Шпаргалка "Экономическая теория"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Октября 2013 в 01:41, шпаргалка

Описание работы

Работа содержит ответы на вопросы для экзамена (зачета) по "Экономическая теория"

Файлы: 1 файл

ET_ekzamen.doc

— 401.50 Кб (Скачать файл)

1(14).Спрос.объем спроса.Линия спроса.Изменение спроса и изменение объема спроса.Закон спроса и причины его действия.Функции спроса и способы его выражения.Исключения иззакона спроса.В основе формирования спроса лежат потребности. Спрос D(d) – это потребность в товарах и услугах, обеспеченная необходимыми денежными и другими платёжными средствами. Спрос определяет, что покупать на рынке и в каком количестве; на стороне спроса-деньги.На рынке покупатели хотят купить товар и удовлетворить свою потребность. Спрос покупателей зависит от множества факторов: денежного дохода  роста населения, от размера рынка, льгот потребителю, субъективных вкусов потребителей, наличие товаров-субститутов и др. Но главным фактором, определяющим спрос, является цена(покупатели всегда хотят купит дешевле, а продавцы-продать дороже). Покупатель предлагает цену спроса-предельную максимальную цену, за которую он согласен купить товар. Выше эта цена подняться не может, т.к у покупателя нет больше денег. Следовательно, при неизменности всех других факторов у покупателя существует определённое соотношение между рыночной ценой товара и величиной спроса на него. Это отношение называется кривой спроса(ГРАФИК) .Платежеспособная потребность. Количественная хар-ка: велечина или объём спроса Qd – макс. кол-во товаров, которое готов приобрести покупатель по определённой цене и в данный период времени. Цена спроса – макс. цена, которую готов заплатить покупатель за данное кол-во товаров. Изменение объема (величины) спроса ведет к движению по кривой спроса. Изменение спроса ведет к сдвигу прямой на плоскости (это происходит вследствие неценовых факторов). Зависимость между P  и D представлена в виде закона спроса при прочих равных условиях: УВ. ЦЕНА УМ. ОБЪЁМ СПРОСА И НАОБОРОТ. Закон спроса: Цена растет, а следовательно объем уменьшается! Зависимость между ценой и объемом товара обратная.

3 способа выражения закона спроса: табл., графич. (линия спроса показывает  все возможные сочетания между Р и Q. Каждая точка на линии спроса показывает макс. кол-во товаров, кот. приобретаются по данной цене. Линия спроса имеет убывающий характер и отрицательный наклон.) аналитич.(Q=a-b*P-прямая функция. P=a-Q\b-обратная,b-наклон уровня спроса всегда минус показывает насколько изменится величина спроса при изменении цены на одну единицу а-величина макс. бесплатного потребления. в=∆Q\∆P. Q= a,если P=0.Резервная или максимальная цена-цена, при которой величина спроса равна 0). Причины закона: 1) Закон убывающей предельной полезности (Каждая последующая единица блага приносит все меньше и меньше полезности потребителю и он готов купить ее только по более низкой цене); 2)Эффект замещения (при более низкой цене на товар люди покупают больше этого товара и замещают им другие более дорогие); 3)Эффект дохода (при более низкой цене человек может купить больше товара не отказываясь от покупки др. товарах в тех же количествах); 4)Более низкие цены привлекают больше покупателей. Qd=f(P,Pc(цены товаров комплиментариев(взаимодополняемые)),Ps(цены товаров субститутов(взаимозаменяемые)),I(доход покпателя),N(кол-во покупателей),O(ожидания покупателей),E(прочие факторы)) Исключения из закона спроса: 1) Товары Гиффена(цена повышается но этот товар остается более дешевым относительно других поэтому люди сокращают потребление более дорогих товарах что бы купить более дешевый, товары приобретаются бедными слоями населения и занимают основную долю в структуре потребления); 2) Эффект Веблена (цены растут на товары делающие престиж); 3) Эффект сноба (выделение из толпы); 4) Эффект ожидании роста цен (цена снижается и снижается объём, т.к. покупатели думают, что цена будет снижаться и наоборот); 5) Эффект ассиметричной инфы( потребитель считает что чем выше цена тем лучше качество этого товара); 6)Эффект большинства (быть как все).

2(15) Неценовые факторы спроса и их влияние на кривую спроса. Индивидуальный 
и рыночный спрос. Способы определения рыночного спроса.. Неценовые факторы спроса (ВСЕ КРОМЕ цены данного товара). При изменении неценовых факторов, изменяется сам спрос (графически: смещение линии спроса): 1) Цены на другие блага (заменители (изменение цены на один товар и объёма спроса на другой товар однонаправленные) и дополнители (изменение цены на один товар и объёма спроса на другой товар разнонапрвленные); 2) вкусы потребителя; 3) доход потребителя (различают низшие (увеличение цены при росте дохода приводит к снижению объёма спроса) и высшие товары (рост дохода приводит к увеличению спроса на них); 4) ожидание изменения цен; 5) количество покупателей (прямая зависимость больше покупателей – больше спрос). Индивидуальный спрос- спрос со стороны отдельного потребителя. Рыночный спрос- спрос всех потребителей данного товара. Способы определения рыночного спроса: табличный, графический и аналитический. Сложить все функции индивидуальных спросов. Геометрически сложить все графики.

3(16). Предложение. Объем предложения. Линия предложения. Изменение предложения и изменение объёма предложения. Предложение S- это количество товаров и услуг, которое производитель желает продать на рынке. Оно показывает, какая и в каком количестве произведённая продукция, которую производитель желает продать на рынке. На стороне предложения-товары. На предложение товаров могут влиять технический прогресс, монопольное положение производителя, движение цен на др. товары и др. Важнейшими факторами, воздействующими на предложение товара, являются цены на этот товар и издержки его производства. Продавцы назначают на свой товар предельно минимальную цену, т.к более низкая цена сделает их производство нерентабельным. Соотношение между рыночными ценами предложения и количеством товаров называется линией предложения.(ГРАФИК)Количественная хар-ка предложения: Обьем (величина) предложения Qs- это макс. Кол-во товаров, которое можно продать по определённой цене за единицу времени. Изменение величины (обьема ) ведет к движению по кривой. Изменение предложения ведет к сдвигу кривой по плоскости. (воздействие неценовых факторов).

4(17). Закон предложения и причины его действия. Функции предложения и способы выражения. Зависимость между P  данного товара характерезует закон предложения при прочих равных условиях: при увеличении цены товара объём предложения возрастает и наоборот. Причина закона действия предложения заключается в том, что при увеличении цены увеличивается доход и прибыль фирмы. Закон имеет 3 способа выражения: табличный, графический (линия предложения имеет восходящий характер и отрицательный наклон. Она показывает все возможные соотношения между ценой и объёмом предложения), аналитический (QS=-С+d(наклон линии прямой показывает как изменяется QS при изменении P на одну единицу), PSMIN=0 QS=C. C показывает, что объём предложения ограничен во времени при Р=0. ОБРАТНАЯ ФУНКЦИЯ Р= QS+С\ d. Qs=f(P,T(налоги),V(субсидии),N(кол-во продавцов),O(ожидания продавцов),C(величина затрат),E(прочие факторы))

 

5(18). Неценовые факторы предложения и их влияние на кривую предложения. Индивидуальное и рыночное предложение. Способы определения рыночного предложения. Если изменяются неценовые факторы (все кроме цены данного товара), то изменяется само предложение и линия предложения смещается. Наиболее значимые неценовые факторы: 1) увеличение цен на ресурсы приводит к уменьшению предложения (линия смещается влево); 2) налогообложение (предложение уменьшается); 3) увеличение дотаций (предложение увеличивается); 4) изменение цен на товары которые являются конкурентами данного товара (↑Р1→↑Qs1 и ↓Р2→↓Qs2 –изменение цены одного товара и объёма другого разнонаправленные); 5)  изменение цен на товары, производимые совместно с данным товаром (↑Р1→↑Qs1 и ↑Р2→↑Qs2 –изменение цены одного товара и объёма другого однонапрвленные); 6) Экономические ожидания продавцов относительно цен идоходов положительные, то предложение будет возрастать; 7) Уменьшение количества продавцов - предложение уменьшается.  Индивидуальное предложение - предложение со стороны отдельного производителя. Рыночное предложение - предложение со стороны всех производителей. Рыночное предложение определяется 3 способами: табличный, графический и аналитический(определяется Рmin, когда Q=0).

 

6(19). Взаимодействие спроса и предложения. Рыночное равновесие. Графическое и математическое обоснование.

 Рыночное  равновесие – это такое состояние  рынка при котором для данного уровня цен объём рыночного спроса равен объёму рыночного предложения. Рыночно равновесие - это система на рынке которая устраивает и покупателей и продавцов и никто из них не хочет менять сложившуюся ситуацию. Равновесие определяет рановесную цену Ре(цена такого уровня, когда объём предложения соотвествует объёму спроса) и равновесный объём продаж Qe. Равновесие определяется 3 способами: табличный(Qd>Qs избыток спроса или дефицит предложения, Qd=Qs равновесие, Qd<Qs дефицит спроса или избыток предложения), графический (при ценах выше равновесной на рынке возникает избыток предложения. При ценах ниже равновесной возникает дефицит предложения) и аналитический (приравниваются функции рыночного спроса и рыночного предложения, находится Ре и Qe для спроса и предложения).

7(20). Модель статического рыночного равновесия.Рыночное равновесие – ситуация, при которой объём спроса равен объёму рыночного предложения.Рыночное равновесие рассматривается с помощью 2 моделей: статической и динамической.В статической модели фактор времени явно не учитывается, происходит сравнение равновесных состояний до и после изменений в спросе или предложении. Сам процесс перехода не рассматривается.

В модели статического равновесия возможно косвенное включение  фактора времени, т.к. предложение в различных временных периодах по-разному реагирует на изменения в спросе. Различают:-мгновенный период -краткосрочный период -долгий периодКритерием деления на временные периоды является изменение кол-ва использованных ресурсов и размер произв. мощностей (размер предприятия).В мгновенном периоде продавец не может никак отреагировать на изменение спроса, т.к. по времени период очень мал и кол-во ресурсов изменить нельзя, но продавец может отреагировать, учитывая хар-ки своего товара: линия предложения будет перпендикулярка оси абсцисс., в этом случае равновесная цена определяется исключительно спросом, точнее, совпадает с ценой спроса, тогда как объем продаж однозначно задан объемом предложения и не зависит от функции спроса;

В течение короткого периода неизменными считаются производственные мощности предприятия, но их использование, а значит, и объем продукции могут изменяться за счет изменения объема применения переменных факторов (числа отработанных человеко-дней или человеко-часов, расхода сырья и материалов). Эти изменения, однако, не могут выходить за пределы технической производственной мощности. В коротком периоде цена изменяется больше, чем изменяется объем. Т.О. в мгновенном и краткосрочном периоде времени цена определяется спросом, объём предложения - размером произв мощности предприятия или возможностью хранения товара.

Наконец, в длительном периоде производитель может  не только варьировать интенсивность  использования производственных мощностей, но и изменять их размеры, а значит, и масштабы производства.

 

8( 21). Механизм установления рыночного равновесия по Л. Вальрасу и А. Маршаллу. Восстановление равновесия. Если цена возвращается к первоначальному равновесному состоянию – равновесие стабильное и устойчивое, если не возвращается, то нестабильное и неустойчивое. В этом случае необходимо гос. вмешательство. Существует два механизма восстановления равновесия: по Вальрасу ( 1)


Изначально рынок находится в  равновесии. Р1: Qd1<Qs1(на рынуе возникает избыток предложения в этой ситуации продавцы начнут снижать цену)

Р1 умен до Ре, Qd1увел Qs1умен; равновесие восстанавливается Р2<Pe  P2:Qs2<Qd2-возникает избыток спроса или дефицит товара, что приводит к увел цены P2увел до Pe. Вслед за увел цены будет уменQd2 и увелQs2. Равновесие устанавливается.

и по Маршаллу ( 1)

Q1< Qе  Рd1 больше Рs1, при объёме Q1 цена спроса выше цены предложения.  Покупатели готовы заплатить  больше, чем продавцы готовы продать.  Продавцы начинают увеличивать  объём предложения с Q1 до Qе,  В результате цена спроса уменьшается,  цена предложения увеличивается и равновесие восстанавливается.2) Q2 больше Qе, Рd2< Рs2, при Q2 готовность покупателей купить данное количество товаров меньше чем готовность продавца продать. Продавцы снижают объём предложения с Q2 до Qе. Цена спроса увеличивается, цена предложения уменьшается и равновесие восстанавливается. Выводы: 1)Вальрас использовал прямые функции спроса и предложения Qd(Рd)= Qs(Рs), Маршалл – обратные Рd(Qd)= Ps(Qd),2) равновесие по Вальрасу складывается под влиянием давления избытков спроса и предложения. Основная переменная – цена, потом изменяется объём. Равновесие по Маршаллу складывается под влиянием несоответствия между Ps и Рd. Основная переменная – объём, потом изменяется цена. 3) У Вальраса активная сторона – покупатели и продавцы, у Маршалла – продавцы, 4)Модель Вальраса -для краткосрочных периодов, Маршалла – для долгосрочных.

 

9(22). Излишки потребителя и производителя. Общественная выгода торговли. Неединственность и неопределенность рыночного равновесия.У каждого покупателя своя готовность заплатить за товар. Если реальная цена или цена равновесия ниже той цены, которую он готов платить, то у потребителя появляется потребительский излишек -  выгода, которая приносит покупателю рынок. Этот излишек имеет отношение к кривой спроса на товар.Потребительский излишек – площадь треугольника, где оси- это цены, равновесный объём, кривая спроса.Потр.излишек=1/2*(Pmax-Po)*Qo. Производитель устанавливает минимальную цену, но может продать по цене равновесия. В этом случае он получит излишек производителя, который определяется площадью треуг, который образует ось цены, равновесного объёма и кривой предложения. Произв.изл=1/2*(Po-Pmin)*Qo. Сумма этих излишек хар-ет общественную выгоду продавцов и покупателей, возникающих в связи с возможностью покупать товары на рынке. Возможно установление нескольких значений равновесной цены или равновесного объёма. Такая система наз-ся неединственностью рыночного равновесия. Графически линии спроса и предлож имеют общий сегмент.

Анализ таких систем объясняет, почему возможно колебание цеы или  объёма не выходящие за опред пределы.

Неопределённость  равновесия означает, что невозможно установить положит значения цены или  объёма.

а) При нулевой  цене означает, что часть объёма предлагаемого товара остаётся неиспользованной. Товар является свободным благом, т.е. распространяется бесплатно в форме прямого присвоения (воздух).  б) При нулевом выпуске объём спроса меньше объёма предложения при любой цене, что означает, что производство данного товара технически возможно, но экономически нецелесообразно, т.к. нет спроса. Такая ситуация может возникнуть при  производстве нового вида товара. Гос-во может осуществить субсидию и снизить затраты на производство, это либо к увелич спроса, либо к увелич предложения.

10(23). Ценовая эластичность спроса. Графическое и математическое выражение точечной и дуговой эластичности спроса по цене.

 ЭЛАСТИЧНОСТЬ хар-ет степень чувствительности спроса или предложения к изменению какого-либо фактора. Эластичность спроса – мера чувствительности спроса к изменению какого-либо фактора спроса.

 

 



Графики предельных случаев эластичности. а-б

При любом изменении  цены количество товара, на который  предъявляется спрос, остаётся постоянным. Кривая спроса в этом случае вертикально, и спрос абсолютно неэластичен по цене(а). Если спрос на товары не зависит от изменения цен, то кривая спроса горизонтальна и спрос абсолютно эластичный(б).Ценовая эластичность спроса есть частное от деления процентного изменения величины спроса на однопроцентное изменение цены. Она определяется по след. формуле : E=^Q/^P. Поскольку цена и спрос изменяютсю в противоположном направлении, то ценовая эластичность спроса представляет отрицательную величину. Поэтому, если E.>1 спрос эластичен, если E<1, неэластичен. Типы эл.:прямая (эл. По цене); перекрёстная, по доходу. Прямая  эластичность спроса по цене показывает относительное изменение спроса на товар при изменении его цены. Различают 2 эластичности спроса: точечная (х-ует изменение спроса при бесконечно малом изменении цены), дуговая (х-ует относительное изменение объёма спроса при зачительных изменениях цены).

Информация о работе Шпаргалка "Экономическая теория"