Шпаргалка по "Истории и теории художественного образования"

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Января 2013 в 22:13, шпаргалка

Описание работы

История развития методов обучения рисованию в Древнем мире: сравнительный анализ методов обучению рисования в Древнем Египте и Древней Греции
Ведущие школы обучения рисованию в Древней Греции: Фиванская (Аристид, Никомах), Эффеская (Эфранор из Коринфа, Зевскис), Сикионская (Эвпомп, Памфил, Аппелес). Провидите сравнительный анализ положений этих школ.

Файлы: 1 файл

мои шпоры!!!!!!!11.doc

— 190.50 Кб (Скачать файл)

Что бы правильно  решить эти задачи педагогу необходимо научить воспитанника не только обращать внимание на предмет, но и видеть его характерные стороны. В учебном рисунке вопросы наблюдения и познания натуры играют первостепенную роль. Как и обучение рисунку, науку живописи Чистяков разбивает на несколько этапов.

Первый этап — это овладение образным характером цвета, выработка у молодого художника, умения быть точным в определении  цветового оттенка и в нахождении его верного пространственного  положения. Второй этап должен научить  ученика понимать движение цвета по форме как основное средство передачи натуры, третий — научить решать те ила иные сюжетно-пластические задачи с помощью цвета Начальные упражнения, которые предлагал Чистяков, сводились к тому, чтобы составить палитре красочную смесь, аналогичную приготовленной преподавателем или товарищем.Если в рисунке и живописи образному отношению к натуре уделялось большое внимание, то в композиции подобный подход определял все построение обучения. Но под образным решением Чистяков понимает не суммирование характерных особенностей действительности, а выявление в картине отношения художника к окружающей жизни, которое и обусловливает разработку общего строя композиции и художественных образов живописного произведения П.П. Чистяков входил в состав специальной комиссии при Академии художеств, которая была создана с целью выработки методов преподавания рисования в общеобразовательных школах. Программа, составленная комиссией для средних учебных заведений, требовала:

С начала и до конца курса ученики должны рисовать с натуры так, чтобы наблюдалась строгая последовательности в выборе моделей, начиная с проволочных линий и фигур до гипсовых голов включительно;

Начальное рисование  геометрических фигур и тел, как  форм слишком отвлеченных и сухих, должно перемежаться с рисованием сходных с ними предметов из окружающей учеников обстановки;

Копирование с  оригиналов Должно быть совершенно оставлено, как вредное для начинающих и  занимающее много времени. Знакомство с перспективой должно быть только наглядное и ни в коем случае объяснение ее правил не должно предшествовать наблюдению самих учащихся».

Чистяков был  подлинным новатором, превратившим педагогику в высокое творчество. Учитывая современные требования искусства, он не только пересмотрел отдельные  моменты в обучении, но и полностью последнее революционизировал, начиная с вопроса отношения искусства к действительности и заканчивая профессиональными навыками к умением. Его система преподавания воспитывала художника в подлинном смысле этого слова. Мастерство приходило как зрелость живописца, а не как ремесленная основа его труда Система основывалась на глубоко реалистическом, объективном отражении мира через чувства художника и понимание им жизни. Чистяков одним из первых доказал, что художественный образ это не систематизация живописцем того, что он видит, а выражение собственного переживания.

 

 

14.   Русское искусство второй половины XIX века. Как новые демократические веяния  
искусства отразились на системе образования Российской Академии художеств. Дайте  
характеристику передвижнической Академии художеств конца XIX века в России.

На примере  педагогической деятельности И.Е.Репина дайте обоснование значения появления  классов мастерских в академической  системе преподавания и возросшей  роли  
художника-педагога в постановке и решении задач обучения и воспитания молодого  
художника.

 

 

 

15.   Охарактеризуйте основные периоды исторического становления и официального признания Московского училища живописи, ваяния и зодчества. Определите роль педагогов училища в укреплении реалистического направления в обучении.

Становление русской пейзажной школы живописи в XIX веке. На примере работы  
руководителя пейзажного класса А.К.Саврасова рассмотрите новые подходы в подготовке  
художников-пейзажистов.

 

Система обучения в  московском училище живописи, ваяния и зодчества.

Возник он на основе кружка художников, собиравшихся на Ильинке  и Ястребинова для рисования  с натуры. Мысль о таком кружке возникла у Маковского еще в 1830 году, его инициативу поддержал и Ястребинов, который учился в академии, писал образа, портреты, давал уроки. Маковский – отец 4 русских художников, сам же был художником-любителем. Участники кружка – Маковский Ястрибинов, Скорятин, Добровольский, Дурнов, Виянки, Кинель, и два брата Жерель. Каждый платил в кассу по 15 рублей на содержание класса. Позже это товарищество переросло в московскую академию, а в последствии получили лицензию. Начало училища МУЖВиЗ было положено в 1833 году. Директора были выборные, Орлов, Чертков, Скорятин – разрабатывали проекты публичного художественного класса, основная мысль которого -  дать возможность развиться талантливым из народа. В 1837 – угроза закрытия из-за истощения ресурсов, Орлов содержал училище за свой счет. Венецианов стремился преподавать в московской школе, но этому препятствовали академическая профессура. Тропинин оказал влияние на учеников художественного класса и был выбран его почетным членом. Талантливый человек из крепостных, поступивших в класс мог надеяться на свободу. В 1842 году на место умершего Орлова приходит Синявин. (добился создания в Москве филиала Петербургской академии) Был разработан проект устава, школа состояла из подготовительного отделения и отделения живописи и скульптуры. Художественный класс переименовался в училище 5 декабря 1843 года. Делами училища должен был руководить совет из 9 человек. О методах обучения в училище можно судить по конспекту Виппера: все преподавание делилось на 4 класса: 1. Рисование частей тела, копирование; 2. рисуют с лучших эстампов (определяют наклонности) чертят с античных гипсовых частей, рисуют с гипсовых голов, архитектура и орнаменты; 3. чертят с эстампов, рисуют тушью и на цветной бумаге, чертят с античных гипсовых фигур; 4. рисуют с натуры, копируют с лучших картин маслом, пишут с натуры маслом, пишут обнаженные фигуры, пейзажи, преподают перспективу и анатомию. В 1845 году Заявянов выявил, что в училище мало прививалось принципов позднего классицизма. В 1848 году скотин открывает класс костюмов и драпировок.1865-1895-к училищу присоединяется арх. Школа и училище становится: училищем живописи вояния и зодчества. Во второй половине 90 годов импрессионизм и символизм проникает в русское искусство, но училище поддерживает реалистические традиции. В 1884 году  - год тяжелый – ушло много преподавателей. Однако регресса в школе не произошло, на смену им приходят их ученики. Итак, МУЖВиЗ сыграло значительную роль в художественной жизни России и стала базой для реалистического направления в искусстве. В разное время в нем учились и преподавали: Дурнов, Завьянов, Скотин, Макрицкий, Зарянко, Перов, Саврасов, Пряников, Девятов, Поленов, Лебедев, Коровин, Касаткин, Архипов, Корин, Левитан, Степанов, Васнецов,  Трубецкой и др.

 

 

Ведущая роль Московского училища живописи, ваяния и зодчества в системе художественного  о образования в России в начале XX века. Охарактеризуйте изменения в системе преподавания в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, внесенные педагогической деятельностью В.Серова

Раскройте значение новаторских методов преподавания В.Серовым рисунка, живописи,  
композиции. Опишите систему его занятий с цветом по живописи, ее своеобразие.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

№5. Рисование как общеобразовательный предмет в общеобраз.учебных заведениях в 17- 19 в.в.

17 век в истории  методов обучения рисованию является  периодом становления новой педагогической системы - академической

Четкая и организованная система художественного образования, установившаяся в академиях, стала  оказывать влияние и на методы преподавания рисования в общеобразовательных  учебных заведениях.

Занимаясь рисунком, ученик одновременно познает мир. Отсюда вывод: занятия рисованием полезны для всех.

Положение о пользе рисования  как общеобразовательного предмета было высказано великим чешским  педагогом Я. А.Коменским в его  «Великой дидактике»,где он не решался включить рисование в курс школьного обучения в качестве обязательного предмета.

Почти одновременно с  Коменским общеобразовательную  ценность рисования стал отстаивать английский педагог я философ  Джон Локк. В книге «Мысли о воспитании»  он писал, что если мальчик приобрел красивый и быстрый почерк, то должен не только поддерживать его тщательным упражнением в письме, но и усовершенствовать свое искусство посредством рисования.

Руссо писал, что для  познания окружающей действительности большое значение имеют органы чувств, которые можно развить у ребенка, обучая его рисованию с натуры.

Гете считал, что рисунком должен овладеть каждый педагог, - тогда  он сможет лучше раскрыть свой предмет.

Однако, несмотря на авторитетные высказывания о громадной роли рисования как общеобразовательного предмета, ни в 17, ни в 18 веке рисование не было введено в курс учебных предметов в школах. Только в начале 19 века оно начинает входить в круг школьных занятий. Инициатива в этом деле принадлежала швейцарскому педагогу Иоганну Генриху Песталоцци. После Песталоцци рисование прочно завоевывает свое место в общеобразовательных школах. Особая роль по мнению Цесталоцци, должна принадлежать рисованию в начальной школе. Рисование, утверждает Песталоцци, должно предшествовать письму.

Интерес к рисованию как к учебной дисциплине на Руси возник очень давно, но впервые рисование как учебный предмет появляется в начале 18 века. В этот период на рисование начинают смотреть как на одно из средств, способствующих развитию образного представления и навыков, которые можно применить в любой профессии.

Все учебные заведения  не ставили своей целью воспитание художников-профессионалов, не стремилась приблизить рисование к задачам  художественного обучения. Они давали своим воспитанникам только элементарные навыки, чтобы те могли их использовать в самых разных случаях.

Чтобы научиться рисовать, нужно научиться рассуждать и  мыслить, а это необходимо всем людям, и развивать умение мыслить надо с детского возраста.

В 1804 году школьным уставом  рисование вводится во все уездные училища и гимназии.

№6. Рисование как общеобразовательный предмет на рубеже 19-20 в.в.

 

Со второй половины 19 века школьная методика стала разрабатываться  более глубоко и серьезно. Правда, в этот период было много споров между методистами о преимуществе одного метода перед другим.

На методику обучения рисованию в школе всегда оказывала  влияние эстетика изо искусства. Иногда это влияние было и отрицательным, как, например, влияние формалистического  искусства. Пренебрежение основами реалистического рисунка, уход от реального мира, отрицание школы-вот те основные положения формалистического искусства, которые нанесли серьезный ущерб развитию методики обучения рисунку в общеобразовательной школе.

Рисование как общеобразовательный  предмет теряет свое значение. Интерес к детскому рисунку ограничивается только изучением творчества детей. Искусствоведы начинают воспевать его, художники подражают детям. Ведутся разговоры о сохранении детской, наивной непосредственности восприятия мира, о том, что обучение вообще оказывает вредное влияние на развитие ребенка.

К 30-г.г. 20-в.в. ведущими теоретиками  по вопросам худ. воспитания детей становятся: в Германии-Г.Кершенштейнер, в Америке- Дж. Дьюи, у нас-А.В.Бакушинский.Несмотря на различный подход к решаемой проблеме и различную ее трактовку, все они вдохновляются общей идеей-идеей «свободного воспитания», утверждение личности ребенка с его правом на выражение своих чувств и мыслей, отстранение учителя от руководства. Овладение графической грамотой, в особенности на начальной стадии обучения, по их утверждениям, детям не нужно.

Рисование с натуры как  одно из средств познания окружающего  мира, рисунок как основа изо с  каждым годом теряет свое значение. Некоторые теоретики детского творчества начинают заявлять, что в общеобразовательной школе детей следует не изобразительной, графической грамоте обучать, -это задача худ. школы, -а содействовать общему эстетическому развитию ребенка.

В 50-е гг. 20-го в. Во многих школах зарубежных государств строгая  система преподавания нарушена, рисование как общеобразовательный предмет теряет свое значение. Рисунок как таковой совершенно исчез, поэтому и методики обучения рисованию в общеобразовательных школах не стало.

Главная тема всех международных  симпозиумов- эстетическое воспитание, проблема всестороннего развития человека.

 

№7. Советский период художеств. образования.

 

В 20-е гг.20 столетия в советской  школе рисование стало частью комплексных программ обучения. В  нашей стране были созданы все  условия для развития изобразительного искусства и художественного образования. Отмена сословности, демократизация школы, отделение школы от церкви повели за собой перестройку всего школьного обучения. Перед работниками народного просвещения были поставлены задачи перестройки содержания, форм и методов преподавания. В основу новых программ было положено не обучение изобразительной грамоте, а односторонние попытки развития творческих способностей, предоставление детям полной свободы. В начале 20-х годов во многих школах детей не учили правильному, реалистическому рисованию. Рисование не только ничего не давало детям для умственного развития, но по существу мешало их эстетическому воспитанию.

Разработка методики преподавания рисования в школах шла в 20-е годы по самым различным направлениям, но из них самое широкое распространение получили: методика развития "свободного творчества" и "комплексный" метод обучения.

Ярким представителем "свободного воспитания" и лежащий в ее основе биогенетической теории был  А.В. Бакушинский.

В конце 20-х - начале 30-х годов формалистические методы стали подвергаться справедливой критике.

Пересмотр содержания программ и учебных  планов привел к перестройке методов  преподавания рисования в школе.

В основу программы 1931 года было положено рисование с натуры. Наряду с ним программа отводила место рисованию на темы, по представлению, декоративному рисованию. Важное значение придавалось беседам об искусстве. Художественная школа встала на пути реалистического искусства. Был поднят вопрос о создании новой академии художеств.

Твердая линия в построении новой  школы, новой системы преподавания потребовала обратить серьезное  внимание и на подготовку педагогических кадров. В 1937 году были открыты Ленинградский институт живописи, скульптуры и архитектуры и Московский институт изобразительных искусств. В этих учебных заведениях академический рисунок занял ведущее место.

Большинство художников-педагогов  приходит к выводу , что в основу всякого метода обучения должно быть положено рисование с натуры, которое  обеспечивает высокую профессиональную подготовку художников.

Информация о работе Шпаргалка по "Истории и теории художественного образования"