Шпаргалка по "Истории и теории художественного образования"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 22:13, шпаргалка

Описание работы

История развития методов обучения рисованию в Древнем мире: сравнительный анализ методов обучению рисования в Древнем Египте и Древней Греции
Ведущие школы обучения рисованию в Древней Греции: Фиванская (Аристид, Никомах), Эффеская (Эфранор из Коринфа, Зевскис), Сикионская (Эвпомп, Памфил, Аппелес). Провидите сравнительный анализ положений этих школ.

Файлы: 1 файл

мои шпоры!!!!!!!11.doc

— 190.50 Кб (Скачать файл)

Особенно много  было сделано академиями в области  методики обучения рисунку, живописи, композиции. Преподаватели академий прежде всего думали о том, как усовершенствовать методику, как облегчить и сократить ученикам процесс усвоения учебного материала. Методика обучения и воспитания должна строиться на научных основах, утверждали они; искусство, успех художника - это не дар божий, а результат научного познания и серьезного груда. В академиях была четкая и строгая система обучения, стремление просветить и возвысить чувства художника. Четкая и организованная система художественного образования, установившаяся в академиях, стала оказывать влияние и на методы преподавания рисования в общеобразовательных учебных заведениях.

 

8.   Охарактеризуйте становление академической системы преподавания в Российской Академии художеств XVIII века. А.Лосенко — ведущий художник и педагог, его влияние на сложение методических подходов и приемов в обучение рисунку.

На  примере художественно-педагогической деятельности А. Лосенко дайте оценку  
достижениям в методике преподавания специальных дисциплин: рисунка, живописи,  
композиции в стенах Российской Академии художеств XVIII века.

 

Основные положения Художественной практики А.П.Лосенко.

Антон Павлович Лосенко один из русских художников-педагогов 18 века, преподавал в Русской Академии художеств и был директором академии, поставил своей задачей дать научно-теоретическое обоснование каждому положению академического рисунка при рисовании фигуры человека, изучать пластическую анатомию, искать правила и законы пропорц-го членения фигуры на части, вычерчивать схемы и таблицы для нагл-го показа ученикам. Метод преподавания рисунка стал основываться на серьезном изучении анатомии, пропорций человеческой фигуры, перспективы. Все эти научные знания, необходимые художнику, Лосенко умел передавать своим ученикам. Заслуга Лосенко состоит не только в том, что он хорошо поставил дело преподавания рис. в Академии художеств, но и в том, что он позаботился о дальнейшем его развитии Пособие Лосенко «Изъяснение краткой пропорции человека или начертание академической фигуры» помогало вооружать художников знаниями о закономерностях строения тела, учить их правильно измерять и улавливать разницу в размерах частей фигуры и развивать глазомер.

На помощь художнику в методе членения приходят линейка и циркуль, опорные промежуточные точки. Альбом таблиц-оригиналов состоял из рисунков голов и фигур, Лосенко рассматривал рисование с оригиналов не как механическое дело, а как важный момент в развитии координации движений рук и глаза и в профессиональной подготовке рисовальщика и художника.

В этот период стали обращать и на методику преподавания рисования, на правильную организацию учебного процесса. Художники-педагоги стали понимать: Недостаточное внимание к вопросам методики преподавания, неумение сочетать теорию с практикой часто приводят к тому, что ученики медленно достигают успехов. К концу 18 — началу 19 века русская школа академического рисунка уже полностью сформировалась. Была выработана четкая система художественного образования и эстетического воспитания молодых художников, были найдены удачные формы и методы обучения рисунку. Академия художеств стала научно-методическим центром по всем вопросам художественной жизни России.

 

Рисовальная школа— первая регулярная школа России важный этап в подготовке художников.

 

 

9.   Дайте характеристику новому этапу становления Российской академии художеств в 90-х годах XVIII века. Г.Угрюмов — ведущий художник и педагог класса исторической живописи в  
Академии. Определите значение создания в 1802 году Рисовального училища для  
вольноприходящих при Академии.

На  примере творческой и педагогической деятельности Г.Угрюмова охарактеризуйте  как творческий метод художника  влияет на становление его принципов  и методов преподавания.

 

 

 

10.   Дайте характеристику Российской Академии художеств начала XIX века на примере педагогической деятельности А.Иванова, А.Егорова, В.Шебуева. Какие изменения в новый  
ycтaв были внесены «Прибавлениями к установлениям Академии художеств» в 1830 г. и как это  
повлияло на качество художественного образования

Раскройте последовательные этапы работы над  конкурсной картиной в Академии: от замысла к законченному произведению.

 

Основные принципы методики преподавания В.К. Шебуева.

Шебуев считал, что каждое положение рисунка должно быть научно обосновано и для правильного изображения фигуры человека необходимо хорошо знать ее строение.

В 1812 году Шебуев назначен преподавателем рисования и взялся за составление «Полного курса правил рисования и анатомии для воспитанников Академии художеств». В 1822 году Шебуев закончил труд но так и не успел при жизни издать свой курс рисования. Изучение рисунка начинается с линий и плоскостей, затем идут тела «в прямом их виде». После этого начинающие художники знакомятся с основами перспективы и изображением предметов в перспективных ракурсах.

Шебуевым предложена своя методика рисования, возможно основанная на системе «поверочного рисования».

В первой части курса, после рисования простых предметов ученик переходил к рисованию гипсовых голов. Изучение головы начинается с анализа деталей — глаз, носа, уха, губ, где раскрывается конструктивная основа формы и пропорции. Затем изучается конструктивная основа головы, костяк и пропорции.

Вторая часть курса была посвящена строению человеческой фигуры. Изучение по-прежнему начиналось с разбора отдельных частей. с пропорций и конструктивных построений тела

В третьей части рассматривается рисование фигуры человека. Вначале даются сведения о пропорциях, затем об анатомическом строении мужской и женской фигур, затем «размеры разных возрастов» и «немеханическое движение членов в теле человеческом».

Четвертая часть содержит методические советы, как надо работать с натуры, как применять знание законов перспективы и пластической анатомии в рисунке.

Особо нужно сказать о научно-исследовательском подходе к делу. Устанавливая пропорциональную закономерность строения человеческого тела, Шебуев исходит не из приблизительных расчетов классического канона, а ищет более точную и удобную в употреблении меру.

 

 

11.   А.Г.Венецианов — художник и педагог. Открьпие им нового метода обучения — рисования с натуры. Охарактеризуйте уникальность и своеобразие педагогической деятельности  
А.Г.Венецианова в сравнении с академическими традициями в художественном образовании  
России в начале XIX века.

Раскройте последовательную систему заданий  А.Г.Венецианова по рисунку, живописи, композиции, опирающуюся на рисование  с натуры.

Основные положения системы обучения А.Г. Венецианова

Алексей Гаврилович Венецианов 1780—педагог, венециановской школы, член академии художеств. Основоположник «крестьянского» направления в русской живописи,создатель собственной художественной школы (1812 г) и педагогической системы. В педагогической системе Венецианов противник академических канонов и копирования чужих работ, сильно ограничил применение гипса как уч. пособия, учил рисовать с натуры, перенося на бумагу и холст изображения реальных предметов обихода и живой природы, постепенно переходя от простого к сложному. Сильной стороной является интерьерная живопись С венециановских работ начался расцвет интерьерной живописи в России, ученики Венецианова получили популярность как мастера интерьерной живописи.

1 ступень - изучение натюрморта форма,цвет,фактура.

2 ступень-напис.интерьера правила перспективы,геометрии,света, цвет.

3 ступень -написание живой натуры в т.ч. и на пленэре.

 

 

 

 

12.   Дайте характеристику развития русского искусства начала XIX и роли К.Брюллова как художника и педагога. Раскройте значение художественно-педагогической деятельности  
К.Брюллова в Академии художеств XIX века в свете воспитания масштабности  
мировосприятия и «художественной воли» будущего художника.

К.Брюллов  — руководитель класса исторической живописи. Проанализируйте деление  
обучения К.Брюлловым на три самостоятельных этапа, преемственность и противоречивость  
этой структуры.

Карл Павлович Брюллов 1799— русский художник, живописец, монументалист, акварелист, рисовальщик, представитель академизма. Был сторонником строгого академического рисунка и выступал за реализм. От учеников Брюллов требовал, чтобы они время постоянно рисовали с натуры, наблюдали жизнь. Использовал наглядное обучение для лучшего усвоения учебного материала и техники исполнения. Большое значение придавал технике рисунка и ее совершенным владением чтобы художник мог свободно в дальнейшем передавать свои мысли и замыслы. Приучал ученика самостоятельно находить ошибку не подавляя личности ученика.

?

 

 

13.   Дайте характеристику методов «художественного познания», образного восприятия натуры в сочетании с требованиями сознательного обучения, разработанных  
П,П.Чистяковым в педагогической системе обучения рисунку, живописи, композиции. Раскройте структуру этой системы.

Раскройте особенности системы академического образования в России середины  
XIX века. П.П.Чистяков — выдающийся педагог, его роль в создании уникальной  
педагогической системы.

 

Особенности художественной школы рисования П.П. Чистякова.

П. П. Чистяков считал, что Академия художеств времени его преподавания (1872—1892) нуждается в реформе и новых методах работы с воспитанниками, необходимо усовершенствовать методику преподавания рисунка, живописи, композиции.

С 1871 года Чистяков принимал активное участие в постановке рисования в общеобразовательных школах.

Система преподавания Чистякова, охватывала различные стороны художественного процесса: взаимоотношения натуры и искусства, художника и действительности, психологии творчества и восприятия и т. д. Метод Чистякова воспитывал не просто художника-мастера, но художника-творца. Чистяков придавал решающее значение в своей системе рисунку, призывал проникать в самую суть видимых форм, воссоздавать на условном пространстве листа их убедительную конструктивную модель. Достоинством системы преподавания Чистякова были целостность, единство на методологическом уровне всех ее элементов, логическое следование от одного этапа к другому: от рисунка, к светотени, затем к цвету, к сочинению (композиции).

Он придавал огромное значение цвету, видя в цвете важнейшее средство образной выразительности, раскрытия содержания произведения.

Сочинение картины есть итог обучения художника, когда тот был уже в состоянии осмыслить явления окружающей жизни, обобщить свои впечатления и знания в убедительных образах «По сюжету и прием» — было любимым выражением Чистякова.

Методы обучения рисованию Чистякова, сопоставимы с методами знаменитых мюнхенских художественных школ.

П. П. Чистяков (1832-1919) известен не только как художник, но и как выдающийся педагог, многолетняя работа которого в Академии художеств в значительной мере определила судьбы реалистической школы живописи в России конца XIX - начала XX века Педагогические взгляды П.П. Чистякова получили признание уже в советское время и были обобщены в целом ряде искусствоведческих работ.

Несмотря на существование целого ряда трудов, посвященных деятельности Чистякова, его педагогическая система, столь  революционная по своему характеру  и не находящая аналогий в теории и практике других национальных художественных школ.

Найденное Чистяковым смелое и последовательное решение  насущных проблем современного искусства  основывалось не на отказе, а на всестороннем использовании существовавших традиций, что позволило ему создать школу.

принципиально новую, воспитавшую крупнейших мастеров русской живописи конца прошлого — начала нынешнего столетия. Система  Чистякова не была простым пусть  талантливым экспериментом замечательного педагога. Всеми своими сторонами  она строилась в перспективе того искусства которое выражала и которому служила. И эта заключенная в ней внутренняя динамита дальнейшего развитии национальной живописи

определила то, что (отдельные ее положения сохранили  свое значение и в наше время.! Чистяковская система научна и художественна в самом большом и глубоком смысле этих понятий. Эта система основывалась на полном пересмотре ранее существовавших методов обучения и одновременно служила их систематизации и переосмыслению на основе новых идейных посылок. Ее рождение означало полную революцию художественной школы. Чистяков не отвернулся от самой академической системы, которую полностью отрицали многие его товарищи. Он начал выискивать рассеянные в ней ценные зерна.

В 1872 году Чистяков получил в Академии художеств  должность адъюнкт-профессора гипсоголовного и этюдного натурного классов. В этой должности художник проработал 20 лет. В 1890 году его назначили главой мозаичного отделения, таким образом отстранив его от прежней должности.

Главную роль в  системе обучения Чистякова играла картинная плоскость, которая являлась посредником между натурной и рисующим и помогала, сверять изображение с натурой. Именно поэтому свою систему рисунка в целом Чистяков назвал «системой проверочного рисовании».

Рассматривая  рисование как серьезный учебный предмет; Чистяков указывал, что и методика его преподавания должна строиться на законах науки и искусства. Педагог не имеет права вводить ученика в заблуждение своими субъективными рассуждениями, он обязан давать достоверные знания

Большую ценность для нас представляют идеи Чистякова, касающиеся взаимоотношений педагога и воспитанников. «Настоящий, развитой, хороший учитель палкой ученика не дуэт, в случае ошибки, неудачи и пр. старается осторожно разъяснить суть делай ловко

Навести ученика  на путь истинный». Обучая учеников рисованию надо стремиться

активизировать  их познавательную деятельность. Учитель  должен дать направление, обратить внимание на главное, а решить эти задачи ученик должен сам.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории и теории художественного образования"