Эмпирическое исследование влияния коррекционно – развивающих занятий при формировании межличностных взаимодействий детей старшего дош

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 13:19, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование психологической природы феномена нарушения межличностных взаимодействий со сверстниками (психологического конфликта) у дошкольников; разработка и апробирование игровых методов коррекции психологического конфликта в старшей дошкольной группе на основе диагностической и психокоррекционной работы.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
Рассмотреть теоретические подходы к межличностным взаимодействиям детей дошкольного возраста.
Дать определение психологического конфликта у дошкольников и выявление его симптомов.
Проанализировать возникновения и развития конфликта при несформированности операциональной стороны игровой деятельности.
Проанализировать возникновения и развития конфликта при искажениях мотивационной основы деятельности.

Содержание работы

Введение 3
1 Теоретические подходы к межличностным взаимодействиям детей дошкольного возраста 6
1.1. Проблема детских взаимодействий в российской и зарубежной психологии 6
1.3.Взаимоотношения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками в совместной деятельности 10
2. Психологический конфликт у дошкольников 15
2.1 Исследование причин и симптомов 15
2.2 Возникновение и развитие конфликта при несформированности операционной стороны игровой деятельности дошкольника 22
2.3 Возникновение и развитие конфликта при искажениях мотивационной основы деятельности дошкольника 27
2.4 Пути психолого-педагогической коррекции нарушений межличностных взаимодействий со сверстниками у старших дошкольников 31
2.5 Программа коррекционно – развивающих занятий на формирование совместной деятельности и сплочения детей среднего дошкольного возраста 34
3. Эмпирическое исследование влияния коррекционно – развивающих занятий при формировании межличностных взаимодействий детей старшего дошкольного возраста 40
3.1 Проблема, цель, гипотеза и задачи исследования 40
3.2 Объект исследования, процедура и методики исследования 41
3.3 Результаты исследования по проводимым методикам 42
Заключение 49
Список использованной литературы 52

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ.doc

— 447.50 Кб (Скачать файл)

Проведенная коррекция  нарушений отношений со сверстниками у дошкольников позволяет сделать  следующие выводы:

Одного лишь совершенствования операциональной стороны игровой деятельности у ребенка и изменений в мотивационной стороне детской деятельности, а также организации взаимодействия ребенка с детьми в процессе совместного ее выполнения (внешнего плана) недостаточно для налаживания полноценных (по характеру) взаимоотношений с детьми.

Внутри игровой деятельности уже в младшем дошкольном возрасте складываются межличностные отношения  достаточно жесткой и ригидной структуры. Поэтому необходимым условием коррекции  детских отношений становится переориентация негативизма (или равнодушия) сверстников, возможная лишь при включении ребенка в специальную систему игровых отношений, какой в данном случае являлась разработанная программа игротерапии.

Имеющийся конфликт не во всех случаях удается устранить полностью. Налаживание положительных отношений со сверстниками особенно осложняется длительным неблагополучием ребенка в детском коллективе. Протяженность конфликта во времени, как правило, чревата тем, что его первичные причины маскируются вторичными. В результате очень трудно выявить изначальную причину, а следовательно, и выбрать правильные приемы педагогического воздействия. Сказанное позволяет говорить о необходимости ранней диагностики таких конфликтных отношений.

При конфликте в операциях блокируется существенная для младших дошкольников потребность в совместной игре. Однако вынужденная ''изоляция" от нее (в связи с неуспехом в игре) не притупляет указанной потребности, о чем свидетельствует активное участие этих детей в экспериментальных игровых упражнениях.

Переориентация эгоистических  мотивов и противопоставление им общественно-полезных, поддержка индивидуальных специфических потребностей стабилизирует  деловые взаимоотношения этих детей  со сверстниками, расширяет сферу  игрового общения.

Анализ результатов  психолого-педагогической коррекции  дает основание считать, что игротерапия, направленная на устранение нарушений  отношений со сверстниками у дошкольника, способствует устранению аффективных  препятствий в межличностных  отношениях детей, а также достижению более адекватной адаптации и социализации дошкольников. При выявлении в ходе диагностики конфликта в мотивах и конфликта в операциях игры и обучении ребенка в игровой форме способам общения со сверстниками путем создания социально значимой мотивации и развития общей игры было доказано, что при неблагополучии межличностных отношений ребенка, внутреннем эмоциональном дискомфорте может нарушиться полноценное интеллектуальное развитие его личности, поскольку благополучие отношений ребенка со сверстниками непосредственно определяет формирование собственно психологических структур личности: эмоций, мотивов, самосознания, личностной активности и инициативы.

Попытка диагностировать  и корректировать уровень общения  и взаимоотношений воспитанников дошкольных групп детских садов с помощью игровых методов, очень эффективна. Эти методы позволяют выявить основные параметры общения, межличностных отношений и главные мотивы, обусловливающие значение сверстника для ребенка дошкольного возраста. Приведенные в данном исследовании методы могут быть использованы для диагностики уровня развития межличностных отношений группы в детском саду, а также для коррекции детского неблагополучия в данной группе.

На основании проведенного исследования: методики «Два домика», методики «Лесенка», социометрической игры «Секрет», после двух исследований, до и после программы коррекционно-развивающих занятий, можно сделать вывод. До проведения занятий группа детей представляла группу с 3-м типом психологического климата. Взаимными выборами охвачено большая часть детей (70%), социограмма имела элементарную структуру – «диады», имелась только одна «звезда». При выборе сверстника дети, скорее всего ориентируются либо на дружеские отношения, либо на случайные характеристики («угощает печеньем»). После проведения занятий группа детей представляла собой коллектив с переходным типом психологического климата (между 1 и 2 типом) по классификации Калининой Р.Р. Социограмма имеет уже более сложную структуру: «линейная связь», «кольцо», «звезды», увеличивается количество взаимных выборов от 70% до 75%. При выборе сверстников дошкольники ориентируются на их внутренние качества – игровые умения, качества личности, дружеские отношения.

Таким образом, можно  заявить, что гипотеза о том, что в результате коррекционно – развивающих занятий направленных на формирование межличностного взаимодействия происходит снижение конфликтности в игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста, подтвердилась.

 

Список использованной литературы

  1. Абрамова Г.С. Введение в практическую психологию. - Екатеринбург., 1995 – 508 с.
  2. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учеб.пособие для студ. Вузов. – М.: Издательский центр «Академия», 1997. – 704с.
  3. Антонова Т.Н. Особенности общения дошкольников со сверстниками.//Дошкольное воспитание . – 1995, №10. С.48
  4. Бодалев А.А. Личность и общение. - М., 1998.
  5. Бондаренко А.К., Матусин А.И. Воспитание детей в игре.- М.: Просвещение.- 1993
  6. Бреслав Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве: норма и отклонение. – М. 1990. – 608с.
  7. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь – справочник по психологической диагностике. - Киев, 1989.
  8. Бычкова С.С. Формирование навыков общения у детей дошкольного возраста. –М., 2002 – 50с.
  9. Возрастная и педагогическая психология /Под ред.А.В. Петровского – М., 1999.
  10. Выготский  Л.С. Детская психология. Собр. соч.: В6 т. - М., 1989.Т4.
  11. Геллус З. О диалектике внешних и внутренних условий в развитии  личности// Психолого – педагогические проблемы становления индивидуальности в детском возрасте. - М., 1998.
  12. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: опыт теоретического и экспериментального  психологического исследования.- М., 1996.
  13. Детская психология / Под ред. Я.Л.Коломинского, Е.А.Панько. - Мн.,1988
  14. Деятельность и взаимоотношения дошкольников/Под ред. Т.А.Репиной. - М., 1987
  15. Диагностика и коррекция психического развития дошкольника/ Под ред. Я.Л.Коломинского, Е.А.Панько. - Мн., 1997. – 120 с. 
  16. Захаров А.И. Психотерапия детей и подростков. - Л.,1992.
  17. Калишенко К.К. К проблеме формирования коллективных межличностных отношений // Дошкольное воспитание, 2000, № 6
  18. Карташова Л.С. О самоорганизации детей в подвижной игре //  Дошкольное воспитание, 1997, № 11
  19. Коломенский Я.Л.  Психология взаимоотношений в малых группах. - Мн., 1976
  20. Коломенский Я.Л., Жизневский Б.С. Социально – психологические аспекты руководства ролевой игрой // Дошкольное воспитание, 2000, № 11
  21. Леонтьев А.А. Психология общения: Учебное пособие / А.А.Леонтьев. – 3-е изд. – М.:  Смысл, 1999. – 356с.
  22. Лешли Д. Работать с маленькими детьми. Поощрять их развитие и решать проблемы/ Пер. с англ., - М., 1991
  23. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка. – М.;Воронеж,1997.
  24. Лисина М.И. Общение, личность и психика ребенка: Избранные психол. труды / Лисина М.И.; Ред. А.Г. Рузская; Моск. психол.-соц. ин-т. – М.: Изд-во Института практ. психологии, 1997. – 383с.
  25. Марцинковская Т.Д. Диагностика психологического развития детей. - М., 1997.
  26. Мухина В.С. Возрастная психология. - М., АКАДЕМА, 2000.
  27. Мухина В.С. Детская психология. - М., 1995.
  28. Общая психодиагностика/ Под ред. А.А.Бодалёва, В.В.Столина. - М., 1987
  29. Общение детей в д/саду и семье/Под ред. Т.А.Репиной, - М. Педагогика 1990.
  30. Общение и формирование личности: Сборник научных трудов / Ред. С.В. Кондратьева; М-во высш. и сред. спец. образов. БССР Гродно: Б.и., 1984. – 112с.
  31. Отношения между сверстниками в группах детского сада /Под ред. Репиной Т.А. – М.: Педагогика. – 1998.
  32. Проблемы дошкольной игры: психолого – педагогический аспект /Под ред. Н.Н.Поддъякова, И.Я.Михайленко. - М., 1987.
  33. Психоанализ детского возраста/ Под ред. Ч.Д.Ермакова. – М.: Наука 1997. – 560 с.
  34. Психологический словарь. – М.,1999., 413 с.
  35. Развитие личности ребёнка / Пер. с англ. - М., 1987.
  36. Развитие социальных эмоций у детей дошкольного возраста: Психологические исследования /Под ред. А.В.Запорожца, Я.З.Неверович. - М., 1986
  37. Репина Т.А. Отношения между сверстниками в группе детского сада. -М., 1978 ( с 104 – 126).
  38. Репина Т.А. Социально – психологическая характеристика группы детского сада. - М., 1988
  39. Рояк А.А. Психологический конфликт и особенности индивидуально развития личности ребёнка. - М.,1988
  40. Рузская А. Развитие общения ребенка со взрослыми и сверстниками.// Дошкольное воспитание – 2002. - № 2. – С. 44 - 49
  41. Сенько Т.В. Успех и признание в группе. – Мн., 1991. – 450с.
  42. Сергеева Т.А. Совместная трудовая деятельность ребенка и вз<span class="dash041e_0431_044b_044

Информация о работе Эмпирическое исследование влияния коррекционно – развивающих занятий при формировании межличностных взаимодействий детей старшего дош