Эмпирическое исследование влияния коррекционно – развивающих занятий при формировании межличностных взаимодействий детей старшего дош

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Мая 2013 в 13:19, курсовая работа

Описание работы

Целью данной работы является исследование психологической природы феномена нарушения межличностных взаимодействий со сверстниками (психологического конфликта) у дошкольников; разработка и апробирование игровых методов коррекции психологического конфликта в старшей дошкольной группе на основе диагностической и психокоррекционной работы.
Из поставленной цели вытекают следующие задачи:
Рассмотреть теоретические подходы к межличностным взаимодействиям детей дошкольного возраста.
Дать определение психологического конфликта у дошкольников и выявление его симптомов.
Проанализировать возникновения и развития конфликта при несформированности операциональной стороны игровой деятельности.
Проанализировать возникновения и развития конфликта при искажениях мотивационной основы деятельности.

Содержание работы

Введение 3
1 Теоретические подходы к межличностным взаимодействиям детей дошкольного возраста 6
1.1. Проблема детских взаимодействий в российской и зарубежной психологии 6
1.3.Взаимоотношения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками в совместной деятельности 10
2. Психологический конфликт у дошкольников 15
2.1 Исследование причин и симптомов 15
2.2 Возникновение и развитие конфликта при несформированности операционной стороны игровой деятельности дошкольника 22
2.3 Возникновение и развитие конфликта при искажениях мотивационной основы деятельности дошкольника 27
2.4 Пути психолого-педагогической коррекции нарушений межличностных взаимодействий со сверстниками у старших дошкольников 31
2.5 Программа коррекционно – развивающих занятий на формирование совместной деятельности и сплочения детей среднего дошкольного возраста 34
3. Эмпирическое исследование влияния коррекционно – развивающих занятий при формировании межличностных взаимодействий детей старшего дошкольного возраста 40
3.1 Проблема, цель, гипотеза и задачи исследования 40
3.2 Объект исследования, процедура и методики исследования 41
3.3 Результаты исследования по проводимым методикам 42
Заключение 49
Список использованной литературы 52

Файлы: 1 файл

ДИПЛОМ МЕЖЛИЧНОСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ.doc

— 447.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Введение

 

Межличностное взаимодействие совершенно необходимое условие бытия людей, что без него невозможно полноценное формирование у человека ни одной психической функции или психического процесса, ни одного блока психических свойств, личности в целом.

Общение с ребенком - необходимое  условие психического развития ребенка. Общение со сверстниками играет важнейшую  роль в жизни дошкольника. Оно  является условием формирования общественных качеств личности ребенка, проявление и развитие начал коллективных взаимоотношений детей.

Важную роль в развитии личности ребёнка - дошкольника играет влияние, оказываемое на него общение со сверстниками. Потребность в общении развивается  на основе совместной деятельности детей в играх, при выполнении трудовых поручений и так далее.

В совместной деятельности детей непрерывно возникают ситуации, требующие согласования действий, проявления доброжелательного  отношения к сверстникам, умение отказываться от личных желаний ради достижения общей цели. В этих ситуациях дети далеко не всегда находят нужные способы поведения. Нередко между детьми возникают конфликты, когда каждый отстаивает свои права и желания, не считаясь с желаниями сверстников.

Изучение отклонений в развитии межличностных взаимодействиях на самых первых этапах становления личности представляется актуальным и важным прежде всего потому, что конфликт в отношениях ребенка со сверстниками может выступить в качестве серьезной угрозы для личностного развития. Именно поэтому информация об особенностях развития детской личности в трудных, неблагоприятных условиях на том этапе ее генезиса, когда начинают закладываться основные стереотипы поведения, психологические основы важнейших отношений личности к окружающему социальному миру, к себе самому, уточнение знаний о причинах, природе, логике развития конфликтных отношений и возможных способах своевременной диагностики и коррекции приобретает первостепенное значение.

К проблеме детского неблагополучия, отклоняющимся формам поведения в дошкольном возрасте обращались многие отечественные и зарубежные исследователи: Л.С. Выготский, Д.Б. Эльконин, А.В. За-порожец, Я.Л. Коломинский, В.Н. Мясищев, А.П. Усова, А.С. Спиваковская, В.С. Мухина, Т.Н. Счастная, Н.Я. Михайленко, А.А. Рояк, М.И. Лисина, Т.А. Репина, A. Маслов, A. Бандура, И.И. Томпсон, Д.Е. Мей и другие.

Предмет данного исследования – межличностные взаимодействия детей старшего дошкольного возраста.

Объектом исследования выступили  дети старшей группы, посещающие МДОУ № 140 г, в количестве 20 человек.

Целью данной работы является исследование психологической природы феномена нарушения межличностных взаимодействий со сверстниками (психологического конфликта) у дошкольников; разработка и апробирование игровых методов коррекции психологического конфликта в старшей дошкольной группе на основе диагностической и психокоррекционной работы.

Из поставленной цели вытекают следующие задачи:

  1. Рассмотреть теоретические подходы к межличностным взаимодействиям детей дошкольного возраста.
  2. Дать определение психологического конфликта у дошкольников и выявление его симптомов.
  3. Проанализировать возникновения и развития конфликта при несформированности операциональной стороны игровой деятельности.
  4. Проанализировать возникновения и развития конфликта при искажениях мотивационной основы деятельности.
  5. Разработать психокоррекционную программу, направленную на налаживание отношений ребенка с окружающим его миром и людьми.
  6. Исследовать эффективность игровых методов для диагностики и коррекции детского неблагополучия.

Гипотезой исследования является предположение, что в результате коррекционно – развивающих занятий направленных на формирование межличностного взаимодействия происходит снижение конфликтности в игровой деятельности детей старшего дошкольного возраста.

Для реализации поставленных задач использовались следующие  методы исследования: а) методика «Опрос», б) методика «Лесенка», в) методика «Два домика», г) социометрическая игра «Секрет».

В настоящей работе использовалась игротерапия как форма коррекции отношений, где игра выступает своеобразной сферой, в которой происходит налаживание отношений ребенка с окружающим его миром и людьми.

Дипломная работа состоит  из введения, трех глав, заключения, списка литературы и приложения. В первой главе рассматриваются проблемы детских взаимодействий в российской и зарубежной психологии. А так же взаимоотношения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками в совместной деятельности. Вторая глава посвящена рассмотрению психологического конфликта у старших дошкольников. Дана программа коррекционно – развивающих занятий на формирование совместной деятельности и сплочения детей среднего дошкольного возраста. Третья глава посвящена процедуре и результатам эмпирического исследования гипотезы о том, что в результате коррекционно – развивающих занятий направленных на снижение конфликтности в игровой деятельности происходит формирование межличностного взаимодействия детей старшего дошкольного возраста. В заключении подводятся итоги теоретического анализа и проведенного эмпирического исследования, основные выводы. Приложение содержит таблицу взаимоотношений, таблицу самооценки, социометрическую таблицу выявления «звезд», «непринятых», «предпочитаемых», «изолированных», рекомендации для воспитателей. Список литературы включает 53 источника.

 

1 Теоретические подходы к межличностным взаимодействиям детей дошкольного возраста

1.1. Проблема детских взаимодействий в российской и зарубежной психологии

 

Вопросы становления  детского коллектива, характерные особенности  группы детского сада и межличностных взаимодействий в ней, влияние дошкольной группы на формирование личности отдельных детей - всё это представляет исключительный интерес [37,c.13].

Межличностные взаимодействия с каждым годом привлекает всё большее внимание исследователей в России и за рубежом, и являются по существу, ключевой проблемой социальной психологии, изучающей многообразные объединения людей - так называемые группы. Эта проблема смыкается с проблемой «личность в системе коллективных отношений», столь важной для теории и практики воспитания подрастающего поколения.

Несмотря на то, что  дошкольной психологией и педагогикой  немало сделано в этой области, многие вопросы всё ещё остаются недостаточно исследованными. Кроме того, сама сложность  проблемы требует использования новых методических средств, применяемых на современном этапе социально-психологической наукой.

Как известно уже, изучение дошкольных групп имеет свои традиции в психологии. Основываясь на принципиальных положениях во взаимоотношениях личности коллектива, представленных в трудах А.С.Макаренко и Н.К.Крупской, социально-психологические исследования групп детского сада начали в 30-х годах Е.А.Аркин и А.С. Заслужный.

Дальше, начиная с 50-х  годов, советская психология начала развиваться бурными темпами, при этом появилось много работ по проблеме межличностных взаимодействий. Среди них пока, к сожалению, единичны исследования групп детского сада. На эту тему были написаны отдельные работы ЯЛ. Коломинского, Л.В.Артемьевой и др. [37,c.14].

В 1968 году при Институте дошкольного воспитания, была создана лаборатория «Формирование личности ребёнка». Усилия сотрудников лаборатории были направлены главным образом на разработку комплекса методик и на изучение таких вопросов, как структура взаимоотношений детей на разных этапах дошкольного детства; особенности общения и взаимооценок детей в возрастной группе детского сада, а так же на решение некоторых вопросов, связанных со сферой самосознания дошкольников.

Американский психолог Т.Харрис в своих книгах говорит  о том, что дети, которых родители удерживают от игр со сверстниками, часто в жизни испытывают трудности во взаимоотношениях. Он писал, что «только группа равных приучает ребёнка к взаимным поступкам и сурово исправляет ошибки» [49,с.54]. Т.Харрис высказывал предположение о том, что отсутствие того опыта общения ребёнка со сверстниками, притупляет способность понимать других людей [49.с.58].

А по определению известного педагога А.П.Усовой, дошкольная группа, это первое своеобразное детское  общество, возникающее в совместных играх детей, где они имеют возможность самостоятельно объединиться друг с другом и действовать как маленькими, так и большими группами. Именно в этих совместных играх ребёнок приобретает социальный опыт, необходимый для развития у него качества общественности.

При исследовании системы  взаимоотношений в группе детского сада они выделяли в них три  вида, каждый из которых изучали  отдельно с помощью специально разработанных  методик. Так, например, большое внимание в исследованиях лаборатории  было уделено изучению особенностей общения в условиях игровой деятельности, в сфере, где наиболее ярко выявляются межличностные отношения детей дошкольников. Работы Т.В.Антоновой [3], Л.А.Рояк [39], Т.А.Репиной [37]. Специальные методики дали возможность получить богатый материал, характеризующий целый ряд особенностей общения и межличностных отношений детей дошкольного возраста. Т.А.Репина особое внимание уделила изучению общения мальчиков и девочек в разных возрастных группах детского сада [37,с.38]. Работа Л.А.Рояк посвящена изучению детей с особыми трудностями общения, которые приводят нередко к изоляции таких детей от коллектива [39,с.48]. Т.В.Антонова исследовала возрастные тенденции проявления некоторых особенностей общения [3,с.48].

Важным направлением в научных исследованиях в лаборатории является изучение совместной деятельности детей дошкольного возраста и влияние её на их взаимопонимание. Этому вопросу посвятили свои работы Л.А.Кричевский [36], Т.А.Репина [37], Л.А. Рояк [39], А. Рузская [40].

Исследования прогрессивных психологов показывает, что положение ребёнка в группе сверстников не является постоянным, а может меняться под влиянием многих факторов. Изменение положение «непопулярного» ребёнка может способствовать не только улучшению «микроклимата» вокруг него с помощью положительных оценок его качеств воспитателем, но и включение его в деятельность, где он сможет показать себя с лучшей стороны. Над этим вопросом работали и проводили опыты Репина [39] и А. Рузская [40].

В зарубежной науке имеет  место субъективно идеалистическая теория, считающаяся, что отношения между людьми, в частности, отношения симпатии и антипатии определяются их врожденными качествами Соответственно этим своим неизменным качествам тот или иной ребёнок якобы будет обречен на «непопулярность» и попадает в разряд «изолированных» или будет «звездой» среди детей, т.е. ему будет обеспеченна в любой детской группе особо высокая «популярность». Представители этой теории пытаются найти в ней оправдание классовой структуры общества, утверждая, что разделение на классы - это закон природы. Исследования наших психологов доказали обратное. Выяснилось, что положительные взаимоотношения у детей так же возникают, когда они выполняют какое-либо задание не для себя лично, а для других людей.

Психологические и педагогические исследования показывают, какую большую роль на формирование отношения детей друг с другом может оказать игра, которая является для маленького ребенка не только школой познания окружающего мира взрослых, но и школой взаимоотношения людей. Образ жизни детей в детском саду и особенности их деятельности, так же накладываю определенный отпечаток на взаимоотношения детей.

Многие авторы А.А. Бодалев, Я.Л. Коломинский, Б.Ф. Ломов, Б.Д. Парыгин и др. в структуре межличностных процессов закономерно выделяют три составляющих и взаимосвязанных компонента: поведенческий (праксический), эмоциональный (аффективный) и информационный, или когнитивный (гностический) [44,c.3].

Если к поведенческому компоненту можно отнести и взаимодействие в совместной деятельности, и общение, и поведение члена группы, адресованное другому, а к гностическому - групповую перцепцию, способствующую осознанию субъектом качеств другого, то межличностные отношения будут аффективным, эмоциональным компонентом структуры межличностных процессов.

При определении общения мы будем исходить из положения М.И. Лисиной [23] о том, что общение - это всегда субъект-субъектные связи, а значит содержанием и неотъемлемой стороной общения и его продуктом выступают взаимоотношения, именно общение обусловливает избирательность отношений.

Таким образом, общение - это коммуникативная деятельность, процесс специфического контактирования  лицом к лицу, которое может  быть направлено не только на эффективное  решение задач совместной деятельности, но и на установление личностных отношений и познание другого человека.

Межличностные отношения (взаимоотношения) - это многообразная  и относительно устойчивая система  избирательных, осознанных и эмоционально переживаемых связей между членами  контактной группы. Несмотря на то, что межличностные отношения актуализируются в общении и в большей своей части в поступках людей, сама реальность их существования значительно шире. Выражаясь образно, межличностные отношения можно уподобить айсбергу, у которого лишь надводная его часть предстает в поведенческих аспектах личности, а другая, подводная часть, большая, чем надводная, остается скрытой.

Личность формируется во взаимодействии с другими личностями, и механизмом этого процесса является установление контроля действий личности теми представлениями о ней, которые складываются у окружающих.

1.3.Взаимоотношения детей старшего дошкольного возраста со сверстниками в совместной деятельности

 

В возрасте 4-5 лет ребёнок  наиболее сензитивен для формирования добрых чувств к другим людям. В обществе сверстников наиболее эффективно развиваются механизмы межличностного восприятия и понимания, лежащие в основе формирования таких положительных качеств, как сочувствие, стремление к оказанию помощи и дружеской поддержки, умение разделить радость, чувство справедливости, честность, порядочность, а так же качества, обеспечивающие способность к самосознанию и самоориентированию. Ребёнок учится той или иной форме поведения, ориентируясь на требование группы в виде «ролевых ожиданий», т.е. упражняясь в выполнении определенных социальных ролей, заданных системой межличностного взаимодействия в конкретной группе. Одобрение группы обеспечивает ребёнку возможность самовыражения и самоутверждения, способствует развитию у него уверенности, активности, позитивного самовосприятия [43,c.15].

Информация о работе Эмпирическое исследование влияния коррекционно – развивающих занятий при формировании межличностных взаимодействий детей старшего дош