Шпаргалка по "Истории и теории художественного образования"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 22:13, шпаргалка

Описание работы

История развития методов обучения рисованию в Древнем мире: сравнительный анализ методов обучению рисования в Древнем Египте и Древней Греции
Ведущие школы обучения рисованию в Древней Греции: Фиванская (Аристид, Никомах), Эффеская (Эфранор из Коринфа, Зевскис), Сикионская (Эвпомп, Памфил, Аппелес). Провидите сравнительный анализ положений этих школ.

Файлы: 1 файл

мои шпоры!!!!!!!11.doc

— 190.50 Кб (Скачать файл)

Частные школы не могли  конкурировать с государственными учебными заведениями. Четкая и организованная система художественного образования требовала специального оборудования, помещения, что было непосильно отдельным художникам-педагогам. Эффективность академической системы преподавания была очевидна. 

5.   Дайте характеристику искусству эпохи Просвещения в Западной Европе ХУШ века. Проведите сравнение разногласий во взглядах на академическую систему видных мыслителей и теоретиков искусства Д.Дидро, И.В.Гете, Д.Рейнольдса и др.

Как идеи просветительства повлияли на распространение  знаний по теории искусства и  
методике его преподавания. Дайте характеристику направленности содержания методических  
пособий Ш.Барга, Ш.А.Жомбера, Ж.-Т.Тибо, А.Ивона, Жюльена, И.Д.Прейслера, братьев  
Дю пюи.

 

Основные положения  академической системы и методика преподавания рисунка сложились в процессе длительной педагогической практики в частных школах Просперо Фонтаны, Кальварта, а также в Академии рисунка во Флоренции (открыта в 1563 году), Академии ев, Луки в Риме (открыта в 1577 году) и «Академии, вступившей на верный путь» братьев Карраччи (основана между 1585-1588 годами).

Эффективность академической системы художественного образования и воспитания стала очевидной, а ее метод научного подхода к искусству доказывал правильность взятого направления в обучении. Рисунок основа - основ.

Мысль о пользе рисования как общеобразовательного предмета была высказана великим  чешским педагогом Яном Амосом Коменским (1592-1670) в его «Великой дидактике». Обучение рисованию в художественной школе начиналось с копирования  образцов, и в общеобразовательной школе, считает Коменский, должна быть эта же система, причем образцы должны подбираться самые лучшие (имелись в виду произведения великих художников).

Жан Жак Руссо (1712-1778) верно указывает, что занятия  рисованием следует проводить среди природы, так как на природе ученик может наглядно увидеть явления перспективы и понять ее законы.

.Французская  академия художеств вносит много  нового в академическую систему  художественного образования и  воспитания. Особое внимание уделяется  академическому рисунку и методам преподавания.

Начиная с 18 века и до второй половины 19 века художественные академии Франции, Англии, России, Германии переживают свой «Золотой век». Рисунок  как основа основ изобразительного искусства стоит в центре внимания всех академий. Ему придается особое значение как самостоятельному учебному предмету. Эффективность академической системы преподавания заключалось в том, что обучение искусству проходило одновременно с научным просвещением и воспитанием высоких идей.

18 век выдвинул новые революционные идеи свободы, равенства и братства. Так началась борьба против догматизма канонизированных форм. Выдающиеся деятели искусства стали писать статьи и выступать с речами в защиту академической системы обучения.

Академическое обучение Рейнольде рассматривал не как схоластическое зазубривание схем и канонов, а как серьезный научный метод обучения искусству, основой которого является изучение натуры. Уделяя серьезное внимание вопросам методики, Рейнольде считал, что для преподавателя изобразительного искусства методика должна быть на первом месте, так как от правильного педагогического руководства зависит успех обучения.

Винкельман считал, что главным содержанием изобразительного искусства должно быть прекрасное. Сущность прекрасного в искусстве, по его мнению, заключается в изображении природы по классическим законам.

Гете сумел  выразить первые педагогические идеи своего времени, многие из которых и  сегодня не потеряли своей актуальности, в частности, о важности разработки научного обоснования методических положений,<х необходимости овладеть рисунком на классной доске учителями всех предметов.

С конца 18 века академическая  система художественного образования  и воспитания начинает меняться. Французская  академия художеств во главе с  Луи Давидом (1748-1825) считая образцом, классические нормы в искусстве, стремится к природе, естественности, правдивости. Он пытался связать воедино классические нормы в искусстве с наукой и природой.

Французские методисты  внесли много нового в методику преподавания рисования и, в частности, в методику обучения технике рисунка. Это позволило французской школе рисунка довести академический рисунок до совершенства. В метод. пособиях наглядно показывается, как следует вырабатывать знаменитую штриховую технику рисунка.

В 40-е годы 19 столетия появляются такие новые методы, как  стигмографическое рисование и  рисование по сетке

К концу 19 века специалисты  школьного преподавания рисования  разделились на два лагеря: в одну группу объединились сторонники геометрального метода, в другую - натурального.

При геометральном  методе обучение рисунку основывалось на геометрии, которая способствует правильности и точности рисунка

Натуральный метод  обучения заключается в том, то ученик должен был рисовать предметы сразу  так, как он их видит, без каких либо упрощенных форм.

Исследуя методы преподавания рисования в общеобразовательных  школах в конце 19 - начале 20 века надо учитывать, что в этот период учебный  предмет рисования включал уже  четыре вида занятий: рисование с  натуры, где занимались рисунком и живописью, декоративное рисование, тематическое рисование и беседы об искусстве.

К 30 - м годам 20 века ведущими теоретиками по вопросам художественного воспитания детей  становятся: в Германии -Кершенштейнер, в Америке - Дж. Дьюи, в России - А. В. Бакушинский. Все они объединяются общей идеей — идеей «свободного воспитания».

Говоря о современном  состоянии методов преподавания учебного рисунка в художественных зарубежных школах, надо отметить, что  в социалистических странах начался  поворот к реалистическому искусству.

 

 

 

6.   Дайте характеристику развития искусства в Западной Европе конца XIX века. Охарактеризуйте перелом в эстетических взглядах на искусство и методику его преподавания в  
различных образовательных учреждениях: Академии художеств и частных посолах-студиях,  
отметьте их сходство и отличие.

Свободная студийная работа как новая форма  обучения на рубеже XIX-ХХ веков. На  
примере частных посол А.Атпбе и Ш.Холлоши в Мюнхене ошппите новые подходы в поиске  
методов и приемов преподавания рисунка и живописи.

 

Частные школы рисунка  Западной Европы 18-20 век

В18-20 веке стали возникать  частные школы рисунка со своими методиками,а иногда и вовсе без  всякой методики.Школа мюнхенского  художника Антона Ашбе (1862-1905) преподавательской деятельностью Ашбе занимался 14 лет. Его ученики Игорь Грабарь, М. Шимякин, Д Кардовский, Добужинский, Кандинский. Сам Ашбе не миновал академической школы, хотя и преодолел ее ограниченность. Учился и Вольфа, Венская Академия художеств,  но неудовлетворенный принципами неоклассицизма, переехал в Мюнхен, где учился у Карла Пилотти. Рисунок по Ашбе должен научить художника точно передавать светотеневую характеристику предмета, воспроизводить его объемные формы. Необходимо знать законы природы и законы изображения «принцип шара». Модели, к которым постоянно аппелировал педагог, поясняет теоретическое положение рисунка. Помимо принципа шара, в основе школы Ашбе лежал принцип моделировки, который выражал смысл зависимости тона от законов освещения простейших стереометрических тел (шара, цилиндра, куба). Рисуя с натуры по принципу Ашбе, неизменно сохраняется целостность зрительного восприятия, но в то же время обеспечивается как органичность, так и художественная целостность образа. В школе Ашбе так же существовал принцип анатомической оправданности изображения. По мысли Ашбе, реализовать его можно лишь приобретя умение строить внешнюю конструкцию формы, путь к нему лежал через овладение искусством рисовать обобщенными формами, плоскостями. Ашбе отрицал рисование с гипсов, рисунки часто были схемотичны, трудно было определить автора. Одновременно с Ашбе в Мюнхене преподавал Шимон Холоши (венгерский живописец), цели которого идентичны с Ашбе – изображение должно быть конструктивным, а произведение – целостным. Пути достижения цели у них были различны. Холоши в работе живописца не выделял рисунка в отдельную стадию. По его теории произведение искусства начинается с построения конструктивной основы вплоть до обозначения невидимых обозревателю сторон модели. В рисунке школы Холоши особая роль принадлежит линии, выражающей движение некой зрительно осязательной точки, всесторонне исследующей предмет, как часть целостного пространства. Ученик Холоши – Фаворский.

Система Луи Давида ничего не имела с классической, Давид  вступает на новое направление академической школы рисунка. Его ученики – Гро, Энгр, Жироде, Викар, Наве и др. Реалистическое направление. В основу обучение положил рисование с натуры. Идеалами творческой работы считал античность и природу. Каждая деталь формы должна обуславливать другую, а вместе должны составлять единое целое. Школа Рубенса (фламандский художник) 1577-1640 ученики: ванн Дейк, Иорданс и др. Педагогические положения и установки основывались на изучении античного искусства, Рубенс требовал, чтобы ученики не копировали мрамор, а передавали живое тело, наглядно демонстрируя приемы работы, технические возможности материала, конструктивные закономерности строения формы. Вся работа сопровождалась подробными пояснениями. Особое значение предавалось научным доказательствам законов перспективы, светотени, пластической анатомии. Велись занятия по теории искусства. В школе были созданы пособия по рисунку, использовались математические расчеты при решении вопроса о пропорциональном расчленении фигуры на части.Ученики :Ван Дейк ,Снайдерс,Йорданс

Методы преподавания рисования Антона Ашбе.

Антон Ашбе— словенский живописец и педагог, с 1891 г. владелец и руководитель частной художественной школы в Мюнхене. Его девиз по отношению к ученикам был один: «Работайте, как можно больше».

Сам Ашбе был прекрасным рисовальщиком и имел замечательный, верный глаз. Он обращал внимание учеников на основное, заставляя отбрасывать мелочи. Важна была только «большая линия» и «большая форма». С твердостью и безошибочностью он проводил по контуру ученика своим штрихом, оживляя фигуру. Он учил рисовать не вообще человека, а данного человека. Учил учеников знаменитому «принципу шара». Закон, который нужно было соблюдать — «все, что ближе к вам — светлее, все, что дальше от вас — темнее; все, что ближе к источнику света — тоже светлее, что дальше от него — темнее».

После одоления «принципа шара» ученики начинали писать красками. Сначала головы, потом обнаженное тело. Ашбе настаивал на широком письме и сам клал смелые, широкие мазки: Характерным было упорное требование не на смешивании красок на палитре, а накладывании их раздельно на холст т.к.при размазывании на палитре получается одна грязь» — говорил он и демонстрировал свою мысль на холсте.

Чтобы система рисования Ашбе была идеальной, следовало бы большее значение придавать проверке пропорций путем измерения углем или кистью. Ашбе рекомендовал мерить, чтобы добиваться математически точных пропорций, но никто этого в школе не делал. Некоторые ученики даже считали этот прием несущественным и нехудожественным. Однако идеальный школьный рисунок должен быть и точным.

 

 

 

7.   Дайте характеристику развития Русского искусства XVIII века. Первые регулярные  
художественные школы в России XVIII века. Раскройте значение создания Российской  
Академии художеств.

На  примере деятельности руководителей  Академии И.И..Шувалова и И.И.Бецкого  дайте  
оценку новым идеям воспитания художника в Российской Академии. Охарактеризуйте систему  
обучения в Академии на различных возрастных уровнях.

Художники Возрождения указали последующим поколениям художников-педагогов правильный путь развития методики и способствовали становлению рисования как учебного предмета. Однако учебный рисунок самостоятельного значения в ту эпоху еще не получил.

Эту важную работу начали проводить академии художеств, открывшиеся в конце XVI века. С этого времени обучение рисованию начинает проводиться в специальных учебных заведениях,

XVII век в истории методов обучения рисованию является периодом становления новой педагогической системы академической. Новая система стала предъявлять четкие требования не только к ученикам, но и к педагогам. Самой характерной особенностью этого периода является создание специальных учебных заведений - академий художеств и художественных школ.

В 1724 г. Петр I подписал в Сенате «Проект положения об учреждении Академии наук и художеств». Однако до ноября 1757 г. преемники его оставляли эту прогрессивную идею без внимания. «Учреждение Академии художеств в Петербурге по инициативе такого русского учёного М.Ломоносова и деятеля русского дворянского просвещения Н.Шувалова, который и возглавил Академию, явилось результатом мощного подъема национальной культуры XVIII столетия».

Перед Академией ставились  две тесно связанные одна с  другой задачи: развитие художественного образования и развитие отечественного изобразительного искусства. Выпускники Академии художеств хорошо владели рисунком, живописным мастерством, лепкой, композицией, знали пластическую анатомию и законы перспективы.

Заслуга Академии художеств  состоит в развитии художественного образования в стране, в поддержке тех энтузиастов, которые взяли на себя трудную миссию по созданию начальных рисовальных школ во многих, районах России.

«Когда в XVIII веке создавалась академия, передовым стилевым направлением в Европе являлся классицизм, который в России получил высочайшее развитие, были выработаны эстетические принципы русского классицизма - гражданственность, и воспевание величия подвигов на благо Отечества, которые и стали основой этого направления в России».

Цели, которые ставились в Академии перед слушателями, имели ясно выраженный патриотический характер.

В это время в искусстве  складывается новое художественное направление - романтизм. Выпускники Академии создавали произведения в этом стиле, отвечавшем настроениям передовых общественных кругов России. Эти художники внесли значительный вклад в художественное образование. Например, К. Брюллов преподавал в Академии художеств.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории и теории художественного образования"