Типы исследований

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Мая 2012 в 08:55, реферат

Описание работы

Социология не может существовать, не добывая эмпирическую информацию самого разного плана - о мнении избирателей, досуге школьников, рейтинге президента, семейном бюджете, количестве безработных, уровне рождаемости и т. д.
При определении методов сбора информации социолог должен принять во внимание ряд моментов:
1) оперативность и экономичность исследования не должны обеспечиваться в ущерб качеству данных
2) ни один метод не является универсальным, но имеет свои четко очерченные познавательные возможности, поэтому есть методы, адекватные и неадекватные поставленной исследователем задаче
3) надежность метода обеспечивается не только его обоснованностью, но и соблюдением правил его применения.
Социальные процессы и явления сложны, многовариантны, имеют разнообразные формы проявления. Перед каждым социологом встает проблема, как объективно изучить то или иное социальное явление, как собрать о нем достоверную информацию.
Что представляет собой эта информация? Под ней принято понимать совокупность знаний, сообщений, сведений, данных, получаемых социологом из различных источников как объективного, так и субъективного характера. В сжатом, лаконичном виде основные требования к первичной социологической информации могут быть сведены к ее полноте, представительности (репрезентативности), надежности, достоверности, обоснованности. Получение такой информации является одной из надежных гарантий правдивости, доказательности, обоснованности социологических выводов. Все это важно потому, что социолог имеет дело с мнениями людей, их оценками, личным восприятием явлений и процессов, т.е. того, что субъективно по характеру. Тем более что мнения людей часто основаны на слухах, предрассудках, стереотипах. В таких условиях особенно важно использовать методы, которые приводят к получению правдивой, неискаженной, достоверной первичной информации.

Содержание работы

Введение……..…………………………………………………………………..…3
Основные методы сбора социологической информации………………………4
1. Опрос …………………………………………………………………..…..4
2. Анализ документов ………………………………………………….…..10
3. Наблюдение……………………………………………………………....13
4. Экспериментальное исследование……………………………………...14
Заключение…………………………………………………..………….…...…...17
Список литературы…………………………………………………………........18

Файлы: 1 файл

Социология5.doc

— 107.50 Кб (Скачать файл)

     Косвенные вопросы - в которых преодолевается необходимость критического отношения  к себе или близким людям. Пример прямого вопроса: "Что мешает Вам  хорошо учиться?" Пример косвенного вопроса: "Когда я слышу упрек в адрес студента, что он плохо учится, я думаю, что..."

     Вопросы отличаются по своим функциям: основные и неосновные. Основные вопросы направлены на сбор информации о содержании исследуемого явления. Неосновные вопросы направлены на поиск адресата основных вопросов. К неосновным относятся вопросы-фильтры и контрольные вопросы.

     Вопросы-фильтры  используются, когда нужно получить данные, характеризующие не всю совокупность опрашиваемых, а только ее часть. Контрольные  вопросы используются для проверки искренности ответов.

     При проведении анкетирования определенное значение имеет и композиционное построение анкеты.

     В первой части анкеты содержится обращение  к респонденту, где ясно излагаются цели и задачи исследования, объясняется  порядок заполнения анкеты. Если анкетирование анонимное, то об этом сообщается респонденту. Вторая часть анкеты содержит вопросы. Причем в начале располагаются более простые вопросы, затем более сложные и в конце опять легкие вопросы. Это обеспечивает лучшую восприимчивость.

     В конце анкеты, как правило, имеется "паспортичка" и благодарность  респонденту за его труд по заполнению анкеты.

     Кроме названных элементов социологического инструментария, необходимы другие методические и вспомогательные материалы: инструкции анкетеру, рекомендации по обработке и выбраковке анкет, кодификаторы и т.д.

     После рассмотрения двух основных видов опросов, можно выделить основные преимущества и недостатки интервьюирования относительно анкетирования.

     Преимущества:

1)  при  интервьюировании появляется возможность учесть уровень культуры, образования, степень компетентности респондента;

2)  устный  метод дает возможность следить  за реакцией интервьюируемого, его  отношением к проблеме и поставленным  вопросам; в случае необходимости  социолог имеет возможность менять формулировки, ставить дополнительные, уточняющие вопросы;

3)  опытный  социолог может видеть, искренне  или нет отвечает респондент, в силу чего интервью считается  наиболее точным методом сбора  социологической информации.

     Недостатки:

1)  интервьюирование — сложный, трудоемкий процесс, требующий от социолога высокого профессионализма.

2)  используя данный метод, невозможно опросить большое количество респондентов. В день не рекомендуется проводить более пяти-шести интервью одному интервьюеру, так как наступает «эффект избирательного слушания», что снижает качество получаемой информации.

     Также можно выделить основные плюсы и  минусы метода – опрос.

     Достоинства:

-   в короткие сроки можно получить  значительную информацию от многих  людей по широкому кругу интересующих исследователя вопросов;

-   данным методом можно пользоваться  в отношении практически любых  слоев населения;

     Недостатки:

-   полученная информация не всегда  является правдивой и достоверной;

-   при большой группе опрашиваемых, трудность обработки полученных данных 

     2.  Анализ документов

     Документом  в социологии: называется специально созданный человеком предмет, предназначенный  для передачи или хранения информации.

     Социолог, анализирующий те или иные социальные проблемы, должен начать свое исследование с изучения документальной информации как базовой, исходной для дальнейшей работы. Прежде чем приступить к формулированию гипотез, составлению выборки, часто необходимо изучить соответствующую документальную информацию.

     Она делится по своему статусу на официальную и неофициальную. К первой относятся правительственные документы, данные статистики, протоколы заседаний и собраний, служебные характеристики, ко второй — личные материалы, включающие письма, дневники, анкеты, заявления, автобиографии и др.

     По  форме фиксации документы делятся  на письменные документы, иконографическую документацию, статистические и фонетические документы.

     Письменные  документы - наиболее общий вид документации. Источниками этого типа документов для социологов являются:

  • государственные и центральные архивы;
  • архивы организаций и предприятий;
  • статистическая отчетность;
  • научные публикации;
  • пресса;
  • личные документы (письма, автобиографии, мемуары, дневники и т.п.).

     Иконографические  документы – кино-, видео- и фотодокументы, а также произведения изобразительного искусства – картины, гравюры, скульптуры.

     Статистические  документы представляют данные, в  которых форма изложения в  основном цифровая.

     Фонетические  документы - это магнитофонные записи, грампластинки. Они интересны как  репродукция прошедших событий. Например, фонетическая запись какого-либо собрания, митинга интересна звучанием выступления (в отличие от текста или стенографической записи и т.п.), непосредственной реакцией слушателей. Исследователя может интересовать также структура языка, изучение которой во многом способствует изучению структуры и культуры мышления, сопоставление различных языковых особенностей, характерных для тех или иных социологических групп. Особым видом документов являются компьютерные документы.

     Методы анализа документов чрезвычайно многообразны и непрерывно пополняются и совершенствуются. Этого требуют практические потребности, специфика форм документов, направления и цели анализа. Однако при всем многообразии можно выделить два основных типа анализа традиционный (качественный) и формализованный (количественный, контент-анализ).

     Качественный  анализ - это интерпретация содержания документа, его толкование. Качественный анализ позволяет охватывать глубинные скрытые стороны содержания документа. Основной слабостью этого метода является субъективность.

     Традиционный (качественный) анализ предполагает использование  умственных операций, направленных на выявление логики документов, их сути, основных идей. В данном случае социолог должен ответить на ряд вопросов: что представляет собой документ, с которым он работает? какова была цель его создания? на какое время он рассчитан? какова надежность и достоверность информации, содержащейся в нем? как можно ее использовать? каков общественный резонанс документа?

     Количественный анализ. Желание избавиться от субъективности традиционного (качественного) анализа породило разработку так называемых количественных методов анализа документов (контент-анализ).

     Контент-анализ - это метод сбора данных и анализа  содержания текста. Слово «контент» (содержание) имеет отношение к словам, рисункам, символам, понятиям, темам или же иным сообщениям, которые могут быть объектом коммуникации. Слово «текст» означает нечто написанное, видимое или произнесенное, которое выступает как пространство коммуникации. Это пространство может включать в себя книги, газетные или журнальные статьи, объявления, выступления, официальные документы, кино- и видеозаписи, песни, фотографии, этикетки или произведения искусства.

     Контент-анализ весьма полезен для исследования проблем трех типов. Во-первых, он плодотворен для проблем, предполагающих изучение больших объемов текста (например, многолетних подшивок газет) с использованием выборки и сложным кодированием. Во-вторых, он пригоден в тех случаях, когда проблема должна быть исследована «на расстоянии», например при изучении исторических документов, мемуаров или радиопередач вражеской радиостанции. Наконец, с помощью контент-анализа можно обнаружить в тексте такие сообщения, которые трудно увидеть поверхностным взглядом.

     Суть  этих методов сводится к тому, чтобы  найти такие легко подсчитываемые признаки, черты, свойства документа (например, частота употребления определенных терминов), которые с необходимостью отражали бы определенные существенные стороны содержания. Тогда содержание делается измеримым, доступным точным вычислительным операциям. Результаты анализа становятся в достаточной мере объективными.

     Существенно различаясь между собой, эти два  метода исследования документов не исключают, а взаимодополняют друг друга. Они позволяют компенсировать имеющиеся в каждом недостатки, так как оба, в конечном счете, преследуют одну и ту же цель - получение интересующей социолога достоверной и надежной информации.

     Достоинства метода:

  1. Стабильное состояние объекта исследования. Возможно повторное обращение к объекту исследования;
  2. В документе передается не только информация о событиях, но и об отношении к ним авторов. Возможен анализ событий с разных позиций;
  3. В документах информация упорядочена и структурирована, как правило, она представляется в обобщенном виде, что повышает её емкость. Есть возможность сравнить факты разных периодов.

     Недостатки  метода:

  1. так как социолог не имеет непосредственного контакта с социальными явлениями, которые описывают в документах, то исследование носит пассивный характер;
  2. выводы исследования строятся на основе вторичной информации, которая может быть искажена. Авторы документа могут умышленно или неумышленно упустить наиболее значимые для исследования факты, признаки. Исследователь может принять вымышленную информацию за истинную.
 

3.  Наблюдение

     Одним из самых интересных методов сбора  первичной информации, позволяющий  открыть много нового в поведении  людей считается метод наблюдения. Наблюдение в социологическом исследовании представляет собой метод сбора первичной информации об изучаемом объекте путем непосредственного восприятия и прямой регистрации всех фактов, касающихся изучаемого объекта. Особенность этого метода, в отличие от обыденного, повседневного наблюдения, состоит в его планомерности и целеполагании. Свидетельство тому — четкая фиксация цели, задач и процедуры социологического наблюдения. В его программе должны также содержаться объект, предмет, ситуация наблюдения, выбор способа его регистрации, обработка и интерпретация полученной информации.

     Виды  наблюдения рассматриваются в зависимости  от положения наблюдателя, регулярности наблюдения, места и т.д. По первому  основанию наблюдения делятся на включенные и не включенные.

     Включенное наблюдение иногда еще называют исследованием в «маске». Социолог или психолог действуют под вымышленным именем, скрывают истинную профессию и, конечно же, цели исследования. Окружающие не должны догадываться о том, кто он такой. Ученый инкогнито может устроится на завод и в течении нескольких месяцев проходить производственную практику в качестве стажера. А если у него есть соответствующая квалификация, то и стажером.

     Не включенное наблюдение предполагает изучение ситуации со стороны, когда социолог не участвует в жизни исследуемого объекта и не вступает в прямые контакты с членами группы. Примером может служить изучение общественных собраний. С помощью специальных картотек наблюдения социолог фиксирует поведение докладчиков и реакцию аудитории, скажем одобрительные (или неодобрительные) реплики, возгласы, разговоры, вопросы к выступающему и т.д.

     И то, и другое наблюдение может производиться  как явно, открыто, так и неявно, инкогнито. В связи с последним  порой возникают определенные проблемы морального порядка. В частности, такое  наблюдение может квалифицироваться как подглядывание, а иногда даже шпионаж. Все зависит от того, каким целям оно подчинено и как ведет себя социолог. Здесь особенно важно не предавать увиденное или услышанное огласке.

     В зависимости от регулярности наблюдение бывает систематическим и случайным. Первое планируется и регулярно осуществляется в течение определенного периода, второе, как правило, проводится без плана, по поводу той или иной разовой, конкретной ситуации.

     По  месту проведения различают такие  виды наблюдения, как полевое и лабораторное. Первое, наиболее распространенное, проводится в естественных условиях, второе — в искусственных. Так, школьный социолог может в обычных условиях наблюдать взаимоотношения учащихся, изучая проблемы социально-психологического климата в группе. Лабораторное наблюдение проводится, как правило, в экспериментальной ситуации, скажем во время игры, конкурсов, соревнований. Учащиеся даже не подозревают, что таким образом социолог изучает проблемы взаимовыручки и сплоченности.

      Следует отметить, что преимущества метода социологического наблюдения достаточно отчетливы и сводятся к следующему:

Информация о работе Типы исследований