Эмпирическое исследование по развитию эстетических чувств младших школьников с ЗПР средствами аппликации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2014 в 15:49, курсовая работа

Описание работы

Актуальность. Современное образование невозможно без освоения культурного наследия нашей страны. Одной из самых мощных ветвей дерева национальной культуры является искусство. Оно занимает главенствующую роль в эстетическом, нравственном, творческом воспитании молодого поколения [8].
Начальные школы решают различные проблемы, связанные с эстетическим воспитания детей: развитие способности понимать и чувствовать красоту в искусстве и в жизни, эмоционально реагировать на него, оценить прекрасное, стремиться, насколько это возможно, дополнять красоту мира.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
Глава 1. Теоретические аспекты эстетического воспитания младших школьников с ЗПР
1.1 Психолого-педагогическая характеристика младших школьников с ЗПР
1.2 Основы эстетического воспитания младших школьников
1.3 Аппликация как вид деятельности детей младшего школьного возраста с ЗПР
Выводы по главе 1
Глава 2.Эмпирическое исследование по развитию эстетических чувств младших школьников с ЗПР средствами аппликации
2.1 Диагностика уровня развития эстетического воспитания младших школьников с ЗПР
2.2 Содержание экспериментальной работы по эстетическому воспитанию детей младшего школьного возраста с ЗПР
Выводы по главе 2
ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Файлы: 1 файл

ЭСТЕТИЧ.ВОСПИТ.МЛ.ДОШК ВОЗР.ДЕТ С ЗПР.docx

— 70.46 Кб (Скачать файл)

В своей работе мы выделили способы эстетического развития у детей с ЗПР младшего школьного возраста, а именно посредством аппликации.

В процессе аппликации создаются благоприятные условия для развития эстетического восприятия и эмоций, которые постепенно переходят в эстетические чувства, содействующие формированию эстетического отношения к действительности.

Непосредственное эстетическое чувство, которое возникает при восприятии красивого предмета, включает различные составляющие элементы: чувство цвета, чувство пропорции, чувство формы, чувство ритма.

На стадии формирующего эксперимента были подобраны дидактические методы и приемы, направленные на эстетическое воспитание младших школьников с ЗПР, с учетом особенностей детей класса, которые применялись в системе на протяжении 6 недель и дали положительные результаты, о чем свидетельствует проведенное контрольное исследование. В результате анализа данных исследования можно сделать вывод о том, что систематическое применение аппликации способствует эстетическому воспитанию младших школьников с ЗПР.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В соответствии с поставленными в начале работы задачами нами были рассмотрены история и современное понятие объекта исследования - эстетического воспитания младших школьников с ЗПР.Мы выяснили, что этетическое воспитание определяется как система мер, которые направлены на совершенствование и выработку в человеке способности чувствовать, верно понимать, ценить и создавать прекрасное в жизни и искусстве.

«Входные ворота», через которые ребенок воспринимает все многообразие звуков, форм и красок - сенсорный аппарат организма, сенсорная восприимчивость, развитие которой является незаменимым условием полноценной встречи человека с эстетическим объектом.

У детей с ЗПР в младшем школьном возрасте главными задачами развития эстетических чувств являются: формирование перцептивных способностей, системы сенсорных эталонов и умений их принимать самостоятельно в познавательной и практической деятельности [11].

В ходе исследования нами было выявлено, какие виды искусства благотворно влияют на развитие эстетических чувств у детей с ЗПР. Это: декоративное и изобразительное искусство, художественная литература, а так же предметная среда, которая окружает ребенка и, конечно же, природа.

Аппликация - это декоративно-силуэтный способ изобразительной деятельности, который является одним из любимейших видов изобразительной деятельности и эффективным средством развития эстетических чувств у учащихся [42].

При занятии аппликацией развивается восприятие детей (зрительное, слуховое, тактильно-двигательное, восприятие времени и пространства), развивается зрительно-моторная координация и система перцептивных действий, межсенсорные связи.

Задачи развития эстетических чувств у детей с ЗПР нужно реализовывать последовательно и поэтапно, при постепенном усложнении технических приемов и способов изображения, что и находит отражение в содержании обучения аппликации младших школьников с ЗПР.

Исходя из поставленной в начале исследования цели, мы решили следующие задачи:

- рассмотрели психолого-педагогическую  характеристику детей с ЗПР;

- изучили особенности  учебно-познавательной деятельности  младших школьников с ЗПР и  характеристику типичных нарушений;

- изучили основы эстетического  воспитания младших школьников  с ЗПР средствами аппликации;

- проанализировали уровень  эстетического воспитания младших  школьников с ЗПР.

Таким образом, цель исследования выполнена, гипотеза доказана.

задержка психическое развитие аппликация

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

1. Актуальные проблемы диагностики задержки психического развития детей / Под ред.К.С. Лебединской. М.: Педагогика, 2002.

2. Белый Б. И. Недостаточность  высших форм зрительного восприятия  у детей с задержкой психического  развития // Дефектология. - 1989. - №4.

3. Ванслова Е. Раздвигаем границы эстетического образования / Е. Ванслова // Искусство. - 2008. - №2. - С. 28 - 29.

4. Дробинская А.О. Клинико-психолого-нейрофизиологические механизмы ЗПР у детей / А.О Дробинская, М.Н. Фишман. - М.: Академия , 2008.-316 с.

5. Домишкевич С.А. Индивидуально-типологические особенности младших школьников с задержкой психического развития /С.А. Домишкевич,В. А. Пермякова. - Иркутск, 1981.

6. Жидкина Т.С. Методика преподавания ручного труда в младших классах коррекционной школы /Т.С. Жидкина, И.Н. Кузьмина. - М.: Академия, 2005. - 246 с.

7. Ильинская, И.П. Критерии  оценки уровня сформированности эстетической культуры младшего школьника / И.П. Ильинская // Начальная школа. - 2009. - № 1.- С. 20 - 25.

8. Кабалевский Д. Б. Прекрасное пробуждает доброе / Д.Б. Кабалевский. - М.: Педагогика. 1973.

9. Калмыкова З.И. Обучаемость  и принципы построения методов  ее диагностики: Вопросы диагностики  умственного развития учащихся / З.И. Калмыкова. - Таллин, 1975.

10. Киященко Н. И. Эстетика - философская наука / М.: Вильямс, 2005.- 108 с.

11. Корж А.С. Эстетическое  воспитание детей с задержкой  психического развития : кружок по художественному труду // Начальная школа - 2006. - № 11.

12. Креативный ребёнок: Диагностика  и развитие творческих способностей / Сост. Т.А. Барышева, В.А. Щекалов. - Д.: Феникс, 2004. - 416 с.

13. Кумарина Г.Ф. Коррекционная  педагогика в начальном образовании / Г.Ф. Кумарина, М.Э. Вайнер, Ю.Н. Вьюнкова, И.Ф. Дементьева. -М.: Академия. -2003.

14. Лабковская Г.С. Эстетическая культура и эстетическое воспитание / Г.С. Лабковская- М. : Просвещение, 1983.

15. Лихачев Д. Б. Теория  эстетического воспитания школьников / Д.Б. Лихачев. - М.:Педагогика - 2002.- 176 с.

16. Лукьянов Б. Г. В мире  эстетики / Б. Г. Лукьянов. - М.: Просвещение, 1983. - 192 с.

17. Марковская И.Ф. Задержка  психического развития. Клиническая  и нейропсихологическая диагностика / И.Ф. Марковская. - М.: Компенс - центр, 1993.

18. Любимова, Ю.СМетодика организации эстетического воспитания младших школьников: учебно-методическое пособие для учителей нач. кл./ Ю.С. Любимова, В.В. Буткевич. - Минск: Пачатковая школа, - 2008 - 114 с.

19. Марченко Е. Восприятие  единого эмоционального тона  разными видами искусств / Е. Марченко // Искусство в школе. - 2008. - № 5. - С. 69 - 70.

20. Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника / Н.А. Менчинская. - М.: Педагогика, 1989. - 154 с.

21. Мустаева Л.Г. Коррекционно-педагогические  и социально-психологические аспекты  сопровождения детей с задержкой  психического развития / Л.Г. Мустаева. - М.: Академия, 2008. - 210 с.

22. Музыкально-эстетическое  воспитание школьников / сост. О.П. Власенко. - Волгоград: Учитель, 2007. - 111 с.

23. Неклопочина Е. Систематизация эстетического опыта младших школьников в процессе взаимодействия видов искусств / Е. Неклопочина // Искусство в школе. - 2008. - № 5. - С. 65 - 69.

24. Нурутдинова А. Эстетическое  воспитание школьников средствами  искусства на уроках художественного  цикла и во внеучебной деятельности / А. Нурутдинова // Искусство в школе. - № 1. - 2007. - С. 64 - 66.

25. Основы эстетического  воспитания / под ред. Н. А. Кумаева.- М.: Просвещение, 1986. - 240 с.

26. Осеннева М.С. Методика музыкального воспитания младших школьников / М.С. Осеннева, Л.А. Безбородова. - М.: Академия, 2001. - 368 с.

27. Программа общеобразовательных  учреждений Музыка 1-8 классы / Под  рук. Д.Б. Кабалевского. - М.: Просвещение, 2004.

28. Печко Л.П. Эстетическая деятельность в системе эстетической культуры / Под ред. Л.В.Богомоловой. - М.: Новая школа. 1994.

29. Подобёд В.Л. Особенности кратковременной памяти детей с задержкой психического развития.- Дефектология, 1981, № 3

30. Понарядова Г. М. Динамика организованности внимания у детей с задержкой психического развития и учащихся вспомогательной школы // Дефектология. -- 1979. -- № 4.

31. Ражников В.Г. Дневник творческого развития / В.Г. Ражников. - М.: Просвещение, 2000. - 203 с.

32. Ретгородский Б.Д. Что может музыка/ Б.Д. Ретгородский // Музыка в школе. - 2004. - № 4. - С. 61 - 64.

33. Рубинштейн, С.Л. Основы  общей психологии / С.Л. Рубинштейн - М., 2008. - с. 302..

34. Рукавицын М.М. Эстетическое  воспитание детей / М.М. Рукавицын. - М.: Знание - 2002.

35. Сербина Е. Развивающие  игры для детей / Е. Сербина- Москва: Ространсфер, 2006. - 217 с.

36. Трацевская, Е. Система интегрированных уроков искусства / Е. Трацевская // Искусство. - 2008. - № 1. - С. 71 - 74.

37. Ульенкова У.В. Организация и содержание специальной психологической помощи детям с проблемами в развитии / У.В. Ульенкова, О. В. Лебедева. - М.: Академия, 2002.

38. Шацкая В. Н. Эстетическое воспитание детей в семье / В. Н. Шацкая. - М.: Знание, 1954.

39. Эстетическое воспитание  в школе: пособие для студентов / Г.А. Петрова, Г.И. Королева, Л.П. Печко и др.; Казань: Издательство Казанского университета - 1991 - 184 с.

40. Эстетическое воспитание  школьников / под ред. М. Д. Таборидзе. - М.: Педагогика, 1988.- 104 с.

41. Якобсон, П.М. Эмоциональная  жизнь школьника (психологический  очерк). - М.: Просвещение - 1966 - 291 с.

42. http://aplicatia.wikidot.com

43. http://novorozhdennyj.ru

44. http://www.detpodelki.ru

45. http://www.4kids.com.ua/club/skilful_hands/applique/157

ПРИЛОЖЕНИЕ А

Правила безопасной работы с ножницами:

1. Не держи ножницы концами  вверх.

2. Не оставляй ножницы  в открытом виде.

3. Передавай ножницы только  в закрытом виде, кольцами в  сторону товарища.

4. При работе следи за  пальцами руки.

5. При вырезании окружности, поворачивай бумагу по ходу  часовой стрелки.

Правила безопасной работы с клеем:

1. Не допускать попадания  клея в глаза.

2. Передавать клей-карандаш  только в закрытом виде.

3. После окончания работы  клей закрыть и убрать в  безопасное место.


Информация о работе Эмпирическое исследование по развитию эстетических чувств младших школьников с ЗПР средствами аппликации