Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 19:39, курсовая работа
Цель работы состоит в разработке критериев, развивающего образовательного пространства для детей дошкольного возраста.
Задачи:
-провести анализ научной литературы по вопросам модернизации учебного процесса в ДОУ.
- определить критерии развивающего образовательного пространства в ДОУ;
- исследовать и описать по выделенным критериям образовательную среду в ДОУ «Аленушка» с. Сухарево
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Образовательная среда как активное средство развития личности дошкольника 
1.1. Проблемы формирования образовательной среды………………….6
1.2.Организация образовательной среды в дошкольном учреждении…………………………………………………………………… .11
1.3. Современные требования к образовательной среде в ДОУ …….20
 
Глава 2. Эмпирическое исследование по эффективному использованию современных требований к образовательной среде в плане развития личности дошкольников в ДОУ «Аленушка» с. Сухарево
2.1.Процедура исследования……………………………………………..27
2.2. Формирование образовательной среды в МБДОУ "Аленушка"………………………………………………………….………….34
2.3.Статический анализ результатов исследования………………….…39
Заключение……………………………………………………………….47
Список использованной литературы…………………………………49
Далее мы определили уровни развития детей дошкольного возраста (см. табл.)
Уровень развития способностей дошкольников
| Уровни развития способностей | Характеристика показателей | 
| Развитие способностей выше среднего уровня | Дошкольники склонны к усвоению учебного материала и имеют навыки самостоятельной работы, активны на занятиях, проявляют интерес к познанию, имеют разносторонние интересы. Они легко адаптируются к новым играм, занятиям;, адекватно ориентируются в сложившихся условиях, разрешают конфликты «мирным» путем, обладают эмоциональной устойчивостью | 
| Средний уровень развития способностей | Дошкольники не прогрессируют в своем развитии: имеют снижение уровня показателей по сравнению с прошлым периодом обучения. Их психофункциональное состояние находится в неудовлетворительном состоянии. Они обладают невысокой эмоциональной устойчивостью, возможны асоциальные срывы, проявление агрессивности и конфликтности. | 
| Развитие ниже среднего уровня | У дошкольников процесс адаптации 
  к учебно-воспитательному  | 
 
Приложение 2
Диагностика изменений в уровне отношений дошкольника к детскому дошкольному учреждению
(для воспитателя)
Дата рождения______________ Группа _______________
Результат _____________________ Дата заполнения ________
| № уровня показателя развития | Показатели развития и характеристика их различных уровней | Выбранный уровень показателя развития | 
| I | Настроение ребенка | |
| Настроение стабильное, эмоционально уравновешенное | ||
| Эпизодические проявления снижения настроения | ||
| Легкая депрессия, из которой ребенок выходит в случае интересных зада | ||
| Вялость, рассеянность | ||
| Заторможенность, истерия, плач | ||
| Выражение негативного отношения к детскому саду | ||
| Полное нежелание идти в детский сад | ||
| II | Коммуникативные способности | |
| 1 | Легко и уверенно входит в коллектив | |
| 2 | Активно ищет и устанавливает контакты со сверстниками | |
| 3 | Инициативы в установлении контактов не проявляет, но при случае выражает готовность "сотрудничать" со сверстниками | |
| 4 | Робок, неинициативен, избирателен в общении | |
| 5 | Не поддерживает социальных контактов | |
| 6 | Замкнут, недоверчив, стремится изолироваться от сверстников | |
| III | Познавательная активность | |
| 1 | На занятиях проявляет активность и интерес | |
| 2 | Посещает все занятия без принуждения | |
| 3 | Проявляет избирательный интерес к определенным занятиям и остается равнодушным к другим | |
| 4 | Занимается без видимого желания | |
| 5 | Не проявляет интереса к занятиям, тяготится ими | |
| IV | Дисциплина | |
| 1 | С особой тщательностью и усердием выполняет все требования учителя | |
| 2 | Выполняет практически все требования учителя, усидчив, старателен, мало отвлекается | |
| 3 | Пытается идти в ногу с классом, но это не всегда получается из-за несобранности | |
| 4 | Требования учителя выполняет неохотно | |
| 5 | На уроках часто отвлекается | |
| 6 | Игнорирует требования учителя | |
| V | Реакции агрессии, гнева | |
| 1 | Гнев проявляет редко, когда возникает необходимость, агрессия отсутствует | |
| 2 | Гнев практически отсутствует 
  в силу характерологических  | |
| 3 | Гнев отсутствует в связи со сниженным настроением | |
| 4 | Гнев отсутствует совершенно, ребенок не может постоять за себя | |
| 5 | Не всегда мотивированные проявления агрессии в отношении сверстников | |
| 6 | Отчетливые и частые проявления агрессии в отношении сверстников и даже учителя | |
| VI | Проявление страха перед новым | |
| 1 | Страх отсутствует | |
| 2 | Эпизодически робок, застенчив, стеснителен | |
| 3 | Робок, застенчив, легко теряется | |
| 4 | Указанные черты ярко выражены | |
| 5 | В случае выраженной тревоги и неуверенности ищет защиты у учителя | |
| VII | Двигательная активность | |
| 1 | Ребенок подвижен, активен | |
| 2 | Двигательная активность очень высока и проявляется в шумных развлечениях, шалостях | |
| 3 | Двигательная активность низкая | |
| 4 | Двигательная активность всегда низкая | |
| VIII | Общее самочувствие | |
| 1 | Жалоб не предъявляет, чувствует себя бодрым | |
| 2 | Активно не жалуется, но после уроков возникает чувство усталости | |
| 3 | Периодически жалуется на недомогания | |
| 4 | Жалобы принимают устойчивый характер | |
| 5 | Проявление невротических расстройств | 
Определение уровня развития
| Оценка ситуации | Баллы | Уровни развития | 
| Благоприятная | 9-17 | Высокий | 
| Условно благоприятная | 18-24 | Средний | 
| Неблагоприятная | 25 и выше | Низкий | 
Приложение 3
Диагностика изменений уровня развития дошкольника в мотивационном, когнитивном, эмоциональном и поведенческом аспектах
(заполняется 
Ф.И. ______________________________
№ Показатели развития Выбранный уровень развития
| Компоненты | Уровни развития | |||
| хорошо | средне | Плохо | ||
| Мотивационный компонент | ||||
| Почему ты каждое утро приходишь в детский сад? | Интересно, много играем, рисуем, читаем | Мой друг (подруга) ходит в этот детский сад, с ней (ним) я играю | Просят родители Мама и папа работают в это время, меня не с кем оставить | |
| Если бы тебе предложили вместо занятий в детском саду заниматься дома или гулять. Что бы ты выбрал? | Занятия в детском саду | Занятия с родителями, родственниками | Отправился гулять | |
| Выбери самые интересные занятия в детском саду: рисование, лепка, пение, физкультура, ритмика, театр и т.п. | Все занятия | Половину перечисленных занятий | Одно и менее занятий | |
| В детском саду тебе больше всего нравится: а) когда ты приходишь в детский сад; б) когда ты уходишь из детского сада; в) когда ты пропускаешь занятия в детском саду | А | Б | В | |
| Когнитивный компонент | хорошо | средне | Плохо | |
| Какая буква (цифра) спрятана на картинке? | 100% | 80% | Менее 50% | |
| Какими геометрическими фигурами заплатить коврик? | 100% | До 80% | Менее 50% | |
| Какое время года за каким следует? | 100% | До 80% | Менее 50% | |
| Составь в порядке очередности сюжетные картинки, чтобы получился рассказ. | 100% | До 80% | Менее 50% | |
| Эмоциональный компонент | хорошо | средне | Плохо | |
| Какое у тебя обычно настроение? | Бодрее, жизнерадостное | То хорошее, то плохое; то веселый, то сердитый | Грустное, сердитое | |
| Присутствует ли у тебя страх перед чем-то необычным? | Вначале страшно, но затем проходит и становится интересно | Страх долго не проходит | Отказываюсь от нового занятия или игры | |
| 
 | Проявляешь ли ты гнев, агрессию во время плохого настроения? | Нет | Иногда проявляю, но сам успокаиваюсь | Проявляю и успокаиваюсь только с воспитателем | 
| Какое у тебя обычно бывает самочувствие (боли в животе, голове, горле) | Всегда хорошее | Иногда болею | Часто болею | |
| Поведенческий компонент | хорошо | средне | Плохо | |
| Как ты разговариваешь со своими товарищами? | Наравных со всеми, уверенно | Разговариваю только с теми, с кем играю | Не разговариваю | |
| 2 | Как ты выполняешь требования воспитателя? | Все требования | Иногда не выполняю, потому что не хочу или играю | Не выполняю и не буду выполнять | 
| 3 | Твой уровень доброты, ответственности, трудолюбия, дисциплинированности, исполнительности | Стараюсь выполнять все сам, помогаю другим | Выполняю сам, но не помогаю другим | Выполняю работу с помощью старших | 
| 4 | Твоя двигательная активность на занятиях физкультуры, на детской площадке | Всегда играю с ребятами | Играю с другом (подругой) или один | Стою рядом с воспитательницей или с игрушкой |