Эмпирическое исследование по развитию эстетических чувств младших школьников с ЗПР средствами аппликации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 15:49, курсовая работа

Описание работы

Актуальность. Современное образование невозможно без освоения культурного наследия нашей страны. Одной из самых мощных ветвей дерева национальной культуры является искусство. Оно занимает главенствующую роль в эстетическом, нравственном, творческом воспитании молодого поколения [8].
Начальные школы решают различные проблемы, связанные с эстетическим воспитания детей: развитие способности понимать и чувствовать красоту в искусстве и в жизни, эмоционально реагировать на него, оценить прекрасное, стремиться, насколько это возможно, дополнять красоту мира.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты эстетического воспитания младших школьников с ЗПР
1.1 Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с ЗПР
1.2 Основы эстетического воспитания младших школьников
1.3 Аппликация как вид деятельности детей младшего школьного возраста с ЗПР
Выводы по главе 1
Глава 2.Эмпирическое исследование по развитию эстетических чувств младших школьников с ЗПР средствами аппликации
2.1 Диагностика уровня развития эстетического воспитания младших школьников с ЗПР
2.2 Содержание экспериментальной работы по эстетическому воспитанию детей младшего школьного возраста с ЗПР
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Файлы: 1 файл

ЭСТЕТИЧ.ВОСПИТ.МЛ.ДОШК ВОЗР.ДЕТ С ЗПР.docx

— 70.46 Кб (Скачать файл)

На занятиях по аппликации развивается и речь детей: название и усвоение форм, оттенков цветов, пространственных обозначений способствует обогащению словаря; высказывания в процессе наблюдения за предметами, при обследовании построек, предметов, также при рассматривании иллюстраций, репродукций оказывают благотворное влияние на формирование речи и расширения словарного запаса.

Рассмотрим, что представляет собой структура занятия по аппликации [27]:

-Вводная часть. Требуется  вызвать у детей интерес к  процессу, используя при этом  стихи, художественные слова, загадки. Именно в вводной части осуществляется  мотивация детей.

- Основная часть. В практической  части происходит:

- развивается восприятие  формы, цвета, времени, пространства, величины;

- формируются главные  свойства внимания, увеличивается  объем памяти; осуществляется формирование  логическое мышления и развитие  наглядных форм мышления;

- развиваются творческие  способности ребенка, воображение, гибкое нестандартное мышление;

- формируется речь, происходит  пополнение, уточнение и активизация  словарного запаса;

- развивается мелкая моторика  руки;

- формируются коммуникативные  способности и навыки контроля  повеления;

- осуществляется развитие  уверенности в себе, положительной  самооценки.

- Заключительная часть. Происходит  сравнение работ, похвала.

На занятиях аппликацией решаются проблемы развития эстетических чувств, а также сенсорного развития детей:

- формирование системы  перцептивных действий;

- развитие всех видов  восприятия (слухового, зрительного, тактильно-двигательного, восприятие времени и пространства);

- развитие целостности, устойчивости  и обобщенности восприятия;

- формирование межсенсорных связей, зрительно-моторной координации перцептивные операции;

- развитие скорости и  дифференцированного восприятия  объектов и явлений окружающего  мира;

- формирование умений  обозначать перцептивные действия  и сенсорные признаки словом.

Задачи сенсорного восприятия должны осуществляться с учетом определенной поэтапности и последовательности.

Развитию сенсорного восприятия способствуют и операции по обработке бумаги:

- сгибание;

- резанье;

- обрывание и разрывание;

- наклеивание.

Итак, аппликация содействует развитию наглядно-образного мышления и сенсорному восприятию.

Для того чтобы сделать аппликацию, ребенку нужно провести разметку. Различают такие виды разметки на бумаге:

- сгибанием;

- на глаз;

- по шаблону;

- по трафарету;

- через копировальную  бумагу;

- на просвет.

Для нравственного воспитания занятия аппликацией имеют и следующее значение: воспитывается потребность доводить начатое дело до конца, заниматься сосредоточенно и целенаправленно, преодолевать трудности, помогать товарищу и т. д. [6].

Изобразительная деятельность применяется для воспитания у детей справедливости, доброты, для углубления благородных чувств, возникающих у них. Чтобы создать аппликацию, необходимо приложить усилия, совершить трудовые действия, овладеть определенными умениями. Поначалу у детей с ЗПР возникает интерес к движению кисти или карандаша, к следам, оставленным на бумаге, позже появляются новые мотивы творчества - сделать определенное изображение, получить желаемый результат.

На первоначальном этапе детей обучают восприятию простой неделимой формы. Далее переходят к обучению и тренировке восприятия формы, отличной от геометрической. Затем детей учат выделять в предмете основные детали, характерные и существенные признаки предметов. На последующем этапе детей учат составлять объекты из отдельных составляющих. Обучают анализировать пространственные отношения отдельных частей предмета.

Младшие школьники с ЗПР овладевают многими практическими навыками, которые будут нужны им в будущем для выполнения различных работ, приобретают ручную умелость, которая позволит им чувствовать себя боле самостоятельными [11].

У детей воспитываются умения добиваться желаемого результата, трудиться. Развитию трудолюбия, навыков самообслуживания способствует и участие ребят в подготовке и последующей уборке рабочих мест.

На занятиях аппликацией с детьми с задержкой психического развития решаются не только традиционные, но и специфические задачи по коррекции и развитию познавательной и эмоциональной сферы ребенка с ЗПР. Огромное значение имеет аппликация для развития навыков планирования деятельности.

Осуществляются особые коррекционные занятия, на которых дети учатся с помощью наглядных опор составлять план будущей деятельности, проговаривать всю последовательность действий, и затем постепенно выполнять ее, сравнивать запланированный результат с полученным.

Итак, аппликацию можно рассматривать не только как один из любимых видов творчества детей, но и как инструмент развития и коррекции младших школьников с ЗПР.

ВЫВОДЫ ПО ГЛАВЕ 1

Для детей с ЗПР характерны нарушения познавательной деятельности, которые связаны с памятью, вниманием, темпом и подвижностью психических процессов, повышенной истощаемостью, низкой работоспособностью. Задержка психического развития у детей нередко сочетается с психомоторной расторможенностью либо, наоборот, с вялостью и апатичностью, с невротическими расстройствами, с задержкой физического развития, общей ослабленностью[13].

И как следствие у детей данной категории отмечается низкий уровень интеллектуальной активности, некоторое недоразвитие произвольной регуляции поведения, незрелость эмоционально-личностных компонентов деятельности, неумение сосредоточиться на заданиях, повышенная утомляемость, несформированность целенаправленной деятельности.

Вместе с тем у этих детей отмечается неравномерность в развитии познавательной деятельности: при выраженных затруднения в решении словесно-логических задач они относительно хорошо справляются с задачами наглядно-образного и наглядно-действенного характера, с обобщениями на наглядном уровне. Они хорошо используют помощь, осуществляют перенос усвоенных знаний на новый материал[33].

Вследствие перечисленных особенностей у детей указанной категории обнаруживается недостаточная готовность к школьному обучению как непосредственная причина их неуспеваемости в условиях общеобразовательной школы. В первую очередь это недостаточность знаний и представлений об окружающем мире, которые составляют необходимую основу школьного обучения и которыми нормально развивающийся дошкольник овладевает в результате общения со взрослыми и сверстниками и в игровой деятельности.

Необходимо накопление в сознании детей образов тех изделий, из которых путем воображения могут создаваться новые мотивы.

Такие же задачи ставятся и в работе с детьми, у которых наблюдается задержка психического развития. Для них проблема формирования эстетической культуры стоит наиболее остро, так как творческое развитие у них на очень низком уровне. И такой работе уделяется мало времени в силу социальных условий нашей современной жизни.

Поэтому мы хотим более конкретно рассмотреть вопросы, связанные с развитием эстетических способностей у детей с ЗПР. Однако работа, осуществляемая с такими детьми, должна иметь еще и коррекционную направленность, учитывая их индивидуальные способности. Поэтому задачи и методы воспитания определяются особенностями психики детей с ЗПР, отклонениями в эмоционально-волевом, умственном и физическом развитии.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ГЛАВА 2.

    • Эмпирическое исследование по развитию эстетических чувств младших школьников с ЗПР посредством аппликации

2.1 Диагностика уровня  развития эстетического воспитания  младших школьников с ЗПР

Экспериментальное исследование проводилось в ИП «Центр семьи и детства “Умка”» города Новый Уренгой. В исследовании приняли участие дети 4 А класса, в количестве 8 человек.

Исследование включало в себя три этапа:

1 этап - констатирующий этап  эксперимента;

2 этап - формирующий этап  эксперимента;

3 этап - контрольный этап  эксперимента.

На основании сбора анамнеза была составлена Таблица 1 результатов сбора анамнестических данных.

«Таблица 1 - Результаты анализа анамнестических данных»

 
 

Имя Ф.

Заключение ПМПК

DS по МКБ-10

 

1

Андрей Ч.

Специфические расстройства развития учебных навыков

F 81

 

2

Иван Н.

Специфические расстройства развития учебных навыков

F 81

 

3

Катя С.

Специфическое расстройство артикуляции

F 80.0

 

4

Ксения А.

Специфические расстройства развития учебных навыков

F 81

 

5

Олег Ш.

Специфические расстройства развития учебных навыков; Заикание

F 81; F 98.5

 

6

Павел А.

Нарушение активности и внимания

F 90.0

 

7

Света П.

Специфические расстройства развития учебных навыков

F 81

 

8

Ульяна К.

Гиперкинетическое расстройство поведения

F 90.1

 
         

Констатирующий этап эксперимента предполагал проведение диагностики учащихся, целью которой являлось изучение и выявление уровня сформированности эстетических качеств в четвертом классе.

Данный этап эксперимента проходил в форме занятия на тему:

«ТЕРЕМ-ТЕРЕМОК».

Цели:

а. учить детей передавать форму и расположение частей теремка;

б. упражнять в приёмах вырезания по прямой, круга из квадрата.

в. закреплять цветовое восприятие;

г. развивать внимание, память, мышление через игру, рассказывание стихотворений, отгадывание загадок;

д. активизировать прилагательные в речи;

е. закреплять счёт в пределах 5, геометрические фигуры, ориентацию в пространстве;

ж. развитие общей и мелкой моторики;

з. воспитание навыков коллективной работы.

Материал:

1) демонстрационный: ватман  для коллективной работы, кисть, салфетка, клеёнка, клей, подставка  для кисти, ножницы, поделки - оригами (мышка, заяц, волк, лиса, медведь), игрушки (корова, лошадь, медведь), маски с  изображением героев сказки, детали  для работы;

2) раздаточный материал: клей, кисточки, клеёнки, салфетки, подставки  для кисточек, тарелочки с деталями (по 2 квадрата - 3,5 * 3,5см; по 2 круга - 3,5 см; по 2 голубых прямоугольника - 3 * 10 см; 1 коричневый прямоугольник - 4 * 27 см).

Предварительная работа:

1) чтение рус.нар.сказки «Теремок»;

2) рассматривание иллюстраций  к сказке и беседа по ним;

3) проведение игры-драматизации  «Теремок» с использованием масок.

Ход занятия

I. Организационный момент

Учитель: Здравствуйте ребята. К нам в гости пришёл лесной зверь. Давайте найдём его. (Дети осматриваются и находят игрушки зверей: корову, медведя, лошадь). Посмотрите, да здесь не один зверь. Найдите среди них того, кто живёт в лесу. Кто это? (Ответы детей). Правильно, мишка. Он что-то нам принёс. Что это?

Дети: Письмо!

(Читаем письмо.)

Учитель: Здравствуйте! Пишут вам сказочные лесные животные. А из какой сказки догадайтесь сами. Слушайте загадку.

Как-то раз в лесу густом

Вырос домик под кустом.

Это что за чудо-дом?

Поселились звери в нём.

Рады мышка и зайчишка,

И лисичка, рад волчок.

Это сказка …(Теремок).

У нас случилась беда. Медведь залез на теремок и сломал его. Помогите построить новый, а то нам негде жить.

- Ну что, поможем? Сейчас  мы пройдём по тропинке на  полянку, где нас ждут герои  сказки.

II. Основная часть

(Поляна.На ней поделки - оригами)

Учитель: Вот мы и на поляне. А это лесные жители. Сейчас мы им поможем. Сначала давайте посчитаем зверей. Сколько их?

Дети: Пять.

Учитель: Правильно. Зверей пять и вас тоже пять. Всех поровну. А чтобы знать кому, какой зверь попадётся, я загадаю загадки. Тот, кто отгадает загадку, возьмёт своего героя и сядет на любое место.

(Загадывание загадок)

1. Маленький рост, 2. Зимой  белый,

Длинный хвост. Летом серый.

Собирает крошки, Никого не обижает,

Прячется от кошки. А сам всех боится.

(Мышка) (Заяц)

3. День и ночь по лесу  рыщет. 4. Хитрая плутовка,

День и ночь добычу ищет. Рыжая головка.

Ходит-бродит он молчком. Пушистый хвост-краса,

Уши серые торчком. Кто это?

(Волк) (Лиса)

5. Кто в лесу глухом  живёт,

Неуклюжий, косолапый.

Летом ест малину, мёд,

А зимой сосёт он лапу.

(Медведь)

- Вот какие молодцы. Все  загадки отгадали. Теперь мы с  вами будем строить дом. Дом  строят из досок. У вас на  тарелочках лежат полоски, из  них будем нарезать доски. (Показ  работы).

- Затем берём квадраты, плавно обрезаем углы и получаем  круги. (Показ работы).

- После складываем прямоугольники  пополам, разрезаем и получаем  окошки. (Показ работы).

III. Самостоятельная работа  детей

Учитель наблюдает, помогает, советует.

IV. Физминутка

Доски на плечо берём

Информация о работе Эмпирическое исследование по развитию эстетических чувств младших школьников с ЗПР средствами аппликации