Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 21:52, курсовая работа

Описание работы

Проблема эстетического воспитания и развития дошкольников является традиционно одной из наиболее важных в педагогике. Еще в работах В.Г. Белинского отмечено, что «эстетическое чувство, получаемое человеком от природы, должно возвыситься на ступень эстетического вкуса, приобретаемого воспитанием и развитием»
Научить видеть прекрасное вокруг себя в окружающей действительности призвана система эстетического воспитания.
«Эстетическое воспитание будет плодотворным при участии всех, кто причастен к формированию личности с раннего возраста»

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.1. Теоретические основы эстетического воспитания детей дошкольного возраста…………………………………...…………….............................6
1.2. Произведения живописи как средство эстетического воспитания дошкольников…………………………………………………………….12
1.3. Теоретические основы формирования эстетического вкуса детей дошкольного возраста……….………………………………………...…28
1.4. Современный опыт ДОУ по формированию эстетического вкуса дошкольников …………………………………….…………...................36
Выводы по первой главе………………………………………………....43
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ
ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
ПОСРЕДСТВОМ ЖИВОПИСИ
2.1. Методика констатирующего эксперимента…………………………….45
2.2. Методика формирующего эксперимента……………………………….56
2.3. Результаты экспериментальной работы…………………………...........63
Выводы по второй главе………………………………………………….67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………....68
БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………………...70
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………...74

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 100.53 Кб (Скачать файл)

5. Об окружающей действительности: Почему Красная площадь называется  красной? (К.Ф.Юон «Демонстрация на  Красной площади») и т.д. 

 

 
 

1.3 Теоретические  основы  формирования  эстетического вкуса детей дошкольного возраста

Существует множество  определений понятия «эстетическое  воспитание», но, рассмотрев лишь некоторые  из них, можно выделить основные положения, раскрывающие  его сущность.      

 Во-первых, это процесс  целенаправленного воздействия.  Во-вторых, это формирование способности  воспринимать и видеть красоту  в искусстве и в жизни, оценивать  ее. В-третьих, задача эстетического  воспитания – формирование эстетических  вкусов и идеалов личности. И,  наконец, в-четвертых, - развитие  способности к самостоятельному  творчеству и созданию прекрасного  [10].      

 Это воспитание начинается  с воспитания у ребенка эстетической  восприимчивости ко всему, что  его окружает. «Это вполне доступная  задача, пишет известный исследователь  художественного воспитания детей  Г.В. Лабунская. -  Даже самому маленькому ребенку присущи элементарные эстетические чувства. Он тянется к яркой народной игрушке, он ощущает удовольствие, слушая веселую песенку.… Как часто мы слышим от ребенка восторженные  восклицания: «Посмотри, какой красивый цветок!», «Смотри, какая бабочка!» Но мы не всегда обращаем на это должное  внимание»  [26].      

 Яркие зрительные образы  живописных произведений эмоционально  воспринимаются детьми, будят их  фантазию, воображение, развивают  наблюдательность и интерес ко  всему окружающему. Рассматривая  картины, отвечая на вопросы  педагога, высказывая свое отношение  к изображенному на них, дети  учатся понимать, чувствовать «дух»  искусства [52].      

 По мнению Н.А. Ветлугиной, благодаря взаимодействию чувственного  восприятия, эмоций, слова, эстетическое  переживание ребенка обогащается  и становится разностороннее. Анализ детских высказываний свидетельствует о зарождающемся вкусе   [52].    

Многочисленные проблемы, которые стояли и стоят перед  исследователями проблем формирования  эстетического вкуса, были сформулированы довольно отчетливо уже в первых работах на эту тему: «Существует хороший вкус, и только он хорош, - пишет французский теоретик  искусства Шарль Баттё – В чем же он состоит? От чего зависит? От объекта или гения, оперирующего этим объектом? Существуют ли вкусовые критерии? Что является его органом – ум или сердце, или то и другое?» [16].            

 Воспитание эстетического  вкуса – одна из наиболее  сложных задач, успешное осуществление  которой является важнейшим критерием  эффективности всего эстетического  воспитания в целом. С воспитанием  вкуса личности, эстетические взгляды  общества, его эстетические  принципы и установки  превращаются в глубокие, основательные  эстетические убеждения человека, делаются его эстетическими привычками; именно эстетический вкус, как внутреннее побуждение к конкретному акту поведения, к оценке своей деятельности и поступков, облика, манеры действия других людей, к эстетической оценке предметов и явлений окружающего мира, характеризует реальное эстетическое сознание, истинные эстетические потребности и стремления личности.      

 Эстетический вкус  и создаваемые на его основе  продукты составляют реальность  эстетического сознания человека.       

 Основными категориями  эстетического сознания являются  эстетическое чувство, эстетическая  потребность, эстетический вкус, эстетическая теория и эстетический  идеал. Этот перечень не полон,  но он охватывает основные  стороны сознания эстетического  субъекта.      

 Рассмотрим содержание  понятия «эстетический вкус».      

 Эстетический вкус  по своей сущности выступает  как своеобразный регулятор эстетической  деятельности и эстетического  восприятия мира человеком. Вкус  выступает как своеобразное средство  отражения эстетических достоинств  самых различных предметов действительности, и как воплощение в непосредственно-эмоциональной  форме эстетического отношения  человека   к этим предметам, и как критерий совершенства  или  несовершенства деятельности по преобразованию мира в соответствии с законами красоты и результатов продуктов этой деятельности.      

 Вкус представляет  собой устойчивую систему эстетических  симпатий и предпочтений, а также  и антипатий, конкретизирует и  «расшифровывает» эстетические  потребности  [40].      

 Эстетические потребности  составляют основу художественного  вкуса.      

 На развитие эстетических  потребностей влияют предметы  эстетического восприятия: произведения  искусства и литературы, архитектура  и музыка, народное творчество, самодеятельное  искусство. Важнейшее место среди  них занимают произведения изобразительного  искусства.      

 Человек, воспринимая  графику, живопись, архитектуру,  скульптуру видит их эстетические  качества, которые оказывают влияние  на развитие эстетических потребностей, оценок, суждений  [52].      

 В словаре по эстетике  «вкус эстетический» определяется  как способность человека  по  чувству  удовольствия или неудовольствия («нравится» - «не нравится») дифференцированно воспринимать и оценивать различные эстетические объекты, отличать прекрасное от безобразного в действительности и в искусстве. По отношению к оценке  произведений искусства вкус эстетический конкретизируется как художественный вкус [51].      

 Художественным вкусом  должен обладать в первую очередь  сам создатель  произведений искусства, поскольку он в известной степени «программирует» характер дальнейшего восприятия своих произведений и в некотором смысле является «законодателем» эстетических вкусов общества.      

 А.К. Дремов полагает, что   «Эстетический вкус – это способность непосредственно, по впечатлению, без особого анализа чувствовать, отличать подлинно прекрасное, подлинные эстетические достоинства явлений природы, общественной жизни и искусства» [11].      

 Конкретное выражение  эстетического вкуса – оценка! Эстетический вкус относится  к разряду духовных ценностей  личности. Вкус – это культура  выбора. Художественный вкус является  основой в определении эстетического  отношения  к действительности   [53].      

 Вкус есть мерило  выбора и критерий меры. В нем  есть важное, принципиальное, устойчивое  и переходящее, временное, несущественное. Будучи принципиальным и непримиримым  в первом, истинный вкус динамичен  и гибок во втором.         

 Критерием хорошего  или дурного вкуса, как верно  отмечает Л.Н. Столович, «выступает  отношение вкусовой оценки к  объективной ценности, соответствие  или не соответствие ее с  этой ценностью» [43].           

 Истинные образцы хорошего  вкуса, учили французские просветители  и, в частности Руссо, определяются  своей близостью к природе,  к ее проявлениям.      

 Эту мысль в XIX  веке неоднократно повторяли художники – реалисты, связывая «здоровье вкуса» со следованием логике самой жизни. «Красота – дело вкусов; для меня она вся в правде,- писал И.Репин. – Жизнь, свет, солнце, движение, драматизм всегда имели, и всегда будут иметь за собой самый большой контингент потребителей. А большинство, особенно если оно разумно и здорово, - великая сила» - в этих словах художника отчетливо выражена великая идея о прекрасном, коренящемся в жизни, в действительности [32].      

 Когда истинная ценность  смещена в представлении людей,  замечает Д.Локк, «человеческие вкусы  испорчены» [28].      

 Немецкие просветители XVIII века рассматривали вкус как  одну из познавательных  способностей человека. «Вкус, - подчеркивает один из них, - соединяя все силы души, воспринимает сразу все, что относится к сущности вещи, поскольку она чувственно познаваема» [29].       

 В искусстве критерий  красоты произведения не исчерпывает  его познавательного, нравственного,  коммуникативного значения. Одной  эстетической мерки познания  и оценки произведения искусства  недостаточно для полноты оценки  содержания и социальной роли  художественного творения. Существуют  другие критерии оценки произведений  искусства;

- критерий правдивости  художественного отражения;

- значимости проблем и  идей, выдвигаемых художником, и  принципов их решения;

- художественного мастерства, воздействия искусства на человека.       

 Эстетический критерий  является важным, но не единственным  критерием в сфере оценки явлений  художественной культуры, а значит, и в сфере художественного  вкуса.      

 Развитие эстетического  вкуса является необходимой предпосылкой  и важнейшим условием для формирования  вкуса художественного. От постижения  ритма, цвета, объема, звука эстетическое восприятие мы постепенно уже в раннем детстве переходим к пониманию их содержательной выразительности в произведении искусства [31].      

 Исследователи художественного  вкуса отличают его различные  уровни. Вкус развивается от оценки  отдельных произведений искусства  к постижению ценности отдельных  его жанров и вводов.  По верности и глубине этих оценок мы можем судить о степени художественного развития личности. Именно вкус определяет направление ее художественных интересов  [18].             

 Процесс «всматривания», затем «созерцания» и позднее  «любования» картиной – важный  процесс формирования эстетического  восприятия, художественного мышления,  нового отношения к произведению искусства, которое вначале может и не произвести должного эмоционального всплеска в душе ребенка. Это длительный, но плодотворно-благодарный процесс воспитания личности [34].      

 Вместе с тем  художественный вкус служит основой для развития вкуса эстетического. Тот, кто постиг красоту искусства, тоньше и глубже воспримет красоту природы, красоту окружающих нас вещей, красоту человека  [31].      

 Именно поэтому художественный  вкус связан с эстетическим  вкусом, но у каждого из этих  явлений имеются и свои специфические  черты и особенности. Эстетический  вкус – не только психологическое,  но и идеологическое явление.  Первостепенной по своему социальному  значению функцией  эстетического вкуса является выдвижение целей  эстетической действительности; а где цель, там и мотивировка, и побудительный  стимул, и критерий оценки  результатов в этой действительности.       

 Таким образом, эстетический  вкус не выступает как  изолированное от других явление эстетического сознания, осуществляя многообразные связи и взаимосвязи с другими его  структурными элементами  [40].       

 На наш взгляд, особенно  важен вопрос о взаимодействии  эстетического вкуса и искусства.       

 Искусство – это  наиболее характерный и концентрированный  вид эстетического сознания, эстетического  отношения  человека к действительности. Специфика искусства как формы общественного сознания и эстетической действительности состоит в том, что оно отображает все стороны жизни общества  и природы в художественных образах и поэтому своим основным внутренним смыслом  имеет создание эстетических ценностей  [11].      

 Хорошо развитый эстетический  вкус необходим для восприятия  и понимания произведений искусства. С другой стороны постоянное общение с искусством, чтение  художественной литературы, посещение театров и концертов, картинных галерей и  художественных выставок являются мощным средством воспитания, совершенствования эстетического вкуса  [11].      

 Искусство для ребенка  должно быть высокохудожественным  и обладать  идейно-воспитательной ценностью.       

 Гёте говорил, что  посредственные вещи не развивают  вкуса, его развивают только  самые лучшие.      

 Высокое качество искусства  для детей является обязательным требованием  отечественной педагогики и деятелей искусства. Правильная подача  искусства детям, умение раскрыть произведение перед ребенком – важнейшая задача воспитателя  [44].      

 По  мнению А.Ф. Мерзлякова, автора статей «Замечания об эстетике», «Об изящном», «О прекрасном»,  чувство красоты свойственно природе человеческой, но не меньшую роль играет вкус. С помощью образования и воспитания вкус, может быть «приводим в совершенство» [50].      

 Жан Жак Руссо пишет:  «… хороший вкус чрезвычайно  редкая вещь, так как,  будучи дарован всем от природы  он  становится действительным лишь в результате воспитания и  воздействия социальной среды»   [40].      

 Формирование эстетического  вкуса, и прежде всего эстетического  вкуса подрастающего поколения,  определяется всеми условиями  жизни: трудовой деятельностью  людей, социальными принципами  и условиями бытия, нравственными отношениями, атмосферой быта, общения,  духовной культурой общества.      

 Эстетический вкус  способен развиваться не только  стихийно, но и целенаправленно,  в результате  проведения продуманной системы  эстетического воспитания и образования в детском саду, в семье, в школе, в различных общественных организациях и учреждениях  [11].      

 В.В. Колокольникова  видит главную цель в том,  чтобы в процессе рассматривания  произведений дети научились  воспринимать их эстетически,  испытывая радость от общения  с искусством, чтобы развился  их художественный вкус  [53].      

 По отношению к детям  дошкольного возраста можно выделить  одну главную для нас задачу, это – закладывать первоначальные  основы эстетического вкуса, подводить  детей к оценке наиболее доступных  явлений [39].      

 Психолого-педагогические  исследования показали: детям дошкольного  возраста  при целенаправленном обучении доступно понимание изобразительного искусства, его содержательной стороны  и  средств выразительности. (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, Б.М. Теплов, П.М. Якобсон, Е.А.Флерина, Н.П. Сакулина, Н.В. Ветлугина и др.) [38].      

Информация о работе Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема