Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Января 2013 в 21:52, курсовая работа

Описание работы

Проблема эстетического воспитания и развития дошкольников является традиционно одной из наиболее важных в педагогике. Еще в работах В.Г. Белинского отмечено, что «эстетическое чувство, получаемое человеком от природы, должно возвыситься на ступень эстетического вкуса, приобретаемого воспитанием и развитием»
Научить видеть прекрасное вокруг себя в окружающей действительности призвана система эстетического воспитания.
«Эстетическое воспитание будет плодотворным при участии всех, кто причастен к формированию личности с раннего возраста»

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ……………………………………………………………………….3
ГЛАВА I. ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА КАК ПСИХОЛОГО- ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА
1.1. Теоретические основы эстетического воспитания детей дошкольного возраста…………………………………...…………….............................6
1.2. Произведения живописи как средство эстетического воспитания дошкольников…………………………………………………………….12
1.3. Теоретические основы формирования эстетического вкуса детей дошкольного возраста……….………………………………………...…28
1.4. Современный опыт ДОУ по формированию эстетического вкуса дошкольников …………………………………….…………...................36
Выводы по первой главе………………………………………………....43
ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ
ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ
ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ
ПОСРЕДСТВОМ ЖИВОПИСИ
2.1. Методика констатирующего эксперимента…………………………….45
2.2. Методика формирующего эксперимента……………………………….56
2.3. Результаты экспериментальной работы…………………………...........63
Выводы по второй главе………………………………………………….67
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………....68
БИБЛИОГРАФИЯ……………………………………………………………...70
ПРИЛОЖЕНИЯ………………………………………………………………...74

Файлы: 1 файл

СОДЕРЖАНИЕ.docx

— 100.53 Кб (Скачать файл)

 Известный врач  и педагог Е.А. Аркин в статье: «Родителям о воспитании» пишет: «Основным неисчерпаемым источником эстетических впечатлений является природа во всех ее чудесных превращениях и произведениях человеческого искусства»   [ 1 ].      

 Надо  дать ребенку  возможность на прогулке, во время экскурсий за город или пребывание в деревне, на даче видеть природу во всей ее красе, то пышной и яркой, то скромной и не менее чарующей, видеть звездное небо, восход и заход солнца, видеть землю в различных одеяниях: зимой – в белоснежном покрове, летом – в пышном и ярком наряде полевых цветов, осенью – в золоте листьев, весной – в пленительных формах пробуждения ее к новой жизни.      

 Пусть ребенок четырех-пяти  лет не в состоянии еще испытать  на себе во всей полноте  обаяние раскрывающейся перед  ним красоты природы, пусть  от него ускользает прихотливая  игра света и тени в лесу, величие бездонного неба, усеянного  мерцающими звездами, нежные, быстро  меняющиеся цветные оттенки неба, освещенного его последними лучами  заката, пусть его привлекают  иногда всякие мелочи – всюду  разлитая жизнь, - весь этот аромат  красоты вдыхается ребенком и  оставляет в нем след, который  если не сейчас, то в будущем,  послужит материалом для глубоких, чистых переживаний, и можно  предположить, что это станет  основой формирования эстетического  вкуса    [ 1  ].

Итак, мы можем сделать  вывод: педагоги-практики разрабатывают  различные подходы к формированию основ эстетического вкуса старших  дошкольников. Особое внимание они  уделяют живописи как средству воспитания гармоничной личности. Дошкольники  знакомятся с различными жанрами  живописи, для детей в ДОУ организовывают выставки произведений искусства. Дети посещают музей и могут любоваться подлинными произведениями живописи.

 

Выводы по I главе       

 Изучение психолого-педагогической  литературы позволило выделить  основные подходы к определению понятия «эстетический вкус», познакомиться с методами, принципами, задачами и содержанием работы по формированию эстетического вкуса.      

 Ознакомление с рядом  публикаций журналов «Дошкольное  воспитание», «Дошкольное  образование», «Ребенок в детском саду» позволяет сделать вывод, что в педагогической практике работники дошкольных учреждений знакомят детей с произведениями живописи. К сожалению, вопрос о различных путях формирования основ эстетического вкуса старших дошкольников не нашел своего достаточного  освещения.       

 Изучение жанровой  живописи, позволило нам сделать  вывод, что произведения искусства,  заключающий в себе большие  возможности для становления  личностного эмоционально-оценочного  отношения к воспринимаемому  произведению, возможно использовать  при  формировании эстетического вкуса.       

 Мы считаем возможным  в своей  экспериментальной работе использовать  все потенциальные возможности ознакомления детей с произведениями живописи для их развития эстетического вкуса.

 

ГЛАВА II. ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ВОЗМОЖНОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ ОСНОВ ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВКУСА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ЖИВОПИСИ

2.1. Методика констатирующего  эксперимента

 
      

 Экспериментальная работа  проводилась нами в ДОУ «Звездочка»  Всего экспериментом было охвачено 20 детей старшей группы (11 девочек  и 9 мальчиков). Также мы включили  в эксперимент родителей этих  детей. Все исследования проходили  во вторую половину дня без  нарушения педагогического процесса.       

 На основе выдвинутой  гипотезы констатирующий эксперимент  предусматривал выявление особенностей  понимания дошкольниками красоты  произведений живописи (как основы  формирования художественного вкуса)  в ситуации мотивированного выбора: «Выбери картину, которая кажется  тебе красивее других».      

 При выборе картины  проявилась индивидуальность, связанная  с полом, генотипом, микро- и  макро средой, опытом, а также  эмоциями, вызываемыми картиной. Девочки  выбирали картины: «Царевна –  Лебедь», «Аленушка»

(11 %). Мальчики – «Богатыри», «Иван-Царевич  везет царевну на сером волке» (9 %). Мы отметили, что дети зачастую считают невозможным употребление обозначения «красивая» по отношению к картинам, изображающим какую-либо форму человеческих страданий. Но используемые художником выразительные средства (цвет, мимика, поза) понятны детям. На этой основе формируется нравственный аспект эстетического вкуса (сочувствия, сопереживания), красивые человеческие качества и свойства души.      

 Констатирующий эксперимент  предусматривал решение следующих  задач:

1. Определить уровень представлений  дошкольников о средствах выразительности:

а) гармонию цвета;

б) композицию построения картины;

в) определить настроение произведения.

2. Выявить степень эмоциональных  проявлений на произведения живописи.

3. Определить наличие интереса  у дошкольников к произведениям  живописи.

4. Изучить состояние работы  по формированию основ эстетического  вкуса у детей старшей группы.       

 Мы опирались на  показатели уровней эмоционально-личностного  отношения дошкольников к произведениям  живописи, предложенными Р.М. Чумичевой:

1. Полнота представлений  о средствах выразительности.

2. Степень эмоциональных  проявлений.

3. Активность в деятельности

Таблица 1

Критерии и уровни сформированности эстетического вкуса  старших дошкольников

критерии

Показатели

уровни сформированности

высокий

средний

низкий

Характер представлений  о средствах выразительности

Оценить гармонию цвета

Без затруднений называют различные цветовые сочетания

относительно полно называют различные цветовые сочетания

Не называют различные  цветовые сочетания

Определить настроение произведения

Может определить посредством  цвета, ритма, жестов,  позы, мимики героев

Испытывает затруднения

Не может определить настроение

Определить  композицию картины

Может выделить главное в  содержании произведения – цветом, ритмом, формой

Может выделить главное в  содержании произведения с помощью  вопросов взрослого

Перечисляет узнаваемые предметы,

Не выделяет главного

Степень эмоциональных проявлений на содержание произведения

Проявление чувств (мимические, действенные)

Испытывает радость, удивление, восторг, печаль, грусть к изображаемым героям и через раскрытие цвета, сочувствует

Не всегда внешне проявляет  чувства

Не проявляет чувств и  сопереживания изображенным героям

Активность в деятельности

Интерес

Испытывает интерес к  произведениямживописи, задает много  вопросов, оригинальных по характеру

относительный интерес к  произведениям живописи

Не интересуют жанры произведения живописи

Инициатив- ность самостоятель- ность

Проявляет инициативу,

С удовольствием самостоятельно рассматривает альбомы с иллюстрация  ми, самостоятельно

Делится впечатлениями с  детьми

Рассматривает иллюстрации  с воспитателем и детьми, не проявляет  особого желания поделиться впечатлениями

Не проявляет инициативы


 
      

 С целью изучения  у детей старшей группы характера  представлений о средствах выразительности,  мы задавали вопросы: «Почему  ты считаешь эту картину красивой?»  6 человек (30 %) с желанием, без затруднений  отвечали на вопрос, мотивировали  содержательными выразительно-изобразительными  ее качествами: «Красивая, потому  что много зеленого цвета, красивая  природа, небо синее с большими  облаками». Характеризовали картину  яркими, сочными красками, называя  различные оттенки цвета. 5 человек  (25%) затруднялись определить цветовое  сочетание в произведениях. 9 человек  (45%) затруднялись оценить гармонию  цвета.

Определяя настроение произведения, 5 человек (25%) отмечали, что по цвету  можно чувствовать радость или  грусть. Похожий пейзаж наблюдали, когда  выезжали в лес. Лера К.: «Погода была солнечная, мы отдыхали и веселились». 7 человек (35%) определяли настроение картины  по одному признаку. Никита К.: «Если  есть солнце, то и настроение радостное». 8 человек (40%) не могли определить настроение произведения.

Определить композицию построения картины смогли лишь 4 человека (20%).  Катя П.: «На переднем плане мы видим …». 3 человека (15%) выделяли главное в содержании произведения с помощью вопросов воспитателя. 13 детей (65%) затруднялись отвечать на вышеуказанный вопрос, пожимали плечами,  опускали взгляд вниз. Некоторые знакомые предметы перечисляли односложным предложением: «Это небо», «Здесь дерево». Цвет отсутствует. Не выделяли главного в произведении.

Характер представлений  о средствах выразительности  у старших дошкольников мы зафиксировали  в гистограмме 1.

 
 
 
 
 
 

Гистограмма 1

Представления дошкольников о средствах выразительности 

в произведении живописи

 

 
 
      

 Диагностика выявления  уровня эмоциональных проявлений  детей позволила получить следующие  данные: 4 детей (20 %)  рассказывали о картине живо, их речь яркая, они имеют достаточный словарный запас. Дети разводили руками, жестикулировали, мимика менялась ежеминутно, возникали эмоциональные состояния (радость, удивление, восторг). Лицо меняется при рассматривании иллюстрации «Аленушка», они сводят брови, улыбка исчезает с лица, сочувствуют, грустят.      

3 детей (15 %) недостаточно  испытывают сопереживания, не  видят в произведении восторга, рассматривают спокойно, тихо, не  хотят делиться впечатлениями.     

13 детей (65 %) не проявляли  никаких чувств, отказались беседовать: «Не хочу», «Не знаю».      

 На основе ответов  детей была определена степень  эмоциональных проявлений у опрошенных  нами старших дошкольников. Результаты  графически представлены в гистограмме  2.

 

Гистограмма 2

Эмоциональные проявления.       

 Таким образом, можно  констатировать факт, что у большей  части детей старшей группы  уровень эмоциональных проявлений  находится на низком уровне.      

 С целью определения  активности в деятельности детей  мы выделили следующие показатели:

- интерес;

- инициативность, самостоятельность  и речевое общение.      

 Эмоции усиливаются  в момент речевого общения  по поводу произведений искусства.  И.И. Лисина  подтверждает мысль о зависимости развития эмоций  у ребенка от характера его деятельности.      

 Общение – это своеобразный  вид деятельности и под влиянием  произведений искусства оно становится  наиболее ярким показателем восприятия  прекрасного    [45].      

 Для выявления интереса  детей к произведениям живописи  в групповую комнату внесли  альбом с иллюстрациями и портретами  художников, повесили на стену  картины местных художников-любителей.       

 В процессе наблюдения  мы фиксировали степень проявления  интереса: чем больше вопросов  возникает у детей в  процессе восприятия произведения живописи, тем выше возрастает их интерес к этому вида искусства, тем выше проявляется их эстетическая, нравственная, познавательная, социальная активность.      

 Мы убедились в том,  что почти все испытуемые обратили  внимание на появление картин, все по очереди подходили рассматривать,  но заинтересовались 7 детей (35 %), без затруднения определяли жанры  произведений, задавали оригинальные  вопросы :

Сергей Б.

- Кто нарисовал эти  картины?

Света Л.

- Мне нравятся эти картины.  Вот эта самая красивая, в ней  деревья нарисованы как настоящие,  и ярко светит солнце.      

 Так дети между собой  обменивались мнениями, при этом  большинство высказываний связывали  с красотой сочетания красок. Продолжительность устойчивого  внимания и рассуждений детей  составляла более 5 минут. Этих  детей мы отнесли к высокому  уровню.      

 Средний уровень –  дети задавали не более 3 вопросов, свое внимание фиксировали не  более 3 минут.      

 Интерес к жанрам  живописи удетей относительный,  мимика и жесты эмоционально  не окрашены. К этому уровню  мы отнесли 8 детей (40 %).      

 Низкий уровень. Дети  не проявляли интереса к произведениям  живописи. Больше минуты не задерживались  около картин и не задавали  вопросов – 3 детей (15 %).      

 Для выявления инициативности  и самостоятельности детей и  речевого общения мы вели продолжительные  наблюдения. Затем заносили данные  в протокол.      

 При анализе работ  мы обращали внимание на следующие  моменты:

1. Сколько времени  ребенок затратил на рассматривание иллюстраций?

2. Проявил ли желание  узнать автора картины и ее  название?

3. Обращался ли с вопросами  к взрослым по поводу произведения?       

6 детей (30 %) проявляли  инициативу в самостоятельной  деятельности, из всех предложенных  занятий выбрали альбом с иллюстрациями  и с удовольствием рассматривали  в течение 6-8 минут, привлекая  друга или подругу: «Саша, иди,  посмотри! Красиво нарисовано. Медведи  играют в догонялки».

Информация о работе Эстетическое воспитание детей дошкольного возраста как психолого-педагогическая проблема