Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 21:52, курсовая работа

Описание работы

Проблема эстетического воспитания и развития дошкольников является традиционно одной из наиболее важных в педагогике. Еще в работах В.Г. Белинского отмечено, что «эстетическое чувство, получаемое человеком от природы, должно возвыситься на ступень эстетического вкуса, приобретаемого воспитанием и развитием»
Научить видеть прекрасное вокруг себя в окружающей действительности призвана система эстетического воспитания.
«Эстетическое воспитание будет плодотворным при участии всех, кто причастен к формированию личности с раннего возраста»

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.1. Теоретические основы эстетического воспитания детей дошкольного возраста…………………………………...…………….............................6
1.2. Произведения живописи как средство эстетического воспитания дошкольников…………………………………………………………….12
1.3. Теоретические основы формирования эстетического вкуса детей дошкольного возраста……….………………………………………...…28
1.4. Современный опыт ДОУ по формированию эстетического вкуса дошкольников …………………………………….…………...................36
Выводы по первой главе………………………………………………....43
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ
ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
ПОСРЕДСТВОМ ЖИВОПИСИ
2.1. Методика констатирующего эксперимента…………………………….45
2.2. Методика формирующего эксперимента……………………………….56
2.3. Результаты экспериментальной работы…………………………...........63
Выводы по второй главе………………………………………………….67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………....68
БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………………...70
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………...74

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 100.53 Кб (Скачать файл)

 Красоту этих картин  дети отмечали внешностью, поведением, своими делами, поступками. Дети  с удовольствием слушали сказки  к этим произведениям, и картины  казались еще красивее.      

 Жаль, что в нашем  городе нет возможности любоваться  картинами в музее. Но полагаем, что родители обязательно поведут  своего ребенка в музей, по  возможности, в любом другом  городе.      

 Общение с детьми  по поводу живописи продолжалось  день за днем: на прогулке, читали  стихи, наблюдали за погодой,  играли в различные игры, но  всегда обращали внимание на  то, чтобы последующее произведение  напоминало детям ту погоду, которую  мы видели сегодня.      

 Таким образом, мы  можем сделать вывод, что знакомство  детей с произведениями живописи  оживило воспитательный процесс  по формированию  эстетического вкуса, вызвало желание встретится с ними вновь.       

 Наша работа по второму  направлению предусматривала педагогический  всеобуч. Это основная форма  работы с родителями; которая  включила с информационными материалами,

1. Оформление ширмы– сообщающими  родителям минимум знаний о  жанрах живописи и об особенностях  восприятия произведений каждым  ребенком

2. Подготовка папки-передвижки  на темы:

- «Что такое живопись?»

- «Формируем эстетический  вкус старших дошкольников».

-   Советы родителям.

-   В музее с ребенком.

3. Оформление совместно  с родителями выставки картин  в детском саду.

Мы отметили заинтересованность родителей в реализации решаемой проблемы. Они предлагали свои услуги в оформлении выставки, помогали приобретать  произведения живописи.      

 Мы считаем, что проявленный  интерес родителей к изучаемой  нами теме поможет в дальнейшем  совершенствовать работу ДОУ  по формированию эстетического  вкуса старших дошкольников посредством  живописи.

Таким образом, проведенная  нами работа с детьми и их родителями способствовала формированию основ  эстетического вкуса у детей  старшего дошкольного возраста, что  подтверждается результатами контрольного эксперимента.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

2.3 Результаты экспериментальной  работы      

 Для того чтобы определить  уровень сформированности эстетического  вкуса детей после проведения  формирующего эксперимента, мы провели  контрольный срез.      

 При его проведении  применялась та же методика, что  и на констатирующем этапе.  Это позволило сравнить результаты  и сделать определенные выводы  о возможности и необходимости  формирования основ эстетического  вкуса старших школьников посредством  живописи.      

 Мы убедились, что  ответы детей были на ином, качественно новом уровне. На  вопрос «Почему ты считаешь, что  эта картина красивая?» большинство  детей свидетельствовали о понимании  своего выбора картин.

Лера К.- Эта картина  по-своему красива. Я думаю, что это  море теплое и доброе.

Сергей Б.- В моей картине, которую я выбрал, можно увидеть, как цвет плавно переходит от темного  к светлому солнце светит. Поэтому  картина такая светлая. Думаю, что  это утро.

Света С.- Мне понравилась  картина «Аленушка». В картине  она грустит. Думаю, что художник,  наверное, тоже грустил, когда рисовал».

Катя П.- Я хотела бы развеселить  ее чем-нибудь.

Алина М.- Я люблю яркие  краски. В этой картине много ярких  красок. Такое радостное настроение передал художник, и я это увидела.

Андрей М.- Я бы выбрал эту  картину. Мне нравятся богатыри, сильные, отважные, мужественные. Они друзья. Могут друг друга защищать.      

 Анализируя ход беседы, мы заметили проявление уверенности  большинства детей  13 детей (65 %) при ответах на вопросы.      

 Значительно улучшилась  степень  эмоциональных проявлений в выборе картин. Дети переживали настроение героев, сочувствовали, могли прийти на помощь – 5 детей (25 %).      

 Наше участие в воспитательном  процессе вызвало заинтересованность  детей к занятиям по изодеятельности.  Нас встречали вопросами: «Какую  картину вы нам принесли сегодня?»  Активность в деятельности детей  наблюдалась продолжительное время,  желание рассматривать альбом  с иллюстрациями и игра не потеряли интереса детей. Только 1 ребенок (5 %) с трудом шел на контакт со взрослыми.      

 Графическая интерпретация  полученных числовых данных может быть представлена следующим образом (гистограммы 5, 6, 7).    

 Гистограмма 5

Представления дошкольников о средствах выразительности

в произведениях  живописи

 

 
 
 

Гистограмма 6

Степень эмоциональных  проявлений

 

Гистограмма 7

Определение уровня активности

 

 
 
      

 К высокому уровню  понимания дошкольниками красоты  произведений живописи (как основу  эстетического вкуса) на контрольном  срезе мы отнесли 13 детей (65 %), к среднему – 5 детей (25 %), к низкому 1 ребенок (5 %).      

 Результаты уровней  эстетического вкуса дошкольников  констатирующего    и     контрольного     экспериментов      приведены    в  гистограмме 8.                                                                                                

 Гистограмма 8

Уровни сформированности основ эстетического вкуса 

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

 

  

 

Выводы по  II  главе  

 

 

        На первом, констатирующем, этапе  экспериментальной работы представления  дошкольников о красоте произведений  живописи (как основы формирования  художественного вкуса) были недостаточно  сформированы, а у некоторых детей  полностью отсутствовали. У детей  старшего дошкольного возраста  существует вполне самостоятельное  мнение по поводу красоты. Уверенно  можно сказать о том, что  дети не равнодушны к произведениям  живописи, они замечают ее проявления  и обозначают словом  «красиво       Результаты контрольного этапа эксперимента показали повышение уровня сформированности эстетического вкуса старших дошкольников после проведенных занятий, дидактических игр, бесед со взрослыми.       

 Таким образом, мы  можем сделать вывод, что работа, проведенная нами по формированию  основ эстетического вкуса старших  дошкольников посредством живописи, имела положительный результат:  грамотное воспитание у детей  старшей группы чувства красоты  помогает формированию более  совершенных отношений ребенка  к окружающему миру, природе, людям.  Знания, полученные на занятиях, дошкольниками будут востребованы  в дальнейшей жизни. Мы убедились,  что средства живописи доступны  и понятны детям дошкольного  возраста и педагогически правильно  построенная технология ознакомления  с ней способствует формированию  эстетического вкуса. 

 Проведенное исследование  не претендует на исчерпывающую  полноту в разработке проблемы. Углубление изучения проблемы  может быть связано с дальнейшей  разработкой содержания формирования  эстетического вкуса старших  дошкольников не только на  основе ознакомления с пейзажной  живописью и сюжетной картиной, но и посредством использования  других жанров живописи.

 
 
 

 

Заключение      

 Формирование основ  эстетического вкуса старших  дошкольников – это важное  направление методики воспитания  детей дошкольного возраста. Одним  из средств, используемых в  этом процессе, являются произведения  живописи.      

 Современными исследователями  Т.С. Комаровой, Б.М. Неменским,  Н.П.Сакулиной, Е.А. Флериной, Р.М.  Чумичевой и др.  доказана возможность использования различных методов и форм работы по формированию эстетического вкуса у детей старшего дошкольного возраста.       

 Проведенное исследование  показало, что эффективность работы  по формированию эстетического  вкуса  у детей зависит от правильно выстроенной технологии и методов обучения. На основе анализа педагогических исследований, в процессе экспериментальной работы нами была доказана возможность формирования  эстетического вкуса старших дошкольников посредством живописи.      

 Теоретическое изучение  проблемы исследования и результаты  педагогического эксперимента подтвердили  корректность выдвинутой гипотезы  и позволили сформулировать следующие выводы:      

 Исследование доказало  возможность формирования основ  эстетического вкуса старших  дошкольников посредством живописи  на занятиях по изобразительной  деятельности и в свободное  от занятий время.      

 На основе выявленных  знаний с учетом индивидуальных  и возрастных особенностей детей  были проведены специальные занятия  с использованием игровой мотивации.       

 Эксперимент показал  эффективность разработанных нами  мероприятий.       

 Вкус как важнейший  компонент эстетического сознания  формируется, прежде всего, в  процессе восприятия подлинных  произведений искусства. Умение  видеть прекрасное, понимать его  суть помогает противостоять  негативному влиянию псевдокультуры, становится ориентиром в понимании  красоты и в искусстве, и  в жизни, а итоге – важнейшим  фактором развития общей культуры.

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
 

Библиография

 

1. Аркин Е.А. Родителям  о воспитании // Дошкольное воспитание. – 2002. -  №3.  - С.29

2. Аюева И. Воспитывай  личность //Дошкольное воспитание. -  2002. -  №2. – С. 8

3. Бочарова Н.Е. Как приобщить  детей к искусству //Дошкольное  образование. -  2002. -  № 11.

4.  Ванюшкина Л. Мир открываем заново: Программа для дошкольных образовательных учреждений «Кругозор» //Дошкольное воспитание. -2003. -  №5. - С.28

5. Ветлугина Н.  Художественное творчество и ребенок- М, 1987.

6. Волошкина М.И. Современные  программы для дошкольных образовательных  учреждений //Начальная  школа. – 2000. - № 1. – С. 13-20.

7. Воробьева Д.И. Гармония: Интегрированная программа интеллектуально-художественного  развития личности дошкольника.  – СПб., 1995.

8. Детство:  Программа развития и воспитания детей в детском саду /Под ред. Бабаевой Т.Н., Михайловой З.А., Гуревич Л.М.  и др. – СПб., 1996.

9. Дронова О. Диагностика  и формирование представлений  о красоте в старшем дошкольном  возрасте //Дошкольное воспитание. -  1996. -  №6. -  С.97

10. Дронова Т.Н. и др. Из детство в отрочество: Программа  для родителей и воспитателей. – М., 1997.

11. Дошкольная педагогика. /Под ред. В.И. Логиновой, П.Г.  Саморуковой.-  М., 1988

12. Дремов А.К. Основы  эстетического воспитания. - М., 1975

13. Жданова Т.В. Художественно-эстетическое  развитие детей //Ребенок в  детском саду. -  2002. -  №2. - С.62

14. Золочевский С.А. Какого  цвета мир: Программа развития  цветовосприятия для детей 6-7 лет. – М., 1994..

15. Зубарева К. Хрестоматия  по эстетическому воспитанию. –  М.: Высшая школа, 1986

16. Исток: Программа художественно-творческого  развития детей дошкольного возраста /Воденникова Т.А., Демчук В.Г., Кошелева  Е.В. и др. – Курган, 1996.

17. История эстетики. Памятники  мировой эстетической мысли. - М.: Искусство, 1964.

18. Казакова Т.Г. Развивайте  у дошкольников творчество: Методическое  пособие для воспитателей. - М., 1985

19. Коган Л.Н. Искусство  и мы. - М., 1995.

20. Компанцева Л.В. Поэтический  образ природы в детском рисунке. - М., 1985.

21. Копцева Т.А. Природа  и художник: Программа по изобразительному  искусству. – М., 2001.

22. Красота. Радость. Творчество /Под ред. Т.С. Комаровой. –  М., 2000.

23. Крупская Н.К.  О дошкольном воспитании. - М.: Учпедгиз, 1959.

24. Курочкина Н.А. Дети  и пейзажная живопись. Времена  года. Учимся видеть, ценить, создавать  красоту.  -  СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003.

25. Кутьина Н. На пути  к музею //Дошкольное воспитание. – 2002. -  №5. -

26. Куцакова Л.В., Мерзлякова  С.И. Программа «Росинка». –  М., 1996.

27. Лабунская Г.В. Художественное  воспитание детей в семье. - М., 1970

28. Лихачев Д.С. Земля  родная. -  М., 1983.

29. Локк Дж. Избранные философские  произведения. Т.1.  - М., 1960. -

30. Лосев А.Ф., Шестаков  В.П. История эстетических категорий.  – М., 1985.

31. Малыгина Е. Уметь  видеть прекрасное //Дошкольное воспитание. – 2002. -  №5.

32. Малыши и Музы. - М., 1972. -  С.34

33. Мастера искусства об  искусстве.  Т.7. - М., 1970.

34. Мацкевич М. Войди  в мир искусства //Дошкольное  воспитание. – 1998. -  №4. - С.16

35. Пантелеева Л.В. Музей  и дети. - М., 2000.

36. Программа воспитания  и обучения в детском саду. /Под ред. М.А. Васильевой. –  М.,  1987

37. Прогулки в детском  саду /Под ред. Киселевой Г.М., Пономаревой  Л.И. - Шадринск, 2004

38. Радуга: Программа и  руководство для воспитателей  детского сада /Под ред. Т.Н.  Дороновой. – М., 1981.

39. Савушкина Е. Здесь  мало увидеть, здесь нужно всмотреться. //Дошкольное воспитание – 1997. -  №6.

40. Система эстетического  воспитания в детском саду /Под  ред. Н.А. Ветлугиной. – М., 1987.

Информация о работе Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема