Шпаргалка по "Педагогической теории"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 22:38, шпаргалка

Описание работы

Определение что такое педагогика?
Объект, предмет Педагогики, образование педагогический процесс, функции педагогики.
Основные категории и понятия пед науки:
Структура пед науки.
Связь педагогики с др науками.

Файлы: 1 файл

экзамен пед теории.doc

— 193.50 Кб (Скачать файл)

Гуманизация образования (субъект – субъектные отношения) – распространение идей гуманизма  на содержание, формы, методы обучения, обучение образовательным процессам  свободы и воспитанию развития личности.

Гуманизация образования  – процесс создания условий для  саморегуляции, самоопределения личности обучающегося в пространстве современной  культуры, создание гуманитарной сферы, способствующей раскрытию творческого  потенциала личности, формирование мышления, ценностных ориентаций и нравственных качеств с последующей их актуализацией в профессиональной и общественной деятельности.   

11 вопрос. Социализация.

Социализация – это  процесс усвоения человеком существующих в обществе социальных норм, ценностей и типичных форм поведения, а также установление им новых индивидуальных норм, отвечающих интересам всего общества.

Факторы, влияющие на социализацию:

  1. Макрофакторы (Страна, этнос, общество, государство) – большой.
  2. Мезофакторы (По местности и типу населения: регион, город, поселок, село; По принадлежности к тем или иным субкультурам; По принадлежности аудитории к тем или иным СМИ и коммуникации: радио, ТВ, интернет) – средний.
  3. Микрофакторы (факторы, влияющие на конкретных людей, которые с ними воздействуют: религиозные организации, семья, соседство, сверстники, воспитательные организации, коллектив).

12 вопрос. Авторитарная  педагогика.

 Педагогическое общение - совокупность средств и методов, обеспечивающих реализацию целей и задач воспитания и обучения и определяющих характер взаимодействия педагога и учащихся.

- авторитарный (субъект - объект) стиль руководства допускает возможность для студентов участвовать в обсуждении вопросов учебной или коллективной жизни, но решение в конечном счете принимает преподаватель в соответствии со своими установками;

- демократический (субъект - субъект)  стиль предполагает внимание и учет преподавателем мнений студентов, он стремится понять их, убедить, а не приказывать, ведет диалогическое общение на равных;

- либеральный, попустительский стиль проявляется в том случае, когда преподаватель устраняется от руководства группой студентов либо идет на поводу их желаний.

13 вопрос. Что  такое дидактика, основные дидактически  категории, структура процесса  обучения.

Дидактика – теоретическая  основа организации процесса обучения; наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах  и организационных формах.

Обучение – целенаправленное и систематическое научение, позволяющее  человеку присваивать различные духовные ценности. Целенаправленная познавательная деятельность ученика под руководством учителя, в результате которых обучающийся приобретает систему научных ЗУН; у него формируется интерес к учению, развитие познавательных творческих способностей и потребности, а также нравственные качества личности.

Процесс обучения – взаимодействие учителя и учащихся, в котором  учащиеся с помощью и под руководством учителя осознают мотивы своей познавательной деятельностью, овладевают системой научных  знаний об окружающими их мире, формируют научное мировоззрение, всесторонне развивает интеллект и умение учиться, а также нравственные качества и ценностные ориентиры в соответствии с личными и общественными интересами и потребностями.

Учение – целенаправленная осознанная активная познавательная деятельность ученика, заключающаяся в восприятии и овладении научными знаниями, в обобщении воспринятых факторов, в закреплении и применение полученных знаний в практической деятельности по заданиям учителя или на основе собственных познавательных потребностей.

Преподавание – целенаправленная деятельность учителя по формированию у учащихся положительных мотивов  учения, организация восприятия, осмысление излагаемых факторов и явлений, обеспечению, умениями пользоваться полученными знаниями и умениями, приобретать знания самостоятельно.   

Структура процесса обучения:

Содер. образования

Содер. обучения

Цель ------------ ребенок---------------------Методы---------------преподаватель------результат

Формы

Средства

Технологии

14 вопрос. Функции  обучения.

  1. Образовательная:
  • Вооружить учащихся системой ЗУН в соответствии с ГОС
  • Научить творчески использовать ЗУН в практической деятельности
  • Научить самостоятельно приобретать знания
  • Расширить общий кругозор для выбора дальнейшего пути получения образования и профессиональном самоопределении
  1. Воспитательная:
  • Осознание учеником своей учебной деятельности как социально значимой
  • Формирование его нравственных ценностных ориентирах в процессе овладения ЗУН
  • Воспитание нравственных качеств личности
  • Формирование положительных мотивов учения
  • Формирование опыта общения и сотрудничества
  • Воспитание воздействия личности учителя как примера для подражания
  1. Развивающая:
  • В развитие логического мышления
  • В различных видов памяти, качеств ума и речи, познавательный интерес и потребностей сенсорной и двигательной сфер.

15 вопрос. Дидактические теории:

  1. Теория дидактического метеоризма. Основная цель образования состоит в передаче учащихся как можно большого объема знаний из различных областей наук. (Я.А.Каменский)
  2. Теория формального содержания образования (теория дидактического формализма: обучение это средство развития способностей познавательных интересов, внимания, памяти, представления мышления). Источником знания является знание. (Джейн Ланк, Пестолоцц) 
  3. Теория дидактического прогнатизма (источником содержания образования заключено не в отдельных предметах, а в общественной и индивидуальной деятельности ученика). Содержание образования должно быть представлено виде междисциплинарных систем знаний, освоение которых требует от учеников коллективных усилий, практических действий по решению поставленных задач. (Дж. Дьюи)
  4. Теория функционального материализма (получение знаний нашими учащимися и приобретение ими умения пользоваться этими знаниями, т. е должна быть интегральная связь между познанием и деятельностью). (В. Оконь)
  5. Теория операционной структуриализации (данная теория связана с внедрением программированного обучения в учебный процесс).

Вопрос16. Движущие силы процесса обучения – противоречие.

    1. Между новыми познавательными задачами и достигнутым уровнем ЗУН.
    2. Между требованиями общества к уровню обученности и образованности учащихся и их познавательными возможностями.  
    3. Между известными и неизвестными.
    4. Между фронтальным изложением учебного материала и индивидуальным его восприятия.
    5. Между знанием и умением применять полученные знания в практической деятельности.

Вопрос17. Принципы дидактики:

Я. А. Каменский

    • Природосообразность – естественный метод, или соответствие природе.
    • Наглядность – в основе лежит сонсуалистически -  материалистическаягносеология.
    • Сознательность и активность.
    • Последовательность и систематичность.
    • Упражнение и прочное усвоение знаний.

К. Леха

  • Гуманизация труда – пробуждение у учащегося интереса к работе.
  • Кооперация и гармония в работе – коллективное выполнение задач.
  • Экономия в труде или целенаправленность в работе – правильное и полное использование запасов времени, силы и возможностей.
  • Организация и порядок в труде.
  • Реализация труда.

М.А. Данилов и М.Н. Скаткин (1975г)

  • Принцип коммунистического воспитания в процессе обучения.
  • Научность обучения и его доступность.
  • Систематичность обучения и связь его с практикой.
  • Сознательность и активность учащихся при руководстве роли учителя.
  • Принцип единства конкретного и абстрактного, принцип наглядности в обучении.
  • Принцип прочности, усвоение знаний и всестороннего развития познавательных сил учащихся.
  • Принцип коллективного характера обучения и учета индивидуальных особенностей учащихся.

Л.В. Зенков (1975)

  1. Обучение на высоком уровне трудности – позволяет раскрыть духовные силы ребенка, дает им простор и направления.
  2. Обучение требует быстрого продвижения в изучении программного материала.
  3. Ведущая роль теоритических знаний в начальном обучении.
  4. осознание школьниками процесса обучения.

В. Оконь

  1. системность.
  2. самостоятельность.
  3. связь теории с практикой.
  4. эффективность.
  5. доступность.
  6. сочетание индивидуального подхода и коллективизма.

В.В Давыдов

  1. принцип преемственности – связь жизненных знаний, которые ребенок получил до школы.
  2. доступность.
  3. сознательность.
  4. наглядность.
  5. научность.
  6. предметность.

В.А. Сластенин

I группа:

  1. гуманистическое направление педагогического процесса.
  2. связь пед. процесса с жизнью и производственной практикой.
  3. соединение обучения и производства с трудом на общую пользу.
  4. научность.
  5. ориентированность на единство знаний, умений, сознания и поведения.
  6. обучение и воспитание детей в коллективе.
  7. преемственность, последовательность, систематичность.
  8. наглядность.
  9. эстетизация всей детской жизни.

II группа:

  1. сочетание пед. управления с развитием инициативы и самостоятельности воспитанников.
  2. сознательность и активность учащихся в пед. процессе.
  3. уважение к личности ребенка.
  4. опора на положительное в человеке.
  5. согласованность требований школы, семьи, общественности.
  6. сочетания прямых и параллельных педагогических воздействий.
  7. доступность и вольность.
  8. учет возрастных и индивидуальных особенностей воспитанников.
  9. прочность и действительность результатов образовании, воспитания и развития.

    Вопрос18. Содержание и образование.

Образование – это ЗУН, критическое мышление, творчество, оценка с нравственных позиций всего происходящего во круг.

Содержание образования – это педагогически адаптированная система научных знаний связанных с ними практических умения и навыков, которым необходимо овладеть обучающимся.

Структура содержания образования:

  1. Опыт познавательной деятельности (это знания о природе, обществе, техники, мышления и способах деятельности);
  2. Опыт осуществления известных способов деятельности (это умение навыки, которые позволяют сохранять культуру народа);
  3. Опыт творческой деятельности (это умение принимать нестандартные решения в проблемных ситуациях, формирования новых способов деятельности, дальнейшее развитие культуры);
  4. Опыт осуществления эмоционально ценностных отношений (личностные ориентации, мировоззрения, убежденность, формирования социального опыта).

Вопрос 19. Государственно - Образовательный стандарт (ГОС) – это обязательный уровень требования подготовки выпускников и соответствие  этим требованиям содержания, методы, формы, средство обучения и контроля.

Информация о работе Шпаргалка по "Педагогической теории"