Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 21:52, курсовая работа

Описание работы

Проблема эстетического воспитания и развития дошкольников является традиционно одной из наиболее важных в педагогике. Еще в работах В.Г. Белинского отмечено, что «эстетическое чувство, получаемое человеком от природы, должно возвыситься на ступень эстетического вкуса, приобретаемого воспитанием и развитием»
Научить видеть прекрасное вокруг себя в окружающей действительности призвана система эстетического воспитания.
«Эстетическое воспитание будет плодотворным при участии всех, кто причастен к формированию личности с раннего возраста»

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.1. Теоретические основы эстетического воспитания детей дошкольного возраста…………………………………...…………….............................6
1.2. Произведения живописи как средство эстетического воспитания дошкольников…………………………………………………………….12
1.3. Теоретические основы формирования эстетического вкуса детей дошкольного возраста……….………………………………………...…28
1.4. Современный опыт ДОУ по формированию эстетического вкуса дошкольников …………………………………….…………...................36
Выводы по первой главе………………………………………………....43
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ
ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
ПОСРЕДСТВОМ ЖИВОПИСИ
2.1. Методика констатирующего эксперимента…………………………….45
2.2. Методика формирующего эксперимента……………………………….56
2.3. Результаты экспериментальной работы…………………………...........63
Выводы по второй главе………………………………………………….67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………....68
БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………………...70
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………...74

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 100.53 Кб (Скачать файл)

К выразительным средствам  в живописи относится и композиция – сочетание частей картины в определенном порядке. Композиция в живописи позволяет художнику выразить замысел, привлечь внимание к содержанию картины. Содержание произведения и композиция тесно взаимосвязаны, изменение построения изображаемых художником элементов влечет изменение и содержания.

Композиционные элементы в живописи – размер и формат холста, единство точки зрения, разнообразие форм и композиционный центр, равновесие, симметрия, ритм, колористическая целостность. Остановимся подробнее на их характеристике.

Выбор холста, его размер и форма зависят от задачи, которую  поставил перед собой художник, характера  изображений. Круглые, овальные холсты используются художником для передачи мягкости, лиричности, спокойствия  в передаваемых образах. Образы, созданные  на прямоугольном холсте, вытянутом  вертикально, воспринимаются как величественные, монументальные; на вытянутом по горизонтали, они видятся сдавленными, приниженными, им как бы не хватает свободы.

Точка зрения в композиции связана с выбором художником определенного горизонта и  зависит от замысла художника. Различают разные уровни горизонта. На уровне глаз – от картины веет покоем; при высоком горизонте создается ощущение простора, свободы; низкий горизонт позволяет художнику создать впечатление монументальности, могущества, силы.

При восприятии произведений живописи среди многообразия изображенных форм воспринимается прежде та, что  находится в центре, в этом проявляется  особенность нашего зрения. В каждой картине такой центр называется композиционным центром, с помощью  которого выделяется главное в произведении. Композиционный центр в живописном произведении выделяется художником по-разному: величиной фигуры, цветовым сопоставлением, светотенью, расстоянием между фигурами.

Композиционному центру подчинены  все остальные детали картины. Логическое «прочтение» содержания всего произведения начинается с восприятия композиционного  центра, благодаря этому устанавливается  связь элементов картины, чем  и достигается целостность восприятия произведения.

Создавая художественное полотно, художник добивается равновесия в картине. В живописи равновесие достигается не равным количеством  размещенных объектов, а некоторыми элементами художественной выразительности. Такими элементами являются масса предметов, расположенных на полотне слева  и справа, тон и цвет изображенных объектов.

Важным компонентом в  композиции, усиливающим выразительность  произведения, выступают  контрасты. Контрасты в картине достигаются через сопоставление цвета (ярко приглушенного), мимики, движений (динамических и спокойных), изображение одновременно красивого и уродливого, доброго и злого.

Создавая произведение, художник в композиции тоже использует ритм. В картине ритм выступает как организующее начало и как средство выразительности, он помогает зрителю понять содержание и выявить идею произведения. Ритм в живописном произведении проявляется в повторении величин изображенных объектов, световых и цветовых пятен, движений, жестов. Ритмическое построение в картине прослеживается как на ее плоскости, так и в пространственном изображении предметов.

Именно ритм придает живописному  полотну мелодичность и поэтичность.

Необходимо отметить и  роль цвета в композиции. В композиции свет и цвет позволяют выделить композиционный центр, переключают наш взор от интенсивно окрашенных объектов к более темным, спокойным, вводя таким образом  в содержание композиции. Цвет и  свет устанавливают связь между  центром картины и ее второстепенными  деталями.

Полагаем, что живопись, раскрывающая красоту окружающей природы и  красоту человека, может способствовать формированию эстетического вкуса  старших дошкольников.

На современном этапе  развития общества, перед педагогами дошкольных учреждений одной из важных задач стоит развитие у детей  художественно эстетического вкуса  выразительными средствами произведений живописи. В старшем возрасте целесообразно  познакомить детей с двумя  иллюстрациями к одному стихотворению.

В свободное время можно  организовать работу по углубленному знакомству ребят со средствами выразительности, которыми художники воссоздают образы и картины природы: лес, деревья  разных пород, состояние погоды.

В процессе  ознакомления детей с живописью  выделяют три этапа.

По мнению Р.М. Чумичевой, на первом этапе ознакомления с живописью  используют искусствоведческий рассказ.

Структура рассказа:

Сообщение названия картины, фамилии художника.

- О чем написана картина?

- Что самое главное  в картине? (композиционный центр), как оно изображено (цвет, построение, расположение).

-  Что изображено вокруг главного в произведении и как с ним соединены детали (так идет углубление в содержание картины, устанавливается связь между содержанием и средствами его выражения).

- Что красивого показал  своим произведением художник?

- О чем думается, что  вспоминается, когда смотришь эту  картину?

Искусствоведческим рассказом  создается интерес к данной картине, формируется умение внимательно  ее рассматривать, эмоционально откликаться  на ее содержание.

На занятии дается рассказ  по картине только тогда, когда картина  предварительно рассмотрена.

После искусствоведческого  рассказа предлагается конкретные вопросы, направленные на перечисление увиденного, на детальное рассматривание, с тем, чтобы подвести детей к пониманию  содержания картины.

Например:

- Что изображено на  картине?

- Как вы думаете, что  самое главное в картине?

- Как это изобразил  художник?

- Что в картине самое  яркое? Сразу бросается в глаза?

- Что этим хотел сказать  художник?

- Какое настроение передал  художник?

- Как вы догадались, что  именно это настроение передано  в картине?

- Как это удалось художнику  сделать?

- О чем вам думается  или вспоминается, когда вы смотрите  на эту картину?

При ознакомлении детей с  живописью, на первом этапе оправдывает  себя прием «вхождения» в картину, воссоздание предшествующих и последующих  содержанию картины событий. Это  прием целесообразен и потому, что тесно связан с игрой, творческой фантазией, с определенного рода установками на развернутое выразительное  рассказывание.

В работе часто используется художественное слово и музыка, что  усиливает интерес к живописи, обостряет эстетические чувства  ребят, повышает их эмоциональную восприимчивость.

Задачами второго этапа  являются:

·   развивать умение самостоятельно анализировать содержание картины;

·   выделять изобразительные средства;

·   формировать умение «читать» картины;

·   мотивировать эмоционально-личностное отношение к произведению.

На этом этапе  рассматривание картины осуществляются с постановкой вопросов более обобщенного характера:

- О чем картина?

- Почему думаете так,  расскажите?

- Как бы вы назвали  картину?

- Почему именно так?

- Сравните с авторским  названием.

- Что красивого и удивительного  передал художник в образах  людей, пейзажах, предметах?

- Как он это изобразил  на картине?

- Какое настроение вызывает  картина?

- Отчего возникает такое  настроение?

- Что хотел сказать  художник своей картиной?

- Что он особенно выделил,  чтобы мы это увидели в картине?

Для такой структуры рассматривания картины отбираются дети, умеющие  внимательно и детально рассматривать  и анализировать картину. Для  остальных детей используется прием  точных установок о выполнении ребенком мыслительных действий в определенном порядке при ответе на вопрос, о  чем картина, внимательно посмотри, что на ней изображено, что самое главное, как художник это показал, а потом отвечай на вопрос о чем картина.

Прием точных установок позволяет  учить детей логично рассуждать, открывает путь к самостоятельному поиску ответа на поставленный вопрос, учит восприятию живописи, видению  эстетических достоинств произведения.

Художник создает произведение на основе его представлений о  мире, содержащих в себе идеи, взгляды, оценки, установки общества, которые  выстраиваются в картине в  логической взаимосвязи.

Прием точных установок дает ребенку путь познания замысла художника.

Прием композиционных вариантов  предлагают словесный или наглядный  показ того, как меняется содержание картины, настроение, выраженный в ней  в зависимости от изменения композиции, (определенного порядка в соотношении  элементов произведения) или колорита (цветового сочетания), в картине, людьми, предметами, изображенными  художником.

Понимание взаимосвязи и  взаимозависимости цвета, колористических  решений и содержания картины  помогает ребенку осознанно воспринимать произведение, что углубляет и  обостряет чувства детей, делает их способными сопереживать героям картины.

Суть следующего приема колористических  вариантов: в изменении колорита картины путем словесного описания или наложения цветной пленки на цвет художника.

Детям можно задать следующие  вопросы:

- Что изменилось бы  в настроении картины, в отношениях  людей, если бы художник написал  картину в холодных тонах, а  не в теплых?

- Сравните, какой цвет  «звучит» в картине более красиво  – красный, выбранный художником, или, скажем, синий.

- Что хотел передать  этим цветом художник? (закрываем  пленкой синего цвета изображенную  художником форму).

Приемы композиционных и  колористических вариантов позволяет  научить детей понимать взаимосвязь  между содержанием и средствами выразительности, одновременно как  бы включает ребенка в «сотворчество» с художником. Мысленно изменяя цвет картины и ее композиционное построение, ребенок по-своему повторяет путь чувств и мыслей художника в процессе создания произведения, приобретая тем  самым собственный эстетический опыт.

Важно, чтобы ребенок мог  высказать свое отношение к произведению. Вместо рассказа-образца по картине, который может привести к пассивному восприятию произведения,  используются расчлененные вопросы:

- Что понравилось в  картине? – позволяет ребенку  выделить одного героя.

- Чем она понравилась?  – нацеливает ребенка на восприятие  произведения как целостного  художественного образа. Учит выделять  уже не единичный образ, а  действие, устанавливать связь между  изображенными предметами и явлениями.  Он подготавливает ребенка к  пониманию, почему понравилась  картина.

В работе используются различного рода эмоциональные установки:

«Что тебе вспоминается, когда  ты смотришь эту картину?» 

«О чем тебе думается?»  

«Что тебе представляется?»

Такие чувства, сопереживание, побуждают ребенка использовать индивидуальный опыт при восприятии картины.

Лишь на основе последовательного  применения конкретных вопросов и эмоциональных  установок можно подвести детей  к пониманию сложного обобщенного  вопроса: «почему понравилась картина?». Ребенок учится эмоционально высказывать  свое личностное отношение к понравившемуся произведению.

На третьем этапе ознакомления детей с живописью используется следующие приемы

·   Сравнение.

·   Классификация картин.

·   Мысленное создание собственной картины по названию картины художника.

·   Различные дидактические игры и приемы.

В основе этих приемов лежит  прием сопоставления произведений разных художников, жанров, сравнение  изображенного на картине со своим  личным опытом, реальной действительностью.

Вначале дается две картины  разных художников одного жанра, но отражающие разные настроения (контрастные). П.П.Островский «Сыновья» и А.А.Пластов «Ярмарка», а затем картины одного художника, но разного колористического решения  «Золотая осень» и «Март» И.И.Левитана.

Для сравнения можно называть картины разных художников, но одной  тематики.

Вначале репродукции сравниваем по контрасту – настроению, цвету, композиции, выделяя лишь один признак, затем дети учатся определять отличительные  признаки – по цвету, расположению, освещенности, динамике.

Умению сравнивать картины  по контрасту учат при помощи приема классификации картин по теме, общему цветовому решению, настроению, жанру. (отбираем вначале те, что рассказывают нам о времени года, отобрать попарно: покой и движение, веселье, радость  и задумчивость, грусть.)

Картины, выполненные цветовыми  пятнами и ярким сочным, локальным  цветом («Хлебное поле» Н.П. Рышева и  «Месяц хлебный» А.В. Усачева, «Раздолье» А.А. Дейнеки, «Сыновья» П.П. Осовского, «Мартовские тени» В.Я. Юкина и  «Семья» Ю.П. Кугача.)

Для творческого восприятия картины детей надо побуждать  к постановке вопросов о просмотренном  произведении: «Дети, давайте задавать друг другу вопросы об этом произведении. Кто хочет задать вопрос? Какой  вопрос хочешь задать ты? О чем бы ты хотел спросить товарища?»

Конкурс «Кто задаст больше вопросов о данном произведении?»

Игровые приемы: роль корреспондента, художника, экскурсовода. Вопросы лучше  объединять в группы:

1. О средствах выразительности,  используемых художником: Как написал  художник светлый день, а солнца  нет? Почему у одного художника  все четко вырисовывается, а у  другого нечетко?

2. О нравственных нормах  поведения людей: А для чего  так много полотна ткут ткачихи?  А почему дети убирают картошку?

3. О деятельности самого  художника: Как получились у  художника такие яркие краски. Почему братья Ткачевы написали  на картине «Трудовые будни»  себя? Почему художники знают,  о чем писать картины?

4. О событиях, предшествующих  картине и последующих: Как  дальше будут праздновать день  рождения железной дороги? (В.Ф.Жемерикин  «Серебряные рельсы») и т.д.

Информация о работе Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема