Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 21:52, курсовая работа

Описание работы

Проблема эстетического воспитания и развития дошкольников является традиционно одной из наиболее важных в педагогике. Еще в работах В.Г. Белинского отмечено, что «эстетическое чувство, получаемое человеком от природы, должно возвыситься на ступень эстетического вкуса, приобретаемого воспитанием и развитием»
Научить видеть прекрасное вокруг себя в окружающей действительности призвана система эстетического воспитания.
«Эстетическое воспитание будет плодотворным при участии всех, кто причастен к формированию личности с раннего возраста»

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.1. Теоретические основы эстетического воспитания детей дошкольного возраста…………………………………...…………….............................6
1.2. Произведения живописи как средство эстетического воспитания дошкольников…………………………………………………………….12
1.3. Теоретические основы формирования эстетического вкуса детей дошкольного возраста……….………………………………………...…28
1.4. Современный опыт ДОУ по формированию эстетического вкуса дошкольников …………………………………….…………...................36
Выводы по первой главе………………………………………………....43
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ
ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
ПОСРЕДСТВОМ ЖИВОПИСИ
2.1. Методика констатирующего эксперимента…………………………….45
2.2. Методика формирующего эксперимента……………………………….56
2.3. Результаты экспериментальной работы…………………………...........63
Выводы по второй главе………………………………………………….67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………....68
БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………………...70
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………...74

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 100.53 Кб (Скачать файл)

СОДЕРЖАНИЕ

 

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3

ГЛАВА I.  ЭСТЕТИЧЕСКОЕ  ВОСПИТАНИЕ  ДЕТЕЙ    ДОШКОЛЬНОГО  ВОЗРАСТА  КАК  ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ  ПРОБЛЕМА

1.1.   Теоретические основы эстетического воспитания детей дошкольного возраста…………………………………...…………….............................6 

1.2.   Произведения  живописи как средство эстетического воспитания  дошкольников…………………………………………………………….12

1.3.   Теоретические основы формирования эстетического вкуса детей дошкольного возраста……….………………………………………...…28

1.4.   Современный опыт ДОУ по формированию эстетического вкуса дошкольников …………………………………….…………...................36          

 Выводы по первой  главе………………………………………………....43

ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ   ИССЛЕДОВАНИЕ                   

 ВОЗМОЖНОСТИ  ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ        

           ЭСТЕТИЧЕСКОГО   ВКУСА  СТАРШИХ  ДОШКОЛЬНИКОВ                  

 ПОСРЕДСТВОМ  ЖИВОПИСИ

2.1.   Методика констатирующего эксперимента…………………………….45

2.2.   Методика формирующего эксперимента……………………………….56

2.3.   Результаты экспериментальной работы…………………………...........63        

 Выводы по второй  главе………………………………………………….67

ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………....68

БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………………...70

ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………...74

Введение       

Проблема  эстетического воспитания и развития дошкольников является традиционно одной из наиболее важных в педагогике. Еще в работах В.Г. Белинского  отмечено, что «эстетическое чувство, получаемое человеком от природы, должно возвыситься на ступень эстетического вкуса, приобретаемого воспитанием и развитием»   [19].      

 Научить видеть прекрасное  вокруг себя в окружающей действительности  призвана система эстетического  воспитания.      

 «Эстетическое воспитание  будет плодотворным при участии  всех, кто причастен к формированию  личности с раннего возраста»  [16].      

 У всякой системы  есть стержень, основа на которую  она опирается. Такой основой  в системе эстетического воспитания  мы можем считать искусство  – живопись.      

 Искусство заключает  в себе большой потенциал для  развития личности. В исследованиях  Б.М. Неменского, Н.А. Ветлугиной, Т.С. Комаровой, Р.М.Чумичевой,  Т.Н. Дороновой, Е.А. Флериной  и др. доказано, что общение с  произведениями искусства имеет  познавательное значение, помогает  развитию и совершенствованию  чувств, активно способствует росту  эстетического сознания личности.    

 Учеными выявлено,  что, приобщая старшего дошкольника к богатейшему опыту человечества, накопленному в искусстве, в том числе изобразительном, можно  заложить прочную основу   для   формирования    эстетического   вкуса   и научить детей видеть, чувствовать и понимать прекрасное.

Важность решения данной проблемы и недостаточная разработанность  методики формирования эстетического  вкуса детей определили выбор  темы  нашего исследования: «Формирование основ эстетического вкуса старших дошкольников посредством живописи».       

Цель нашего исследования – теоретически обосновать и экспериментально проверить возможность формирования основ эстетического вкуса старших дошкольников посредством живописи.       

Объектом  исследования – эстетическое воспитание детей дошкольного возраста.       

Предмет исследования – процесс формирования основ эстетического вкуса старших дошкольников посредством живописи.      

 В качестве гипотезы мы выдвинули предположение, что формирование основ эстетического вкуса старших дошкольников посредством живописи, будет эффективным, если:

1. Художественно-эстетическая  среда ДОУ включает произведения  живописи.

2. Проводятся занятия,  дидактические игры, предусматривающие  формирование основ эстетического  вкуса старших дошкольников посредством  живописи.      

 Исходя из цели, объекта,  предмета и гипотезы нашего  исследования были определены  следующиезадачи:

1. Изучить психолого-педагогическую  литературу по проблемам эстетического  воспитания детей дошкольного  возраста.

2. Ознакомиться с практическим  опытом работы ДОУ по материалам  публикаций современных педагогических  журналов.

3. Экспериментально проверить  серию занятий и дидактических  игр по формированию основ  эстетического вкуса у детей  старшего дошкольного возраста  посредством живописи.      

 В ходе работы применялись  следующие методы:

1. Теоретический анализ  психолого-педагогической литературы.

2. Наблюдение.

3. Беседа.

4. Диагностические задания.

5. Количественный и качественный  анализ полученных результатов.       

Практическая  значимость  исследования заключается в возможности использования материалов исследования в практике ДОУ.       

Структура:  работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы из 48 источников и приложения.      

 

Глава 1. Эстетическое воспитание детей старшего дошкольного  возраста как психолого-педагогическая проблема

1.1. Теоретические основы эстетического воспитания детей дошкольного возраста

Изучение любого явления  предполагает уяснение его сущности, четкое определение понятия. В нашем  исследовании важным является понятие " эстетическое воспитание". В связи с этим представляется необходимым рассмотреть различные подходы к определению понятия "эстетическое воспитание'",его сущности.

Анализ литературы показал, что "эстетическое воспитание" является сложным научным понятием, в трактовке которого выделяются различные подходы.

Понятие "эстетическое воспитание" органически связано с термином "эстетика", обозначающим науку о прекрасном. Само слово эстетика происходит от греческого aisthetikos ,что означает "ощущение, чувство". Поэтому в общем плане эстетическое воспитание обозначает процесс формирования чувств в области прекрасного. Но в эстетике это прекрасное связано с искусством, с художественным отражением действительности. В этом смысле сущность эстетического воспитания состоит в формировании у подрастающего поколения способностей полноценного восприятия и понимания прекрасного в искусстве, жизни, выработке эстетических понятий, вкусов, идеалов, в развитии творческих задатков и дарований в области художественно-творческой деятельности (53, с. 10-11).

По мнению ученых (Н.А. Курочкина, А.И. Ходькова), эстетическое воспитание - это целенаправленное, систематическое воздействие на

личность с целью ее эстетического развития, т.е. формирования творчески активной личности, способной  воспринимать и оценивать прекрасное в природе, труде, общественных отношениях, а также испытывать потребность  в эстетической деятельности, преобразовании действительности по законам красоты (10).

Н.А. Ветлугина рассматривает эстетическое воспитание как развитие способности воспринимать, чувствовать,   понимать прекрасное в жизни и в искусстве, как воспитание стремления самому участвовать в преобразовании окружающего мира по законам красоты, как приобщение к художественной деятельности и развитие творческих способностей(55).

С точки зрения В.А.Сластенина эстетическое воспитание - это воспитание способности полноценного восприятия и правильного понимания прекрасного в искусстве и действительности.

СЮ. Бубнова придерживается следующего определения понятия "эстетическое воспитание" применительно к дошкольному  возрасту эстетическое воспитание - это процесс совместной деятельности педагогов и воспитанников, направленный на формирование эстетической культуры ребенка (54).

Эстетическая культура включает в себя определенную степень развития чувств, сознания, поведения и деятельности ребенка, а именно:

- эмоционально- чувственную  отзывчивость на прекрасное и  безобразное, 
возвышенное и низменное, героическое и пошлое, комическое и 
трагическое в искусстве, в жизни, в природе, в быту, в труде, в 
поведении и деятельности, а также способность управлять своими 
чувствами;

- знания и понимание  сущности эстетического в искусстве  и окружающей 
действительности, художественную грамотность, правильные 
представления, суждения, убеждения, связанные с эстетическим 
восприятием произведений искусства и явлений жизни;

- овладение культурным  наследием прошлого, отношение к  искусству, его 
тенденциям развития;

- степень развития творческих  способностей, интерес и стремление  к 
эстетическому освоению мира;

- мера причастности к  художественному творчеству, практическое 
участие в создании прекрасного в жизни и искусстве;

- потребность и стремление  жить "по законам красоты", утверждать 
идеалы красоты в отношениях с людьми, в труде и общественной 
деятельности(54).

В психолого-педагогической литературе наряду с понятием "эстетическое воспитание" существует понятие "художественное воспитание". Однако не следует отождествлять  эти понятия. "Художественное воспитание" есть процесс целенаправленного  воздействия средствами искусства  на личность, благодаря которому у  воспитуемых формируются художественные чувства и вкус, любовь к искусству, умение понимать его, наслаждаться им и способность по возможности  творить в искусстве. Оно направлено на художественное развитие личности, т.е. на развитие эстетического восприятия содержания и формы произведения искусства, формирование художественного  вкуса и способностей к исполнительской  и творческой деятельности в определенном виде искусства(10).

Таким образом, эстетическое воспитание формирует человека всеми  эстетически значимыми предметами и явлениями, в том числе и  искусством. Эстетическое воспитание, используя для своих целей  художественное воспитание, развивает  человека для активной эстетической жизнедеятельности.

В целом ряде исследований выделяются задачи эстетического воспитания детей (Н.А. Курочкина, А.И. Ходькова, Н.А. Ветлугина, Г.С.Лабковская, Е.А.Флерина).К их числу относятся:

1.  Учить детей видеть, понимать и любить прекрасное в жизни, видеть 
его в природе, в быту, в общественных событиях, доступных 
ребенку, в поступках людей. Воспитывать у детей желание по мере 
своих сил быть активными участниками созидания прекрасного в 
жизни.

2. Учить ребенка видеть, понимать и любить доступные  его возрасту 
произведения искусства, выраженные в разнообразных видах 
художественного творчества (поэзия, литература, музыка, песня, 
картина и т.д.).

3. Учить ребенка активно  и все более качественно проявлять  себя в 
различных областях искусства: в пении, в пляске, чтении стихов, 
пересказе, а также в творческой деятельности (в творческой игре, 
рассказывании, рисовании, лепке, конструировании) (44).

С точки зрения Н. А. Ветлугиной задачи эстетического воспитания в детском саду следующие:

1.  Систематически развивать восприятие прекрасного, эстетические 
чувства, представления детей. Все виды искусства, природа и быт 
способствуют этому, вызывают непосредственную эмоциональную 
отзывчивость, радость, волнение, восхищение, увлеченность.

2.   Приобщать детей к деятельности в области искусства, обучая их 
художественным первоначальным знаниям, практическим умениям, 
воспитывая в них потребность и привычку посильно вносить 
элементы прекрасного в окружающую среду, общественные 
отношения.

3.   Формировать основы эстетического вкуса детей и способность 
самостоятельно оценивать произведения искусства и явления жизни.

4.   Развивать художественно- творческие способности детей. Их 
деятельность, связанная с искусством, всегда должна быть 
непринужденной, насыщенной радостным устремлением, 
творческим воображением, инициативой. Чем более эстетически

 

развит ребенок, тем прочнее  его художественные умения и навыки, тем полнее развертывается его творческая деятельность.(55). Внимание исследователей направлено на выявление условий эстетического воспитания детей. Важнейшим условием полноценного эстетического воспитания является среда, которая окружает ребенка в детском саду: здание детского сада, участок с его оборудованием и зелеными насаждениями, предметная среда: мебель, игрушки, инструменты и материалы для организации художественной деятельности детей на занятиях и вне них.

Своим внешним видом, гармонией  линий и форм, цветом, разнообразием  содержания они способствуют формированию эстетического восприятия, эстетических чувств, оценок, основ эстетического  вкуса.

Второе условие - насыщенность быта произведениями искусства: картины, скульптура, произведения декоративно - прикладного народного искусства, художественной литературы, музыкальные  произведения и т.д. Ребенок с  раннего детства должен быть окружен  подлинными произведениями искусства.

Третье условие - активная деятельность самих детей (их разнообразная  художественная деятельность и стойкий  интерес к ней), так как создание эстетической среды еще не определяет успех эстетического воспитания ребенка.

Четвертое условие - индивидуальный подход (учет возрастных и индивидуальных особенностей и создание соответствующих  условий для эстетического развития каждого ребенка).(10)

В исследованиях выделены основные средства эстетического воспитания. В.И. Логинова, П.Г. Саморукова считают, что средствами эстетического воспитания является все то, что педагог сознательно отбирает из окружающей среды для целенаправленного воздействия на эстетическое развитие детей. (10).

Информация о работе Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема