Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 21:52, курсовая работа

Описание работы

Проблема эстетического воспитания и развития дошкольников является традиционно одной из наиболее важных в педагогике. Еще в работах В.Г. Белинского отмечено, что «эстетическое чувство, получаемое человеком от природы, должно возвыситься на ступень эстетического вкуса, приобретаемого воспитанием и развитием»
Научить видеть прекрасное вокруг себя в окружающей действительности призвана система эстетического воспитания.
«Эстетическое воспитание будет плодотворным при участии всех, кто причастен к формированию личности с раннего возраста»

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.1. Теоретические основы эстетического воспитания детей дошкольного возраста…………………………………...…………….............................6
1.2. Произведения живописи как средство эстетического воспитания дошкольников…………………………………………………………….12
1.3. Теоретические основы формирования эстетического вкуса детей дошкольного возраста……….………………………………………...…28
1.4. Современный опыт ДОУ по формированию эстетического вкуса дошкольников …………………………………….…………...................36
Выводы по первой главе………………………………………………....43
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ
ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
ПОСРЕДСТВОМ ЖИВОПИСИ
2.1. Методика констатирующего эксперимента…………………………….45
2.2. Методика формирующего эксперимента……………………………….56
2.3. Результаты экспериментальной работы…………………………...........63
Выводы по второй главе………………………………………………….67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………....68
БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………………...70
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………...74

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 100.53 Кб (Скачать файл)

41. Скатерщиков В. Об  эстетическом вкусе. – М.: Знание, 1974.

42. Современные образовательные  программы для дошкольных учреждений /Под ред. Т.И. Ерофеевой. –  М., 1999.

43. Соломенникова О. О  некоторых парциальных программах  по художественно-творческому развитию  дошкольников // Дошкольное воспитание. – 2004. -  №2.

44. Столович Л.Н. Природа  эстетической ценности. - М., 1972. –  С.212

45. Флерина А.Е. Эстетическое  воспитание дошкольника.  - М., 1961.

46. Чумичева Р.М.  Дошкольникам о живописи. - М., 1992

47. Швайко Г.С. Занятия  по изобразительной деятельности  в детском саду. Старшая группа: Программа, конспекты. – М., 2000.

48. Шеронова А. Дороги  к прекрасному //Детский мир.  – 2001. - №1.

49. Энциклопедический словарь  юного художника. - М., 1976.

50. Эркенова А.Ш. В мастерской  художника //Ребенок в детском  саду. -  2003. -  №1.

51. Эстетика. / Под ред. А.А.Радугина. -   М., 2000.

52. Эстетика. Словарь /Под  общей ред. А.А. Беляева и  др. – М.: Политиздат, 1989.

53. Эстетическое воспитание  в детском саду. /Под общ. ред.  Н.А. Ветлугиной.  - М., 1962.

54. Эстетическое воспитание  средствами изобразительного искусства. /Под ред. В.В. Колокольникова. -  М., 1962.

55. Эстетическое воспитание  старших дошкольников средствами  искусства. /Под ред. Р.И. Капустиной. - Шадринск, 1999.

 
 
 

Приложения

Конспекты занятий  по изобразительной деятельности

для детей старшего дошкольного возраста

Беседа: « О чем  и как говорит живопись». Старшая  группа.

 

Программное содержание: закрепить у детей представление о том, что

 

такое живопись, об особенностях ее жанров и средств выразительности, вызывать эмоциональный отклик на настроение живописных полотен, сопереживание  ему, желание высказаться по поводу увиденного и переживаемого.

 

Материалы: репродукции натюрмортов, пейзажей, портретов.

 

"од занятия.

 

-Дети, сегодня мы с вами  поговорим о живописи. А как  вы думаете, почему она так  называется.

-Да. картины написаны так,  словно перед нами живой мир.  Под кистью художника оживают  деревья, цветы, люди. В этих  картинах художник остановил  время, в них запечатлена его  память о том, что он видел.  Но краски в руках художника  могут рассказать не только  о том, что он видел, но  и о том, что он в это  время чувствовал: радость, печаль, тревогу или спокойствие. Краски  могут создавать настроение. Работая  над картиной, художник оставляет  в ней частичку своей души, своего сердца. Но картины открывают  свои тайны не всем, а только  тем, кто внимательно смотрит.

 

( перед детьми вывешиваются репродукции пейзажей)

 

-Про что художники рассказали  нам в этих картинах?

-Да, про красоту нашей  родной земли, природу. Картины,  где изображена природа- называются  ПЕЙЗАЖ. Если видишь: на картине  Нарисована река,

Или ель и белый иней, Или сад и облака,

Или снежная равнина, Или  поле и шалаш,

Обязательно картина

Называется «ПЕЙЗАЖ».

-Свое настроение художник  передает с помощью красок, а  мы смотрим на эти картины  и стараемся понять, какое настроение  было у художника, когда он  писал эту картину.

-Сейчас мы рассмотрим  другую группу картин.

 

( перед детьми вывешиваются  репродукции натюрмортов)

 

-О чем эти  картины?

-Да, здесь нарисованы разные  овощи, фрукты, цветы, книги и  т.д. Мы уже знаем как называются  эти картины. Это НАТЮРМОРТЫ. Если  видишь на картине Чашку кофе  на столе,

Или морс в большом графине, Или розу в хрустале, Или бронзовую  вазу, Или грушу, или торт,

Или все предметы сразу-

Знай, что это НАТЮРМОРТ.

-Давайте найдем натюрморты  веселые и праздничные? -А теперь  грустные и спокойные?

-А что хотели рассказать  нам художники этими натюрмортами?

-Да, они рассказали нам  красками, как прекрасен наш мир,  о людях, которые вырастили  эти фрукты, создали эти предметы.

 

(перед детьми  вывещиваютея репродукции портретов)

 

-Что вы видите на  этих картинах?

-На этих картинах изображены  люди: это человек один или  группа людей, это и взрослые  и дети; иногда мы даже можем  увидеть, кто они по профессии:  врачи, музыканты, художники- и  это называется ПОРТРЕТ.

И здесь художники изображают не только их лица, позу, одежду, но и  их настроение: грустное или радостное, доброе или сердитое. Посмотрите на портреты. Какое настроение у этих людей?

-Какие портреты вам  больше всего понравились, почему? Если видишь, что с картины  Смотрит кто-нибудь на нас:

Или принц в плаще старинном, Или в робе верхолаз,

Летчик или балерина,

Или Колька- твой сосед, Обязательно  картина

Называется «ПОРТРЕТ».

-Пейзаж, натюрморт, портрет-  это жанры в живописи.

 

Дидактическая игра «Разложи картины по группам»

 

-Я сейчас все картины,  которые мы смотрели соберу  вместе, а вы должны ик разложить  на три группы: отдельно положить  пейзажи, отдельно- натюрморты, отдельно- портреты.

 
 

Рассматривание  репродукции Большая вода»

 

Старшая группа.

 

картины И.И.

 

Левитана «Весна

 

Программное содержание учить  детей внимательно рассматривать  картину, понимать ее основной замысел, показать детям пробуждение природы  весной, своеобразную ее красоту выраженную в живописи, развивать речь детей  при описании природы, формировать  эстетический вкус.

 

Материалы: репродукция

 

"од занятий. – Уж  тает снег, бегут ручьи, В окно  повеяло весною ... Засвищут скоро  соловьи, И лес оденется листвою!  Чиста небесная лазурь,

Теплей и ярче солнце стало; Пора метелей злых и бурь Опять  надолго миновала.

И сердце сильно так в груди. Стучит, как будто ждет чего-то, Как  будто счастье впереди. И унесла зима заботы!

Все лица весело глядят.

«Весна»! читаем в каждом взоре; И тот как празднику  ей рад,

Чья жизнь лишь тяжкий труд и горе Но резвых деток звонкий  смех. И беззащитных птичек пенье . Мне говорят,кто больше всех. Природы  любит обновление.

 

– О каком времени года это стихотворение? Устав от тяжкой зимней одежды, от хмурого низкого  зимнего неба и длинных ночей, мы с нетерпением ждем весны .Ее первые шаги робки, капель сменяет морозец, ясное небо затягивают серые дождевые облака. Но пройдет совсем немного  времени, и земля сбросит белое  покрывало, потекут веселые ручейки, яркое солнце обласкает природу, оживут после долгого сна животные и растения.

– А какие вы знаете пословицы  и поговорки о весне?

(Зима весну пугает да  все равно тает. Апрельские ручьи  землю будят. Увидал скворца  знать весна у крыльца. Апрель  красен почками, а май листочками. Грач на горе, весна на дворе. )

А сейчас мы посмотрим как  художник И.И. Левитан в своем  произведении рассказал о весне . Картину он назвал «Весна. Большая  вода» . По каким признакам вы видите что это весна? Что в картине  самое яркое и сразу бросается  в глаза?

Кто знает, как называется явление природы, которое изобразил  художник?

Это явление называется половодье, разлив.

Полая вода – это значит большая вода, когда реки освобождаются  ото льда и выходят из своих  берегов .

А кто скажет, почему вода, кажется голубого цвета?

Да в ней отражается небо. А вы заметили, что деревья  отражаются в воде, она гладкая  прозрачная.

Глядя на это произведение можем ли мы сказать, в какой день художник рисовал картину: в солнечный  или ненастный А как вы узнали что день ясный?

Какие цвета использовал  художник?

Посмотрите еще раз  внимательно на картину и скажите  какими красками, пользовался художник. рисуя эту картину? Да, акварель это  прозрачная краска.

Какое настроение передано в  картине?

К какому виду живописи Вы ее отнесете?

Да, это пейзаж. В картине  показана ранняя весна, разлив талой  воды: оживает природа и художник запечатлел этот миг. Кажется все  застыло, замерло . Это последняя  картина художника. Он написал ее когда был тяжело болен, и радости  в душе уже не было .

Как бы Вы назвали эту картину?

 
 

«Краски вечерних пейзажей».

Рассматривание  картины И.И.Левитана «Летний вечер», С.Ю Жуковского «Пейзаж.Лес».

Старшая группа.

 

Программное содержание: предоставить детям возможность удивиться  и порадоваться необыкновенному  звучанию вечерних пейзажей, вызвать  эмоциональное сопереживание настроению картины. Развивать у детей цветовое видение, способность чувствовать  и соотносить цвет с настроением. Обогащать речь детей эстетическими  терминами.

 

Материалы: репродукции  картин

 

"од занятия.

( Открывается картина  И.И.Левитана «Летний вечер. Околица.»,  дается время для рассматривания.)

-Скажите, какое время  суток изображено на этой картине? -Как вы думаете, о чем же  эта картина?

-"удожника Исаака Ильича  Левитана восхитил ясный летний  вечер, на окраине русской деревушки.  На картине изображена деревенская  околица- окраина деревни. За  забором – неширокое поле, вдоль  которого тянется лиственный  лес. Он золотится в лучах  восходящего солнца. В центре  картины- дорога. »ирокая на переднем  плане, она, убегая в сторону  леса, становится все уже. Весь  передний план картины уходит  в густую вечернюю тень, которая  приглушила яркие краски, превратив  их в тончайшие переходы серовато-серебристых,  зеленовато-блеклых, зеленовато-молочных  тонов.

От этого еще ярче, еще  звонче сияют краски леса, преображенного золотом заката.

А дальше таинственный лес  с яркими красноватыми отблесками и  глубокими темно-зелеными тенями. Лучи заката особенно пронзительно сверкают, вспыхивая на деревянных столбах  и воротах изгороди. Покой и  тишина разлиты в мирно засыпающей природе. Мы словно слышим хрустальную  музыку упоительно тихого летнего вечера. Люблю я этот час,

Когда со всех сторон

Ко мне идут густые тени,

И веет свежестью, и воздух напоен Дыханьем дремлющих растений.

И.Никитин

 

Засверкал огонь  зарницы, На гнезде умолкли птицы, Тишина леса объемлет,

Не качаясь поле дремлет.

 

А.Фет

-А вот еще одна картина  о летнем вечере. Ее написал  художник Станислав Юлианович  Жуковский. Называется она «Пейзаж.  Лес».

(открывается картина)

-Как вы думаете, какой  закат наблюдал художник и  где? Догорает день, зарею Ярко  пышут небеса,

А вдали туманной мглою  Одеваются леса.

С.Дрожжин

-Бесконечная стеная леса, и, повторяя ее изгибы, уходит  вдаль насыпь с колеей и  железной дорогой. Последние лучи  солнца окрасили все в красновато-лиловые,  теплые коричневые оттенки. Только  кое-где выделяется еще прозрачными  пятнами светлая зелень листвы  березок и сверкают их бело- розовые стволы, ветви. Вдалеке  лес превращается в сплошную  массу, создавая ощущение бескрайности, бесконечности. Правая сторона  картины погружена в коричневатую  тень. Небо пылает лилово-сиреневыми  тонами, и легкие вечерние облачка  светятся оранжево-желтоватыми красками. Краски яркие, нарядные, создают  настроение светлой печали.

-Посмотрите еще раз  на эти картины и скажите,  цвета природы зависят от того  какое время суток?

-Да, вечерний свет, вечерняя  заря все окрашивает в розоватые,  красноватые, лиловые, фиолетовые  или коричневые тона.


Информация о работе Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема