Типы исследований

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 08:55, реферат

Описание работы

Социология не может существовать, не добывая эмпирическую информацию самого разного плана - о мнении избирателей, досуге школьников, рейтинге президента, семейном бюджете, количестве безработных, уровне рождаемости и т. д.
При определении методов сбора информации социолог должен принять во внимание ряд моментов:
1) оперативность и экономичность исследования не должны обеспечиваться в ущерб качеству данных
2) ни один метод не является универсальным, но имеет свои четко очерченные познавательные возможности, поэтому есть методы, адекватные и неадекватные поставленной исследователем задаче
3) надежность метода обеспечивается не только его обоснованностью, но и соблюдением правил его применения.
Социальные процессы и явления сложны, многовариантны, имеют разнообразные формы проявления. Перед каждым социологом встает проблема, как объективно изучить то или иное социальное явление, как собрать о нем достоверную информацию.
Что представляет собой эта информация? Под ней принято понимать совокупность знаний, сообщений, сведений, данных, получаемых социологом из различных источников как объективного, так и субъективного характера. В сжатом, лаконичном виде основные требования к первичной социологической информации могут быть сведены к ее полноте, представительности (репрезентативности), надежности, достоверности, обоснованности. Получение такой информации является одной из надежных гарантий правдивости, доказательности, обоснованности социологических выводов. Все это важно потому, что социолог имеет дело с мнениями людей, их оценками, личным восприятием явлений и процессов, т.е. того, что субъективно по характеру. Тем более что мнения людей часто основаны на слухах, предрассудках, стереотипах. В таких условиях особенно важно использовать методы, которые приводят к получению правдивой, неискаженной, достоверной первичной информации.

Содержание работы

Введение……..…………………………………………………………………..…3
Основные методы сбора социологической информации………………………4
1. Опрос …………………………………………………………………..…..4
2. Анализ документов ………………………………………………….…..10
3. Наблюдение……………………………………………………………....13
4. Экспериментальное исследование……………………………………...14
Заключение…………………………………………………..………….…...…...17
Список литературы…………………………………………………………........18

Файлы: 1 файл

Социология5.doc

— 107.50 Кб (Скачать файл)

Содержание 

Введение……..…………………………………………………………………..…3

Основные  методы сбора социологической информации………………………4

  1. Опрос …………………………………………………………………..…..4
  2. Анализ документов ………………………………………………….…..10
  3. Наблюдение……………………………………………………………....13
  4. Экспериментальное исследование……………………………………...14

Заключение…………………………………………………..………….…...…...17

Список  литературы…………………………………………………………........18

 

Введение

     Социология  не может существовать, не добывая  эмпирическую информацию самого разного  плана - о мнении избирателей, досуге школьников, рейтинге президента, семейном бюджете, количестве безработных, уровне рождаемости и т. д.

     При определении методов сбора информации социолог должен принять во внимание ряд моментов:

     1) оперативность и экономичность  исследования не должны обеспечиваться в ущерб качеству данных

     2) ни один метод не является  универсальным, но имеет свои  четко очерченные познавательные  возможности, поэтому есть методы, адекватные и неадекватные поставленной  исследователем задаче

     3) надежность метода обеспечивается  не только его обоснованностью, но и соблюдением правил его применения.

     Социальные  процессы и явления сложны, многовариантны, имеют разнообразные формы проявления. Перед каждым социологом встает проблема, как объективно изучить то или иное социальное явление, как собрать о нем достоверную информацию.

     Что представляет собой эта информация? Под ней принято понимать совокупность знаний, сообщений, сведений, данных, получаемых социологом из различных источников как объективного, так и субъективного характера. В сжатом, лаконичном виде основные требования к первичной социологической информации могут быть сведены к ее полноте, представительности (репрезентативности), надежности, достоверности, обоснованности. Получение такой информации является одной из надежных гарантий правдивости, доказательности, обоснованности социологических выводов. Все это важно потому, что социолог имеет дело с мнениями людей, их оценками, личным восприятием явлений и процессов, т.е. того, что субъективно по характеру. Тем более что мнения людей часто основаны на слухах, предрассудках, стереотипах. В таких условиях особенно важно использовать методы, которые приводят к получению правдивой, неискаженной, достоверной первичной информации.

     Для этого нужно изучить каждый из методов получения первичной информации, выявить его основные преимущества и недостатки по сравнению с другими, определиться с областью их применения. Эти аспекты и будут являться основными целями данной работы.  

 

Основные  методы сбора социологической  информации

     В каждой науке, изучающей поведение людей, сложились свои научные традиции и накоплен свой эмпирический опыт. И каждая из них, будучи одной из ветвей социальной науки, может быть определена в терминах того метода, которым она преимущественно пользуется.

     Метод в социологии – это способ построения и обоснования социологического знания. Эмпирические социологические исследования зачастую и используются социальными работниками.

     На  основе этого определения можно  четко сформулировать, что же такое  методы сбора первичной социологической информации. Методы сбора первичной социологической информации – специальные процедуры и операции, повторяющиеся при проведении различных по целям и задачам социологических исследований и направленные на установление конкретных социальных фактов.

     В социологии при сборе первичных данных используют четыре основных метода, и каждый из них имеет по две основные разновидности:

-   опрос (анкетирование и интервьюирование);

-   анализ документов (качественный  и количественный (контент-анализ));

-   наблюдение (невключенное и включенное);

-   эксперимент (контролируемый и  неконтролируемый). 

1.  Опрос

     Опрос – метод непосредственного или  опосредованного сбора первичной  социологической информации, путем  ответов респондента на вопросы  социолога в рамках целей и  задач социологического исследования. Опрос стали применять со второй половины XIX века при переписях населения и различных статистических исследованиях.

     В настоящее время опрос – самый  распространенный метод в социологии и, нередко, всю деятельность социологов, да и социологию как научную дисциплину, соотносят именно с опросами. Опросы репрезентативны, носят массовый характер и дают возможность быстро провести требуемое исследование. Опросы помогают изучать ситуативное мнение общества по тому или иному вопросу.

     Эффективность опроса зависит в первую очередь  от грамотного составления опросного  листа, выбора места и времени  опроса, грамотной организации процедуры  проведения опроса. Очень важна четкая фиксация исследовательских задач (содержание которых определяется программой социологического исследования); знание интервьюерами-социологами особенностей респондентов, и освоение психологических знаний о механизмах межличностного общения в тех случаях, когда речь идет о методике интервью, а также о механизмах восприятия текста при заполнении анкеты; точность фиксации ответов респондентов; стандартизация условий проведения опроса; понятность предлагаемых формулировок вопросов респондентам; мотивирование респондентов и интервьюеров-социологов к успешной совместной деятельности.

     Опросы  можно разделить на несколько  групп, в зависимости от способов взаимодействия с респондентом:

- опрос  может быть дистанционным, например, телефонные опросы, опросы в Интернете,  различные анкеты (в том числе,  опрос по почте);

- опрос  может быть личным (Face-to-face), и тогда в него входят квартирные опросы (опросы по месту проживания), уличные (сюда можно включить и опросы в магазинах), опросы с центральной локализацией (in-hall, hall-test).

     Квартирный  опрос подходит для большинства  задач, связанных с изучением общественного мнения. Территория населенного пункта, в котором будет проводиться опрос делиться на примерно одинаковые участки. На каждом участке намечается квартира (дом) которая является точкой старта. Интервьюер работает согласно заранее установленным правилам движения. У квартирных опросов есть свои плюсы и минусы: плюсы – возможность проведения длительных (вплоть до 40-45 минут) интервью с предъявлением стимульного материала (образцов продукции, карточек) и, конечно же, простота контроля работы интервьюеров (достаточно позвонить респонденту). Минусы – достаточно высокая себестоимость проведения таких интервью, требующая высокой квалификации интервьюеров и недоверчивость опрашиваемых (согласитесь, не каждый пустит в свою квартиру незнакомого человека).

     Опрос с центральной локализацией чаще всего применяют для тестирования рекламной продукции. Интервью проводится в специальном помещении. Плюсы: те же, что и в квартирных опросах. Минусы: «неслучайность» и неравномерность  выборки. Сложность рекрутирования отдельных групп граждан (автомобилисты, мамы с маленькими детьми и т.д.).

     Уличный опрос может применяться для  широкого круга социальных и маркетинговых  задач. Интервью проводятся на улицах, в магазинах, на выходах из торговых точек. Такие опросы проводятся быстро и недорого по себестоимости, что является их несомненным достоинством. И, кроме того, если проводить опросы в торговых центрах, есть возможность опроса самых различных групп респондентов. Однако есть и существенные недостатки – сложно контролировать работу интервьюеров, влияние погодных условий (снег, дождь), сложность решения организационных вопросов (например, разрешение, на проведение опроса в магазине).

     Анкета, опрос по почте иногда единственная возможность опросить требующуюся целевую группу. Существует два варианта сбора информации – сбор анкет сразу по заполнению или же сбор через некоторое время (в случае, если опрос почтовый). У анкетирования есть несколько плюсов – невысокая стоимость проведения, отсутствие «эффекта интервьюера» и более высокая откровенность респондентов. Однако и недостатки существенные – скорость получения данных, проблема возврата анкет (а вернее не возврата), не всегда репрезентативная выборка.

     Интернет-опросы в настоящее время, при существующем количестве пользователей Интернета, могут применяться только для изучения аудитории пользователей сети. Достоинство – скорость «добычи» информации, а от недостатков много – выборка стихийная, нерепрезентативная, совершенно невозможно контролировать действия респондента.

     Существует  несколько видов опроса, прежде всего  анкетирование и интервьюирование.

     Анкетирование предполагает самостоятельное заполнение анкеты респондентами. Возможно индивидуальное и групповое анкетирование, очное и заочное. Примером заочного анкетирования является почтовый опрос или опрос через газету.

     Интервьюирование представляет собой личное общение социолога с респондентом, когда он задает вопросы и записывает ответы респондента.

     Существует  несколько разновидностей интервьюирования: прямое (когда социолог непосредственно беседует с респондентом); опосредованное (беседа по телефону); формализованное (заранее разрабатывается вопросник); фокусированное (в центр внимания ставится конкретное явление); свободное интервью (свободная беседа без заранее заданной темы).

     Данный  вид опроса требует определенной профессиональной подготовки. Используется, как правило, журналистами. Положительным  моментом является живое общение. Но вместе с тем при этом утрачивается анонимность, характерная для анкетирования, что может привести к получению менее искренних ответов. В настоящее время широкое распространение получило телефонное интервью.

     Особым  видом опроса является экспертный опрос, или, как его часто называют, метод  экспертных оценок. К этому методу социологи обращаются чаще всего, во-первых, на начальном этапе исследования, и, во-вторых, на заключительном этапе исследования, как к одному из методов контроля, проверки полученной информации.

     Одним из наиболее ответственных моментов является подбор экспертов. Эксперты - это компетентные в исследуемой области лица, крупные специалисты, люди с большим стажем работы в данной области. Наиболее распространенными методами подбора экспертов являются: документальный (на основе изучения социально-демографических данных); подбор экспертов на основе тестирования; подбор экспертов на основе их самооценок и подбор экспертов на основе их аттестации другими людьми.

     Метод опроса экспертов широко используется в отечественной и зарубежной социологической практике. Он очень  эффективен в сочетании с другими методами. В то же время необходимо отметить, что в интересах дела экспертам чаще всего задают открытые или полузакрытые вопросы (особенно на начальной стадии исследования), что требует значительных временных и финансовых затрат. Социологи, тем не менее, считают, что метод экспертных оценок является одним из перспективных.

     Социологическая анкета - это объединенная единым исследовательским  замыслом система вопросов, направленных на выявление количественных и качественных характеристик объекта исследования. Составление анкеты - дело сложное, трудоемкое, требующее наличия определенных профессиональных навыков. Только при соблюдении определенных требований при ее составлении возможно получить объективные количественно-качественные характеристики объекта исследования.

     Все вопросы в анкете следует четко  формулировать, чтобы они были понятны  респондентам, включая и используемые термины.

     Вопросы не должны:

- превышать  возможности памяти и компетенции  опрашиваемых;

- вызывать  отрицательных эмоций и задевать самолюбие респондентов;

- навязывать  мнение социолога;

- быть  перегружены вариантами ответов.

     Если  анкета включает значительное количество вопросов, то они группируются по тематическим блокам. Можно охарактеризовать несколько  групп вопросов.

1. Вопросы по содержанию: а) о фактах сознания (направленные на выявление мнений, пожеланий, суждений, планов); б) о фактах поведения (направленные на выявление поступков, результатов деятельности, поведения); в) о личности респондента (или так называемая "паспортичка", дающая характеристику личности респондента).

2. Вопросы,  различающие по форме: а) вопросы  закрытые (к которым дается перечень  вариантов ответов); б) открытые (к  которым не прилагаются варианты  ответов. Респондент должен сформулировать  и вписать ответ); в) полуоткрытые (в которых сочетается возможность выбора предложенных вариантов ответа с возможностью также сформулировать и вписать ответ). Последнее используется исследователем тогда, когда он не уверен в полноте известных ему вариантов ответов.

     Закрытые  вопросы могут быть также альтернативными  и неальтернативными.

     Альтернативные  закрытые вопросы предполагают возможность  выбора респондентом только одного варианта ответа. Например: да, участвую; нет, не участвую.

     Неальтернативные  закрытые вопросы предполагают выбор одного или нескольких вариантов ответов. Например: "Из каких источников Вы получаете политическую информацию - телевидение, радио, газеты, коллеги по работе, друзья?"

     Имеют место вопросы прямые и косвенные. Прямые вопросы - это такие, которые требуют критического отношения к себе, к окружающим.

Информация о работе Типы исследований