Актуальность исследования геронтопсихологических проблем

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2015 в 16:50, курсовая работа

Описание работы

В курсовой работе рассматриваются вопросы:
- понятие о геронтопсихологии;
- психологические портреты старости;
- этапы психологического старения;
- теории старения и старости;
- вклад российской науки в создание геронтологии;
- труды отечественных и зарубежных психологов;
- геронтопсихологические проблемы.

Содержание работы

Введение
§1 Понятие о геронтопсихологии
Актуальность исследования геронтопсихологических проблем
Основные понятия о геронтопсихологии
§2 Психологические портреты старости и этапы старения
2.1 Психологические портреты старости
2.2 Этапы психологического старения
2.4 Основные стрессоры людей пожилого и старческого возраста
§3 Проблемы людей пожилого и старческого возраста
3.1 Выход на пенсию как психологическая проблема
3.2 Основные стрессоры людей пожилого и старческого возраста
§4 Характеристика теорий старения и старости
4.1 Теории старения и старости
§ 5 Вклады и труды отечественных и зарубежных психологов
5.1 Вклад российской науки в создание геронтологии
5.2 Труды отечественных и зарубежных психологов
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая.docx

— 68.38 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

Федеральное бюджетное государственное образовательное учреждение высшего профессионального образования

ТГУ им. Г.Р.Державина

 

Институт социальных и образовательных технологий

 

Кафедра семейной и социальной педагогики

 

 

Курсовая работа

 

по дисциплине: Психология развития

на тему: Актуальность исследования геронтопсихологических проблем

 

 

 

 

  • Выполнила:  студентка

  • 21 гр. факультета заочного обучения

  •   Ряшенцева Е.Ю. 

 

Проверила: преподаватель

Алёшина Ирина Николаевна

 

 

 

Тамбов 2014

                                                        План

 Введение

§1 Понятие о геронтопсихологии

    1. Актуальность исследования геронтопсихологических проблем
    2. Основные понятия о геронтопсихологии

§2 Психологические портреты старости и этапы старения

2.1 Психологические портреты старости 

2.2 Этапы психологического старения

2.4  Основные стрессоры людей  пожилого и старческого возраста

§3 Проблемы людей пожилого и старческого возраста

3.1 Выход на пенсию как психологическая проблема

3.2 Основные стрессоры людей пожилого и старческого возраста

§4 Характеристика теорий старения и старости

4.1 Теории старения и старости

 § 5 Вклады и труды отечественных  и зарубежных психологов

5.1 Вклад российской науки в  создание геронтологии

5.2 Труды отечественных и зарубежных  психологов

 Заключение

 Список литературы

 

 

 

 

Введение

     Период старения является одним из закономерных этапов жизненного пути человека и его онтогенеза. В настоящее время этот возрастной период привлекает к себе все большее внимание исследователей в связи с существенным повышением среднего возраста жизни человека и, как следствием, существенным постарением населения во многих странах. Сегодня, относительная доля и абсолютное число престарелых граждан во всем мире стремительно растет, а проблемы старости и старения становятся глобальными. 

    Это со всей остротой ставит вопрос об актуальности психосемантического пространства понятия "старость", расширения представлений об особенностях психологического развития людей в период "средней" и "поздней" взрослости и процессах их адаптации к новой ситуации развития в контексте данного возрастного периода; определения оптимальных форм их участия в общественной, политической и культурной жизни общества; выявления конструктивных стратегий индивидуально-психологического сопровождения людей данного возрастного периода. К настоящему времени выполнен ряд исследований, обращенных к различным проблемам психологической геронтологии. В первую очередь здесь должны быть названы научные труды, , А.А. Богомолец, , В.В. Фролькис и др., которые заложили основы отечественной геронтологии и психологии старения. В современной психогеронтологии наиболее активно проводятся исследования такими учеными как Л.И. Анцыферова, Т.В. Карсаевская, О.В. Краснова, А.Г. Лидерс, Т.Н. Марциновская, О.Н. Молчанова, С.Г. Максимова, У.Б.Поднебесная, М.М. Тульчинский, И.В. Шаповаленко, А.Т. Шаталова и др.

В курсовой работе рассматриваются вопросы:

- понятие  о геронтопсихологии;

- психологические  портреты старости;

- этапы  психологического старения;

- теории  старения и старости;

- вклад  российской науки в создание  геронтологии;

- труды  отечественных и зарубежных психологов;

- геронтопсихологические  проблемы.

     Структура работы. Курсовая работа состоит из введения, теоретической части, заключения, библиографии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

§1 Понятие о геронтопсихологии

1.1 Актуальность исследования геронтопсихологических проблем

     В мировой науке отмечается  большой интерес к изучению  старости. Как социальная категория, старость, по мнению Ф. Ариеса, была выделена лишь в XX в.

    Это вызвано в первую очередь демографической ситуацией, складывающейся на планете Земля за последние 100 лет. Происходит старение населения мира, т.е. увеличение доли  пожилых людей в популяции, особенно  очевидное в высокоразвитых странах. Среди причин постарения населения — сокращение рождаемости, улучшение здравоохранения, снижение уровня смертности в младенческих и старших возрастах, увеличение индивидуальной продолжительности жизни. Историческая тенденция роста продолжительности жизни наиболее отчетливо проявилась в прошлом веке.

     Средняя продолжительность жизни  в бронзовом веке составляла  всего 18—20 лет, в Средние века  — 35 лет, в XIX в. — 44 года. В XX в. средняя продолжительность жизни возросла до 68 — 72 лет. При этом почти с каждым поколением увеличивается и нормальная индивидуальная продолжительность жизни.

     Феномен постарения населения, превращения общества в «седеющее», в «мир старых людей», порождает новые медицинские, финансовые, юридические, политические и другие вопросы и  проблемы. Значимую часть избирателей и потребителей товаров и услуг теперь составляют пожилые, что требует определенной переориентации всей системы. Все чаще мы видим политическую и коммерческую рекламу, специально предназначенную для пожилых людей. Самая же острая проблема — организация пенсионного  обеспечения и социальной поддержки в старости, для чего необходимы большие материальные средства (а это — увеличение нагрузки на работающих членов общества) и человеческие ресурсы (огромная армия социальных работников). Даже экономически стабильные государства Европы и Америки полагают, что решать эту задачу им будет все труднее и труднее (ее даже называют «демографической бомбой замедленного действия»). В некоторых государствах уже поставлен вопрос о пересмотре пенсионного возраста (например, в Великобритании после 2010 г. пенсионный возраст для женщин увеличится до 65 лет).

     Старость как возрастной период  стала массовым явлением; вполне  реально прожить еще 15 — 20 лет  после выхода на пенсию, что  приблизительно составляет четверть  жизни. Старение рассматривается  и как общественная, и как личностная  проблема. Познание закономерностей  старения, расширение возрастных  рамок активной трудоспособности  и полноценной жизнедеятельности, разработка способов оптимизации  старения — важнейшая комплексная  проблема геронтологии, геронтомедицины, геронтопсихологии.

     Геронтопсихология — раздел возрастной психологии, посвященный проблемам старения, недавно  выделившийся и недостаточно разработанный, но привлекающий все большее внимание исследователей в последние десятилетия. Как протекает психическое старение, какова взаимосвязь биологического и психического старения, каково влияние отношения общества, общественных  стереотипов на характер старения, соотношение старения и разных видов профессиональной деятельности, перспективы включенности пожилого человека в разные сферы общественной жизни, возможность психологического благополучия и самореализации в старости — вот далеко не полный перечень вопросов, от решения которых зависит и разработка стратегических направлений социальной политики в отношении пожилых, и конкретные формы ее осуществления.

 

 

1.2  Основное  понятие о геронтопсихологии

     Геронтопсихология — [греч. geron (gerontos) — старец, старик] — раздел возрастной психологии, изучающий особенности психических процессов, поведения и динамику личностных изменений у лиц пожилого и старческого возраста. В литературе последнего десятилетия в качестве синонимов геронтопсихологии  употребляются также термины «психогеронтология» и «психология позднего периода жизни». Геронтопсихология тесно связана с общей и социальной психологией, а также с геронтологией, изучающей медико-биологические и социологические аспекты старения человека.

     Основоположником геронтологии  считается американский ученый  Стенли Холл (1846 — 1924), опубликовавший  в 1922 г. первый специальный труд, посвященный психологическому анализу  процесса старения («Старость»). В  качестве особого раздела возрастной  психологии геронтопсихология оформилась в середине XX в. В это же время в западной психологии произошло резкое увеличение числа публикаций по психологическим аспектам старения и старости. Рост геронтопсихологии был тесно связан с заметным увеличением лиц пожилого возраста в общей структуре населения — так называемым феноменом «постарения населения», при котором доля пенсионеров среди жителей в отдельных странах достигает 15%. Другой важный фактор, вызвавший в индустриально развитых странах значительное обострение проблем жизненного устройства пожилых и старых людей, связан с резким сокращением численности семей многопоколенного типа и, как следствие этого, с проживанием состарившихся родителей отдельно от своих детей и внуков, что приводит к росту числа одиноких, нуждающихся в социально-психологической помощи престарелых людей. В своих исследованиях геронтопсихологии широко использует методы возрастной, общей и социальной психологии.

     В последнее десятилетие растет  значение исследований, выполненных  на основе лонгитюдного метода прослеживания возрастных изменений. Выделение специфических психологических особенностей старости затруднено наличием ряда неизбежно сопутствующих ей факторов: общим ослаблением здоровья, влиянием болезней, изменениями физического и социального статуса и др. Однако комплексные исследования, учитывающие многофакторный характер возрастных изменений, позволили установить особенности динамики некоторых важных сторон психического развития в поздних периодах онтогенеза.

     Особое внимание современная геронтопсихология уделяет изучению в ходе старения изменений характера деятельности и работоспособности, ценностных ориентации и смысловых образований личности. Актуальной задачей геронтопсихологии  является разработка средств и методов психологической помощи стареющим и престарелым людям в связи с такими изменениями в их жизни, как уход на пенсию и появление избытка свободного времени, вынужденный отказ от прежних интересов и привычек, необходимая перестройка взаимоотношений с близкими (в том числе собственными детьми), смерть супруга и других членов семьи, утрата друзей и близких, рост зависимости от окружающих из-за ослабления физических сил, одиночество, помещение в учреждения социального обеспечения и др. Исследования показали, например, что пожилые люди нуждаются в такой обстановке, которая одновременно была бы и оберегающей и стимулирующей, т.е. способствовала бы сохранению мотивации посильных человеку форм самостоятельного поведения. Актуальное практическое значение имеет профилактика и психотерапия депрессий старческого возраста. Стратегическими задачами геронтопсихологии является поиск условий и средств продления полноценной активной жизни человека, предотвращение раннего старения, установление психологических факторов долголетия.

 

 

 

§ 2 Психологические портреты старости и этапы старения

2.1  Психологические портреты старости  

      Так уж повелось, что, говоря об изменениях в личности старых людей, чаще всего называются негативные, отрицательные характеристики, из которых мог бы получиться вот такой психологический «портрет». Снижение самооценки, неуверенность в себе, недовольство собой; опасение одиночества, беспомощности, обнищания, смерти; угрюмость, раздражительность, пессимизм; снижение интереса к новому - отсюда брюзжание, ворчливость; замыкание интересов на себе - эгоистичность, эгоцентричность, повышенное внимание к своему телу; неуверенность в завтрашнем дне – все это делает стариков мелочными, скупыми, сверхосторожными, малоинициативными и т.п.

     Фундаментальные исследования  отечественных и зарубежных ученых  свидетельствуют о многообразных  проявлениях положительного отношения  старого человека к жизни, к  людям, к себе. К.И.Чуковский писал  в своем дневнике: « Никогда  я не знал, что так радостно  быть стариком, что ни день  – мои мысли и добрей и  светлей.  В старости важны не только изменения, происходящие с человеком, но и отношения человека к этим изменениям. В типологии Ф.Гизе выделяются 3 типа стариков и старости: 1) старик- негативист, отрицающий у себя какие-либо признаки старости и дряхлости; 2) старик – экстравертированный, признающий наступление старости, но к этому признанию приходящий через внешние влияния и путем наблюдения окружающей действительности, особенно в связи с выходом на пенсию (наблюдения за выросшей молодежью, расхождение с нею во взглядах и интересах, смерть близких и друзей, новшества в области техники и социальной жизни, изменения положения в семье); 3) интровертированный тип, остро переживающий процесс постарения; появляются тупость по отношению к новым интересам, оживление воспоминаний о прошлом - реминисценций, интерес к вопросам метафизики, малоподвижность, ослабление эмоций, ослабление сексуальных моментов стремление к покою.

      Не менее интересна классификация социально-психологических типов старости И.С.Кона, построенная на основании зависимости типа от характера деятельности, которой старость заполнена: 1) активная, творческая старость, когда человек выходит на заслуженный отдых и, расставшись с профессиональным трудом, продолжает участвовать в общественной жизни, воспитании молодежи и т.д.; 2) старость с хорошей социальной и психологической приспособленностью, когда энергия стареющего человека направлена на устройство собственной жизни - материальное благополучие, отдых, развлечения и самообразование - на все то, на что раньше недоставало времени; 3) «женский» тип старения - в этом случае приложение сил старика находится в семье: в домашней работе, семейных хлопотах, воспитании внуков, в даче; поскольку домашняя работа неисчерпаема, таким старикам некогда хандрить или скучать, но удовлетворенность жизнью у них обычно ниже, чем у двух предыдущих групп; 4) старость в заботе о здоровье («мужской» тип старения) - в этом случае моральное удовлетворение и заполнение жизни дает забота о здоровье, стимулирующая различные типы активности; но в этом случае человек может придавать излишнее значение своим реальным и мнимым недомоганиям и болезням, и его сознание отличается повышенной тревожностью. Эти 4 типа И.С.Кон считает психологически благополучными, но есть и отрицательные типы развития в старости. Например, к таковым могут быть отнесены старые ворчуны, недовольные состоянием окружающего мира, критикующие всех, кроме самих себя, всех поучающие и терроризирующие окружающих бесконечными претензиями. Другой вариант негативного проявления старости - разочарованные в себе и собственной жизни одинокие и грустные неудачники. Они винят себя за свои действительные и мнимые упущенные возможности, не способны прогнать прочь мрачные воспоминания о жизненных ошибках, что делает их глубоко несчастными. 
     Довольно широко в мировой психологической литературе поддерживается классификация, которую предложила Д.Б.Бромлей. Она выделяет 5 типов приспособления личности к старости: 1) Конструктивное отношение человека к старости, при котором пожилые и старые люди внутренне уравновешены, имеют хорошее настроение, удовлетворены эмоциональными контактами с окружающими людьми. 2) Отношение зависимости. Зависимый от супружеского партнера или от своего ребенка, не имеющий слишком высоких жизненных претензий и благодаря этому охотно уходящий от профессиональной среды. 3) Оборонительное отношение, для которого характерны преувеличенная эмоциональная сдержанность, некоторая прямолинейность в своих поступках и привычках, стремление к «самообеспеченности» и неохотному принятию помощи от других людей. Люди с оборонительным отношением к наступающей старости с большой неохотой и только под давлением окружающих оставляют свою профессиональную работу. 4) Отношение враждебности к окружающим. Люди с таким отношением агрессивны, взрывчаты и подозрительны, стремятся «переложить» на других людей вину и ответственность за собственные неудачи, не совсем адекватно оценивают действительность. Они склонны к острым реакциям страха, не воспринимают свою старость, с отчаянием думают о прогрессирующей утрате сил. Все это соединяется еще и с враждебным отношением к молодым людям, иногда с переносом эти отношения на весь «новый, чужой мир». Такой своего рода бунт против собственной старости сочетается у этих людей с сильным страхом смерти. 5) Отношение враждебности человека к самому себе. Люди такого типа избегают воспоминаний, потому что в их жизни было много неудач и трудностей. Они пассивны, не бунтуют против собственной старости, лишь безропотно принимают то, что посылает им судьба. Невозможность удовлетворить потребность в любви является причиной депрессий, претензий к себе и печали. Завершение жизни, смерть трактуется этими людьми как избавление от страданий.  Заметим, что представленные основные типы старости, отношения к ней, не исчерпывают всего многообразия проявления поведения, общения, деятельности стареющего человека, многообразия индивидуальностей. Классификации носят ориентировочный характер, с тем, чтобы составить некоторую базу для конкретной (исследовательской или практической) работы с людьми пожилого и старческого возраста.

Информация о работе Актуальность исследования геронтопсихологических проблем