Эмпирическое исследование по эффективному использованию современных требований к образовательной среде в плане развития личности дошко

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 19:39, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в разработке критериев, развивающего образовательного пространства для детей дошкольного возраста.
Задачи:
-провести анализ научной литературы по вопросам модернизации учебного процесса в ДОУ.
- определить критерии развивающего образовательного пространства в ДОУ;
- исследовать и описать по выделенным критериям образовательную среду в ДОУ «Аленушка» с. Сухарево

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Образовательная среда как активное средство развития личности дошкольника
1.1. Проблемы формирования образовательной среды………………….6
1.2.Организация образовательной среды в дошкольном учреждении…………………………………………………………………… .11
1.3. Современные требования к образовательной среде в ДОУ …….20

Глава 2. Эмпирическое исследование по эффективному использованию современных требований к образовательной среде в плане развития личности дошкольников в ДОУ «Аленушка» с. Сухарево
2.1.Процедура исследования……………………………………………..27
2.2. Формирование образовательной среды в МБДОУ "Аленушка"………………………………………………………….………….34
2.3.Статический анализ результатов исследования………………….…39
Заключение……………………………………………………………….47
Список использованной литературы…………………………………49

Файлы: 1 файл

ВКР Таня.docx

— 162.47 Кб (Скачать файл)

 

Далее мы определили уровни развития детей дошкольного возраста (см. табл.)

 

 

 

Уровень развития способностей дошкольников

Уровни развития способностей

Характеристика показателей

Развитие способностей выше среднего уровня

Дошкольники склонны к  усвоению учебного материала и имеют  навыки самостоятельной работы, активны  на занятиях, проявляют интерес к  познанию, имеют разносторонние интересы. Они легко адаптируются к новым  играм, занятиям;, адекватно ориентируются в сложившихся условиях, разрешают конфликты «мирным» путем, обладают эмоциональной устойчивостью

Средний уровень развития способностей

Дошкольники не прогрессируют  в своем развитии: имеют снижение уровня показателей по сравнению  с прошлым периодом обучения. Их психофункциональное состояние находится в неудовлетворительном состоянии. Они обладают невысокой эмоциональной устойчивостью, возможны асоциальные срывы, проявление агрессивности и конфликтности.

Развитие ниже среднего уровня

У дошкольников процесс адаптации  к учебно-воспитательному процессе, режиму дня в ДДУ протекает  с осложнениями в поведении и затянут по времени. Имеют место нервно-психические срывы, нарушение психологического равновесия и функционального состояния. У них низкая познавательная и двигательная активность граничащая с гиперактивностью, неустойчивое нервно-психическое состояние, они склонны к конфликтам, правонарушениям


 

 

Приложение 2

 

Диагностика изменений в  уровне отношений дошкольника к  детскому дошкольному учреждению

(для воспитателя)

Дата рождения______________ Группа _______________

Результат _____________________ Дата заполнения ________

 

№ уровня показателя развития

Показатели развития и  характеристика их различных уровней

Выбранный уровень показателя развития

I

Настроение ребенка

 
 

Настроение стабильное, эмоционально уравновешенное

 
 

Эпизодические проявления снижения настроения

 
 

Легкая депрессия, из которой  ребенок выходит в случае интересных зада

 
 

Вялость, рассеянность

 
 

Заторможенность, истерия, плач

 
 

Выражение негативного отношения  к детскому саду

 
 

Полное нежелание идти в детский сад

 

II

Коммуникативные способности

 

1

Легко и уверенно входит в коллектив

 

2

Активно ищет и устанавливает  контакты со сверстниками

 

3

Инициативы в установлении контактов не проявляет, но при случае выражает готовность "сотрудничать" со сверстниками

 

4

Робок, неинициативен, избирателен в общении

 

5

Не поддерживает социальных контактов

 

6

Замкнут, недоверчив, стремится изолироваться от сверстников

 

III

Познавательная активность

 

1

На занятиях проявляет  активность и интерес

 

2

Посещает все занятия  без принуждения

 

3

Проявляет избирательный  интерес к определенным занятиям и остается равнодушным к другим

 

4

Занимается без видимого желания

 

5

Не проявляет интереса к занятиям, тяготится ими

 

IV

Дисциплина

 

1

С особой тщательностью и  усердием выполняет все требования учителя

 

2

Выполняет практически все  требования учителя, усидчив, старателен, мало отвлекается

 

3

Пытается идти в ногу с  классом, но это не всегда получается из-за несобранности

 

4

Требования учителя выполняет  неохотно

 

5

На уроках часто отвлекается

 

6

Игнорирует требования учителя

 

V

Реакции агрессии, гнева

 

1

Гнев проявляет редко, когда возникает необходимость, агрессия отсутствует

 

2

Гнев практически отсутствует  в силу характерологических особенностей

 

3

Гнев отсутствует в  связи со сниженным настроением

 

4

Гнев отсутствует совершенно, ребенок не может постоять за себя

 

5

Не всегда мотивированные проявления агрессии в отношении  сверстников

 

6

Отчетливые и частые проявления агрессии в отношении сверстников  и даже учителя

 

VI

Проявление страха перед  новым

 

1

Страх отсутствует

 

2

Эпизодически робок, застенчив, стеснителен

 

3

Робок, застенчив, легко теряется

 

4

Указанные черты ярко выражены

 

5

В случае выраженной тревоги  и неуверенности ищет защиты у  учителя

 

VII

Двигательная активность

 

1

Ребенок подвижен, активен

 

2

Двигательная активность очень высока и проявляется в  шумных развлечениях, шалостях

 

3

Двигательная активность низкая

 

4

Двигательная активность всегда низкая

 

VIII

Общее самочувствие

 

1

Жалоб не предъявляет, чувствует  себя бодрым

 

2

Активно не жалуется, но после  уроков возникает чувство усталости

 

3

Периодически жалуется на недомогания

 

4

Жалобы принимают устойчивый характер

 

5

Проявление невротических  расстройств

 

 

Определение уровня развития

Оценка ситуации

Баллы

Уровни развития

Благоприятная

9-17

Высокий

Условно благоприятная

18-24

Средний

Неблагоприятная

25 и выше

Низкий


Приложение 3

 

Диагностика изменений уровня развития дошкольника в мотивационном, когнитивном, эмоциональном и поведенческом  аспектах

(заполняется экспериментатором  по ходу беседы)

Ф.И. ________________________________________________

№ Показатели развития Выбранный  уровень развития

 

 

Компоненты 

Уровни развития

хорошо

средне

Плохо

Мотивационный компонент

 

Почему ты каждое утро приходишь  в детский сад?

Интересно, много играем, рисуем, читаем

Мой друг (подруга) ходит  в этот детский сад, с ней (ним) я играю

Просят родители

Мама и папа работают в  это время, меня не с кем оставить

 

Если бы тебе предложили вместо занятий в детском саду заниматься дома или гулять. Что  бы ты выбрал?

Занятия в детском саду

Занятия с родителями, родственниками

Отправился гулять

 

Выбери самые интересные занятия в детском саду: рисование, лепка, пение, физкультура, ритмика, театр  и т.п.

Все занятия

Половину перечисленных  занятий

Одно и менее занятий

 

В детском саду тебе больше всего нравится: а) когда ты приходишь  в детский сад; б) когда ты уходишь  из детского сада; в) когда ты пропускаешь  занятия в детском саду

А

Б

В

Когнитивный компонент

хорошо

средне

Плохо

 

Какая буква (цифра) спрятана на картинке?

100%

80%

Менее 50%

 

Какими геометрическими  фигурами заплатить коврик?

100%

До 80%

Менее 50%

 

Какое время года за каким следует?

100%

До 80%

Менее 50%

 

Составь в порядке очередности  сюжетные картинки, чтобы получился рассказ.

100%

До 80%

Менее 50%

Эмоциональный компонент

хорошо

средне

Плохо

 

Какое у тебя обычно настроение?

Бодрее, жизнерадостное

То хорошее, то плохое; то веселый, то сердитый

Грустное, сердитое

 

Присутствует ли у тебя страх перед чем-то необычным?

Вначале страшно, но затем  проходит и становится интересно

Страх долго не проходит

Отказываюсь от нового занятия  или игры

 

Проявляешь ли ты гнев, агрессию во время плохого настроения?

Нет

Иногда проявляю, но сам  успокаиваюсь

Проявляю и успокаиваюсь только с воспитателем

 

Какое у тебя обычно бывает самочувствие (боли в животе, голове, горле)

Всегда хорошее

Иногда болею

Часто болею

Поведенческий компонент

хорошо

средне

Плохо

 

Как ты разговариваешь со своими товарищами?

Наравных со всеми, уверенно

Разговариваю только с  теми, с кем играю

Не разговариваю

2

Как ты выполняешь требования воспитателя?

Все требования

Иногда не выполняю, потому что не хочу или играю

Не выполняю и не буду выполнять

3

Твой уровень доброты, ответственности, трудолюбия, дисциплинированности, исполнительности

Стараюсь выполнять все  сам, помогаю другим

Выполняю сам, но не помогаю  другим

Выполняю работу с помощью  старших

4

Твоя двигательная активность на занятиях физкультуры, на детской  площадке

Всегда играю с ребятами

Играю с другом (подругой) или один

Стою рядом с воспитательницей или с игрушкой


 


Информация о работе Эмпирическое исследование по эффективному использованию современных требований к образовательной среде в плане развития личности дошко