Шпаргалка по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Января 2013 в 13:16, шпаргалка

Описание работы

1.Предмет и методы экономической теории
2.Систематизация экономических знаний, первые теоретические системы (меркантилизм, физиократы, классическая политическая экономия)

Файлы: 1 файл

экон.теория.docx

— 37.37 Кб (Скачать файл)

23 билета по 2 вопроса будет

Вопросы:

1.Предмет и методы экономической  теории

Экономическая теория (Экономика) — это наука о выборе наиболее эффективных способов удовлетворения безграничных потребностей людей путем  рационального использования ограниченных ресурсов.

 

Таким образом предметом экономической теории является противоречие между ограниченным характером ресурсов и неограниченностью человеческих потребностей.

 

Из предмета экономической  теории можно выделить первую функцию  экономики: это нахождение рациональных сочетаний ресурсов для достижения максимального удовлетворения потребностей общества. Вторая функция экономической  теории — практическая (рекомендательная). На основе позитивных знаний экономика  даёт рекомендации к действиям для  реализации необходимой экономической  политики государством.

Основные методы исследования экономической теории

 

Если предмет науки  характеризуется тем, что она  изучает, то метод — как это  исследуется.

 

Метод (методология) — это  совокупность приемов, способов, принципов, с помощью которых определяются пути достижения цели.

 

Основной метод исследования, используемый экономической теорией  — моделирование экономических  явлений и процессов.

 

Экономическая модель — это  упрощенное изображение экономической  действительности, позволяющее выделить наиболее главное в сжатой компактной форме.

Это привело к появлению  множества методов исследования экономической теории:

Метод научной абстракции

Отвлечение в процессе познания от внешних явлений, не экономических  сторон, выделение более глубокой сущности предмета или экономического явления

Метод функционального анализа

Используется зависимость  функция-аргумент для проведения экономического анализа и выведения заключений

Метод графических изображений

Этот метод позволяет  оценить соотношение между различными экономическими показателями, их поведение  под влиянием изучаемой экономической  ситуации

Метод сравнительного анализа

Сопоставление частных и  обобщающих показателей с целью  выявления наилучшего результата

Метод Экономико-математического  моделирования

Описание экономических  явлений на формализованном языке  с помощью математических символов и алгоритмов

Индуктивный и дедуктивный  методы

Индуктивный метод — выведение  положений, теорий и выводов из фактов — от фактов к теории. При использовании  дедуктивного метода экономисты опираются  на случайный наблюдения, логику и  интуицию, на основе основе которых формируется предварительная гипотеза. Дедукция и индукции представляют собой взаимодополняющие методы исследования.

Метод позитивного и нормативного анализа

Позитивный метод исследует  фактическое состояние экономики; нормативный метод определяет конкретные условия и экономические аспекты, которые желательны, либо нежелательны в обществе

Практические мероприятия

Проведение практических мероприятий с целью подтверждения  выдвинутой экономической гипотезы.

2.Систематизация экономических  знаний, первые теоретические системы  (меркантилизм, физиократы, классическая  политическая экономия)

1. Систематизация экономических  знаний, первые теоретические системы:  меркантилизм, физиократы, классическая  политическая экономия, марксизм

 

меркантилизм марксизм фондовый рынок

 

1.1 Меркантилизм как первая  школа политической экономии

 

Понятие "меркантилизм" происходит от слова латинского происхождения "mercari", т.е. торговать. Однако меркантилистская система представляет собой гораздо более сложную концепцию.

 

Вытеснение натурального хозяйства рыночными экономическими отношениями охватывает исторический отрезок времени, называемый периодом "первоначального накопления капитала".

 

Принципы меркантилизма  сформированы в следующих тезисах:

 

1) золото и сокровища  любого рода как выражение  сути богатства;

 

2) регулирование внешней  торговли с целью обеспечения  притока в страну золота и  серебра;

 

3) поддержка промышленности  путем импорта дешевого сырья;

 

4) протекционистские тарифы  на импортируемые промышленные  товары;

 

5) поощрение экспорта, особенно  готовой продукции.

 

Таким образом, богатство  страны меркантилисты видели в золотых  и серебряных деньгах, а его источник - во внешней торговле, обеспечивающей через неэквивалентный обмен  активный торговый баланс.

 

Ранний меркантилизм возник до великих географических открытий и был актуален до середины XVI в.. Для достижения положительного сальдо во внешней торговле ранние меркантилисты  считали целесообразным:

 

- устанавливать максимально  высокие цены на экспортируемые  товары;

 

- всемерно ограничивать  импорт товаров;

 

- не допускать вывоза  из страны золота и серебра.

 

Следовательно, теория монетаризма  ранних меркантилистов может расцениваться  как теория "денежного баланса". Эта теория представлена Уильямом Стаффордом (Англия).

 

Поздний меркантилизм охватывает период со второй половины XVI в. по вторую половину XVII в.. Чтобы достичь активного торгового баланса выдвигались рекомендации:

 

1. завоевать внешние рынки,  предлагая относительно дешевые  товары, а также перепродавая  товары одних стран в других  странах;

 

2. допускать импорт товаров  при сохранении в стране активного  торгового баланса;

 

3. вывозить золото и  серебро для осуществления выгодных  торговых сделок, посредничества, т.е.  для увеличения их массы в  стране и сохранения активного  торгового баланса.

 

Наиболее известными выразителями идеи активного торгового баланса  являлся английский экономист Томас  Мен. Во Франции поздний меркантилизм был представлен кольберизмом. В Италии концепцию торгового баланса развивал Антонио Серра.

 

1.2 Классическая политическая  экономия

 

Классическая политическая экономия возникла тогда, когда предпринимательская  деятельность вслед за сферой торговли, денежного обращения и ссудных  операций распространилась также на многие отрасли промышленности и  сферу производства в целом. Поэтому  уже в мануфактурный период, который  выдвинул на первый план в экономике  капитал, занятый в сфере производства, протекционизм меркантилистов уступил  свое доминирующее положение новой  концепции - концепции экономического либерализма, базирующейся на принципах  невмешательства государства в  экономические процессы, неограниченной свободы конкуренции предпринимателей.

 

В развитии классической политической экономии с определенной условностью  можно выделить четыре этапа.

 

Первый этап охватывает период с конца XVII в. до начала второй половины XVIII в.. Это этап расширения сферы рыночных отношений, аргументированных опровержений идей меркантилизма и его полного развенчания. Главные представители начала данного этапа У. Петти и П. Буагильбер первыми в истории экономической мысли выдвинули

 

трудовую теорию стоимости.

 

Завершила первый этап классической политической экономии так называемая школа физиократов, получившая распространение во Франции в середине и начале второй половине XVIII в.. Ведущие авторы этой школы Ф. Кенэ и А. Тюрго в поисках источника чистого продукта (национального дохода) решающее значение наряду с трудом придавали земле.

 

Второй этап развития классической политической экономии охватывает период последней трети ХVIII в. и связан с именем и трудами Адама Смита. Его "экономический человек" и "невидимая рука" убедили не одно поколение экономистов в естественном порядке и неотвратимости независимо от воли и сознания людей стихийного действия объективных экономических законов.

 

Третий этап приходится на первую половину XIX в., когда в ряде развитых стран завершился промышленный переворот. В течение этого периода последователи А. Смита подвергли углубленной переработке и переосмыслению основные идеи и концепции Смита, обогатили школу принципиально новыми и значимыми теоретическими положениями.

 

Среди представителей данного  этапа следует выделить французов  Ж.Б. Сэя и Ф. Бастиа, англичан Д. Рикардо, Т. Мальтуса и Н. Сениора и др.

 

Четвертый этап охватывает вторую половину XIX в., в течение которого Дж.С. Милль и К. Маркс обобщили лучшие достижения школы. Эти авторы, будучи строго привержены положению об эффективности ценообразования в условиях конкуренции, симпатизировали рабочему классу, были обращены к социализму.

 

Маркс подчеркивал усиливающуюся  эксплуатацию труда капиталом, которая, обостряя классовую борьбу, должна была, по его мнению, привести к диктатуре  пролетариата, отмиранию государства  и экономике бесклассового общества.

 

Характерные признаки классической школы могут быть сведены к  следующему обобщению.

 

Во-первых, неприятие протекционизма в экономической политике государства, отстаивание принципа экономического либерализма.

 

Во-вторых, преимущественный анализ проблем сферы производства в отрыве от сферы обращения.

 

В-третьих, выработка и  применение прогрессивных методологических приемов исследования, включая причинно-следственный, дедуктивный и индуктивный, логическую абстракцию.

 

В-четвертых, опираясь на причинно-следственный анализ, расчеты средних и суммарных  величин экономических показателей, классики пытались выявить механизм формирования стоимости товаров  и цен на рынке в связи с  издержками производства, или количеством  затраченного труда.

 

В-пятых, категория "стоимость" признавалась исходной категорией, от которой происходили другие производные  категории.

 

В-шестых, деньги были признаны стихийно выделившимся в товарном мире товаром, который нельзя "отменить" никакими соглашениями между людьми.

 

Основателем классической буржуазной политэкономии в Англии был У. Петти (1623-1687). Трудовая теория стоимости, которая берет своё начало от него, явилась отправным пунктом, от которого началось исследование внутренних зависимостей производства. У. Петти различал естественные и рыночные цены, меняющиеся в зависимости от соотношения спроса и предложения. Основу цены составляет "естественная цена", или стоимость. Он определял её затраченным на производство товара трудом.

 

У. Петти рассмотрел, какие факторы участвуют в производстве продукции, создании богатства. Он выделял четыре фактора. Первые два - земля и труд - основные. Два других фактора, участвующих в создании продукта, не основные. Это - квалификация, искусство работника и средства его труда - орудия, запасы и материалы. Они делают труд производительным, но оба они не могут существовать самостоятельно, т.е. без труда и земли.

 

Опираясь на трудовую теорию стоимости, Петти рассматривал другие экономические категории. Рента представляла излишек стоимости над издержками производства, сводившимися в основном к стоимости рабочей силы.

 

Характеризуя заработную плату, Петти исходил из того, что она имеет объективную основу, установил её зависимость от стоимости средств существования рабочего. Петти сводил заработную плату к минимуму средств существования. Он был сторонником низкой заработной платы, считая, что только в этом случае рабочий будет трудиться с достаточным напряжением сил.

 

Опираясь на трудовую стоимость, Петти сделал существенный шаг вперед в вопросе о цене земли. Он рассматривал её в тесной связи с проблемой ренты. По его мнению, цена земли должна представлять капитализированную ренту, т.е. сумму годовых рент за определенное число лет. Петти дал оригинальный расчет, по которому цена земли включала такое количество годовых рент, которое определялось продолжительностью совместной жизни представителей трех поколений: деда (50 лет), сына (28 лет) и внука (7 лет). Это составило 21 год. Такой расчет был произвольным и не решал проблемы. Для её научного понимания требовалось знание природы ссудного процента, который выступал у Петти не в качестве заранее данной величины, связанной с движением прибыли, а лишь как особая форма ренты.

 

 

Во Франции зарождение классической политэкономии связано  с именем П. Буагильбера (1646-1714). По мнению П. Буагильбера, богатство нации заключается не в деньгах, а в полезных вещах, прежде всего продуктов земледелия. Он рассматривал богатство в противоположность меркантилистам как сумму потребительных стоимостей, а его основу видел в сельском хозяйстве. Деньги, по его мнению, должны находиться в постоянном движении, их роль сводится к средству обмена.

 

Классическую политэкономию  во Франции после П. Буагильбера представляла школа физиократов, основанная в середине XVIII в. Франсуа Кенэ (1694-1774). В неё входили так же А. Тюрго, В. Мирабо, В. Дюпон де Немер, В. Гурнэ и др.

 

1.3 Марксизм

 

Важным этапом в развитии экономической мысли явилось  возникновение в 40-х гг. XIX ст. марксистского  экономического учения. Его основатели - К.Маркс и Ф.Энгельс создали  экономическую теорию, которая знаменовала  собой революционней переворот  в политической экономии. Сущность этого переворота, положившего начало новому этапу в развитии этой науки - этапу революционной смены парадигм в экономической теории, состояла в создании нового направления политической экономии, которое выражало интересы рабочего класса. В этой связи возникает  необходимость возразить авторам  некоторых современных учебников  по истории экономической мысли, которые изображают К.Маркса как  продолжателя и завершителя учения классической школы, что, по нашему мнению, является абсолютно неправомерным.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической теории"