Эмпирическое исследование по развитию эстетических чувств младших школьников с ЗПР средствами аппликации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 15:49, курсовая работа

Описание работы

Актуальность. Современное образование невозможно без освоения культурного наследия нашей страны. Одной из самых мощных ветвей дерева национальной культуры является искусство. Оно занимает главенствующую роль в эстетическом, нравственном, творческом воспитании молодого поколения [8].
Начальные школы решают различные проблемы, связанные с эстетическим воспитания детей: развитие способности понимать и чувствовать красоту в искусстве и в жизни, эмоционально реагировать на него, оценить прекрасное, стремиться, насколько это возможно, дополнять красоту мира.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты эстетического воспитания младших школьников с ЗПР
1.1 Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с ЗПР
1.2 Основы эстетического воспитания младших школьников
1.3 Аппликация как вид деятельности детей младшего школьного возраста с ЗПР
Выводы по главе 1
Глава 2.Эмпирическое исследование по развитию эстетических чувств младших школьников с ЗПР средствами аппликации
2.1 Диагностика уровня развития эстетического воспитания младших школьников с ЗПР
2.2 Содержание экспериментальной работы по эстетическому воспитанию детей младшего школьного возраста с ЗПР
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Файлы: 1 файл

ЭСТЕТИЧ.ВОСПИТ.МЛ.ДОШК ВОЗР.ДЕТ С ЗПР.docx

— 70.46 Кб (Скачать файл)

В системе по эстетическому воспитанию детей среднего дошкольного возраста большое место должно быть отведено аппликации. Она лучше, чем что-либо обогащает психику ребенка, совершенствует его органы чувств и эстетический вкус. Посредством аппликации у ребенка происходит формирование любви к природе, умение чувствовать ее красоту и восхищаться ею имеет огромное значение не только для эстетического развития детей, но и для нравственного воспитания, в частности, для пробуждения у дошкольников патриотических чувств, чуткости к окружающему, потребности к труду, способствует физической закалке, а так же расширению умственного кругозора.

Аппликация - это вид изобразительной деятельности, основное назначение которой - образное отражение действительности. Аппликация - одна из самых интересных для детей дошкольного возраста.

Аппликация - это специфическое образное познание действительности. Как всякая познавательная деятельность имеет большое значение для умственного воспитания детей.

владение умением изображать невозможно без целенаправленного зрительного восприятия - наблюдения. Для того чтобы нарисовать, вырезать, а затем наклеить какой-либо предмет, надо предварительно хорошо с ним ознакомиться, запомнить его форму, величину, цвет, конструкцию расположение частей.

Для умственного развития детей имеет большое значение постепенное расширение запаса знаний на основе представлений о разнообразии форм пространственного расположения предметов окружающего мира, различных величинах, многообразии оттенков цветов.

При организации восприятия предметов и явлений важно обращать внимание детей на изменчивость форм, величин (ребенок и взрослый), цветов (растения в разные времена года), разное пространственное расположение предметов и частей (птица сидит, летает, клюет зерна, рыбка плавает в разных направлениях и т.д.); детали конструкций также могут быть расположены по-разному.

Занимаясь аппликацией, дети знакомятся с материалами (бумага, краски, глина, мел и др.), с их свойствами, выразительными возможностями, приобретают навыки работы.

Обучение аппликации без формирования таких мыслительных операций, как анализ, сравнение, синтез, обобщение - невозможно.

Способность анализа развивается от более общего и грубого различения до более тонкого. Познание предметов и их свойств, приобретаемое действенным путем, закрепляется в сознании.

На занятиях по аппликации развивается речь детей: усвоение и название форм, цветов и их оттенков, пространственных обозначений способствует обогащению словаря; высказывания в процессе наблюдений за предметами, при обследовании предметов, построек, а также при рассматривании иллюстраций, репродукций с картин художников положительно влияют на расширение словарного запаса и формирование связной речи.

Структура занятия по аппликации представляет собой:

а. Вводная часть. Необходимо вызвать интерес детей к процессу, используя загадки, стихи, художественные слова. Именно в водной части происходит мотивация детей.

б. Основная часть (практическая). Именно в практической части занятия происходит развитие восприятия цвета, формы, величины, пространства, времени; развитие основных свойств внимания, увеличение объема памяти; развитие наглядных форм мышления и формирования логического мышления; формирование мыслительных операций (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации, аналогии); развитие творческих способностей ребенка, воображения, гибкого, нестандартного мышления; развитие речи, пополнение, уточнение и активизация словарного запаса; развитие мелкой моторики руки, подготовка руки к письму; развитие коммуникативных способностей и навыков контроля поведения; формирование положительной самооценки, уверенности в себе.

в. Заключительная часть. Происходит сравнение работ, похвала.

Как указывают психологи, для осуществления разных видов деятельности, умственного развития детей большое значение имеют те качества, навыки, умения, которые они приобретают в процессе рисования, аппликации и конструирования.

Аппликация тесно связана с сенсорным воспитанием.

Формирование представлений о предметах требует усвоения знаний об их свойствах и качествах, форме, цвете, величине, положении в пространстве. Дети определяют и называют эти свойства, сравнивают предметы, находят сходства и различия, то есть производят умственные действия.

1.Аппликация из бумаги  для детей “Скороспелая”.

На подготовку уходит очень мало времени, главное чтобы были под рукой некоторые из вещей.

Нарежьте цветную бумагу на различные формы. Даже не обязательно прямые и красивые.это могут быть абсолютно любые (квадраты, прямоугольники, круги, палочки, пятиугольники, треугольники)

Дайте ребенку клей карандаш. Или можно дать самоклеющиеся кусочки бумаги.

Дайте ребенку вермишель, макароны, крупу и т.д. (ее можно приклеить на клей карандаш)

Позвольте малышу разместить все это на листе бумаги, так как он захочет.

Через какое-то время произведение искусства будет готово!

2. Аппликация из бумаги  для детей “Подсолнух”.

К данной аппликации лучше заранее подготовиться, а лучше даже сделать несколько различных заготовок которые вы в будущем будете просто доставать для занятий.

Вырежьте из цветной бумаги цветок и приклейте его к листу.

Дайте ребенку намазать середину цветка клеем.

Дайте ребенку темную крупу (гречку или др.), чтобы он посыпал середину цветка ей. Или можно приклеить кусочки темной цветной бумаги.

3. Аппликация из бумаги  для детей “Мозаика”.

Мозаику можно составлять из различных предметов: цветных камушков, листочков деревьев, кусочков пластика, семян деревьев, цветов, овощей или из пуговиц ну и конечно же из бумаги.

Заранее Вырежьте любой силуэт из цветной бумаги например, бабочку, кленовый лист, сердце, ягоду…

Нарежьте маленькие кусочки из другого цвета бумаги.

Намажьте ваш силуэт клеем.

Позвольте своему ребенку приклеить эти мелкие кусочки бумаги по всей площади силуэта. И пускай он приклеивает их на свое усмотрение. Он может наклеить один кусочек на другой, или же наоборот сделать большие интервалы между фигурками.

4. Аппликация из бумаги  для детей “Волшебная геометрия”.

Заранее вырежьте разнообразные геометрические фигуры.

Дайте малышу лист бумаги и вырезанные заранее геометрические фигуры.

Предложите ребенку приклеивать их в произвольном порядке на лист.

По мере приклеивания спрашивайте у малыша какую он фигуру приклеивает и что бывает такой формы?…”

Дорисуйте к приклеенным фигурам необходимые детальки, превратив их в какого-либо животного или предмет.

5. Аппликация из колечек  бумаги

Приготовьте цветные полоски бумаги. Шириной до 1 см. Ребенок склеивает полоски так, чтобы получались колечки. Из таких колечек можно сделать

Гусеницу (Нарисуйте на бумаге линию - гусеницу и предложите малышу наклеивать колечки вдоль этой линии, стараясь не оставлять между ними свободного места.На колечко-голову наклейте глазки и усики.);

Цветок (Заготовьте вместе с малышом колечки подлиннее.Сделайте серединку цветка и от нее в разные стороны по кругу наклеивайте колечки-лепестки.);

Бабочку (Заготавливаются колечки разного размера. Сначала склеиваются верхние крылышки потом нижние. Приклеивается маленький кружок - голова. Из двух полосочек делаются усики, концы которых заворачиваются на карандаш.).

6. Аппликация из круп  и семян

Для выполнения аппликаций вам потребуется картон, различные семена, крупы, клей ПВА, краски, засушенные листочки, фломастеры.

На картоне нарисуйте изображение будущей картины. Намажьте клеем ПВА и густо посыпьте крупами. Можно использовать как один вид крупы, так и создавать более сложные композиции, сочетая несколько видов семян и круп.

7. Аппликация из салфеток

1. Нарисуйте контур картины  на листе бумаги.

2. Пускай малыш мелко  порвет салфетки или тонкую  бумагу.

3. Вместе скатайте из  кусочков салфеток шарики.

4. Изображение намажьте  ПВА клеем и все пространство  заполните этими шариками. Детали  изображения можно раскрасить  в разные цвета. В итоге получится  объемная и красивая картина.

8. Мячики

Вырежьте несколько кружочков: больших и маленьких. Скажите ребенку, что это колобки, которые катятся по дороге. Предложите малышу приклеить всех больших, рядом всех маленьких колобов. Можно приклеить их на разных листах: на одном листе-домике живут мамы-колобки, а на другом все детки. Кружочки могут быть не только колобками. Пофантазируйте - это и яблочки (причем разного цвета), которые придет собирать ежик игрушка, это и мячики, с которыми будет играть Мишка. Уже ближе к трем годам игру можно усложнить: колобки захотели играть в чехарду - прыгают друг через друга. Клеим большой-маленький-большой-маленький круги. Рисуем две тарелочки - для маленькой куклы и большой. Маленькие яблочки клеим в одну тарелку для маленькой куклы, а большие в другую. Играя таким образом, называйте крохе цвета, размер, форму.

9. Кубики

Как и в предыдущей игре, играем с кубиками. Вырежьте большие и маленькие квадратики. Возьмите 2 машинки разного размера. Погрузите «грузы» в машины (маленькие - в маленькую, большие - в большую). Везем их на стройку и приклеиваем на листы бумаги. Теперь делаем дорожки из плиток, кочки для лягушки.

10. Дорожка для куклы

Когда ребенок неплохо усвоил круг и квадрат, их можно чередовать. Кукла Маша хотела пойти в гости к Мишке? Давайте сделаем для нее дорожку. Возьмите лист бумаги. На одном конце помадите куклу, на другом Мишку. Чтобы попасть в гости, делаем веселую дорожку, чередуя квадрат и круг.

11. Яблоки и ягоды на  тарелке

Пришла кукла Маша в гости к Мишке. Чем будет ее угощать Мишка? Он насобирал много яблок и ягод в лесу. Давай поможем Мишке положить их на тарелку, чтобы угостить свою гостью. Клеим на тарелку (вырезанный круг из бумаги) кружочки - маленькие ягоды и большие яблочки. Какие бывают яблочки? Сладкие, сочные, вкусные, ароматные. На чем растут? Кто их любит есть?

12. Разноцветные шарики

Познакомьте кроху с еще одной геометрической фигурой - овалом. Вырежьте овалы и кружочки - это будут ваши шарики. Пусть одна из ваших игрушек пойдет на день рождения и подарит имениннику шарики. Приклейте разноцветные шарики. Деткам постарше можно предложить нарисовать ниточки к шарикам того же цвета.

13. Грибы

Разговаривая с малышом об осени, не забудьте упомянуть о грибах: где растут, какие бывают, кто их любит кушать, кто запасает грибы на зиму. Почитайте стихи про грибы. Предложите ребенку помочь белочке и сделать ей несколько грибочков.

14. Закладка для книги

Сделайте закладку из готовых форм. Вырежьте длинную полосочку прямоугольной формы. На нее малыш будет клеить ваши заготовки: цветочки и листочки. Чередуя их, получится прекрасная закладка, которую можно подарить.

15. Веселый снеговик

Для его изготовления вам понадобятся круги разного размера. Приклеиваем три круга друг над другом, самые маленькие - ручки. Мама может дорисовать глазки, носик-морковку, ротик, пуговички, ведро. Называйте размеры малышу: «Это самый большой круг, его мы поместим вниз, чтобы наш снеговик был устойчивым и не падал. Где же у нас кружочек поменьше? Где еще меньше? Какие самые маленькие? Сколько их? Правильно, два». Зимние поделки целесообразно делать зимой, чтобы малыш понял, как его лепить и из чего.

16. Елочка, украшенная игрушками

В преддверии Нового года, украсьте с ребенком елочку. Предложите крохе на шаблон-елку наклеить разноцветные кружочки-игрушки. Ах, какая красивая елочка получилась! Спойте песенку про елочку, пусть ежик с белочкой потанцуют вокруг нее. Загадывайте малышу загадки про елку, зиму, снег, Деда мороза или читайте стишки.

17. Салфетка

Ваш ребенок любит готовить еду и кормить кукол? Отлично. Предложите ему сделать для них салфетки, чтобы они вытирала свои ротики после обеда. Украшаем салфетку различными геометрическими фигурами. Например, кругами и квадратиками.

18. Самолет

Кто из мальчишек не любит пускать самолетики? Сделайте один из них с крохой. Для этого рам понадобятся три полоски разной длины. Говорим о том, где самая длинная, средняя и самая короткая полоски. Соорудив самолетик, посадите на него зайчика-пилота. Полетайте по комнате. Пусть ребенок от имени пилота расскажет, что он видит вокруг: «Я лечу около стола, над диваном, лечу в спальню и т.д.». Расскажите вместе с малышом стишок «Самолет построим сами…» А. Барто.

19. Рисунок на круге

Вы еще не приобрели ребенку игрушечную посуду? Это не беда. Предложите крохе самому изготовить тарелки для гостей. Вырежьте из картона круги - это будут тарелки. Их можно украсить. Дайте ребенку самому пофантазировать: это могут быть хаотично приклеенные кружочки, либо помещенные по краям тарелки. Покажите, что можно чередовать большие круги с маленькими. Тарелочки готовы? Можно и обед насыпать!

20. Флажок

Флажок клеим из двух элементов. Можно ручку и сам флажок делать разного цвета. Для изучения цветов, предложите малышу подобрать к каждому флажку ручку такого же цвета. Расскажите стишок про флажок.

21. Цветочек

Весеннее настроение легко поднять, смастерив вот такой цветочек. Пусть пальчик малыша превратится в пчелку. Поднимите его повыше - пчелка летает и жужжит, опустите пальчик на цветочек - пчелка села кушать нектар.

22. Вагончик

Вагончики малыши строят из различного материала: из кубиков, стульев, подушек, конструктора. И едут в этих вагончиках на море, к бабушке. По дороге можно петь песенку: «Мы едем, едем, едем в далекие края…». Продолжая путешествие, предложите ребенку приклеить вагончики. Когда они будут готовы, можете посадить сверху животных и везти их в зоопарк.

23. Скворечник

Когда люди вешают скворечники и для чего? Кто в них живет? Поговорите с малышом о птицах. Предложите крохе смастерить домики для скворцов. Их можно приклеить разного размера. Отдельно вырежьте из ненужного журнала птичек больших и маленьких. Рассадите жильцов по размеру в свои домики.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 2

Для создания аппликации необходимо приложить усилия, осуществить трудовые действия, овладеть определенными умениями.

Дети с ЗПР младшего школьного возраста овладевают многими практическими навыками, которые позднее будут нужны для выполнения самых разнообразных работ, приобретают ручную умелость, которая позволит им чувствовать себя самостоятельными [5].

Освоение трудовых умений и навыков связано с развитием таких волевых качеств личности, как внимание, упорство, выдержка. У детей воспитываются умения трудиться, добиваться желаемого результата. Формированию трудолюбия, навыков самообслуживания способствует участие ребят в подготовке к занятиям и уборке рабочих мест.

Информация о работе Эмпирическое исследование по развитию эстетических чувств младших школьников с ЗПР средствами аппликации