Эмпирическое исследование уровня сформированности грамматической правильности речи у детей младшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 07:11, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: изучить педагогические условия формирования грамматически правильной речи у детей младшего дошкольного возраста.
Объект исследования: формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия формирования грамматически правильной речи у детей младшего дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение 4
Глава 1. Теоретические основы создания педагогических условий формирования грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста 8
1.1. Особенности освоения грамматического строя речи детьми дошкольного возраста в психолого-педагогических исследованиях. 8
1.2. Методические основы формирования морфологических навыков у детей дошкольного возраста. 23
1.3. Методические основы формирования синтаксических навыков у детей дошкольного возраста. 30
1.4. Методические основы формирования словообразовательных навыков у детей дошкольного возраста. 38
Глава 2. Эмпирическое исследование уровня сформированности грамматической правильности речи у детей младшего дошкольного возраста 46
2.1. Определение уровня сформированности грамматической правильности речи у детей младшего дошкольного возраста. 46
2.2. Методические рекомендации для воспитателей по формированию грамматически правильной речи у детей младшего дошкольного возраста. 51
Заключение 61
Библиографический список 63
Приложение 66
Приложение А. Диагностический материал 66
Приложение Б. Результаты исследования 73

Файлы: 1 файл

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.docx

— 2.51 Мб (Скачать файл)

Детям показывают картинки из альбома  О.И. Соловьевой

«Говори правильно», предлагают рассмотреть их и ответить на вопросы:

- Что делает девочка? (Девочка рисует.)

- Что делают ребята? (Ребята слушают радио.) и т. д.

Критерии уровней сформированности грамматически правильной речи у детей младшего дошкольного возраста

Высокий уровень: ребёнок согласовывает существительные с прилагательными в роде, числе и падеже; понимает и употребляет существительные с предлогами (в, на, за, под, около); усвоил формы родительного падежа единственного и множественного числа; правильно называет животных и их детенышей в единственном и множественном числе; употребляет в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами; пользуется простыми предложениями.

Средний уровень: ребёнок затрудняется в согласовании существительных с прилагательными в роде, числе и падеже; понимании и употреблении существительных с предлогами (в, на, за, под, около); правильном использовании формы родительного падежа единственного и множественного числа; назывании животных и их детенышей в единственном и множественном числе; употреблении в речи существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; редко пользуется простыми предложениями.

Низкий уровень: не сформированы навыки согласования существительных с  прилагательными в роде, числе и падеже; ребёнок чаще не понимает и не употребляет существительные с предлогами (в, на, за, под, около); правильного использования формы родительного падежа единственного и множественного числа; называния животных и их детенышей в единственном и множественном числе; употребления в речи существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами; построения простых предложений.

Обобщённо результаты обследования представлены в сводной таблице Б.1 Приложения Б.

 

Рисунок 1. Показатели уровней грамматической правильности речи у детей младшего сформированности его дошкольного возраста

Таблица 1

Показатели уровней сформированности грамматической правильности речи у детей младшего дошкольного возраста

Уровни

Абсолютное число

%

Низкий уровень

9

50%

Средний уровень

9

50%

Высокий уровень

0

0%


 

Полученные результаты свидетельствует о том, что высокий уровень не обнаружен ни у одного ребенка. Большинство детей не могут самостоятельно согласовывать существительные с прилагательными в роде, числе и падеже.

Средний уровень составил 50% . Лишь 9 детей обследуемой группы могут в разделе «Морфология» согласовать существительные с прилагательными в роде и числе. В словообразовании правильно называли животных их детенышей в единственном и множественном числе. Испытывали затруднения в согласовании слов в падеже, понимании и употреблении существительных с предлогами (в, на, за, под, около).

Низкий уровень был выявлен у 50% у детей, у которых не сформированы навыки согласования существительных с прилагательными в роде, числе и падеже. Такие дети не понимают и не усвоили существительные с предлогами (в, на, за, под, около), не правильно называют животных и их детенышей в единственном и множественном числе, не употребляют в речи существительные с уменьшительно-ласкательными суффиксами, испытывают затруднения в употреблении простых предложений.

Результаты эмпирического исследования позволили нам составить методические рекомендации для воспитателей по формированию грамматически правильной речи у  детей младшего дошкольного возраста.

 

 

2.2. Методические рекомендации для  воспитателей по формированию грамматически правильной речи у детей младшего дошкольного возраста

 

Во второй младшей группе продолжается работа по накоплению обогащению словаря совершенствованию грамматического строя речи, обучению разговорной речи, большое место отводится подготовительной работе, направленной на развитие навыков связной речи внимание. Особое внимание уделяется воспитанию звуковой культуры речи

Необходимо регулярно организовывать специальные игры и игровые упражнения грамматического содержания: на усвоение родовой принадлежности и падежных форм имен существительных единственного на активизацию предлогов, на образование форм единственного и множественного числа существительных, обозначающихся детенышей животных. Игры и игровые упражнения с таким содержание проводятся один раз в месяц как часть речевого занятия и один раз в неделю во второй половине дня индивидуально или с подгруппами детей .

Решая игровую задачу, отгадывая  чей голос слышится (игра « Чей голос»), запоминая предметы, выставленные на столе воспитателя (игра «Чего не стало?»), Узнавая предмет по описанию (игра «Чудесный мешочек», «Почтальон принес открытки»), дети овладевают грамматическими навыками. Обязательно используется наглядный предметы, игрушки, картинки.

Планировать проведение игр с грамматическим содержанием надо в комплексе  со всей воспитательно-образовательной работой. Так упражнения воспитанников в правильном употреблении названий детенышей животных (игры «Кто у кого?», «Кто поет?»), педагог организует наблюдения за животными их детенышами, читает и рассказывает о том, как животные заботятся о малышах (кормят, оберегают, играют), каковы их повадки, показывает картинки. Это обеспечивает осознанное усвоение ребенком речевых умений и навыков.

Значительная часть задания должна быть направлена на то, что бы дети запоминали и правильно использовали грамматические средства, заимствованные из речи взрослого. Поэтому основным приемом является образец правильной грамматической формы, который дает воспитатель. Самостоятельно новые вопросы педагога не должны провоцировать ошибки. Допущенную ребенком ошибку повторять не следует. Необходимо дать образец правильной формы и попросить малыша повторить его. В эмоционально насыщенном разговоре внимания на ошибках вообще не фиксируется.

Надо иметь в виду, что меньше всего ошибок делают дети мало активные.

Развитее связной речи неотделимо от решения остальных задач: обогащение и активизации словаря, формирования грамматического строя речи, воспитания звуковой культуры речи.

Для развития связной речи используя  пересказ с детьми хорошо знакомых им литературных произведений (сказки, рассказы),рассматривание и словесное описание (с помощью педагога)картина игрушек.

На начальном этапе дошкольники воспроизводят текст, подключаясь к пересказу взрослого, повторяя за ним отдельные слова или целое предложения.

Для этого, что бы восприятие детьми сказки было эмоциональным, желательно использовать фланелеграф или настольный театр. Взаимосвязь речевых задач проявляется в том, что от выполнения отдельных словарных и грамматических упражнений дети сразу переходят к составлению короткого связного высказыванию.

Задания, направленные на развитие связной  речи, должны органически входит содержания занятия. С начало дети рассматривать картинку (игрушку), далее отвечают на вопросы о предметах (что это? кто это?), их признаки и действия. Затем организуется совместное рассказывания. Воспитатель начинает предложения, ребенок. «Это… (лиса). Она... (большая, пушистая, хитрая; охотится на мышей и т.п.)». После совместного рассказывания дети могут самостоятельно повторить текст. В дальнейшем воспитатель учит детей при рассматривание картины замечать в ней главное и постепенно переводит их от простого перечисления предметов, признаков к связным высказываниям.

После беседы по картинке воспитатель составляет вместе с ребенком рассказ, показывает ему, как строить предложения, как соединять предложения между собой.

У ребенка младшего дошкольного  возраста уровень связности речи во многом зависит от его умения строить отдельные предложения  и соединять их в связный текст с помощью цепной местоименной связи (это кошка. Она любит молоко), синонимической замены (Это котёнок. Котёнок играет), лексического повтора (Зайчик прыгает. Зайчику холодно), в процессе совместного со взрослым рассказывания ребенок усваивает разные типы синтаксических связей. Именно такое обучения помогает детям в дальнейшем использовать в связном высказывании не только формально-сочинительные средства связи (а это очень распространенный способ), но и многие другие.

При рассматривании игрушек детей подводит составлению описательных рассказов. Рассматривание начинается с выполнения детьми лексических и грамматических задач: они подбирают нужные определение, образуя соответствующую грамматическую форму прилагательного, и на этом же словарном материале строят связное высказывание сначала совместно с воспитателем, а затем самостоятельно.

Задачи развития речи решаются и  во вне учебное время. Так, формирование грамматического строя речи осуществляется прежде всего повседневном общении ребенка с окружающими.

Педагог развивает у воспитанников  речевую активность, потребность общаться, делится с друг другом впечатлением. Он поощряет детей к рассматриванию картинок, лото, спрашивает о названиях предметов, их качеств, частей, назначении.

Вне занятий с детьми разучивают стихи, потекши. При этом педагог обращает внимание воспитанников на громкость четкость произношений слов, фраз, на правильное использование темпа речи, интонационных средств выразительности.

Конспекты занятий

 

«Описание кукол»

Задачи. Связная речь: учить детей рассматривать  кукол. Формировать умения отвечать на вопросы воспитателя, составлять с помощью взрослого короткий описательный рассказ; словарь и грамматика: учить называть цвет предмета, использовать антонимы, согласовывать существительное с прилагательными в роде, числе; звуковая культура речи: уточнить и закрепить правильное произношение звука «о» (изолированного, в звукосочетаниях, в словах); обратить внимание детей на наличие звука «о» в словах.

Материал. Кукла-блондинка в платье, туфельках, носочках; на голове бант; кукла-брюнетка в брюках, кофточке, туфельках другого цвета, носочках; игрушки: доктор Айболит, ослик.

Ход занятия

Воспитатель приносит кукол и обращается к  детям:

- Ребята, к нам пришли куклы. Вот эту  куклу зовут Оля, Ольга. Как  зовут куклу? (Хоровые и индивидуальные  ответы.) Что это у Оли? (Платье.) Какое оно, какого цвета? А  какие у Оли волосы? (Светлые,  белые.) Что у Оли на голове? (Бант.) Какой он, какого цвета? А какие у Оли глаза? (Голубые, синие, большие). У Оли длинные черные ресницы. (Воспитатель показывает куклу так, чтобы они рассмотрели глаза и ресницы.) Что у Оли на ногах? (Носки, туфельки.) Какого они цвета?

После ответов  детей воспитатель начинает рассказ: «Это… (Оля). У Оли на голове… (красный бант). На ногах…(туфельки, белые носочки)» и т.д. Воспитатель следит за правильным согласованием существительных с прилагательными в роде, числе (белый бант, красное платье).

- А эту куклу зовут Поля, Полина. Давайте посмотрим, во что одета Поля. Она одета так же, как Оля, или по-другому? Что это у Поли? (брюки.) Какого цвета брюки? А это что? (Кофточка.) А это? (носочки и туфельки.) 
- две подружки, Оля и Поля, Все время ходят вместе. У Оли…(платье), а у Поли…(брюки и кофточка. У Оли волосы ...(светлые), а у Поли…(темные). У Оли носочки…(белые), а туфельки…(чёрные), а у Поли носочки…(белые) и туфельки…(белые). У Оли на голове…(бант), а у Поли нет…(банта).

- Андрюша,  давай расскажем ребятам, какая  кукла тебе нравится. Пусть ребята  догадаются. Как её зовут. У  этой куклы … платье или брюки с кофточкой? (Воспитатель подсказывает, если ребёнок молчит.) Волосы у куклы… светлые или тёмные? У куклы белые носочки и туфельки…

- Ребята, вы догадались, о какой кукле рассказал Андрюша?

Таким же образом рассказывают ещё два  ребёнка. Воспитатель даёт подсказку  в виде начала фразы только в том случае, если ребёнок затрудняется и молчит.

Воспитатель:

- К нам в гости еще кто-то пришел. Посмотрит, кто это? (Ослик.) Как кричит ослик? (Иооо – хоровые и индивидуальные ответы.)

Физкультминутка

«Сейчас мы с вами поиграем», - говорит воспитатель. - Вы все будете осликами. Ослики выбежали на лужайку, им весело, они резвятся и кричат: иооо!»

Дети  занимают свои места. Занятие продолжается.

Воспитатель протяжно произносит звук «о» - ооооо.

- Что случилось? У нашей Оли заболели зубы. Ей больно: ооо - ооо (воспитатель завязывает кукле щеку). Кукле надо помочь. Давайте позовем доктора.

Воспитатель достает телефон и предлагает ребенку: «Давай скажем: доктор, приходите  полечить Олю».

Появляется  доктор Айболит.

Информация о работе Эмпирическое исследование уровня сформированности грамматической правильности речи у детей младшего дошкольного возраста