализ данных показал, что испытуемые второй группы характеризуются более высокими показателями общей осмысленности жизни (ОЖ). По субшкале «Цели в жизни» показатели во второй группе также выше, чем в первой группе. Достаточно высокий показатель по субшкале «Процесс жизни» в обоих группах позволяет говорить об эмоциональной насыщенности нынешней жизни.

Анализируя  показатели по тесту СЖО можно  определить, что испытуемые второй группы характеризуются достаточно высокими показателями общей осмысленности  жизни (ОЖ), что говорит об удовлетворенности жизнью в целом. Высокие показатели по субшкале «Цели в жизни», характеризующей наличие целей в будущем, которые придают жизни осмысленность, направленность, перспективу, свидетельствует о целеустремленности, вере в свои планы и их осуществление. Достаточно высокий показатель по субшкале «Процесс жизни» позволяет говорить об эмоциональной насыщенности и наполненности смыслом нынешней жизни.

Средние показатели по субшкалам «Локус контроля» в  первой группе соответствуют представлению испытуемых о себе как о личности, не обладающей достаточной свободой выбора, чтобы построить жизнь в соответствии со своими целями и представлениями о её смысле. Отражают не достаточную убежденность испытуемых, что они в состоянии сознательно контролировать процесс своей жизни и деятельности.

И дополнительно была проведена  диагностика для выявления структуры  ценностных ориентаций личности, по методике С.С.Бубновой: «Диагностика реальной структуры  ценностных ориентаций» (Приложение 3). Методика направлена на изучение реализации ценностных ориентаций личности в реальных условиях жизнедеятельности.

Информация о работе Ценностные ориентации и жизненные планы в юношеском возрасте