Эмпирическое исследование уровня сформированности грамматической правильности речи у детей младшего дошкольного возраста

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Июня 2013 в 07:11, дипломная работа

Описание работы

Цель исследования: изучить педагогические условия формирования грамматически правильной речи у детей младшего дошкольного возраста.
Объект исследования: формирование грамматического строя речи у детей дошкольного возраста.
Предмет исследования: педагогические условия формирования грамматически правильной речи у детей младшего дошкольного возраста.

Содержание работы

Введение 4
Глава 1. Теоретические основы создания педагогических условий формирования грамматически правильной речи у детей дошкольного возраста 8
1.1. Особенности освоения грамматического строя речи детьми дошкольного возраста в психолого-педагогических исследованиях. 8
1.2. Методические основы формирования морфологических навыков у детей дошкольного возраста. 23
1.3. Методические основы формирования синтаксических навыков у детей дошкольного возраста. 30
1.4. Методические основы формирования словообразовательных навыков у детей дошкольного возраста. 38
Глава 2. Эмпирическое исследование уровня сформированности грамматической правильности речи у детей младшего дошкольного возраста 46
2.1. Определение уровня сформированности грамматической правильности речи у детей младшего дошкольного возраста. 46
2.2. Методические рекомендации для воспитателей по формированию грамматически правильной речи у детей младшего дошкольного возраста. 51
Заключение 61
Библиографический список 63
Приложение 66
Приложение А. Диагностический материал 66
Приложение Б. Результаты исследования 73

Файлы: 1 файл

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ГРАММАТИЧЕСКИ ПРАВИЛЬНОЙ РЕЧИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА.docx

— 2.51 Мб (Скачать файл)

Маша взяла утюг, она будет (гладить белье).

Дима взял пилу, он будет (пилить бревно).

Юра взял топор, он будет (рубить).

Папа купил Алеше велосипед, Алеша будет (кататься на велосипеде).

Продуктивны упражнения, в которых ребенок должен отвечать на вопросы полным предложением:

Кого ведут в детский сад?

Кого учит учитель?

Что рисует художник?

Овладение навыками построения сложных предложений требует осмысления значений союзов сочинения и подчинения. Необходимо активизировать в речи дошкольников употребление сочинительных союзов (а, но, и, то-то), служащих для связи слов в предложении и для связи предложений, и подчинительных союзов (что, чтобы, потому что, если, когда, так как) для связи предложений.

Вводить союзы в речь можно путем упражнений, в которых требуется отвечать на вопросы целым предложением или заканчивать предложение. Такие упражнения способствуют формированию умения пользоваться сложными предложениями [1].

Появление в речи детей сложноподчиненных предложений свидетельствует о познании и осмыслении ребенком связей и отношений, существующих в реальной жизни. В 5 – 6 лет, как отмечают многие исследователи, наблюдается осознание причинных зависимостей. В речи связь между причиной и следствием выражается придаточными предложениями. 
Овладению детьми навыками конструирования сложных предложений способствуют специально разработанные приемы. Благодаря их использованию ребенок ставится в такие ситуации, которые побуждают его высказываться в форме сложных предложений. Приведем примеры упражнений.

Составление сложносочиненных предложений по двум картинкам. Дети рассматривают близкие по сюжету картинки и по образцу воспитателя, а затем самостоятельно составляют предложение.

Самостоятельное придумывание ребенком предложений: с трудными в морфологическом отношении словами: пальто, метро, радио; надеть, раздеть, снять, одеть; со словосочетаниями: мяукающая кошка, лающая собака, летящий самолет, журчащий ручей; желтый, пушистый цыпленок; с несколькими словами: девочка, мальчик, мяч; мальчик, собака, санки; с союзами если, так как, поэтому (мы с папой не смогли покататься на коньках, так как шел мокрый снег).

Рекомендуемые выше приемы построения и оформления предложений могут быть использованы в средней и старшей группах детского сада в зависимости от сформированности этих навыков у детей. Упражнения проводятся преимущественно в игровой форме. В старшем дошкольном возрасте значительно совершенствуется синтаксическая сторона речи. Ребенок овладевает многообразием простых и сложных синтаксических конструкций в связи с развитием диалогической и монологической форм речи [1].

Дети в основном правильно строят простые распространенные предложения с однородными членами, с обособленными оборотами; используют в речи сложносочиненные и сложноподчиненные предложения, прямую речь, употребляя соединительные, противительные и разделительные союзы. Речь детей характеризуется большей связностью, отсутствием зависимости от наглядной ситуации, т.е. контекстностью.

Продолжается формирование простых и сложных предложений. В связи с этим особое внимание уделяется умениям употреблять правильный порядок слов, согласовывать слова в предложении, пользоваться прямой и косвенной речью. Необходимо формировать у детей элементарное представление о предложении и его структуре, умение пользоваться союзами, вводить языковые средства для соединения структурных частей предложения (потому что, ведь, всегда, например) [1].

С целью развития синтаксической стороны речи используются дидактические игры, сюжетные картинки, словесные упражнения, коммуникативные ситуации, художественные тексты. Рассмотрим содержание образовательного материала.

Подбор однородных определений для согласования существительного с прилагательным в роде и числе.

- Прослушивание предложений и составление ответов на вопросы с правильным употреблением предлогов.

- Предложения.

- Вопросы.

Начиная со средней группы, рекомендуется вводить разработанную еще Е.И. Тихеевой «ситуацию письменной речи» (ребенок диктует, а взрослый записывает). Этот прием активизирует употребление сложных предложений, способствует совершенствованию синтаксической структуры предложения. Развитие синтаксической стороны речи осуществляется и на занятиях по обучению монологической речи. Разные виды рассказов побуждают ребенка использовать различные синтаксические структуры. В описании наиболее часто используются простые предложения, поскольку это необходимо для характеристики героя или предмета. Повествовательные рассказы требуют изложения событий в определенной временной последовательности, поэтому возникает необходимость в употреблении глагольной лексики и разных видов предложений.

Еще более сложные в синтаксическом отношении задачи ставятся в связных высказываниях типа рассуждений. Причинно-следственные, временные и другие отношения выражаются в предложениях с сочинением и подчинением.

При пересказывании литературных текстов дети употребляют прямую и косвенную речь. Особенно сложен пересказ с перестройкой текста, когда содержание и способы передачи чужой речи перестраиваются в зависимости от позиции героя, его точки зрения на события, участия в них. 
Задание дополнить сложное предложение можно провести в интересной форме, используя игру «Размытое письмо» (методический прием разработан Ф.А. Сохиным и М.С. Лаврик).

Воспитатель обращается к детям: «К нам в гости пришел зайчонок. Он очень огорчен, потому что получил от друга письмо, а прочесть его не может – дождем размыло некоторые слова. Зайчонок не может догадаться, что там было написано. Давайте поможем ему». Воспитатель читает зайкино письмо, в котором содержатся незаконченные предложения, например: «Мы сделали лодку, чтобы…» и т.д. [1].

Упражнения по составлению сложных предложений путем добавления придаточных предложений.

Детей обучают способам соединения слов в словосочетания и предложения  разных типов – простые и сложные. В зависимости от цели сообщения  предложения делятся на повествовательные, вопросительные и побудительные. Особая эмоциональная окрашенность, выражающаяся специальной интонацией, может сделать любое предложение восклицательным.

Необходимо обучать детей умению обдумывать словосочетания, затем правильно  связывать слова в предложения.

Особое внимание при обучении детей  построению предложений необходимо уделять упражнениям на употребление правильного порядка слов, предупреждая неправильное согласование слов. Важно  следить, чтобы дети не повторяли  однотипные конструкции.

Важно сформировать у детей элементарное представление о структуре предложения  и о правильном использовании  лексики в предложениях разных типов. Для этого дети должны овладеть разными  способами сочетания слов в предложении, освоить некоторые смысловые  и грамматические связи между  словами, уметь интонационно оформлять  предложение.

Синтаксический анализ шире морфологического, он выходит за пределы слов, тогда  как морфологический анализ оперирует  значимыми частями слов, морфемами (корень, суффикс, приставка, флексия).

Все речевое развитие ребенка является последовательным формированием всех указанных закономерностей [17].

Таким образом, в процессе формирования грамматического строя речи у  детей дошкольного возраста закладывается умение оперировать синтаксическими единицами, обеспечивается сознательный выбор языковых средств в конкретных условиях общения и в процессе построения связного монологического высказывания.

1.4. Методические основа формирования словообразовательных навыков у детей дошкольного возраста

 

Алексеева М.М., Яшина В.И рассматривали проблемы развития словообразования и словоизменения детей с нормой речевого развития.

Данная  методика направлена на развитие морфологической  стороны речи и навыков словообразования у детей дошкольного возраста. Она построена с учетом основных этапов развития грамматической стороны речи дошкольников. Авторы выделяют в качестве ее целей следующие:

- Выработать у детей понимание грамматических форм и правильное употребление их в речи [1].

- Добиться практического усвоения детьми морфологической системы родного языка (изменение по родам, числам, лицам, временам).

- Научить детей правильному изменению наиболее часто употребляемых слов, в которых допускаются морфологические ошибки.

- Объяснить ребенку механизм словообразования и научить им пользоваться.

- Обратить внимание детей на существования различных способов образования новых слов.

Рассматривая  методику, можно выделить несколько  этапов в работе с детьми дошкольного  возраста:

1. В младших  группах – обучение изменению  слов по падежам, согласованию  существительных с прилагательными  в роде и числе, употреблению  предлогов (в, на, за, под, около) и глаголов. Обучение способам образования существительных с суффиксами, обозначающими детенышей животных, посуды, некоторых глаголов с приставками.

2. В средней  группе – продолжение обучения употреблению форм родительного падежа единственного и множественного числа существительных, согласованию существительных и прилагательных в роде, числе и падеже, использованию разных форм глаголов, формирование умения правильно спрягать глаголы по лицам и числам, осознанно употреблять предлоги с пространственным значением. Учить детей соотносить названия животных и их детенышей, употреблять эти названия в единственном и множественном числе, в родительном падеже множественного числа.

3. В старших группах – продолжение  обучения тем формам, которые  вызывают у детей затруднение:  согласованию существительных с  прилагательными и числительными  (третий ряд, пятый стол), употреблению  местоимений их, к ним и согласованию  их с числительными, формируют  умение правильно пользоваться  неизменяемыми существительными. Знакомит  детей с типичными способами  словообразования.[1]

По мнению Арушановой А.Г. основным источником развития навыков словообразования и словоизменения детей является повседневное общение ребенка с близкими взрослыми, совместная деятельность с ними. В младшем дошкольном возрасте, это ситуативно-деловое общение, в старшем – внеситуативное общение. В семье такое общение возникает и разворачивается спонтанно, непреднамеренно [2].

Как утверждает Смирнов В.М., уже на третьем году жизни ребенок при полноценном  развитии речи начинает высказывать  элементарные суждения о предметах, простых явлениях. При этом он пользуется, как однословными предложениями, так  и предложениями из нескольких слов.

Недостаточная осознанность и произвольность детской  речи на ранних этапах ее становления  связана с активным участием в  организации речевого акта правого  полушария. В формировании же сознательного  и произвольного применения речевых  средств ведущая роль принадлежит  структурам доминантного по речи полушария  мозга. У детей в этот период отрабатывается правильное произношение фонем, усваиваются первые грамматические формы, появляются многословные фразы, придаточные предложения, а к концу третьего года жизни – соединительные союзы и местоимения. Это свидетельствует об овладении речедвигательными алгоритмами родного языка. Основное формирование функциональной речевой системы заканчивается, однако совершенствование ее продолжается на четвертом и пятом году жизни [2].

Первые  словосочетания либо заимствованы из речи окружающих, либо являются творчеством  ребенка, на что указывает их оригинальный характер. Слова, употребляемые детьми в первоначальных словесных комбинациях, используются ими в той форме, в которой они были заимствованы из речи окружающих, без переструктурирования их в нужную грамматическую форму в связи с конструкцией своего собственного высказывания.

Словоизменение  в русском языке характеризуется  большим разнообразием флексий, которые систематизируются при  формообразовании в различные типы склонений имен и спряжений глаголов. Из-за сложности флексийной системы ребенок не может одновременно усвоить все формы словоизменения.

Последовательность  усвоения ребенком грамматических форм слова определяется семантической  функцией и частотностью использования  в речи окружающих. В течение определенного  времени дети используют только одно, наиболее продуктивное окончание.

Среди грамматических форм существительных усваиваются  беспредложные формы косвенных  падежей: винительного, родительного, творительного. В речи детей наблюдается  дифференциация форм единственного  и множественного числа глаголов изъявительного наклонения, усваивается  изменение по лицам, разграничиваются формы настоящего и прошедшего времени, однако в прошедшем времени еще  смешиваются формы мужского, женского и среднего рода [3].

Несмотря  на известное разнообразие смысловых  значений, выражаемых с помощью первых словесных комбинаций «аморфными словами-корнями», дети не могут использовать формальные языковые средства для выражения грамматических связей. Следует отметить, что отдельные случаи воспроизведения правильной грамматической формы слова еще не являются показателем ее усвоения. Только наличие в языке ребенка двух – трех форм одного и того же слова, а также употребление этих форм в других словах служит показателем ее усвоения.

Информация о работе Эмпирическое исследование уровня сформированности грамматической правильности речи у детей младшего дошкольного возраста