Эмпирическое исследование уровня сформированности грамматической правильности речи у детей младшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 07:11, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: изучить педагогические условия формирования грамматически правильной речи у детей младшего дошкольного возраста.
Объект исследования: формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия формирования грамматически правильной речи у детей младшего дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение 4
Глава 1. Теоретические основы создания педагогических условий формирования грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста 8
1.1. Особенности освоения грамматического строя речи детьми дошкольного возраста в психолого-педагогических исследованиях. 8
1.2. Методические основы формирования морфологических навыков у детей дошкольного возраста. 23
1.3. Методические основы формирования синтаксических навыков у детей дошкольного возраста. 30
1.4. Методические основы формирования словообразовательных навыков у детей дошкольного возраста. 38
Глава 2. Эмпирическое исследование уровня сформированности грамматической правильности речи у детей младшего дошкольного возраста 46
2.1. Определение уровня сформированности грамматической правильности речи у детей младшего дошкольного возраста. 46
2.2. Методические рекомендации для воспитателей по формированию грамматически правильной речи у детей младшего дошкольного возраста. 51
Заключение 61
Библиографический список 63
Приложение 66
Приложение А. Диагностический материал 66
Приложение Б. Результаты исследования 73

Файлы: 1 файл

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.docx

— 2.51 Мб (Скачать файл)

Оглавление

 

Введение 4

Глава 1. Теоретические основы создания педагогических условий формирования грамматически  правильной речи у детей дошкольного     возраста 8

1.1. Особенности  освоения грамматического строя  речи детьми дошкольного возраста  в психолого-педагогических исследованиях. 8

1.2. Методические  основы формирования морфологических  навыков у детей дошкольного  возраста. 23

1.3. Методические  основы формирования синтаксических  навыков у детей дошкольного  возраста. 30

1.4. Методические  основы формирования словообразовательных  навыков у детей дошкольного  возраста. 38

Глава 2. Эмпирическое исследование уровня сформированности грамматической правильности речи у  детей младшего дошкольного       возраста 46

2.1. Определение  уровня сформированности грамматической  правильности речи у детей  младшего дошкольного возраста. 46

2.2. Методические  рекомендации для воспитателей  по формированию грамматически  правильной речи у детей младшего  дошкольного возраста. 51

Заключение 61

Библиографический список 63

Приложение  66

Приложение  А. Диагностический материал 66

Приложение  Б. Результаты исследования 73

 

Введение

 

Речь  — это важнейшая творческая психическая  функция человека, область проявления присущей всем людям способности  к познанию, самоорганизации, саморазвитию, к построению своей личности, своего внутреннего мира через диалог с  другими личностями, другими мирами, другими культурами. Речевое общение создает специфически человеческие способы социального контакта между людьми, благодаря которым развиваются высшие формы познавательной деятельности, коллективного сотрудничества.

В дошкольном возрасте наступает качественно  новый этап освоения речи. Мотивом  активного овладения родным языком выступают растущие потребности  дошкольника узнать, рассказать и  воздействовать на себя и другого человека.

Формирование  речи детей в дошкольном возрасте является одной из главнейших задач  воспитания, так как овладение  родным языком тесно связано с  развитием всех сторон личности ребенка, его сознания. Язык и речь выполняют  ведущую функцию в развитии мышления и других психических процессов, планировании ребенком деятельности, самоорганизации поведения.

Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего  полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче  ему высказывать свои мысли, тем  шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми, тем активнее осуществляется его психическое развитие.

Понимать  речь окружающих, выражать собственные  мысли ребенок не сможет, не овладев  грамматическим строем речи. Существуют определенные грамматические нормы  изменения слов и способы соединения их в предложения. Основой к овладению  грамматическим строем родного языка  является познание ребенком связей и  отношений между явлениями окружающей действительности, которые и выражаются в различных грамматических формах. Речь детей аморфна, т.е. бесформенна. Это говорит о непознанности ими этих отношений и связей. Познание ребенком окружающего мира способствует раскрытию связей между предметами и явлениями.

Грамматическая  сторона речи особенно активно развивается  в предметной и игровой деятельности ребенка, и ее формирование тесно  связано с овладением ребенком звуковой стороны речи, обогащением словаря.

Проблема  формирования грамматического строя  устной речи дошкольников включает усвоение ими морфологии, изучающей структуру  слова и грамматические значения в пределах слова; словообразования (аспекты создания, функционирования и строения производных и сложных  слов) и синтаксиса (сочетаемость и  порядок следования слов, общие свойства предложения) [24].

На протяжении всего дошкольного возраста наблюдается  несовершенство морфологической стороны  речи, связанное со сложностью усвоения некоторых грамматических категорий, и трудности в усвоении способов словообразования. Синтаксическая сторона  речи развивается наиболее интенсивно, нежели предыдущие грамматические категории, и ее усвоение не вызывает у дошкольников особых затруднений.

Сегодня в исследованиях разных авторов  достаточно полно представлен количественный и качественный анализ особенностей овладения детьми грамматическим компонентами оформления высказывания [12].

Изучением данной проблемы занимались такие специалисты как А.Н. Гвоздев, О.С. Ушакова, Ф.А. Сохин, А.Г. Тамбовцева, К.И. Чуковский и т.д. В работах названных авторов очень подробно изложен теоретический материал по развитию грамматической стороны речи дошкольников в онтогенезе, в частности морфологии и словообразования, а также различные методические рекомендации в этой области.

Цель исследования: изучить педагогические условия формирования грамматически правильной речи у детей младшего дошкольного возраста.

Объект исследования: формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста.

Предмет исследования: педагогические условия формирования грамматически правильной речи у детей младшего дошкольного возраста.

Гипотеза исследования: мы предполагаем, что наиболее эффективными педагогическими условиями формирования грамматически правильной речи у детей младшего дошкольного возраста будут являться:

- предварительное изучение грамматических навыков детей возрастной группы, анализ причин их грамматических ошибок;

- специальное  обучение детей трудным грамматическим  формам, направленное на предупреждение  ошибок;

- формирование  грамматических навыков в практике  речевого общения;

- создание  благоприятной языковой среды.

Задачи исследования:

  1. Изучить и проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме формирования грамматического строя речи у детей дошкольного возраста.
  2. Раскрыть методические основы создания педагогических условий формирования грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста.
  3. Выявить уровень сформированности грамматической правильности речи у детей младшего дошкольного возраста.
  4. Составить методические рекомендации для воспитателей по формированию грамматически правильной речи у детей младшего дошкольного возраста.

Теоретико-методологическая основа исследования: исследования закономерностей овладения грамматическим строем речи детьми дошкольного возраста (О.С. Ушакова, В.И. Яшина); теоретико-методические подходы к формированию грамматического строя речи у детей дошкольного возраста (Гвоздев А.Н., А.М. Бородич, В.И. Яшина).

Методы исследования:

  1. Теоретические методы: изучение и анализ психолого-педагогической литературы по проблеме исследования.
  2. Эмпирические методы: диагностические задания, направленные на изучение грамматического строя речи у детей дошкольного возраста (М.М. Алексеева, В.И. Яшина).
  3. Интерпретационные методы: количественный и качественный анализ полученных данных.

Экспериментальная база исследования: МБДОУ «Кайбальский детский сад «Солнышко».

Практическая значимость: практические материалы исследования могут быть использованы педагогами ДОУ в воспитательно-образовательной работе, направленной на формирование грамматически правильной речи у детей младшего дошкольного возраста.

Структура работы: дипломная работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Глава 1. Теоретические основы создания педагогических условий формирования грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста

 

1.1. Особенности освоения грамматического строя речи детьми дошкольного возраста в психолого-педагогических исследованиях

 

Сущность грамматического строя  речи, его значение. Основные направления  в изучении грамматики. Термин «грамматика» употребляется в языкознании в двух значениях. Во-первых, он обозначает грамматический строй языка, а во-вторых, — науку, свод правил об изменении слов и их сочетании в предложении. Методика развития речи предполагает усвоение детьми именно грамматического строя языка.

Грамматический строй языка — система единиц и правил их функционирования в сфере морфологии, словообразования и синтаксиса.  
Морфология изучает грамматические свойства слова и его формы, а также грамматические значения в пределах слова. Словообразование изучает образование слова на базе другого однокоренного слова, которым оно мотивировано. Синтаксис изучает словосочетания и предложения, сочетаемость и порядок следования слов. Грамматика, по словам К.Д.Ушинского, - это логика языка. Она помогает облекать мысли в материальную оболочку, делает речь организованной и понятной для окружающих [3].

Формирование грамматического  строя речи – важнейшее условие совершенствования мышления дошкольников, так как именно грамматические формы родного языка являются «материальной основой мышления». Грамматический строй – это зеркало интеллектуального развития ребенка.  
Сформированный грамматический строй речи непременное условие успешного и своевременного развития монологической речи — одного из ведущих видов речевой деятельности. Любой тип монолога (повествование, описание и т.п.) требует владения приемами логической связи всех видов простых и сложных предложений. Развитие грамматического строя речи — залог успешной обще- речевой подготовки, обеспечивающей практическое владение фонетическим, морфологическим и лексическим уровнями языковой системы.

Важным средством формирования грамматического строя речи является обучение, которое проводится на занятиях. Как показали исследования А.Г. Тамбовцевой-Арушановой, при организации обучения следует учитывать следующие моменты [3]:

1. Разные стороны грамматического  строя языка (синтаксис, морфология, словообразование) ребенок усваивает  по-разному. Поэтому на каждой  возрастной ступени на передний  план выступает какая-то одна  его сторона. В младшем возрасте  дети главным образом овладевают  системой словоизменения; на пятом  году жизни особое внимание  уделяется поощрению словообразования, словотворчества; на шестом году – элементарному анализу структуры предложения; на седьмом году – осознанию грамматических связей между производными словами, произвольному построению сложных синтаксических конструкций.

2. Грамматическую работу с детьми  не следует рассматривать как  решение задачи предупреждения  и исправления грамматических  ошибок, «Затверживания» отдельных трудных грамматических форм. Речь должна идти о создании условий для полноценного освоения грамматического строя языка на основе развития и поощрения самопроизвольной поисковой активности ребенка в сфере грамматики [1].

3. В процессе занятий дошкольников  следует обучать тем навыкам,  которые обычно трудно усваиваются  в условиях повседневного общения  (согласованию прилагательных и  местоимений с существительными в роде, образованию трудных форм глаголов в повелительном наклонении, форм существительных родительного падежа множественного числа и др.). Однако не все трудные грамматические формы и категории подлежат усвоению на занятиях. Языковой материал следует отбирать таким образом, чтобы давать ребенку широкую и по возможности полную ориентировку в типичных способах словоизменения, воспитывать языковое чутье, внимательное отношение к языку, помогать детям на практике овладевать правилами согласования, управления и примыкания слов в предложении. Необходимо дифференцированно подходить к детским грамматическим ошибкам, различая, где ребенок допустил небрежность, был невнимателен, а где проявил Сознательное отношение, но ошибся в силу ограниченности своих познаний и умений.

4. В каждой возрастной группе  есть дети, имеющие высокий уровень  владения родным языком, и дети, отстающие от сверстников в  речевом развитии. Поэтому работа  по грамматике должна строиться  так, чтобы какому ребенку была  предоставлена возможность решать  посильные речевые задачи.  
На первых этапах речевого развития перед дошкольниками необходимо прежде всего ставить задачу понимания смысла сказанного (например ориентируясь на окончание существительного, различать, какое слово обозначает один предмет, а какое – несколько предметов). Следующая задача научить детей использовать то или иное грамматическое средство в собственной речи, говорить так, как говорят другие. Более сложные задачи – научить самостоятельно образовывать форму нового слова по аналогии со знакомыми и оценивать грамматическую правильность речи, определять, можно или нельзя так сказать [3].

В работе с младшими дошкольниками  большой удельный вес занимают речевые  задачи первого типа (на понимание  и использование в речи грамматических средств). Задачи оценочного характера, как правило, по силам лишь старшим  дошкольникам. В связи с тем, что  в каждой возрастной группе уровень  речевого развития детей неодинаков и различается в очень широких  пределах, почти на каждом занятии  следует предусматривать решение  детьми и тех и других задач. Однако удельный вес этих типов задач  в различных группах будет  неодинаков.

Информация о работе Эмпирическое исследование уровня сформированности грамматической правильности речи у детей младшего дошкольного возраста