Актуальность исследования геронтопсихологических проблем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2015 в 16:50, курсовая работа

Описание работы

В курсовой работе рассматриваются вопросы:
- понятие о геронтопсихологии;
- психологические портреты старости;
- этапы психологического старения;
- теории старения и старости;
- вклад российской науки в создание геронтологии;
- труды отечественных и зарубежных психологов;
- геронтопсихологические проблемы.

Содержание работы

Введение
§1 Понятие о геронтопсихологии
Актуальность исследования геронтопсихологических проблем
Основные понятия о геронтопсихологии
§2 Психологические портреты старости и этапы старения
2.1 Психологические портреты старости
2.2 Этапы психологического старения
2.4 Основные стрессоры людей пожилого и старческого возраста
§3 Проблемы людей пожилого и старческого возраста
3.1 Выход на пенсию как психологическая проблема
3.2 Основные стрессоры людей пожилого и старческого возраста
§4 Характеристика теорий старения и старости
4.1 Теории старения и старости
§ 5 Вклады и труды отечественных и зарубежных психологов
5.1 Вклад российской науки в создание геронтологии
5.2 Труды отечественных и зарубежных психологов
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 68.38 Кб (Скачать файл)

2.2 Этапы психологического старения.

     Существуют  ли  какие-либо особенности  психологии  пожилого  и  более  старшего возраста?

     Безусловно. Но, к сожалению, в  быту  нестарые  люди  эту  элементарную  истину забывают,  когда  не  могут  понять  реакции  и  поступки  пожилого  человека.  Им  могут  казаться  не  вполне  адекватными  поступки  старика,  а  сам  старик  просто  трудным  для общения человеком. На самом же деле, у разных возрастных групп разнятся ценностные установки. Изменения в характере пожилого человека объясняются ослаблением контроля над своими  реакциями,  возможно,  что  те  черты,  которые  раньше  удавалось  маскировать, понимая  их  непривлекательность,  вышли  на  поверхность.  Кроме  того,  этому  возрасту

свойственен эгоцентризм, нетерпимость к каждому, кто не проявляет должного внимания, причем  это «должное»  на  самом  высоком  уровне.  Все  окружающие  зачисляются  в эгоисты, коль скоро они не поглощены заботой о старом человеке. 

     Изменения, свойственные этому возрасту  можно классифицировать по сферам. В интеллектуальной  —  появляются  трудности  в  приобретении  новых  представлений и приспособлении  к непредвиденным  обстоятельствам.  Такими  трудностями  могут оказаться  самые разные обстоятельства, и  те, которые сравнительно легко  преодолевались в  молодые  годы (переезд  на  новую  квартиру,  болезнь,  собственная  или  кого-то  из близких), а тем более,  прежде не встречавшиеся (смерть супруга; вызванная  параличом ограниченная подвижность). В эмоциональной сфере — неконтролируемое усиление аффективных  реакций (сильное  нервное  возбуждение), со склонностью к грусти, сожалению, к слезливости.  Поводом  для  таких  реакций  может  послужить  кинофильм  о старых временах, и не потому, что жаль эти времена, а жаль себя в этих временах, или разбитая  чайная  чашка  и,  опять  же,  не  чашку,  а  то,  что  вместе  с  ней  уходит  что-то памятное.  В  моральной  сфере — отказ  от  адаптации  к  новым  нормам,  ценностям, манерам поведения. Вам,  верно,  не  раз  случалось  читать  в  зарубежных  романах  и  видеть  в  фильмах,  что, начиная со среднего возраста, обеспеченные люди обязательно имеют собственного психоаналитика, к которому они обращаются всякий раз, когда у них возникают какие-нибудь проблемы. С ним можно посоветоваться о своем психическом состоянии. У нас пока это не принято. Года  три  тому  назад  вышли  в  русском  переводе  книги  немецко-американского психолога,  психоаналитика  Карен  Хорни «Невротическая  личность  нашего времени»  и «Самоанализ». Автор адресовал их не профессионалам, не  психоаналитикам, а психиатрам,  социальным работникам, педагогам,  социологам,  всем  кто  имеет  дело  с невротическими  личностями,  а  также  самим невротикам. К невротикам Хорни относит огромное число, в  принципе  здоровых  людей,  воспринимаемых  окружающими  как здоровые  люди,  но  имеющих  отклонения от общепринятого в  современной  культуре образца.

     Для  всех неврозов  характерны  тревога,  тревожность  и  поиски  защиты.

     Тревожность тот  мотор, который запускает и поддерживает невроз. Невротики чрезвычайно  раздражительны,  причины  их  раздражения  могут  быть  совершенно мнимыми: кто-то не так ответил, не так посмотрел и тому подобное. При этом «не так» обычно абсолютно беспочвенно или  малозначимо. Любую  критику невротик интерпретирует как унижение, неодобрение каких-либо его поступков или высказываний вызывает  у  него  взрыв  негодования. В своей любви он навязчив, ревнив, требует абсолютной,  безусловной  любви,  с  жертвами,  в  качестве  доказательств  такой  любви. Любящий  его  человек  должен  любить  и  заботиться  исключительно  о  нем. Готов даже прикинуться больным, чтобы его жалели,  сконцентрировали  на  нем  все  внимание, отказались от всего другого и таким образом доказывали свою преданность и готовность к самопожертвованию ради него. Аппеляция к жалости — излюбленный прием невротика: «Я  вас  так  люблю,  а  вы  в  ответ..». Не терпит никаких отказов, они, по его мнению, оскорбляют его достоинство. А если таковые случаются становится злым, язвительным, готовым  обвинить  обидчика  во  всех  смертных  грехах.  Здесь  он  готов  бесконечно призывать к  справедливости: «Почему  вы  заставляете  меня  страдать?  Почему вы так недобры ко  мне?» С  трудом  переносит  одиночество, в такой ситуации ощущает свою беспомощность,  незащищенность и ненужность. У  части  людей  такого  типа патологическая  жадность, страсть к бессмысленному накопительству, к приобретению нефункциональных, но дорогих вещей. В них он ощущает свою защищенность. Не терпит опозданий и непунктуальности по отношению к себе, расценивает их, как неуважение.

     Многие из этих качеств являются  типичными проявлениями  изменяющегося  старческого характера, но возможно  их причина — невроз. Можно  считать, что старость это —  своеобразный  психологический  кризис. Но  это  не  единственный  кризис, переживаемый  человеком,  а  один  из  многих. Американский психолог Эрик Эриксон называл восемь  психосоциальных  кризисов,  встречающихся  человеку  на  его жизненном пути, каждый из них специфичен для определенного возраста.

Первый — на  первом  году  жизни.  Он  связан  с  тем,  удовлетворяются  или  нет основные  физиологические  потребности  ребенка,  ухаживающим  за ним  человеком. В результате у маленького человека складывается доверие или недоверие к окружающему миру.

Второй  кризис  связан  с  первым  опытом  обучения,  с  приучением  к чистоплотности. Начинается первичный процесс социализации (очеловечивания). Так возникает либо первая самостоятельность, либо неуверенность и сомнение в собственных силах.

Третий кризис соответствует второму детству. Развитию то ли инициативности, то ли безответственности, покорности и чувства постоянной вины.

Четвертый  кризис происходит  в  школьном  возрасте,  здесь  ребенок  либо почувствует вкус к работе, либо познает чувство собственной   неполноценности.

Пятый кризис переживает подросток, выбирая  свой  жизненный  путь, свою предназначенность.

Шестой кризис свойственен молодым взрослым людям. Он связан с  поиском спутника жизни, быть ли ему отцом (матерью) семейства или же остаться одиноким.

Седьмой кризис переживается человеком в сорокалетнем возрасте. Он характеризуется повышенным интересом к семье, к ее обустройству,  высокой продуктивностью и активностью в самых разных областях.

 Восьмой кризис знаменует собой завершение предшествующего жизненного пути и разрешение этого кризиса зависит от того, как этот путь был пройден. Человек подводит жизненные итоги и если он убежден, что жизнь состоялась,  если  воспринимает ее как целостность, где ни убавить, ни  прибавить, то  он уравновешен и спокойно смотрит  в будущее. Он понимает, что смерть естественный конец жизни и не страшится ее. Если же человек приходит к печальным выводам, что жизнь прожита зря, выбор спутника, друзей, профессии были ошибками (теперь уже  непоправимыми),  то  его  настигает  чувство бессилия что-либо исправить и страх смерти.

     Отечественный ученый В.В. Болтенко, основываясь на солидном экспериментальном материале (получен он на базе исследования лиц,  находящихся в домах-интернатах для престарелых, а это контингент со своей спецификой) выделил ряд этапов психологического старения, которые,  собственно, не  зависят от паспортного возраста.

     На первом этапе сохраняется  связь с тем видом деятельности, который  был ведущим  для  человека до выхода на пенсию. Как  правило, этот вид  деятельности  был непосредственно связан с его профессией. Это чаще всего люди интеллектуального труда (ученые, артисты, учителя, врачи). Эта  связь  может  быть  непосредственной,  как эпизодическое  участие  в  выполнении  прежней работы, так и опосредованная — через чтение специальной литературы, написание статей на профессиональные темы. Если же эта связь  обрывается сразу же после  ухода  на  пенсию, то человек, минуя  первый  этап, попадает во второй.

     На втором этапе наблюдается  сужение круга интересов, за счет  выпадения профессиональных привязанностей. В общении с окружающими  уже преобладают разговоры на  бытовые темы, обсуждение телевизионных  новостей,  семейных событий, успехов или неудач детей и внуков. В группах таких людей уже трудно различить кто был инженером, а кто врачом, кто был счетоводом, а кто профессором.

     На третьем этапе главным становится  забота о личном здоровье, это  становится и наиболее любимой темой для разговора — о лекарствах, о способах лечения, о травах... Наиболее значимым в жизни человеком становится лечащий врач, его профессиональные и личностные качества.

     На четвертом этапе смыслом  жизни становится сохранение  самой жизни. Круг общения сужен  до предела: лечащий врач, социальный  работник, те члены семьи, которые поддерживают  личный  комфорт, соседи-ровесники.  Для  приличия или по привычке — редкие телефонные разговоры со старыми знакомыми, в основном, чтобы узнать все ли уже ушли или кто-то еще остался.

     И,  наконец, на пятом этапе  происходит обнажение потребностей чисто витального порядка (еда, покой, сон...). Эмоциональность и общение  практически отсутствуют.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§3 Проблемы людей пожилого и старческого возраста

3.1 Выход на пенсию как психологическая проблема

     Одним из наиболее переменных моментов на жизненном пути человека, влекущим за собой существенные изменения в условиях и образе его жизни является выход на пенсию. Выход на пенсию может рассматриваться как завершение одной деятельной фазы социальной жизни человека и начало другой, резко отличающейся от предыдущей. По своей значимости он может сравниться с такими событиями, как выбор профессии, вступление в брак и т.п. Выход на пенсию не следует рассматривать только, как четко зафиксированное во времени событие, оно может оказать долговременное воздействие, так как перестройка сознания человека, находящегося на предпенсионном этапе жизни начинается задолго до фактического оставления работы.

     Как правило, на новой  основе перестраивается поведение  человека, формируются его отношения  с окружающими людьми, переосмысливаются  ценности, отношении к действительности  и т.п. Человек "примеривается" к роли пенсионера, ее возможностям  и ограничениям, оценивает ситуацию  и на основе этого либо принимает, либо отвергает новую роль.

      Е.С. Авербух пишет, что сам факт выхода на пенсию  является для человека психической  травмой: падает его социальная  значимость, страдает его престиж, его самооценка и самоуважение. Новые требования ему зачастую  не под силу, он чувствует себя  отсталым. (Авербух юЕ.С.1969г.) Он также  отмечает, что "преждевременный физический  и духовный покой – это изнуряющий  ад", под воздействием которого  старость становится ранней, ненужной, патогенной, социально обременительной, сами же старики становятся  не только скучными, беспокойными  людьми, но даже опасными как  для самих себя, так и для  других людей. Творческий труд  – главное лекарство от старости.

     Специфика посттрудового этапа жизни обусловлена тем, что образ пенсионера в сознании людей связан не столько с конкретным кругом занятий, сколько отходом от работы, что в значительной мере ориентирует самих пенсионеров на пассивный бездеятельный образ жизни.

     Пенсионный период  жизни часто рассматривается  как кризисный период в жизни  человека. Происходящее значительное изменение жизненной ситуации связанно как с внешними факторами (появления свободного времени, изменение социального статуса), так и с внутренними (осознание возрастного снижения физической и психической силы, зависимое положение от общества и семьи). Эти изменения требуют от человека переосмысления ценностей, отношения к себе и к окружающему, поиска новых путей реализации активности. У одних этот процесс происходит долго, болезненно, сопровождается переживаниями, пассивностью не умением найти новые занятия, находить новые контакты по-новому взглянуть на себя и окружающий мир. Другая категория пенсионеров, напротив, адаптируется быстро, не склонна драматизировать переход к пенсионному образу жизни. Они полностью используют увеличившееся свободное время, находят новую социальную среду.

     Одним из последствий  выхода на пенсию является  потеря каждодневных моделей  поведения, что может провоцировать  агрессию, направленную как на  других, так и на себя.

     Выход на пенсию  – это значимое событие не  только для человека, но и для  окружающих его лиц. Поэтому процесс  адаптации к новому положению  имеет две стороны: с одной  стороны человек приспосабливается  к своему социальному окружению, с другой – окружение приспосабливается  к новой социальной роли.

     Российские исследователи  изучали представление пожилых  людей об образе жизни на  пенсии. Человек впервые, сталкивается  с ситуацией полной и постоянной незанятостью на работе, он не располагает практически никаким личным опытом, позволяющим точно прогнозировать эту новую ситуации. Оценивая последствия прекращения работы, человек обобщает доступный ему опыт других людей, соотнося его с собственным стилем требований, ценностей. (Шапиро В.Д. 1983г.)

     Большинство авторов  сходятся во мнении о том  что:

- после ухода на пенсию каждому  человеку требуется время для  перестройки стиля жизни и  сознания; эта деятельность зависит  от индивидуальных особенностей  и объективных обстоятельств, что  подставляет собой процесс адаптации.

- существенным фактором такой  адаптации является рациональная  организация и правильный выбор  занятий

Информация о работе Актуальность исследования геронтопсихологических проблем