Шпаргалка по "Педагогической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 22:38, шпаргалка

Описание работы

Определение что такое педагогика?
Объект, предмет Педагогики, образование педагогический процесс, функции педагогики.
Основные категории и понятия пед науки:
Структура пед науки.
Связь педагогики с др науками.

Файлы: 1 файл

экзамен пед теории.doc

— 193.50 Кб (Скачать файл)

Концепция Я.А. Коменского «Всеобщее воспитание» (7 в.) – воспитание в течении всей жизни, подготовка человека к всеобщей жизни. Направления воспитания: нравственное, научное, религиозное. По принципу природосообразности.

Гуманистическая психология Роджерса (19 в.) – тенденция к самоактуализации потребности человека реализовать свои врожденные потенциальные возможности, вера в творческую, конструктивную мудрость человека. Свобода и ответственная целостность и гармоническое развитие личности.

 Школа Выготского  Л.С. (20- 30 г. 20 в.) – развитие детской психики с помощью творчества и звуковой деятельности.

Пед. Система А.С. Макаренко (20 в.) – обучение соединено с производительным трудом. Возможность выбора дела по душе. Воспитание личности в коллективе через сам коллектив- главная задача воспитания в работе.

Пед. Система Ушинского (19 в.) -  признание творческой силы народа в историческом процессе и его право на полноценное образование. Важнейшая форма деятельности - труд.

Прагматизм (70-е г. 11в  США, Пирс) – прагматизм от греч. Дело, действие. Прагматик- человек, который выстраивает свою систему поступков и возлагает на жизнь в аспекте научения практические полезные результаты.

Экзистентциализм (Европа, 19- 20 в. За рубежом: Ясперс, русские: Бердяев, Больнов) - рассматривает человека как уникальное существо, способное к выводу собственной судьбы, школа не должна формировать личность, а создавать условия, чтобы ученик нашел сам себя, а общество и коллектив лишает свободы и существования. Позитивный Экзистентциализм – человек идет через страдания, должен обладать спокойным сознанием, иметь готовность ко всему, мужество, доверие к миру и терпимость.

Диалектический материализм (19 в. Маркс, Энгельс, Ленин) – изучает закономерности и сущность бытия, отношение человека к миру и исторические изменения этого отношения в процессе предметно- практической и духовно- теоретической деятельности. Стремится к творческому соединению в единое целое учение всех достижений философского материализма. Гармоническое развитие личности, развитие гуманитарное, духовное и общественное.

Бихевиоризм ( 20 в. Уотсон) – личность человека- совокупность поведенческих реакций на определенный стимул ситуацию ( стимул- реакция). Изменяя стимулы и подкрепления можно программировать человека на требуемое поведение. Поведение объясняется природным рефлексом.

28 Движущие  силы воспитательного процесса 

    1 объективные  внешние противоречия :

  • Противоречия порожденные глобальными политическими, экономическими, демографическими, информ-ми процессами и катаклизмами, происходящими в мире и стране.
  • Противоречия между универсальными ожиданиями общества в отношении подрастающего поколения и собственными субъективными потребностями  детей и молодежи отражающие  социокультурную  возрастную и индивидуальную ситуацию развития
  • Противоречия между отцов и детей, которые традиционно обнаруживаются в различном опыте поколений  а отсюда и в разнице мировозренчиских  позиций нравственно этнических ценностей
  • Противоречия отцов и детей, отражающие новый уклад семейной жизни и родственных отношений ( соц. Эмоц. Закрытость, утрата взрослыми роли основного источника инф – ми, материальная и духовная независимость молодежи )
  • Противоречия между возрастающими требованиями к образ – ми, обусловленными темпами и перспективами соц. Эконом. Развития с одной стороны, а с другой дефектами средств, направленных обществом на развитие системы образования  и воспит. Определ. Инертностью пед. Науки и образовательной практики .

2  Объективные внутренние  противоречия :

    • Противоречия между активно – деятельной природы ребенка и соц.пед. условиями его жизни
    • Противоречия между индив. творческим процессом становления личности и массово – репродуктивн. характером организации пед. процесса 
    • Противоречия между внешними требованиями и внутренними стремлениями и возможностями детей
    • Противоречия отражающие разницу в условиях и мотивах деятельности: деятельность заданная педагогом не всегда отвечает ожиданиями растущего человека
    • Противоречия порожденные несоответств. Реальных возможностей воспитуемых тем требованиям которые к ним предъявляют общество, школа, родители.
    • Противоречия обусловлены тем, что потребности и цели школьников только частично совпадают с ожидаемыми целями педагогов.
    • Противоречия между  возникающими у личности новыми потребностями и возможн. Их удовлетворение
    • Противоречия между новыми явлениями природы и общественной жизни, с которыми встречается ребенок и недостатком опыта                    для их поколения

3 субъективные противоречия:

    • Противоречия между целостностью личности и функциональным подходом к ее формированию, многопредметностью и многоцелевым характером учебно-воспит. Процесса учреждения образования

Противоречия  между                                    процесса                            знаний и умений нарастающей необходимостью применять преимущественно обобщенные  ЗУ

29 вопрос Законы  воспитания

Закон единства целей, содержания, методов воспитания

Связь всех компонентов  процесса воспитания. Цели определяют содержания и методы, формы работы. Эти элементы процесса воспитания зависят  от возможностей, способностей учителя и учеников. Противоречия между составляющими процесса воспитания ведут к                        воспит.работы к ее неэффективности.

Закон единства обучения, воспитания и развития личности

Закономерность связи  процессов О и В с одной  стороны и развития личности с другой. Обучение и воспитание при известии специфики протекают неразрывно, обуславливая успех, взаимную эффективность, направляет на развитие личности, являясь ведущим фактором ее развития.

Закон воспитания в деятельности

Связь процесса воспитания и активности воспитанника, связь воспитания и связь между особенностями процесса воспитания и возрастными, индивидуальными, половыми особенностями воспитанников, зависимость формирования личности от степени развития коллектива.

Закон активности воспитанника

Человек развивается, формируется  в деятельности как личность, осознает и проявляет себя как активное, самостоятельное существо, постепенно понимающее проблемы своего роста, цели потребности, действия, средства достижения цели, когда для человека его деятельность имеет личностный смысл, значение.

Закон единства воспитания и обучения

     Состоит  в таком единстве с деятельностью,  существует следственная связь  между воспитанием, деятельностью  и общением,  воспитание осуществляется  в процессе непосредственного общения. Главное для педагогики важным следствием из него является разработка технологий общения педагога учениками идругими участниками процесса воспитания, техника установления адекватных отношений в процессе воспитания, разработка рекомендаций по стилю организации педагогического общения, по проф-му пед.поведен.

Закон воспитания в коллективе

Коллектив как высокоорганизованная группа оказывает            влияние на личность является мощным средством воспитания деятельности в коллективе, общение в нем, отношения между членами группы имеют доказательным  опытом, исследов.эффект. воспитания в коллективе и через коллектив один из основных принципов отечественной педагогики советского периода.

Закон зависимости  воспитания от возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.

Процесс воспитания его  цели, содержания, формы и методы зависят не только от принятых в  обществе, гос-ва общих программ, систем, концепций воспитания они требуют  корректировки в связи с возможными и индивидуальными особенностями воспит-ых. Люди разного возраста по разному проявляют себя в деятельности, общение, их различают качественное своеобразие, уровень развития эмоций, ума, наличие установок, и др.

30 принципы  воспитания 

1 группа содержательно целевые, или ценностно-содержательные принципы

Принцип гуманистической  направленности воспитанием на развитие личности. Раскрытие и развитие человеческих способностей.

Принцип напрпвленности воспитания на основание культуры, ценностей общества, норм поведения

1 стадия 

«Общение ведет за собой развитие», человек становится человеком в процессе общения всего того, что люди называют культурой,                                   подход к определению целей и содерж. воспит. процесса.

2 стадия

«единство воспитания и  культуры»личность формируется  не в поисках своей «самости»  составляет ценность для общества в работе над современными проблемами.

2 группа педагогические или методические, психологические принципы

Принцип воспитания в деятельности – вовлечение воспитуемых в различные виды деятельности (учебно - познавательные, игровая, общественно - трудовая)

Принцип воспитания с опорой на активность личности – активность проявляется в интересе, в ответственности, в положительных эмоциях и многих др., формирование в развитие потребностей, воспитательная деятельность, тогда эффективно, когда основана на внутренней «работе» она вызывает и стимулирует личностный рост.

Принцип воспитания в количестве и через коллектив- формирование морали и поведения человека должны сочетать горманизировать общее, общественные интересы, цели со своими личными, развитием коллектива, педагог должен учит создавать коллектив воспитанников, использовать как пед. ср-во.

Принцип воспитания педагогического руководства с  инициативн. И самостоятельности воспитанников – воспитатели должны                    возможно поручать воспитанникам                                                                 того, чем они занимаются в учреждениях, инициатива, творчество, самостоятельность воспитанников пользуется в явление как самоуправление участие в их организации и регулирование в собственной науке в учреждение.

Принцип уважения к воспитуемому в сочетании с  требованиями к нему -  между воспит. Предполагающим соблюдение норм, воспит. Правил. Поведения, принятие в обществе моральных норм общ. и                                               Этика требует от воспитания такого же отношение к воспитанникам, как и ко всем  членам общества. Конвенция ООН «О правах ребенка»  документ рекомендующий гуманно – уважительные отношения к ребенку.

Принцип воспитания на опору положительные качества человека- в любом даже очень трудном человеке есть качества, черты характера, привычки, способности итд , чтобы добиться изменений к лучшему, поэтому психологи рекомендуют поошерять, поддержать то позитивное

3 группа 

принцип учета  возрастных и индивидуальных особенностей.

Индивидуальные особенности  людей требуют учет в воспитании, воспитатель должен вести адекватную работу для изучения условий и  развития воспитанников

Принцип единства требований (школа, общество, семья) общество требует одно, учитель должен направлять на обеспечение согласованных действий, действий взаимопонимания

31 виды воспитания 

1 нравственные пед.деятельность  по формированию у воспитанников  систем нравственных чувств и  оценок правильного поведения

  • Гуманность
  • Вера в человека
  • воля, выполнения своих обязанностей
  • ответственность за свои поступки
  • уважение ко всему живому на земле
  • честность, принципиальность, справедливость, требовательность к себе
  • сдержанность в половой жизни готовность к самоограничению, умеренность и чувство ответственности за свое половое поведение

2 гражданское воспитание  – система воспит.раб. по формированию  качеств, необходимых членам общества

  • политические – сфера деятельности, реализующая                          власти, групп людей, отдельного человека, исскуство                 государства, с помощью свода знаков и права.
  • Потриатизм          и политические принципы, любовь к отечеству
  • Правовая культура знание о правовой системе страны основных юридических норм, стремление соблюдать правовые нормы, быть законопослушным гражданином.

3 трудовое воспитание- система                              , чел., который понимает необходимость  труда, уважает и любит труд,                       труда, умеет работать в избранной спец – ти.

4 экономические- школьники  должны знать              основы знаний, жизни общества  приобретенные новыми экономич. мышления целеобразного личного  экономич. поведения 

5 эстетический процесс  формирования способствует воспитанию  и пониманию прекрасного в исскустве  и жизни, выработки эстетических знаний и вкусов, развитие задатков и способностей в области исскуства

6 физическое процесс  организ. Физич-и позноват. Деятельности, поправлений на развитие физических  сил и здоровья, выработку генетических навыков и ЗОЖ

7 половое система воспит-ой  и просветительной работы в  целях формирования полового  поведения,                     нормами общества  и                   к семейной жизни .

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогической теории"