Шпаргалка по "Экономической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Января 2014 в 08:19, шпаргалка

Описание работы

1. Возникновение экономической теории, её школы. Значение экономической теории в жизни общества.
2. Предмет экономической теории, её функции.
3. Методы исследования в экономической науке. Макроэкономический и микроэкономический уровни анализа.
4. Понятие собственности, ее экономический и правовой аспекты. Типы и формы собственности.
5. Понятие капитала. Основной и оборотный капитал.
6. Основные цели приватизации государственных и муниципальных предприятий, их осуществление в России.
7. Факторы производства, их совершенствование под влиянием научно-технического прогресса. Производительность
общественного труда
8. Производственные возможности экономики. Кривая производственных возможностей. Эффективность производства.

Файлы: 1 файл

Ответы на вопросы к зачету по экономической теории.doc

— 946.50 Кб (Скачать файл)

Вопросы к зачету по экономической теории.

1. Возникновение экономической теории, её школы. Значение экономической теории в жизни общества.

2. Предмет экономической теории, её функции.

3. Методы исследования в экономической науке. Макроэкономический и микроэкономический уровни анализа.

4. Понятие собственности, ее экономический и правовой аспекты. Типы и формы собственности.

5. Понятие капитала. Основной и оборотный капитал.

6. Основные цели приватизации государственных и муниципальных предприятий, их осуществление в России.

7. Факторы производства,  их совершенствование под влиянием научно-технического прогресса.  Производительность

общественного труда

8. Производственные возможности экономики. Кривая производственных возможностей. Эффективность производства.

9. Формы организации общественного производства: натуральная и товарная. Общие основы товарного хозяйства

10. Экономические системы, их типы и модели

11. Теория рыночных отношений. Признаки и функции рынка.

12. Становление рыночной системы в России.

13. Система рынков по экономическому назначению. Инфраструктура рынка.

14. Рынок труда и проблемы занятости. Социальная защита безработных.

15. Рынок ценных бумаг, его значение для экономики страны. Акции, облигации и другие ценные бумаги.

16. Теория спроса и предложения. Рыночное равновесие.

17. Понятие эластичности спроса и предложения.

18. Теории потребительского поведения. Бюджетная линия и кривые безразличия.

19. Понятие конкуренции. Типы и виды конкуренции в рыночной экономике.

20. Причины возникновения монополизма в экономике. Основные направления антимонопольного регулирования: мировой

опыт и специфика в России.

21. Основные типы рынков в зависимости от степени конкуренции.

22. Организационные формы монополий.

23. Издержки производства: постоянные, переменные, валовые. Предельные издержки и их влияние на определение объёма

производства. 

24. Сущность издержек производства. Их структура; внешние и внутренние и.

25. Основы ценообразования в рыночной экономике. Функции цены.

26. Виды доходов в рыночной экономике.

27. Прибыль, её формы и функции.

28. Сущность заработной платы, её формы. Современные тенденции в развитии заработной платы.

29. Основные макроэкономические цели. Показатели развития национальной экономики: валовой национальный продукт,

валовой внутренний продукт, чистый национальный продукт, национальный доход.

30. Понятие ВНП. Два подхода к его измерению.

31. Номинальный и реальный ВНП. Дефлятор ВНП.

32. Национальное богатство страны, его структура и источники роста.

33. Совокупный спрос и совокупное предложение. Достижение макроэкономического равновесия.

34. Потребление и сбережения, их функции и влияние на объем национального производства.

35. Инвестиции и факторы, воздействующие на их величину. Теория мультипликатора.

36. Экономический рост: сущность, цели, типы.

37. Факторы экономического роста. Показатели эффективности их использования.

38. Необходимость структурных преобразований общественного производства в Российской Федерации.

39. Цикличность развития рыночной экономики и её причины. Виды циклов.

40. Безработица и её типы. Экономические и моральные последствия безработицы.

41. Сущность инфляции, её виды и социально-экономические последствия.

42. Причины и источники инфляции.

43. Система антиинфляционных мер.

44. Экономические функции государства в рыночной экономике. Концепции классической, кейнсианской и неолиберальной

школ по проблемам  экономической роли государства.

45. Кредитно-банковская система, её структура в современной экономике.

46. Реформирование банковской системы в России.

47. Сущность кредита, его формы и функции

48. Финансовая система.  Государственный бюджет.  Проблемы  профицита и дефицита государственного бюджета.

Государственный долг.

49. Деньги, их происхождение, функции. Современные денежные средства и их агрегаты.

50. Налоговая система и налоговая политика в России.

51. Фискальная политика, механизм её действия.

52. Возникновение и становление всемирного хозяйства. Важнейшие формы международных экономических отношений

53. Международное разделение труда, его особенности на современном этапе.

54. Вывоз капитала и его формы как проявление интернационализации хозяйственной жизни.

55. Развитие интеграционных процессов в мировой экономике (на примере ЕС, НАФТА и АТЭС).

56. Международная торговля.

57. Международные экономические организации (МВФ, МБРР, ЕБРР, ВТО). Их роль в регулировании мирохозяйственных

отношений.

58. Международная валютная система и валютный курс.

59. Интернационализация и глобализация международных экономических отношений.

60. Рентные отношения на рынке земли и природных ресурсов.

 

1.Возникновение эк. теории, школы. Значение в жизни общества.

Меркантилизм.

Представители: Антуан Монкритьен, Томас Манн.

Мерканте (ит)  - купец, торговец.

Представители школы поставили задачу: выяснить источник богатства общества и как его преумножить.

16-17 вв – века  расцвета купечества.

Утверждение:

Источник богатства  - в сфере обращения и прежде всего внешней торговой деятельности.

Ошибочность утверждения:

В сфере обращения  происходит только перераспределение  богатства, нового не создается.

Меркантилисты сводили богатство только к деньгам  и золоту.

Большой заслугой является правильная формулировка одного из направлений внешней торговой политики государства – протектеолизм.

Физиократы.

Представители: Пуагельер, Кенэ, Тюрго и т.д.

Физиократы – власть природы.

Считали, что  источником богатства является сфера  производства. Считали производительным только сельскохозяйственный труд.

Ограниченность  преодолели Адам Смит и Давид Риккардо (18 век). Представители промышленно  аристократии. Являются родоначальниками основателями научной дисциплины «Классическая буржуазная экономика». Они смогли доказать что экономические процессы функционируют не стихийно, а по своим законам.

1777 г. – «Исследование  о природе и причинах богатства  народов». Смит.

Заслугой Смита и Риккардо является то что они своей работой доказали что источником богатства является промышленное производство, но в широком смысле слова. Считаются основоположниками трудовой теории стоимости.

Недостаток:

Недооценивали экономической роли государства в хозяйственной жизни страны.

Маркс и Энгельс  создают концепцию научного коммунизма (социализма). «Капитал», 3 тома. Считали  что капиталистическая формация имеет эксплуататорскую сущность и должна быть заменена коммунистической. Заслуга Маркса заключается в том, что он полнее, доказательней и т.д. остальных смог проанализировать развитие общества.

 Виды формаций:

  • первобытно-общинный строй
  • рабовладельческая
  • капиталистическая
  • коммунистическая

Краеугольным  камнем Марксизма является трудовая теория. Ленин дал основной анализ Империализму. «Империализм – как высшая стадия капитализма».

Во второй половине XIX века возникают:

  • Теория Маржинализма (маржинальный – предельный). Ее основоположник Карл Менгер. Представители этой школы строили свои теории на основе маржинальных величин: предельная стоимость, предельная полезность, предельная производительность и т.д.
  • Математическое направление. Вальрас. Представители доказывали, что рыночная экономика, это система, которая потенциально может достигнуть своего равновесия на основе балансирования совокупного спроса и предложения.

Неоклассическое направление.

Возникло как  реакция на экономическую теорию К. Маркса. Господствовало до 30 годов  ХХ столетия. Взгляды в основном сформулированы в работах английского  экономиста Мармалла. Очень широко известен как основоположник ценовой концепции.

Сейчас: Манитаризм и Неолиберализм.

Монитанризм – это теория о стабилизации экономики, в которой главенствующую роль играют денежные факторы. Основатель Минтон Фридман.

Монитаристы сводят управление экономикой, прежде всего к контролю государства над: денежной массой; эмиссией денег; количеством денег в обращении и запасах; сбалансированность государственного бюджета; установление высокого кредитного банковского процента.

Крупнейшие  экономические потрясения монитаристы объясняют последствиями денежной политики, а не нестабильностью рыночной экономики. Следовательно, государство должно как можно меньше и очень осторожно вмешиваться в рыночные отношения.

Неолиберализм – необходимо сокращать роль государства в рыночной экономике. Заявляют, что частное предпринимательство способно вывести экономику из кризиса и обеспечить ее подъем и подъем благосостояния населения. Следовательно, необходимо предоставить максимальную свободу предпринимателям, торговцам в их хозяйственной деятельности. Представители: Мизес, Хайрек.

Кейнсианское направление.

Это направление  теоретически обосновывает, доказывает государственное вмешательство  в экономику. Дж. Мерйрон Кене (основатель) – 1936 год, «Общая теория занятости, процента и денег». Доказывают необходимость государственного регулирования рыночной экономики путем увеличения или сокращения спроса через изменение наличной и безналичной денежной массы. Это будет оказывать влияние на: инфляцию; занятость; будет устраняться неравномерность между спросом и предложением, это будет влиять на экономические кризисы, подавлять их.

Институционально-социологическое направление.

Представители: Веблен, Митчелл, Гэл Брэйт. Представители  рассматривают экономику как  систему, где отношения между хозяйствующими субъектами складываются под влиянием экономических и технико-экономических факторов. Среди последних упор на научно-технический прогресс. Ими очень широко трактуется понятие институт. В него включаются государство, корпорация, прав союзы, монополии, налоги, конкуренция, устойчивый образ мышления, юридические нормы. Указывают на недостатки капиталистической формации – пороки, растущая милитаризация экономики. Сторонники институанализма полагают что научно технический прогресс ведет к преодолению социальных противоречий, к  бесконфликтной общественной эволюции общества от индустриального к пост индустриальному и супер индустриальному обществам.

 

2.Предмет эк. теории, ее функции.

Курс включает два раздела:

  • Микроэкономика
  • Макроэкономика

Микроэкономика – исследует поведение отдельных производителей, фирм, предприятий, домашних хозяйств, а так же закономерностей формирования предпринимательского капитала и конкурентной среды. Здесь исследуются затраты и издержки изготовления отдельных товаров, вопросы ценообразования на товары, вопросы мотивации труда.

Макроэкономика – занимается исследованием функционирования национальной экономики в целом. Закономерностями развития производительных сил и производственных отношений в масштабах всего общества. Объектами исследования являются: валовой национальный продукт; национальный доход общества; общий уровень цен; занятость и безработица в масштабах общества; инфляция и т.д.

Выделяют еще  два раздела:

  • мегаэкономика – изучает поведение отдельных подотрослей народного хозяйства.
  • Метаэкономика – изучает поведение всей мировой экономики.

Большое внимание экономическая теория уделяет изучению общественного производства (это  создание любого экономического продукта и сопутствующего ему преобразование ресурсов с использованием человеческого труда). Общественное производство состоит из 4-ох основных важнейших фаз:

  • производство
  • распределение
  • обмен
  • потребление материальных благ.

Первая и  последние фазы являются главными определяющими.

Распределение и обмен называются связующими фазами общественного производства, но они оказывают влияние и на производство и на потребление. Главная фаза – производство.

Факторы необходимые  для начала производства:

  1. Средства труда (орудия)
  2. Предметы труда
  3. Сам труд.

Средства труда – это то чем человек воздействует на природные ресурсы.

Предметы труда – это то на что человек воздействует.

Труд – это целесообразная деятельность людей направленная на преобразование, отделение вещества от природы и приспособление его к потребностям людей.

Труд – это затраты рабочей силы человека.

Рабочая сила – это совокупность умственных и физических способностей человека к труду.

Предметы и  средства труда составляют важнейшую  экономическую категорию – Средства производства. Средства производства и люди – производственные силы общества.

Между людьми, государствами, предприятиями и т.д. отношения  складывающиеся по поводу: производства, распределения, обмена и потребления  материальных благ называются экономическими (производственными) отношениями.

Типов производственных отношений 5:

  1. первобытно-общинные
  2. рабовладельческие
  3. феодальные
  4. капиталистические
  5. коммунистические в 1-ой фазе социализма.

Если к способу  производства добавить надстроечные отношения (юридические, бытовые, семейные, религиозные  и т.д.) то мы получим общественно-экономическую формацию.

Информация о работе Шпаргалка по "Экономической теории"