Эмпирическое исследование уровня сформированности грамматической правильности речи у детей младшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 07:11, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: изучить педагогические условия формирования грамматически правильной речи у детей младшего дошкольного возраста.
Объект исследования: формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия формирования грамматически правильной речи у детей младшего дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение 4
Глава 1. Теоретические основы создания педагогических условий формирования грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста 8
1.1. Особенности освоения грамматического строя речи детьми дошкольного возраста в психолого-педагогических исследованиях. 8
1.2. Методические основы формирования морфологических навыков у детей дошкольного возраста. 23
1.3. Методические основы формирования синтаксических навыков у детей дошкольного возраста. 30
1.4. Методические основы формирования словообразовательных навыков у детей дошкольного возраста. 38
Глава 2. Эмпирическое исследование уровня сформированности грамматической правильности речи у детей младшего дошкольного возраста 46
2.1. Определение уровня сформированности грамматической правильности речи у детей младшего дошкольного возраста. 46
2.2. Методические рекомендации для воспитателей по формированию грамматически правильной речи у детей младшего дошкольного возраста. 51
Заключение 61
Библиографический список 63
Приложение 66
Приложение А. Диагностический материал 66
Приложение Б. Результаты исследования 73

Файлы: 1 файл

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.docx

— 2.51 Мб (Скачать файл)

Воспитатель. Кто это?

Доктор  Айболит. Что случилось? Кто меня вызывал?

Воспитатель. Ребята, нужно рассказать доктору, что  случилось с Олей. Кто расскажет?

При необходимости  воспитатель подсказывает рассказчикам из числа желающих.

Следует инсценировка: доктор Айболит лечит  Оле зубы.

- Вот  и вылечил доктор Айболит нашей  Оле зубы. Теперь она здорова, -говорит воспитатель. – Скажем ему спасибо и до свидания.

- Ребята, послушайте еще раз слова: Ооля, Пооля, ослик, доктор. В этих словах есть звук «о».

 

«Рассказывание по набору игрушек»

Задачи. Связная речь: учит детей составлять с помощью взрослого короткий повествовательный рассказ; словарь и грамматика: учить правильно называть игрушки, их качества (цвет, величина), формировать умение использовать слова с противоположным значением (высокий – низкий), согласовывать существительные и прилагательные в роде, числе; звуковая культура: уточнить и закрепить правильное произношение звука «э» (изолированный, в звукосочетаниях, в словах); обратить внимание детей на слова с этим звуком.

Материал. Игрушки: грузовая машина, медвежата (белый и черный), коза; елки разной величины; куклы: мальчик и девочка.

Ход занятия

Воспитатель привозит грузовик с игрушками (медвежата, коза, куклы, елки).

- Посмотрите, грузовик привез нам игрушки.  Какие же игрушки привез нам  грузовик? Да, и медвежат, и кукол,  и елки. Это все игрушки, с  которыми любят играть дети. Кто  это? (Мишки, медвежата.) Правильно,  это медвежата. Один медвежонок  какой? (Белый.) А другой медвежонок какого цвета? (Черного.) Как рычат медвежата? (Эээ – хоровые и индивидуальные ответы детей.) Вот рычит белый медвежонок (воспитатель дает медвежонка ребенку, и тот произносит звукоподражание). А это рычит черный медвежонок… Что это? (Елочки, елки.) Какого они цвета? Посмотрите внимательно, все ли елки одинаковые. Эти елки высокие, а эти …(низкие).

Воспитатель приглашает к себе ребенка и просит его поставить на одну сторону стола высокие елки. Еще один ребенок отбирает низкие елки и ставит их на другую сторону стола.

- А это  куклы: мальчик и девочка. Девочку  зовут Эмма. Как зовут девочку? (Хоровые и индивидуальные ответы.) Мальчика зовут Эдик. Как зовут? Посмотрите, кто остался в машине. (Коза.) Как кричит коза? (Мэээ.) Ребята, а вы любите играть? Лена, какая твоя любимая игрушка? Катя, для чего нужны игрушки? Что ты с ними делаешь?

 

Физкультминутка

Воспитатель говорит: «Сейчас мы поиграем. Вы все  будете медвежата, а я буду мама-медведица. Вот медвежата вышли из берлоги и пошли гулять. Ходят они по лесу и рычат: эээ. (Дети ходят по комнате, произносят звукоподражание.) Погуляли медвежата и вернулись в берлогу к маме-медведице».

Занятие продолжается.

- Давайте  вместе расскажем историю, которая  произошла с медвежонком, козочкой, Эммой и Эдиком.

Воспитатель ставит на стол елочки. Рассказ сопровождается показом игрушек.

- Однажды  козочка пошла в лес… погулять. А в лесу на опушке жил… медвежонок. Увидал он козочку, да как закричит: эээ – эээ. Как закричала козочка? Медвежонок тоже испугался и снова зарычал. Как зарычал? В это время на опушке показались дети: девочка… Эмма и мальчик… Эдик. Как зовут девочку: мальчика? Они подошли к козочке, успокоили ее. Всем стало весело. Вот какая история произошла в лесу.

- Кто  хочет еще раз рассказать эту  историю?..

- А теперь  послушайте слова: Эмма, Эдик. В  этих словах есть звук «э».

 

«Рассказывание об игрушках. Образование названий детенышей животных»

Задачи. Связная речь: учить детей составлять с помощью воспитателя короткие рассказы; грамматика: учить образовывать уменьшительно-ласкательные названия детенышей животных, соотносить наименования детенышей животных в единственном и множественном числе с изображениями на картинках; звуковая культура речи: уточнить и закрепить правильное произношение звука «ы», учить правильно произносить «ы» в словах, четко и достаточно громко произносить чистоговорку с этим звуком.

Материал. Игрушки: мышка, котенок, зайчонок, 3 – 4 утенка, 3 – 4 лягушонка (возможна замена: 3 – 4 козленка) или картинки: один мышонок и много мышат, один лягушонок и много лягушат; картинка: дом с трубой, из трубы идет дым.

Ход занятия

Воспитатель читает детям русскую народную песенку:

Уж ты, котенька-коток,

Котя, серенький лобок!

Ты приди  к нам ночевать,

Нашу  деточку качать.

Уж как  я тебе, коту

За работу заплачу:

Дам кусок пирога

И кувшин молока.

Ты же ешь, не кроши,

Больше, котик, не проси.

- Про кого эта песенка? (Про кота.) Как его ласково называют в песенке? («Котенька-коток», «котик».)

Раздается мяуканье.

- Кто  к нам пришел? (Котенок.) Как можно его назвать ласково? (Котеночек.)

Появляются  еще два котенка.

- Кто  это? (Котята.) Как их назвать ласково? (Котятки.) Какой котенок? (Маленький, пушистый). Какие котята? (Маленькие, пушистые.)

- Давайте  все вместе расскажем про котенка  или про котят. Про кого ты, Саша, хочешь рассказать? Это… котенок. Он… маленький, пушистый. Его зовут ласково… котеночек. Котенок любит … молоко.

(Или: «Это… котята. Они…маленькие, пушистые. Их зовут ласково… котятки. Котята любят… свою маму»).

- А это  кто? (Заяц.) Как его зовут ласково? (Зайчик, заинька, зайка.) А это кто? (Зайчонок.) Как мы его назовем ласково? (Зайчоночек.) Какой он? (Маленький, серенький, пушистый.) Уши у зайчат длинные, а хвост? (Короткий.)

Появляются  еще два зайчонка.

- Кто это? (Зайчата.) Как их назвать ласково? (Зайчатки.) Какие зайчатки? (Серенькие, маленькие, пушистые.) Как еще можно назвать зайца? (Зайка, заинька, зайчишка.) Послушайте стихотворение про зайца.

Зайчишка-трусишка

По полю бежал,

В огород забежал,

Морковку  нашел,

Капусту нашел,

Сидит грызет.

- Давайте  расскажем про зайчат. Это…зайчата. Они…пушистые, маленькие. Зайчата любят… морковку. Их зовут ласково…зайчатки.

- К зайчатам  и котятам пришли в гости…утята.  Один утенок пошел к (показывает)…  зайчатам, а двое других утят  пошли к (показывает)…котятам.

- Покажи, Катя где утенок. А где утка? Кто это? (2 – 3 ответа). Вот и… лягушата пошли в гости к котятам, а один лягушонок пошел в гости к зайчатам (показывает). Вова, где один лягушонок? Кто это? Где много лягушат? Кто это? (2 – 3 ответа).

- Дети, зверятам очень интересно, сможете ли вы узнать их по голосу.

В последующей игре на звукопроизношение воспитатель обращается к детям индивидуально: «Катя, чей это голос: квааа, квааа? Поквакайте как лягушата. Дима, кто это говорит: мяу-мяу? Чей это голос? Помяукайте, как котята. Оля, кто это крякает?» И т.п.

Физкультминутка

Воспитатель обращается к детям: «Представьте, что  вы все лягушата, а я мама лягушка. Лягушата вылезли из болота (дети встают) и попрыгали на лужайку. (Дети прыгают  на двух ногах и произносят звукосочетание квааа-квааа). Порезвились лягушата на лужайке и вернулись к себе домой (дети садятся на места)».

- Посмотрите, и мышонок прибежал. Этот мышонок нарисовал картинку. Что нарисовано на картинке? (Дом.) Это дом, в котором живет маленький лягушонок. А это что? (Труба.) Что идет из трубы? ( Дым.) Послушайте слова: мыыышка, дыыым. В этих словах есть звук «ы». Мыыышка… дыыым…дыыым… Давайте скажем эти слова все вместе. А мышонок знает маленькое стихотворение про дым и про трубу. Послушайте:

Бы-бы-бы идет дым из трубы.

Дети  повторяют чистоговорку хором и по одному.

- Маша, с  кем ты хочешь поиграть? Позови  мышонка: мышонок, иди ко мне.  А ты, Вова, кого позовешь? И т.д.

Дети  играют со зверятами, передавая их друг другу.

 

 

 

Заключение

 

Анализ  психолого-педагогической литературы (А.Н. Гвоздев, А.М. Бородич, Т.Н. Ушакова, М.Ф. Фомичева, Г.М. Лямина, Т.А. Ткаченко, А.Г. Арушанова, О.С. Ушакова, М.М. Алексеева, В.И. Яшина) позволил нам обнаружить в дошкольном возрасте развитие морфологической и синтаксической систем языка у ребенка происходит в тесном взаимодействии. Появление новых форм слова способствует усложнению структуры предложения, и наоборот, использование определенной структуры предложения в устной речи одновременно закрепляет и грамматические формы слов.

В старшем  дошкольном возрасте ребенок систематизирует  грамматические формы по типам склонения  и спряжения, усваивает многие единичные  формы, исключения. В этот период значительно  сокращается свободное использование  морфологических элементов (словотворчество), так как ребенок овладевает не только общими правилами грамматики, но и более частными правилами, системой «фильтров», накладываемых на использование общих правил.

К школьному  возрасту ребенок овладевает в основном всей сложной системой практической грамматики. Этот уровень практического  владения языком является очень высоким, что позволяет ребенку в школьном возрасте перейти к осознанию  грамматических закономерностей при  изучении русского языка.

Процесс обучения следует организовывать так, чтобы с самого начала овладение  грамматическим строем языка носило творческий характер, опиралось на ориентировочную (поисковую) активность ребенка в окружающем мире и в  слове, на языковые обобщения, экспериментирование  со словом.

Синтаксический анализ шире морфологического, он выходит за пределы слов, тогда  как морфологический анализ оперирует  значимыми частями слов, морфемами (корень, суффикс, приставка, флексия). Речевое развитие ребенка является последовательным формированием всех указанных закономерностей .

В процессе формирования грамматического строя  речи у детей дошкольного возраста закладывается умение оперировать  синтаксическими единицами, обеспечивается сознательный выбор языковых средств в конкретных условиях общения и в процессе построения связного монологического высказывания.

Таким образом, у детей с нормальным речевым развитием формирование грамматического строя речи происходит в той же последовательности, однако у последних этот процесс наиболее затруднен. Часто в речи наблюдаются неправильные формы сочетания слов в предложении, что выражается в неправильном употреблении различных окончаний в частности, формирование связей согласования, управления и примыкания в словосочетании протекает в затрудненной форме.

 

 
  

 

 

 

Библиографический список

 

1. Алексеева,  М.М. Методика развития речи  и обучение родному языку дошкольников [Текст]: учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений. - 3-е изд., стереотип./ М.М. Алексеева, В.И. Яшина – М..: Издательский центр «Академия», 2000. – 400 с.

2. Арушанова, А.Г. Речь и речевое общение детей [Текст]: Книга для воспитателей детского сада. – М.: Мозаика-Синтез, 1999. – 272 с.

3. Арушанова, А.Г. Формирование грамматического строя речи дошкольника: некоторые итоги исследований [Текст] / А.Г. Арушанова // Дошкольное воспитание . – 1997. - № 2. – С. 58 – 63.

4. Белякова, Л.И. Заикание [Текст]: Учебное пособие  для студентов педагогических  институтов по специальности  «Логопедия». – М.: В. Секачев, 1998. – 304 с.

5. Белобрыкина, О.А. Речь и общение [Текст]: популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1998. – 239 с.

6. Бородич, А.М. Методика развития речи детей [Текст]: учебное пособие для студентов по специальности «Дошкольная педагогика и психология». – 2-е изд., перераб. – М.: Просвещение, 1984. – 254 с.

7. Детство: [Текст] Программа развития и  воспитания детей в детском  саду / В.И. Логинова, Т.И. Бабаева, Н.А. Ноткина и др.; Под ред. Т.И. Бабаевой, З.А. Михайловой, Л.М. Гурович: Изд. 2-е, переработанное. – СПб.: 1996. – 224 с.

8. Дудников, А.В. Современный русский язык [Текст]: учеб. для вузов союз. и авт. респ. – М.: Высш. шк., 1990. – 415 с.

9. Запорожец,  А.В. Психология детей дошкольного  возраста [электронный ресурс] / Под ред. А.В. Запорожца, Д.Б. Эльконина.

10. Истоки [Текст]: Базисная программа развития  ребенка-дошкольника. – 2-е издание, испр. и доп. – М.: Издательский дом «Карапуз», 2001. – 303 с.

11. Коломинский, Я.Л. Учителю о психологии детей шестилетнего возраста [Текст]: Кн. для учителя / Я.Л. Коломинский, Е.А. Панько. – М.: Просвещение, 1988. – 189 с.

12. Кроткова, А.В. Особенности формирования  лексико-грамматического строя речи  у дошкольников с общим недоразвитием  речи III уровня [Текст] / А.В. Кротова, Е.Н. Дроздова // Логопед, 2004. - № 1. – С. 26 – 34.

13. Левина, Р.Е. Педагогические вопросы патологии  речи у детей/ Р.Е. Левина // Специальная  школа. – 1967. - № 2. – С. 122.

14. Методические  рекомендации к «Программе воспитания  и обучения в детском саду»  [Текст] / Сост. Л.В. Русскова. – М.: Просвещение, 1986. – 400 с.

15. Методы  обследования речи детей [Текст]: Пособие по диагностике речевых  нарушений/ Под общ. ред. проф. Г.В. Чиркиной. – 3-е изд., доп. – М.: АРКТИ, 2003. – 240 с.

Информация о работе Эмпирическое исследование уровня сформированности грамматической правильности речи у детей младшего дошкольного возраста