Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 23:46, курсовая работа
Цель: помочь юношам определить свои жизненные планы, прояснить временную перспективу будущего и продвинутся в развитие своего самоопределения.
Достижение поставленной цели предполагает решения ряда задач:
1. изучить теоретическую литературу об особенностях юношеского возраста;
2. изучить теоретическую литературу по ценностям, жизненным планам;
3. провести исследование в системе ценностных ориентаций и жизненных планов в период юношества;
. обобщить результаты исследования и разработать рекомендации для педагогического коллектива.
Введение
Важную роль в жизни человека, в развитии его личности играют такие факторы, как жизненные цели, представления о будущем, ценности. Человек всегда стремится к какой-нибудь цели; он живет нормально и естественно, когда сориентирован на определенную цель. Состояние счастья и есть признак нормальной, естественной жизнедеятельности. Когда человек действует целенаправленно, он обычно чувствует себя сравнительно счастливым.
Стремление
к позитивной цели - ключ к счастливой
жизни. Определение собственных жизнен
Часто можно услышать, что человек жалуется на то, что пока добивался карьерных успехов, растерял друзей, изменились отношения в семье и т.д. Другие жалуются на то, что отдали много сил семье, детям и не сделали карьеры. Это жизненно важные решения и от них зависит удовлетворенность результатами. Необходимо осознать свои собственные потребности и ценности и соотнести их с таковыми в обществе. Уяснив это, человек может легко наметить собственные конкретные цели и, исходя из них, определить, что изменить в своем поведении, а также подумать, как добиться поставленной цели. Достаточно простые правила могут помочь в этом, если следовать им неукоснительно. Когда человек ставит перед собой цель, ему необходимо ясно представлять ее важность и оценить это. Одновременно необходимо ответит на вопросы: стоит ли вообще заниматься на данном этапе именно этой целью? Что является действительно важной, интересной ценностью? Какую ценность данные цели будут иметь для близких, друзей, коллег и для общества.
Состояние развития российского общества в настоящее время выдвигает проблему качества жизни как одного из приоритетных направлений исследования экономического сознания людей. Представления о благополучии современного человека не только основываются на определенном уровне материального благосостояния, но и подразумевают некоторую иерархию жизненных ценностей личности, разделяемую членами его социальной группы.
Изменения, происходящие в политической, экономической, духовной сферах общества в последнее десятилетие, влекут за собой радикальные изменения в психологии, ценностных ориентациях и поступках людей. В большей степени эти процессы отражаются на формировании структуры ценностей подрастающего поколения, так как формирующиеся в настоящее время ценностные приоритеты становятся основой формирования новой социальной структуры российского общества.
Юношество, как особая социальная группа постоянно находится в фокусе исследований психологов, социологов. Данная социальная группа является чутким индикатором происходящих перемен, и определяет в целом потенциал развития общества
В условиях ломки сложившихся устоев неизбежна переоценка ценностей, их кризис более всего проявляются в сознании этой социальной группы.
Исследование ценностных ориентаций, жизненных приоритетов современной подрастающего поколения весьма актуально, поскольку дает возможность выяснить степень ее адаптации к новым социальным условиям и инновационный потенциал. От того, какой ценностный фундамент будет сформирован у подрастающего поколения, во многом зависит будущее состояние общества. Актуальность исследований юношеского возраста обусловлена также тем, что в новой социальной структуре российского общества формируется средний класс, основой которого должны стать образованные, компетентные и грамотные специалисты.
Экспериментальной базой, на которой проводилась исследование, является профессиональный лицей № 8г. Ачинска
Объект исследования: процесс развития ценностных ориентации и жизненных планов в юношеском возрасте.
Предмет исследования: социальные представления о ценностях и жизненных планах в юношеском возрасте.
Цель: помочь юношам определить свои жизненные планы, прояснить временную перспективу будущего и продвинутся в развитие своего самоопределения.
Достижение поставленной цели предполагает решения ряда задач:
. изучить теоретическую
литературу об особенностях
2. изучить теоретическую литературу по ценностям, жизненным планам;
3. провести исследование в системе ценностных ориентаций и жизненных планов в период юношества;
. обобщить результаты исследования и разработать рекомендации для педагогического коллектива.
Гипотеза исследования: тренинговая и консультационная работа положительно влияет на формирование социально-значимых ценностных ориентаций.
Для достижения поставленной в данной работе цели и проверки выдвинутой гипотезы, были использованы следующие методы: библиографический метод, метод наблюдения, беседы, опрос; методики «Тест Смысложизненных Ориентаций» (Д.А. Леонтьева), диагностика реальной структуры ценностных ориентаций личности (С.С.Бубнова); методы математическо - статистической обработки данных.
1. Проблемы
сознательного выбора
.1 Жизненный путь в понимании психологии
В личной жизни человека в отличие от жизни социальной нет тех критериев, норм и стандартов; инстанций, которые могли бы судить и оценивать, хорошо ли сложилась его жизнь, благополучна ли она, правильна ли она. Жизненные достижения, успех, оцениваются по социальным меркам и критериям: стал хорошим специалистом, добился славы, успехов, постов, материальных благ и т.д. Однако трудно себе представить, что именно эти достижения при всей их социальной значимости могут быть критериями для тех, кто их не достиг, не получил, не заработал.
В таком случае возникают вопросы: возможно ли постановка проблемы личной жизни; можно ли в её осмыслении пойти по пути сравнения судеб людей, если эти судьбы так различны? Одна мать расскажет другой, что её сын до сих пор не определился профессионально, меняет один институт на другой, раздумывает, имеет ли смысл получать высшее образование. Но другая мать вряд ли её поймёт, потому что её сын ещё в школе увлекся физикой, сейчас занимается серьезными научными разработка, проще говоря, у неё всё с самого начало шло легко и как бы само собой. Поэтому она вряд ли сможет дать своей подруге полезный совет.
Подобных личных проблем можно привести множество. И, тем не менее, говоря об отсутствии каких-то критериев и норм, по которым можно было бы оценивать жизнь человека извне, он сам имеет главный безошибочный критерий, который хотя и не поддается логическому объяснению, но вряд ли может быть истолкован произвольно. Этим критерием является удовлетворенность или не удовлетворенность жизнью. Критерий имеет множество оттенков в зависимости от типов людей. Один человек недоволен жизнью, но винит во всем окружающих. Он говорит, не создали условий, не открыли дорогу. Другой человек несет в себе глубокое недовольство собой, он полон сожалений, что многое в свое время упустил, но не замечает, что продолжает жить по выбранному стандарту, не пытается что-то изменить в своей жизни, хотя его жизнь ещё далеко не окончена.
Удовлетворенность или неудовлетворенность жизнью - сложное, но всегда обобщенное чувство состоявшейся или не состоявшейся, удачной или неудачной жизни. Оно сложно и потому, что человек сами ведет с ним двойную игру. Испытывая разочарование в одном, он утешается победой в другом, подводит все к какому-то балансу. Но при этом, не замечает, что лишь успокаивает себя, загоняя внутрь чувство недовольства, вместо того, что бы раскрыть его причины и реально изменить жизнь. Удовлетворенность - чувство верности, подлинности своей жизни - это порой едва ли не единственный источник жизненных сил человека, жизненной стойкости, жизненной инициативы, способности идти вперед. В свою очередь неудовлетворенность, доходящая порой до полного отчаяния, так же способна толкнуть на решительный и единственно правильный шаг - попытаться изменить свою жизнь.
Подход к проблеме личной жизни предполагает освобождение от тех бесчисленных стереотипов, в которых мы привыкли её осмыслять. Либо личная жизнь - это быт, домашнее хозяйство, семья, те крохи свободного времени, которые остаются на чтение, хобби, здоровье. Либо личная жизнь - это альтернатива общественной жизни, т.е. эгоизм, предпочтение личных интересов общественным и т.д. Для восстановления полноты реалий и понятий личной жизни необходимо, освободится и от тех стандартов понимания общественной жизни и тех безличных форм, к которым свелась общественная жизнь личности.
Создание, осмысление, построение личной жизни не являются альтернативой общественной жизни, а, прежде всего, есть условие включения в последнюю. Такое включение может произойти только на основе собственного индивидуального отношения к общественной жизни и её формам. Таким образом, личная жизнь это не частная жизнь, которая противопоставлена общественной. Личная жизнь предполагает и общественное, и познавательное, и этическое, и эстетическое отношение к миру и людям.
Приведем пример следующего эксперимента. Двух молодых женщин попросил описать свою работу. Одна из них начала с описания того, что она непосредственно делает, описала те бумаги, которые заполняет, затем куда их относит, ход их движения к начальству и таким образом, отправляясь от себя как центра, дала некоторые описания учреждения, где работает. Другая женщина начала работу с описания структуры учреждения и, обрисовав всю иерархию, нашла в ней свое место. Данный пример показывает, что в сознании разных людей строится собственное представление о той или иной структуре общественных учреждений и этот образ всегда структурирован по-своему. Иными словами, человек соотносит себя с множеством социальных условий, форм и структур жизни (прежде всего, профессиональных), явных и скрытных принципов и механизмов, определяя свою траекторию движения в них. В этом и состоит первая и основная проблема его личной жизни.
Соотнести себя с формами социальной жизни, в которых предстоит жить и действовать, выявив свои возможности, особенности, и на этом основании определить свое место в этих формах, такова одна из главных задач индивидуальной жизни. Задачу выработки своей индивидуальной «траектории» внутри социальной жизни должен решать каждый человек независимо от её решения обществом и даже от того, насколько оно общество способно обеспечить развитие и использование индивидуальностей, а не усредненных индивидов.
Таким образом, личная жизнь - это личное, индивидуальное участие и особенный способ осуществления жизни общественной, профессиональной и т.д. Самая большая сложность в постановке проблемы личной жизни в том, что - бы осознать её как проблему, представить её не такой, как она стихийно складывается, а какой она может быть при наличии разума и усилий. Её сложность в том, что за жизненными фактами, событиями и явлениями не всегда можно рассмотреть их сущность.
Трудность обсуждения проблемы жизни в том, что человек имеет два её ряда: это внешние дела, события, поступки и стоящие за ними цели, намерения, которые далеко не всегда удается реализовать в объективном ходе жизни. Потому жизнь нельзя оценивать ни по одним фактам, ни по одним намерениям. Для решения данной проблемы, необходимо обратиться к философским и психологическим традициям, в рамках которых развивалось представление о жизни отдельного человека, концепция жизни.
На протяжении веков философы и писатели стремились определить, что такое жизнь. Философское понимание бытия, существования являлось основным определением жизни. Жизнь телесная и стремление к её сохранению, материальному поддержанию, жизнь нравственная как стремление к благу и счастью, жизнь духовная как возвышающаяся над обыденной - все эти стороны жизни неизменно оказывались в центре внимания философской мысли различных эпох. Например, эпикурейцы видели смысл жизни в наслаждении её благами, в достижении счастья; сторонники аскетизма выступали за подавление плоти, чувств; стоики переносили цель жизни в область логических построений, оторванных от жизненных страстей. Таковы самые ранние философские толкования жизни, её смысла, цели, которые весьма разнообразны, весьма противоположны.
Особенность этих
философских интерпретаций
В современной психологической науке такие явления, как характер, жизненная направленность (смысл жизни, жизненная философия, «линия жизни»), талант и жизненный опыт, можно объединить в понятии «жизненный путь человека». Проблемы, связанные с их изучением называются биографическими. Они тесно переплетены с социально-историческими процессами эпохи. «Человек лишь постольку и является личностью, поскольку он имеет свою историю».
Жизненный путь - история индивидуального развития личности. Человек включен в разнообразные сферы общественно-исторического процесса, он принадлежит к конкретному поколению, и события эпохи становятся фактами его биографии.
Согласно И.С. Кону: «изучение жизненного пути человека требует сочетания социологического, психологического и исторического анализа».
До недавнего
времени психологи изучали
Информация о работе Ценностные ориентации и жизненные планы в юношеском возрасте