Эмпирическое исследование по развитию эстетических чувств младших школьников с ЗПР средствами аппликации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 15:49, курсовая работа

Описание работы

Актуальность. Современное образование невозможно без освоения культурного наследия нашей страны. Одной из самых мощных ветвей дерева национальной культуры является искусство. Оно занимает главенствующую роль в эстетическом, нравственном, творческом воспитании молодого поколения [8].
Начальные школы решают различные проблемы, связанные с эстетическим воспитания детей: развитие способности понимать и чувствовать красоту в искусстве и в жизни, эмоционально реагировать на него, оценить прекрасное, стремиться, насколько это возможно, дополнять красоту мира.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты эстетического воспитания младших школьников с ЗПР
1.1 Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с ЗПР
1.2 Основы эстетического воспитания младших школьников
1.3 Аппликация как вид деятельности детей младшего школьного возраста с ЗПР
Выводы по главе 1
Глава 2.Эмпирическое исследование по развитию эстетических чувств младших школьников с ЗПР средствами аппликации
2.1 Диагностика уровня развития эстетического воспитания младших школьников с ЗПР
2.2 Содержание экспериментальной работы по эстетическому воспитанию детей младшего школьного возраста с ЗПР
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Файлы: 1 файл

ЭСТЕТИЧ.ВОСПИТ.МЛ.ДОШК ВОЗР.ДЕТ С ЗПР.docx

— 70.46 Кб (Скачать файл)

Будем строить новый дом.

Тук-тук молотком

Строим, строим новый дом.

Справа тук, слева тук,

Впереди тук-тук, тук-тук.

Вырос дом, огромный дом.

Будут жить зверушки в нём!

V. Наклеивание деталей

Дети сначала наклеивают круги на полоски-доски, а затем несут их на общий лист. После того, как дети наклеят полоски, воспитатель доклеивает крышу.

Учитель: Вот какой теремок. Всё сделали? Чего не хватает?

Дети: Не хватает окон.

(Дети идут и наклеивают  окна).

Учитель: Какой красивый теремок! Теперь пора поселить зверей.

(Дети наклеивают зверей-оригами  по заданию учителя: справа, слева, рядом, перед теремком).

VI. Игра с масками: «Что  изменилось»?

- Посмотрите, лесные звери  в благодарность оставили нам  маски. Вы их наденете и мы поиграем в игру «Что изменилось»?

(Выбираем ведущего. Он  запоминает кто, как стоит, после  закрывает глаза. Дети в масках  меняются местами. Ведущий открывает  глаза и говорит, что же изменилось).

VII. Анализ занятия

Учитель: Подойдём к теремку и полюбуемся им.

Терем, терем, теремок,

Звери строили домок.

Ставенки резные, окна расписные.

Пришёл медведь,

Принялся реветь.

Выходили звери,

Отворяли двери.

Смотрят на мишку:

- Велик ты слишком.

Уходи медведь,

Перестань реветь!

- Мы знаем, что мишка  теремок случайно сломал. Хорошо, что мы оказались рядом и  помогли построить новый теремок. А теремок получился такой  красивый потому, что работали  все вместе и очень дружно. Вот какие все молодцы!

В ходе разработки экспериментального исследования были определены следующие критерии оценки уровня эстетического воспитания детей[7]:

а) высокий уровень - способность устанавливать соответствующую зависимость, взаимообусловленность своих эмоций, проявлять развернутую и художественно-обоснованную схему ассоциаций, ярко проявленный демонстрируемый интерес к художественным видам деятельности и разножанровой направленности;

б) средний уровень - правильный выбор двух сходных фрагментов при характеристике только эмоционально-образного осмысления, без анализа средств выразительности; слабо выраженный интерес к разным видам искусств и разным видам художественной деятельности;

в) низкий уровень характеризуется неспособностью аргументировать свой выбор в определении «лишнего», исключаемого из предъявленного ряда фрагментов; отсутствие интереса к искусству.

Проведенная работа позволила судить о компетентности детей в обозначенном круге вопросов и об их отношении к выделенным компонентам, раскрывающим сущность эстетических качеств. Анализ и результат проверки показали, что уровень эстетического опыта и художественно-эстетических предпочтений школьников преобладает средний и ниже среднего.

Результаты диагностики отражены в Таблице 2.

«Таблица 2. Результаты констатирующего этапа исследования»

 

Имя Ф.

Высокий

Средний

Низкий

 

Андрей Ч.

   

+

 

Иван Н.

+

     

Катя С.

   

+

 

Ксения С.

 

+

   

Олег Ш.

   

+

 

Павел А..

   

+

 

Света П.

 

+

   

Ульяна К.

   

+

 

Всего (%)

12,5

25

62,5

 
         

Таким образом, по результатам исследования было выявлено, что в 4«А» классе из 8 обследованных школьников 1 ребенок (12,5%) имеет высокий уровень эстетического развития. Двое детей (25%) продемонстрировали средний уровень развития духовно-нравственных качеств, остальные же 5 детей (62,5%) имеют низкий уровень эстетического развития. Для мониторинга была составлена следующая гистограмма, где наглядно отражены результаты диагностики (Рис.1). Данные результаты указывают на преобладание детей экспериментального класса со средним и низким уровнем эстетического развития.

«Рисунок 1. Результаты констатирующего этапа исследования»

Таким образом, мы пришли к выводу, что необходима систематическая, целенаправленная и планомерная работа с младшими школьниками с ЗПР по эстетическому воспитанию.

Для наибольшей заинтересованности детей и эффективности работы по данному направлению нами использовались различные формы и методы организации деятельности детей. Больший акцент был сделан на использовании художественных видов деятельности в воспитательно-образовательном процессе, подробно описанные в пункте 2.2 данной главы.

Цель контрольного этапа эксперимента: определение эффективности проделанной коррекционно-развивающей работы по эстетическому воспитанию детей младшего школьного возраста с ЗПР посредством аппликации.

Данный этап эксперимента проходил в форме занятия на тему:

«ЗАЙЧИК»

Цели и задачи:

1) закрепить умения разметки  по шаблону;

2) закрепить знания по  технике безопасности при работе  с ножницами, клеем.

3) развивать моторику пальцев;

4) развивать навыки и  умения ручного труда;

5) развивать фантазию, мышление  учащихся;

6) развивать умения экономно  пользоваться бумагой.

7) воспитывать бережливость;

8) воспитывать уважительное  отношение к природе, чувство  прекрасного;

9) воспитывать дисциплинированность, умение работать в коллективе.

Оборудование:

а. на доске - конверт (в конверте: изображение Снеговика, загадки, готовая

б. модель «Зайчик», слово СНЕГОВИК);

в. шаблоны деталей, альбомный лист, цветной картон;

г. ножницы, клей-карандаш, салфетка;

д. простой карандаш, ластик, цветные карандаши;

е. От земли до неба: атлас-определитель: пособие для учащихся общеобразовательных учреждений / А.А.Плешаков. - 10-е изд. - М.: Просвещение, 2009. с. 197

Ход урока

I Организационный момент

Долгожданный дан звонок - начинается урок.

Урок труда - урок искусства, урок добра и доброты.

А … (дети хором читают с доски):

Добро творить - себя веселить.

II Подготовительная работа

1. Эмоциональный настрой.

Ребята, сегодня я получила письмо с заданием: отгадайте загадку:

Белый пух валит с небес, он накрыл весь голый лес.

Дети пух тот собирали, вставили уголёк, морковь:

Жил он посреди двора, где играет детвора.

Но от солнечных лучей превратился он в ручей. Снеговик.

В гостях у нас Снеговик.

2. Проверка рабочего места, инструктаж по технике безопасности  при работе с ножницами и  клеем.

Какие инструменты и материалы нам понадобятся на уроке, вы узнаете, отгадав загадки от Снеговика.

1.Не похож на человечка, но имеет он сердечко, И работе  круглый год он сердечно отдаёт.(Карандаш)

2. На мне можно написать, на мне можно рисовать.

На мне можно разукрашивать, меня можно вырезать. (Альбомный лист)

3. Жил-был в бумажном  царстве очень важный дед.

Считал себя он прочным, а значит самым главным

И очень-очень твёрдым из всех бумаг во век. (Картон)

4. Инструмент бывалый - не  большой, не малый.

У него полно забот: он режет и стрижёт. (Ножницы)

5. Смогу соединить картон  с бумагой, соединить два листа. Клей.

6. Хоть я не прачка, друзья, стираю старательно я. (Ластик)

7. Жмутся в узеньком  домишке разноцветные детишки.

Только выпустишь на волю - где была пустота,

Там, глядишь - красота! (Цветные карандаши)

Молодцы!

А теперь вспомним с вами правила безопасности при работе с ножницами, с клеем (См. Прил. А).

III Изучение нового материала 

1. Послушайте загадку от  Снеговика. О ком она?

Зверь лесной встал, как столбик, под сосной

И стоит среди травы - уши больше головы. Заяц.

2. Работа по атласу-определителю.

Ребята, Снеговик желает узнать, что может рассказать о себе заяц.

Откроем с. 197 прочитаем информацию о зайце.

3. Про какого зайца загадка, беляка или русака?

Зимой белый, летом серый. Заяц-беляк.

Сегодня у нас аппликация «Зайчик» (учитель показывает готовую поделку).

Вам нравится?

Как вы думаете, какое настроение у зайчика? (Весёлое, радостное, счастливое.)

Почему вы так решили? (У зайца на лице улыбка.)

IV Физминутка

Раз - подняться на носки и улыбнуться!

Два - руки вверх и потянуться!

Три - согнуться, разогнуться.

Четыре - поглубже всем вздохнуть.

Пять - на пояс руки ставим.

Шесть - поворот вправо.

Семь - поворот влево.

Восемь - присядем.

Девять - и урок наш продолжаем.

V Выполнение практической  работы 

1. Анализ поделки.

- Какого цвета картон  мы выберем? (По желанию.)

- Каким материалом для  работы мы воспользуемся, чтобы  зайчик у нас был белым цветом? (Мы возьмём альбомный лист.)

- Из каких деталей состоит  зайчик? (Зайчик состоит из туловища, головы, ушей.)

2. Ход выполнения работы.

1. Обвести шаблоны на  альбомном листе, вырезать.

2. Распределить аппликацию  на картоне и приклеить.

3. Оформить черты лица  зайчика. Ребята самостоятельно  решают, какие будут глаза, нос, рот  у зайца.

3. Апробация.

Посмотрите на свою аппликацию. У вас получились очень интересные «Зайчики». Попросим ребят выйти к доске и показать свою работу. Молодцы!

- А как вы думаете, как можно использовать аппликацию «Зайчик»? (Подарить родным, близким людям.)

- А зачем дарить?

VI Игра «Найти слово  в слове».

На доске слово «СНЕГОВИК».

Снеговик прислал игру «Найти слово в слове» (Снег, сок, сон, кино.)

Молодцы!

VII Итог урока 

1. Рефлексия.

Что особенно понравилось на уроке? Почему?

Какое у вас сейчас настроение? Комфортно ли было на уроке?

Что вызвало затруднение? Почему?

2. Выставка работ.

3. Уборка рабочего места.

Ребята. Приводим рабочее место в порядок.

Урок окончен. Всем спасибо.

Результаты диагностики отражены в Таблице 3.

«Таблица 3. Результаты контрольного этапа исследования»

 

Имя Ф.

Высокий

Средний

Низкий

 

Андрей Ч.

 

+

   

Иван Н.

+

     

Катя С.

   

+

 

Ксения С.

+

     

Олег Ш.

 

+

   

Павел А..

   

+

 

Света П.

 

+

   

Ульяна К.

   

+

 

Всего (%)

25

37,5

37,5

 
         

«Рисунок 2. Результаты контрольного этапа исследования»

«Рисунок 3. Результаты экспериментальной деятельности по исследованию эстетического опыта у детей младшего школьного возраста»

После обработки получившихся данных в исследуемом классе можно констатировать следующее. Высокий уровень эстетических проявлений показали двое детей - 25%, тогда как на констатирующем этапе высокий уровень продемонстрировал один ребенок - 12,5%. Средний уровень показали трое детей - 37,5% (на констатирующем этапе таких детей было 25%). На низком уровне оказалось три ребенка - 37,5% (на констатирующем этапе их было пятеро - 62,5%).

2.2 Содержание экспериментальной  работы по эстетическому воспитанию  младших школьников с ЗПР

В системе эстетического воспитания младших школьников с ЗПР отдельное место отведено занятиям аппликацией. Она лучше, чем что-либо, совершенствует эстетический вкус и органы чувств, обогащает психику ребенка. Благодаря аппликации у ребенка формируется любовь к природе, способность воспринимать ее красоту и восхищаться ею. [32]

Обратим внимание на распространенный на уроках труда вид работы с картоном и бумагой - аппликации из геометрических фигур. Данные работы учащиеся начальной школы в разных классах выполняют в зависимости от сложности конструкции изображения и дидактических целей.

При изготовлении аппликаций из геометрических фигур у детей с ЗПР:

- совершенствуются приемы  работы с клеем и ножницами (различные формы мышления);

- навыки разметки;

- решаются задачи сенсорного  развития школьников, так как, составляя  из простых фигур более сложные  или разделяя сложные фигуры  на простые, школьники углубляют  и закрепляют знания о геометрических  фигурах, учатся различать их  по цвету, форме, пространственному  расположению, величине.

Занятия с элементами плоскостного конструирования помогают в будущем развиваться логическому мышлению. Таким образом, данные занятия дают возможность для развития конструкторского мышления.

В этом случае изображения носят силуэтный характер. Тем не менее, аппликации можно выполнить и цветными, если организовать работу в парах, то есть чтобы дети имели возможность обмениваться друг с другом какими-либо деталями другого цвета. Существует еще один вариант - перевернуть деталь неокрашенной стороной.

Требуется организовать деятельность младших школьников с ЗПР таким образом, чтобы она развивала воображение и мышление детей. В этом случае у детей возникает, например, образ парусника на основе предложенного графического изображения его частей.

Для реализации этого работу удачнее всего организовать в игровой форме. Педагог может создать ситуацию с любимым героем какого-либо мультфильма или сказки. К примеру: у доктора Айболита, который лечит в Африке слонов, обезьян, тигров, закончились лекарства, и ему необходима наша помощь - отвезти новые.

Информация о работе Эмпирическое исследование по развитию эстетических чувств младших школьников с ЗПР средствами аппликации