Шпаргалка по "Истории и теории художественного образования"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 22:13, шпаргалка

Описание работы

История развития методов обучения рисованию в Древнем мире: сравнительный анализ методов обучению рисования в Древнем Египте и Древней Греции
Ведущие школы обучения рисованию в Древней Греции: Фиванская (Аристид, Никомах), Эффеская (Эфранор из Коринфа, Зевскис), Сикионская (Эвпомп, Памфил, Аппелес). Провидите сравнительный анализ положений этих школ.

Файлы: 1 файл

мои шпоры!!!!!!!11.doc

— 190.50 Кб (Скачать файл)

1.   История развития методов обучения рисованию в Древнем мире: сравнительный анализ методов обучению рисования в Древнем Египте и Древней Греции

 Ведущие школы обучения  рисованию в Древней Греции: Фиванская  (Аристид, Никомах), Эффеская (Эфранор  из Коринфа, Зевскис), Сикионская (Эвпомп, Памфил, Аппелес). Провидите сравнительный анализ положений этих школ.

методы обучения рисованию в Древнем Египте.

В др. Египте возникла и укрепилась специальная художественная школа, обучение проходило систематически. Метод и система обучения у всех педагогов были едиными, т.к. согласно канонам строжайше соблюдались установленные нормы. Хотя каноны облегчали изучение приемов рисования они сковывали художника, не давали ему изобразить мир таким каким он его видит. Рисование в Др. Египте было общеобразовательным предметом, было тесно связано с обучением письменной грамоте. Ведущей школой древнего царства была Мемфисская придворная школа архитекторов и скульпторов, она явл. худож. центром, вокруг нее формировались другие школы. Педагоги пользовались специальными методическими таблицами. Принципы и методы основывались на фронтальности, все рисунки носят линейный характер, отсутствует трехмерность, перспектива, светотень, существовали пропорции стоящей, сидящей и др. фигур.

В задачу художника Древнего Египта не входило реальное изображение жизни. Жизнь для них была как временное явление, основное существование начиналось после смерти. Художник совмещает в пределах одного изображения разные точки зрения на предмет: одни части фигуры изображаются в профиль (голова, ноги), другие – в фас (глаз, плечи). Особенности древнеегипетской живописи являлись, по существу, раскраской и в течение ряда веков сводились к заполнению силуэта одним цветом, без введения дополнительных тонов и цветных теней

Методы обучения рисунку в др. Египте. В этих произведениях художники изображали своих богов, фараона, важнейшие исторические события. Правила изобразительного искусства разрабатывались в соответствии с требованиями заказчиков и религиозными догмами. Обучение рисованию строилось не на основе изучения натуры,. а на заучивании (зазубриваний)выработанных школой правил (канонов). В творениях египетских художников отсутствуют трехмерность изображения, явления перспективы и светотень, все рисунки египетских мастеров носят линейный характер. Изобразительное искусство Древнего Египта носило ярко выраженный классовый характер.  Рисование в Древнем Египте рассматривалось как общеобразовательный предмет, оно было тесно связано с обучением письменной грамоте, со специфическим характером иероглифического письма, где вместо букв и слов изображались отдельные предметы.

методы обучения рисованию в Древней Греции.  

Изучив методы преподавания в Др. Египте, греки подошли по-новому к проблеме обучения и воспитания. Они призывали внимательно изучать земную жизнь, а не загробную. В 432г. до н.э. в Сикионе скульптор Поликлет написал сочинение о пропорциональной закономерности человеческого тела, изучал его внутреннюю подвижность. Статуя «Дорифор» служила наглядным пособием.

Полигнот призывал к реальности изображения, владел средствами линейного рисунка, стремился передать фактуру, не зная светотени, рисуя в натуральную величину, полихромная живопись. Линия играла первостепенную роль, соблюдались ясность и четкость изображения.

Апполодор Афинский и его ученик Зевсис включил в технику живописи смешение красок, градацию, ввел светотень. Паррасий предал живописи симметрию, первым стал передавать мимику, достиг первенства в контурах.

К 4 веку до н.э. греческое искусство достигает высокой ступени развития в Греции существовало несколько изв.школ рисунка: сикионская, эфесская и фиванская.

Фиванская ш.–светотеневые эффекты, передача жизненных ощущений и иллюзии.

Эфесская ш.–основывалась на «чувственном восприятии природы и на внешней красоте», стремилась к иллюзии, была небезупречна в рисунке.

Сикионская ш.–придерж. научных данных естествознания и законов природы, стремилась приблизить и научить чтить ученика закономерности строения природы. Оказала большое влияние на методику преподавания рисования и на дальнейшее развитие изо. искусства.

Художники научились передавать на плоскости не только объем (трехмерность) предметов, но и явления перспективы, Обучаясь рисованию с натуры, греческие художники изучали и анатомию.

Греческие художники-педагоги установили правильный метод обучения рисованию, в основе которого лежало рисование с натуры.

Методы преподавания рисования в др. Греции. В отличие от египтян, греки любили жизнь, находя в ней много прекрасного. Искусство классической Греции реалистично — реальность лежит в основе каждого образа.

Аполлодор впервые ввел светотень  и стал моделировать тоном объем  формы в рисунке. До Аполлодора греческие  художники изображали форму предметов  одними линиями и не представляли себе, как можно иначе передать форму предмета на плоскости. В основу преподавания было положено рисование с натуры.

Отметим характерные  особенности преподавания: при рисовании  соблюдалась ясность и четкость в передаче очертаний предмета. Линия  в рисунке играла первостепенную роль. При изображении предмета художник должен был четкими, без, лишних штрихов и росчерков, одними линиями наметить его форму. А этого можно было достигнуть только в результате многолетней работы над натурой. Греческие художники не только владели высокой техникой рисунка, они прекрасно знали форму и строение человеческого тела. Об этом убедительно свидетельствуют произведения вазовой живописи, скульптуры и копии с произведений греческих художников, выполненные римскими живописцами. К IV веку до н. э. в Греции существовало уже несколько прославленных школ рисунка: Сикионская, Эфесская, фиванская. Эти школы имели различные методические установки, фиванская школа, Основателем которой был Аристид, или Никомах, большое значение придавала светотеневым эффектам, передаче жизненных ощущений и иллюзии. Эфесская школа, создателем которой считается Эфранор из Коринфа, основывалась на «чувственном восприятии природы и на внешней красоте». Эта школа стремилась к иллюзии, но была «небезукоризненна в рисунке». Сикионская школа, основанная Эвпомпом, базировалась на научных данных естествознания и строго придерживалась законов природы. В этой Школе требовалась «величайшая точность и строгость рисунка».

2 .   Дайте характеристику искусству Средневековья. Отметьте сходство и отличие Византийского искусства и искусства Западной и Центральной Европы и их влияние на древнерусское искусство. Раскройте особенности подготовки и работы иконописца.

На  примере работы художественно —  образовательного центра Московской Руси Оружейной палаты, рассмотрите развитие методов обучения иконописцев.

Характеристика  Средневековья

В эпоху средневековья и христианства достижения реалистического искусства были преданы забвению. Художники не знали ни тех принципов построения изображения на плоскости, которыми пользовались в Др.Греции. Погибли драгоценные рукописи - теоретические труды великих художников, а также многие прославленные произведения, которые могли служить образцами. Идолопоклонство подвергалось величайшим гонениям, все статуи и картины были разбиты и уничтожены. Вместе со статуями и картинами погибли свитки и записи, чертежи и правила, метод обучения рисунку ненаучный. Основой обучения считается механическое копирование образцов, а не рисование с натуры.

Живописцы первых веков христианства еще пользовались худож-ми формами античной живописи. За короткий срок были забыты и растеряны традиции реалистического искусства, рисунок стал условным и схематичным.

Научное познание мира осуждалось, а всякая попытка обосновать наблюдения природы пресекалась. Не практиковалось изучение природы и натуры в академическом понимании.

Ср.вековое изобр-е искусство отвергало реалистические тенденции т.к. реалистичная натура вызывала «земное» чувство все одобряла или отвергала церковь. Ср.вековые художники работали не с натуры, а по образцам которые сшивались в тетради, представляли собой контурные зарисовки композиций различных церковных сюжетов, отдельных фигур, мотивов драпировок и т. д. На них ориентировались при выполнении как стенных росписей, так и произведений станковой живописи т.к. производственные отношения в это время способствовали развитию ремесленного труда и созданию корпораций. Обучение рисованию проходило у мастера, который не соблюдал ни строгой системы, ни четких методов обучения. В основном ученики занимались самостоятельно, приглядываясь к работе мастера.

В конце средневековья  появляется граница между "искусством" и "ремеслом", которой раньше не существовало. Прежнее ремесленное  ученичество уже не могло удовлетворить  возросшим потребностям, создаются "академии". Первой была "Академия рисунка", основанная во Флоренции. Рассматриваемый период характеризуется отходом от устоявшихся канонов сроков ученичества, принятых в ремесленной среде. Сроки ученичества варьируются. Однако, двадцатилетняя продолжительность срока ученичества может быть принята за среднюю максимальную его величину. Пространственным измерением выступает отдельная мастерская. Образовательная практика состоит из двух взаимодействующих процессов: учения и обучения. В большинстве имеющихся в источников речь идёт именно о первом процессе. В процессе учения отсутствала его стройная последовательная организация, в основе процесса учения лежало подражание наставнику, направленное на перенимание его художественной манеры и профессиональных навыков. Овладение рисунком и техникой эскиза было своеобразным ключевым моментом в профессиональной подготовке в области «изящных искусств».Значение этого периода, заключается, в переходе профессионального образования в области "изящных искусств" на качественно новый уровень развития, связанный с академическим периодом, и формировании атмосферы давления среды как на систему школьного и школьных училищ, так и университетского образования в Европе в эпоху Возрождения и позднего Средневековья.

?

 

3.   Дайте характеристику искусству эпохи Возрождения. Теоретическое наследие  
художников эпохи Возрождения Леонардо да Винчи, А Дюрера, Ченнино Ченнини,  
А.Б.Альберти с точки зрения их влияния на формирование научных основ преподавания  
рисования.

Творческая мастерская как метод обучения в эпоху Возрождения. Преимущество этого метода по сравнению с другими методами обучения.

Характеристика эпохи Возрождения

В эпоху Возрождения было восстановлено высокое уважение к рисунку. Эпоха Возрождения внесла большой вклад в теорию методики преподавания рисования и для профессионального обучения, и для общеобразовательного. Художники этого времени заново разрабатывают теорию изо.искусств, а вместе с тем и методы обучения рисунку.

Над проблемами рисунка начинают работать лучшие мастера.

Ченнино Ченнини написал первый по времени научный труд-«Трактат о живописи». Большое значение придает рисованию с натуры, методическому руководству учителя. Недостатки: большое внимание уделял копированию, через прозрачную кальку. Серьезной системы обучения не создал, не желал рассматривать женскую фигуру т.к. «в ней нет совершенных мер».

Леон Батист Альберти-«Три книги о живописи»(флорентийский зодчий).В нем Альберти рассказывает о правилах построения изображения на плоскости. Обучение основывается принципах перспективного построения формы предмета на плоскости. Большое значение уделяет изучению анатомии, методически последовательно излагал материал, выстроив стройную систему обучения. Использовал метод личного показа. Серьезное значение уделял обобщению формы. Недостатки: переоценивает метод завесы.

Андреа дель Веррокио(флоренция) –скульптор и живописец раннего возрождения.Основал мастерскую, где его ученики (да Винчи, Перуджино, Боттичелли) учились рисовать с натуры.

Леонардо да Винчи «Книга о живописи», (ученик Франческо Мельди). Рисование с натуры, большое значение придает изучению науки. Считал, что следует изучить теорию, после чего переходить к практике. Обучение не должно быть скучным. говорит о пользе рисования по памяти, более глубоко изучает анатомический рисунок.

Альбрехт Дюрер – немецкий художник. Его волновали и общие проблемы педагогики. На первое место ставил перспективу. «Учение о пропорциях человека» - в ней обобщены все известные сведения. Разработал метод обобщения формы, позднее получившей название обрубовки. Серьезное значение уделял личному показу,конструктивному анализу формы.

Мастера Возрождения внесли огромный вклад в изучение перспективы, пропорций и др. Они положили в основу ИЗО научные данные, большой вклад внесли в методику преподавания, но не задумывались о дидактике.

В средние века не было четкой методики преподавания и теоретической разработки основ  изо.Эту работу начали проводить  только худ-ки эпохи Возрождения. Она  открывает новую эру и в  истории развития изо искусства, и в области методов обучения рисованию. Эпоха Возр. принесла большой вклад в теорию методики преподавания рисованию и для профессионального обучения, и для общеобразовательного. Художники этого времени заново разрабатывают теорию изо искусства, а вместе с тем и методы обучения рисунку. Над проблемами рисунка начинают работать лучшие мастера изо искусства: Ченнини Ченнино, Альберти, Леонардо да Винчи, Дюрер и др. Художники Возрождения стремятся возродить античную культуру. Учения о пропорциях, перспектива и анатомия находятся в центре внимания теоретиков и практиков искусства этого времени. Много ценного внесли в методику обучения рисунку. Они указывали, сто в основу обучения должно быть положено рисование с натуры. Рассмотрим рисование с натуры при помощи завесы. Метод: между натурой и рисовальщиком устанавливалась картинная плоскость, кот. могла быть 2-х видов: рама с натянутой прозрачной калькой, на которой худ-к и делал свой рисунок, либо рама с натянутыми нитями. Чтобы рисовальщик имел постоянную точку зрения и мог точно соблюдать правила перспективы, к завесе прилагался спец. прибор ( прицел ) ,через который худ-к и вел наблюдение. Эти 2 вида Дюрера. Этот метод имел и недостаток: превращал рисование в механическое проектирование. Весьма положительным является также метод закрепления пройденного путем рисования по памяти (Леонардо да Винчи). Особенно большую ценность для обучения рисунка представляет метод обобщения формы(Дюрер) Художники Возрождения умело использовали данные своих научных наблюдений в практике изо искусства. Они сумели создать высокие образцы как для художников практиков, так и для педагогов. Художники Возрождения указали последующим поколениям художников –педагогов правильный путь развития методики и способствовали становлению рисования как учебного предмета. Они не ставили перед собой задачу разработать систему обучения и воспитания.

 

 

4.   Становление академической системы преподавания рисования в Западной Европе XVII века: выработка принципов, методов, приемов обучения. Возникновение образовательных учреждений художественной направленности.

Как образец академической системы  обучения: формирование методик обучения рисунка, живописи, композиции в Болонской  Академии художеств братьев Карраччи.

 

Академическая система художественного образования  в западной Европе в Новое время.

17 век в истории  методов рисования можно рассматривать  как период становления рисования  как учебного предмета и развития  новой, академической системы  преподавания. В это время появляется  множество специальных учебных  заведений. Самой прославленной была Болонская академия, основанная братьями Каррачи, Людовиком, Агюстином, Аннибали,. Заслугой братьев Каррачи заключается в создании специального учебного заведения, где рисование рассматривалось как серьезный учебный предмет Ученики Академии изучали не только законы рисования, но и другие предметы, так они изучали анатомию, препарируя труппы. Для преподавания других предметов были приглашены преподаватели истории, философии, медицины. Система обучения – в начале учащиеся знакомились с элементарными приемами рисования, за тем рисовали с образцов, потом с гипсов, потом с живой натуры. Ученики: гвидо Рени, Франческо Альбачи, Доминикено, Гверчино. В академии существовали награды за успеваемость. Каррачи детально разработали методику преподавания, но в скорее все несовершенства фигуры были идеализированы. В школах, открытых в Риме, Париже, Мадриде, Лондоне использовались методы обучения Болонской школы.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории и теории художественного образования"