Актуальность исследования геронтопсихологических проблем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2015 в 16:50, курсовая работа

Описание работы

В курсовой работе рассматриваются вопросы:
- понятие о геронтопсихологии;
- психологические портреты старости;
- этапы психологического старения;
- теории старения и старости;
- вклад российской науки в создание геронтологии;
- труды отечественных и зарубежных психологов;
- геронтопсихологические проблемы.

Содержание работы

Введение
§1 Понятие о геронтопсихологии
Актуальность исследования геронтопсихологических проблем
Основные понятия о геронтопсихологии
§2 Психологические портреты старости и этапы старения
2.1 Психологические портреты старости
2.2 Этапы психологического старения
2.4 Основные стрессоры людей пожилого и старческого возраста
§3 Проблемы людей пожилого и старческого возраста
3.1 Выход на пенсию как психологическая проблема
3.2 Основные стрессоры людей пожилого и старческого возраста
§4 Характеристика теорий старения и старости
4.1 Теории старения и старости
§ 5 Вклады и труды отечественных и зарубежных психологов
5.1 Вклад российской науки в создание геронтологии
5.2 Труды отечественных и зарубежных психологов
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 68.38 Кб (Скачать файл)

- семья выполняет компенсаторную  функцию, т.е. становится основной  сферой межличностных контактов.

     Р.С Эшли выделяет  шесть фаз пенсионного процесса:

Предпенсионная фаза

Выход на пенсию видится в достаточно отдаленном будущем, но может возникнуть ощущение тревоги, касающееся предстоящих изменений.

Фаза "Медового месяца" (сразу после выхода на пенсию). Эйфория от вновь обретенной свободы.

Фаза разочарования, освобождение от иллюзий. Разочарование может быть вызвано несбыточными "предпенсионными" мечтами либо неадекватной подготовкой к пенсии.

Фаза переориентации. Это продуктивный период для разработки более реальной картины жизненных альтернатив.

Фаза стабильности. Осознание своих сильных и слабых сторон, понимание своих возможностей позволяют принять роль и статус пенсионера.

Завершающая фаза. Болезнь или индивидуальность затрудняет выполнение домашней работы и уход за собой. В некоторых случаях они делают невозможным выполнение повседневных обязанностей.

     Фазы не соответствуют  определенному календарному возрасту, сменяются не в строго определенном  порядке.

     Шапиро В.Д. анализируя  положительные и отрицательные  последствия ухода на пенсию, делает вывод об отсутствии  таких пенсионеров, которые оценивают  реальную ситуацию только как  позитивную и негативную. Все  без исключения негативные изменения  сопровождаются негативными изменениями, из которых наиболее часто  указываются увеличение нагрузки  по дому, чувство бесполезности  и материального затруднения. (Шапиро  В.Д. 1983г.)

     Зачастую пожилые  люди выходят на пенсию психологически  не готовыми к своему новому  положению и новому периоду  жизнедеятельности. Такая неопределенность, неподготовленность к будущим  занятиям негативно сказывается  на процессе их социальной  адаптации, социальной активности  и личной удовлетворенности. Особую  роль играет общая активность  пожилых людей. Среди пенсионеров, которые ведут рациональный образ  жизни, сохраняют высокую физическую  и особенно, социальную активность, уровень адаптации на много  выше, чем среди пенсионеров, ведущих  пассивный образ жизни.

     Таким образом, с прекращением  трудовой деятельности у стареющих  людей резко нарушается жизненный  стереотип, приспособляемость к  новым условиям, перестраивается весь образ жизни. Поэтому изучение социально – психологических проблем пожилого возраста, и в частности проблемы адаптации, представляет одну из ведущих проблем.

Под социальной адаптацией обычно понимают:

- постоянный процесс активного  приспособления индивида к условиям  социальной среды,

- результат этого процесса.

При этом выделяются два уровня адаптированности: адаптация и дезадаптации. Адаптация связывается с достижением оптимального взаимодействия между личностью и средой за счет конструктивного поведения. Дезадаптация связывается с отсутствием оптимального взаимоотношения личности и среды (отсутствие динамического равновесия) вследствие не доминирования неконструктивных реакций или несостоятельности конструктивных подходов.

При этом необходимо учитывать особенности личности пожилых людей, приводящие к разной степени нарушения взаимодействия со средой.

3.2  Основные стрессоры людей пожилого и старческого возраста

     Прежде чем определить  профилактику старения, необходимо  знать те стрессоры, что ухудшают  состояние бодрствования пожилого  человека.

     Основными стрессорами  людей пожилого и старческого  возраста можно считать:

- отсутствие четкого жизненного  ритма;

-сужение сферы общения;

- уход от активной трудовой  деятельности;

- синдром "опустошения гнезда";

- уход человека в себя;

- ощущение дискомфорта от замкнутого  пространства и многие другие  жизненные события и ситуации.

     Наиболее сильным  стрессом является одиночество  в старости. У человека нет  ни родственников, сверстников, друзей. Одиночество в старости может  быть связано и с отдельным  проживанием от молодых членов  семьи. Однако более существенными  в старости оказываются психологические  аспекты (изоляция, самоизоляция), отражающие  осознание одиночества как непонимания  и безразличия со стороны окружающих. Особенно реальным одиночество  становится для человека, живущего  долго. В центре внимания, дум, размышлений  старого человека может быть  исключительно ситуация, породившая  ограничение круга общения. Неоднородность  и сложность чувства одиночества  выражается в том, что старый  человек, с одной стороны, ощущает  увеличивающийся разрыв с окружающими, боится одинокого образа жизни; с другой стороны, он стремится  отгородиться от окружающих, защитить  свой мир и стабильность в  нем от вторжения посторонних. Практикующие геронтологи постоянно  сталкиваются с фактами, когда  жалобы на одиночество исходят  от старых людей, живущих вместе  с родственниками или детьми, гораздо чаще, чем от стариков, живущих отдельно. Одна из очень  серьезных причин нарушения связей  с окружающим кроется в нарушении  связей стариков с молодыми  людьми. Нередким сегодня можно  назвать и такое явление, как  геронтофобия, или враждебные чувства по отношению к старым людям.

  Многие из стрессоров людей пожилого и старого возраста можно предупредить или относительно безболезненно преодолеть именно за счет изменения к старикам и к процессу старения в целом. Известный американский врач и основатель Института соматических исследований Томас Ханна пишет: что прославление молодости – это оборотная сторона ненависти к старению… Презирать факт старения – это то же самое, что презирать жизнь. Молодость- это не то состояние, которое надо сохранить. Это состояние, которое надо сохранить и продолжить. У молодости есть сила, но у нее нет умения. А ведь умение и опыт -это самая большая сила. У молодости есть быстрота, но у нее нет эффективности. А ведь в конечном итоге лишь эффективность помогает достичь цели. Молодости не хватает настойчивости. А ведь только настойчивость помогает решать сложные задачи и принимать верные решения. У молодежи есть энергия и ум, но она не обладает способностью принимать верные решения, правильно судить о том, как использовать эти качества. Молодость заполнена генетически запрограммированными желаниями, но она не умеет добиваться их выполнения и ощущать красоту достигнутого. Молодость полна надежд и обещаний, но у нее нет способности оценить их свершение и выполнение.

     Молодость – это  время сеять и обрабатывать  посевы, но это не время сбора  урожая. Молодость – это время  невинности и незнания, но это  – не время мудрости и знания. Молодость – это время пустоты, которая ждет, чтобы ее заполнили, это время возможностей, которые ждут реализации, это начало, которое ждет своего развития… Если мы не поймем, что жизнь и старение представляют собой процесс роста и прогресса, то мы не поймем основные принципы жизни…" (Ханна Т.1996г.)

 

 

 

 

 

§ 4 Характеристика теорий старения и старости

  4.1  Теории старения и старости

     Существует множество подходов  к пониманию и изучению старости. Очень важно отдавать отчет, какое  базовое представление о старости  лежит в основе того или  иного подхода, поскольку специфика  восприятия старости одновременно  диктует спектр теоретических  вопросов и предписывает пути  разрешения многочисленных практических  проблем.

     Старость как биологическая проблема. Старость как базовое биологическое  свойство всех живых организмов  рассматривается в теориях «программированного»  и «программированного» старения, в теориях «изнашиваемости», «клеточных  отбросов», старения иммунной системы  и цитологической теории. В каждой  из этих теорий обосновывается  своя модель механизма старения  организма. К биологическим теориям  можно отнести и теорию основоположника  отечественной геронтологии А.А. Богомольца, который главным фактором  старения считал нарушение гармонии  физиологических процессов организма, и теорию старения как интоксикации  И.И. Мечникова.

     Геронтолог В.В. Фролькис определял старость как время сокращения приспособительных возможностей организма. Анализируя фундаментальные механизмы старения, Фролькис не только констатировал факт снижения приспособительных возможностей организма, но показал тенденции саморегуляции, которые противостоят разрушению и направлены на стабилизацию жизнедеятельности организма и увеличение продолжительности жизни. Понятие антистарения, или витаукта (от лат. вита — жизнь, ауктум — увеличивать), составляет важный аспект предложенной им адаптационно -регуляторной теории старения.

      Подход, в основу которого положено  представление о старении, запрограммированном  эволюцией, включенном в генетический  код («Программированное старение»), и подход, согласно которому повреждения клеток не предопределены генетически, а происходят случайно, в результате сбоев («программированное старение») имеют весьма общий биологический характер в объяснении причин инволюции в старости. Важно, что в зависимости от предполагаемого механизма старения выстраивается система предсказаний будущего состояния организма, мер профилактики негативных последствий, однако роль психологического фактора в удлинении человеческой жизни при этом не учитывают.

     Старость как социальная проблема. В теории разобществления (теория освобождения, «выхода из игры») считается неизбежным процесс последовательного разрушения социальных связей.

      Явление разобществления выражается в изменении мотивации, в сосредоточении на своем внутреннем мире и спаде коммуникативности. Объективно «разобществление» проявляется в утрате прежних социальных ролей, в ухудшении состояния здоровья, в снижении дохода, в утрате или отдалении близких людей. Субъективно оно переживается индивидом как ненужность, сужение круга интересов, сосредоточение их на себе.

       Суть теории заключается в  том, что процесс разобществления биологически и психологически обоснован и неизбежен. Разрыв между личностью и обществом происходит вскоре после выхода на пенсию, по инерции пожилой человек продолжает поддерживать старые связи, интересуется тем, что происходит на работе. Затем эти связи становятся все более искусственными и постепенно прерываются. Количество поступающей человеку информации уменьшается, круг его интересов сужается, падает активность, в связи с чем ускоряется процесс старения.

       Теория активности («новой занятости») противоположна теории разобществления; во главу угла она ставит положительную взаимосвязь уровня активности и удовлетворенности жизнью. Теория активности предполагает, что старые люди должны быть вовлечены в жизнь общества, это должно означать, что чем некто активнее, тем он и удовлетвореннее. Концепция непрерывною жизненною пути трактует старость как поле битвы за сохранение прежнего стиля жизни.

       К социальным подходам к старости  можно отнести рассмотрение более  частных проблем взаимоотношений  старого человека и других

людей (членов его семьи, социальных работников). Это весьма актуальные проблемы «напряжения помощника», жестокого отношения к пожилым, домашнего насилия.

        Старость как когнитивная проблема. В основе этого подхода лежит  так называемая «модель дефицита»  — процесс потери или снижения  эмоциональных и интеллектуальных  способностей. Теория ингибиции (сдерживания) полагает, что старые люди становятся менее умелыми по причине затруднений в восприятии внешней информации и поэтому они концентрируются на задачах уровня «ручных» дел. Согласно теории «неупотребления», интеллектуальные умения в поздней жизни ухудшаются в результате недостаточного использования.

         Другой вариант когнетивной теории старения относится к личной

 персональной  стороне старения. В ней рассматривается, каким образом пожилой человек  истолковывает происходящие с  ним изменения. При этом главную  роль играют три области: личные  переживания (ухудшение самочувствия, уменьшение привлекательности), особенности  социального статуса (включение, интеграция  или изоляция), осознание конечности  собственного бытия.

       Комплексные теории старения. Теориям, акцентирующим одну из сторон  старения, противопоставляются комплексные  теории. Старение многогранно, оно  состоит из нескольких взаимосвязанных  биологических, социальных, психологических  процессов. Нет просто старения, старения вообще — у каждого человека свой собственный, персональный путь старения. Так, например, Дж. Тернер и Д. Хелмс  выделяют три взаимосвязанных и взаимоперекрывающихся процесса:

— психологическое старение — как индивид ощущает и представляет себе свой процесс старения, как относится к процессу своего старения, сравнивая его со старением других людей;

— биологическое старение — биологические изменения организма с возрастом (инволюция);

— социальное старение — как индивид связывает старение с обществом; как выполняет социальные роли.

     В теоретической модели П. Балтеса подчеркивается, что развитие имеет «всевозрастной» характер, продолжается на протяжении всей жизни, является многомерным, многонаправленным процессом, пластичным и включающим процессы роста (приобретений) и упадка (потерь) . Согласно этой теории, развитие детерминировано сложным взаимодействием ряда факторов: внешнего (социальной среды), внутреннего (биологического) и синтезом биологического и социального. Эти факторы задают три направления развития: нормативное возрастное, нормативное историческое и ненормативное развитие жизни. Нормативное возрастное развитие связано с переходом от одного этапа к другому: в аспекте биологического старения (начало пубертатного периода или менопаузы) и в аспекте социального старения (влияние выхода на пенсию на поведение).

Информация о работе Актуальность исследования геронтопсихологических проблем