Типы вопросов в социологическом исследовании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Января 2013 в 14:01, доклад

Описание работы

Телефонный опрос - специфический синтез анкетирования и интервьюирования, используемый, как правило, в рамках одного города или иного населенного пункта. Популярность использования этого метода в современных российских условиях повышается, особенно, в периоды избирательных кампаний.

Файлы: 1 файл

типы вопросов.doc

— 42.50 Кб (Скачать файл)

Телефонный опрос - специфический  синтез анкетирования и интервьюирования, используемый, как правило, в рамках одного города или иного населенного  пункта. Популярность использования  этого метода в современных российских условиях повышается, особенно, в периоды избирательных кампаний.

Основные преимущества: оперативность, краткосрочность и  экономичность. Главный недостаток: обусловлен невозможностью соблюдения правила репрезентативности выборки. Это обстоятельство обусловлено  отсутствием телефонов у определенных социальных групп населения; большим количеством отказов абонентов от опроса по разнообразным причинам и поводам; многими другими факторами.

Обязательные требования к методу:

2. разработка специального  инструмента, включающего картограмму  опроса, опросных бланков и кодировочных листов, дневника и протокола опроса, обстоятельной инструкции интервьюерам;

3. наличие телефонных  справочников;

4. соблюдение заранее  установленного шага (интервала)  при наборе номера телефонов  одной АТС;

5. особая подготовка, в том числе, специальный тренинг телефонных интервьюеров;

7. обязательность контроля  за их деятельностью;

8. перепроверка полученных  данных путем выборочных контрольных  опросов опрошенных абонентов.

Факсовый (телетайпный, телеграфный) опрос - редко используемая в собственно научных целях форма проведения анкетирования, при которой в качестве единиц отбора респондентов выступают учреждения и организации, имеющие факсовую, телетайпно-телеграфную или иную электронную связь с социологическим центром. Встречается в двух разновидностях, отличающихся реальным составом респондентов. В первой - респондентами выступают руководители означенных предприятий и учреждений, во второй - круг респондентов расширен за счет опроса руководителями (или социологами) тех лиц, которые определены организаторами опроса.

Главное достоинство  метода - сверхоперативность и экспертная значимость получаемой информации. Недостатки: предельно сжатый вопросник (не более  пяти позиций), закрытость вопросов и  ограниченность вариантов ответов (не более семи).

Телевизионный экспресс - опрос - метод сбора не столько  социологической, сколько политологической информации, используемый ведущими политических телевизионных программ. Техника  этого метода предполагает:

1. формулирование телеведущим  одного наиболее актуального вопроса;

2. мотивирование телезрителей  на высказывание своего ответа  на поставленный вопрос в форме  либо «да», либо «нет»;

3. просьбу к телезрителям  немедленно позвонить по указанному  телефону и продекларировать  свою позицию до окончания  данной телепередачи (т.е. в течение, 20-30 минут);

4. оперативный подсчет  кода опроса с демонстрацией  этого подсчета на электронном  табло;

5. комментирование полученных  результатов.

Уличный опрос, опрос в местах продаж (опрос покупателей в магазине), опрос в местах скопления потребителей

Применение

Может применяется  для решения широкого круга маркетинговых  задач.

Методика проведения

Интервью проводятся на улице, или на выходе из торговых точек/ в торговых точках, или в  местах скопления потребителей.

Достоинства уличного опроса

-Высокая скорость проведения  опроса.

-Относительно низкая стоимость  проведения опроса.

-Кроме того, при проведении опроса в местах  продаж и/или опроса в местах  скопления потребителей появляется  возможность опросить некоторые  специфические группы респондентов

Недостатки уличного опроса

-Ограничения на продолжительность  интервью (до 10 минут)

-Относительная сложность  организации контроля за работой  интервьюеров

-Сильное влияние погодных  условий (снег/ дождь/ мороз/ветер)

-Сложность получения разрешения на проведение опроса в торговых точках (для магазинных опросов/ опросов в местах скопления потребителей), этот процесс может занять продолжительное время и стоить достаточно дорого.

Интересной  разновидностью функционального вопроса  является вопрос-диалог. В уста псевдособеседников вкладываются противоположные высказывания. От опрашиваемого требуется согласиться с одним из них. Форма диалога имеет то преимущество, что абстрактное становится более наглядным. Использование рисунков, изображающих собеседников, усиливает прожективный эффект, позволяет ввести респондента в ситуацию опроса. 
 
Такой тип вопроса-иллюстрации использовался, например, в анкете, адресованной авторам писем в редакцию газеты. 
Важно отметить, что вопрос-иллюстрация должен изображать собеседников-мужчин, когда опрашиваются мужчины, и собеседниц, если опрашиваются женщины, т. е. приходится печатать анкеты в мужском и женском вариантах. Если это условие не соблюдено, респонденты, отвечая на вопрос, могут обращать особое внимание на факторы, специфические для мужчин или для женщин, принимая на себя роль того собеседника, который изображен па рисунке. Смещения могут оказаться особенно значительными при изучении тех явлений, где фактор пола оказывает сильное воздействие.

 

 

 

 

Для регулирование рынка  труда существует Государственная  система управления трудовыми ресурсами.

Государственная система  управления трудовыми ресурсами  РФ включает совокупность органов законодательной, исполнительной и судебной власти, централизованно регулирующих основные социально-экономические отношения в стране, методы управления и механизм их использования.

Основными задачами государственной  системы управления трудовыми ресурсами  являются: принятие законов, контроль за их исполнением, выработка и реализация политики и рекомендаций в области социально-трудовых отношений в стране, охватывающих вопросы оплаты и мотивации труда, регулирования занятости и миграции населения, трудового законодательства, уровня жизни и условий труда.

В условиях развития рыночной экономики государственное регулирование  социально-экономических отношений  носит ограниченный характер и в  основном касается вопросов трудового  законодательства, занятости, оценки уровня жизни.

Законодательная власть осуществляет принятие законов, содержащих обязательные правила поведения, в том числе в области социально-трудовых отношений. Она представлена федеральным собранием в лице двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.

Федеральные законы в области трудового законодательства принимаются Государственной Думой. Совет Федерации не наделен правом принимать законы, но он правомочен одобрять или отклонять федеральные законы, принятые Госдумой.

Значительную роль в  осуществлении парламентского контроля играют комитеты и комиссии палат. Эти органы способствуют эффективной деятельности парламента через подготовку, экспертизу, обоснование законов и других нормативных документов.

В Совете Федерации и  Госдуме созданы комитеты, в компетенцию  которых входят вопросы регулирования социально-трудовых отношений.

Органы исполнительной власти осуществляют исполнение законов, на них возлагается исполнительно-распорядительная деятельность.

Исполнительную власть осуществляет Правительство РФ, формируемое Президентом.

Правительство обеспечивает соответствие Конституции РФ, федеральных законов, нормативных указов Президента в  области социально-трудовых отношений  на практике.

Правительство РФ рекомендует органам  исполнительной власти субъектов РФ при проведении конкурсов инвестиционных проектов, финансирование которых осуществляется за счет средств бюджетов субъектов РФ, считать одним из основных критериев оценки проектов создание (сохранение) рабочих мест в городах и районах с высоким уровнем безработицы, принять дополнительные меры по предотвращению нелегального привлечения и использования иностранной рабочей силы.

Центральным органом федеральной  исполнительной власти, осуществляющим руководство работой по обеспечению  единой государственной политики в  области труда,  одновременно координирующим работу по этим направлениям в РФ, является министерство труда и социального развития РФ.

Основными задачами Минтруда РФ являются:

  • - выработка политики в социально-трудовой сфере;
  • - разработка направлений социальной политики Правительства;
  • - координация работы в социально-трудовой сфере;
  • - подготовка рекомендаций по регулированию оплаты труда;
  • - формирование правовой и нормативной базы регулирования социально-трудовых отношений;
  • - участие в заключении генеральной и отраслевых тарифных соглашений;
  • - регулирование рынка труда, занятости населения.

Минтруду РФ подчиняется  ряд организаций, ведущих научную, методическую, практическую деятельность в области производительности труда, оплаты и условий труда, повышения  квалификации и по другим направлениям управления трудовыми ресурсами.

Минтруд России, подведомственные ему  организации, учреждения, предприятия  и органы, учреждения, предприятия  и органы по труду региональных субъектов  РФ образуют единую систему управления социально-трудовыми вопросами в РФ.

Судебные органы осуществляют правосудие: наказание нарушителей, разрешение проблем, конфликтов, связанных с  применением трудового законодательства.

В решении ряда социально-трудовых проблем важную роль играют профсоюзные  организации (заключение коллективных договоров, генерального и отраслевых соглашений и т.д.)

Россия является членом Международной  организации труда (МОТ).

Многие вопросы управления трудовыми  ресурсами рассматриваются с  учетом международных соглашений, конвенций  и других документов, обязательных для членов МОТ.


Информация о работе Типы вопросов в социологическом исследовании