Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 19:39, курсовая работа
Цель работы состоит в разработке критериев, развивающего образовательного пространства для детей дошкольного возраста.
Задачи:
-провести анализ научной литературы по вопросам модернизации учебного процесса в ДОУ.
- определить критерии развивающего образовательного пространства в ДОУ;
- исследовать и описать по выделенным критериям образовательную среду в ДОУ «Аленушка» с. Сухарево
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Образовательная среда как активное средство развития личности дошкольника 
1.1. Проблемы формирования образовательной среды………………….6
1.2.Организация образовательной среды в дошкольном учреждении…………………………………………………………………… .11
1.3. Современные требования к образовательной среде в ДОУ …….20
 
Глава 2. Эмпирическое исследование по эффективному использованию современных требований к образовательной среде в плане развития личности дошкольников в ДОУ «Аленушка» с. Сухарево
2.1.Процедура исследования……………………………………………..27
2.2. Формирование образовательной среды в МБДОУ "Аленушка"………………………………………………………….………….34
2.3.Статический анализ результатов исследования………………….…39
Заключение……………………………………………………………….47
Список использованной литературы…………………………………49
Больше детей 16% в контрольной группе показали высокий уровень развития саморегуляции и организации деятельности и 12% в экспериментальной группе. Количество детей на низком уровне (24% (ЭГ) и 14%(КГ)).
Таким образом можно сказать о том, что в целом дети успешно справились со всеми предложенными психологическими тестами. Они внимательно слушали инструкцию и активно участвовали в процедуре тестирования. Дети уверено справлялись с заданиями. Менее успешными были в тестах на «способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту». Они хорошо справлялись с упражнениями мотивационного, эмоционального характера. В упражнениях «овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности» успехи дошкольников были скромнее. Относительно высокие результаты у детей наблюдались в тестах «эмоционально отзывчивый».
При сравнении уровня психического 
развития детей экспериментальных 
и контрольных групп 
2.2. Организация образовательной среды в МАДОУ «Аленушка»
Максимальное влияние на развитие способностей детей оказывает создание комфортных во всех отношениях условий: развития, воспитания, обучения и предметно-развивающая среда помещений. Развитие личности дошкольников возможно только в хорошо оснащённой группе. Поэтому мы создали в группе места, где нет строгого стиля: обои, шторы, игрушки, мебель – всё проникнуто теплом и уютом домашнего, дружелюбного мира, в котором ребёнок чувствует себя свободным.
Совершенствование педагогического 
процесса и повышение развивающего 
эффекта воспитательно-
Реализовав принцип открытости в нескольких аспектах: открытость природе, культуре, обществу и своего «Я», дети стали наблюдать за растениями, проводить элементарные опыты, ведут наблюдения за объектами природы, отмечают погоду, температуру воздуха, помещают свои рисунки об увиденном в природе, в организованной нами экологической комнате. Помимо специальных занятий, дети стали посещать ее в свободное время. Растения, природный материал, пена позволяют дошкольникам приблизиться к миру природы. Они учатся слушать журчание воды, рассматривают растения и при этом отдыхают. Вместе со взрослыми дети пересаживают и поливают цветы, создают поделки.
Открытость обществу и открытость своего «Я» предполагает персонализацию среды группы. Для этого в группе мы оформили выставки фотографий: «Вот мы какие», там же есть место для хранения семейных альбомов (Прил. 1).
 Новые ФГТ вносят существенные 
изменения в структуру планирования, а 
именно: - учебный блок заменяется, на блоки: 
образовательной деятельности, осуществляемой 
в совместной деятельности взрослых и 
детей и образовательной деятельности, 
осуществляемой в ходе режимных моментов; 
- увеличивается объем совместной деятельности 
взрослого и детей, в которую входит образовательная 
деятельность, осуществляемая как в ходе 
режимных моментов, так и при организации 
разных видов детской деятельности; - изменяется 
содержание понятий «совместная деятельность 
взрослого и детей» и «непосредственно 
образовательная деятельность». Поэтому 
для совместной партнёрской деятельности 
взрослого и детей, свободной самостоятельной 
деятельности, мы создали «Центр сенсомоторного 
развития» с включением необходимых атрибутов: 
звучащих игрушек, дидактических игр, 
игрушек – заместителей, с помощью которых 
ребёнок может услышать звук ручейка, 
капающую сосульку, хруст снега; сенсорного 
мешочка и т.д. Для обеспечения индивидуальной 
детской деятельности. Мы создаём ситуации 
занятости и увлечённости каждого ребёнка. 
Для функциональности предметно-развивающей 
среды используем настольно – печатные 
игры, весёлые игротеки, логопедические 
рифмовки, пальчиковый театр с маленькими 
друзьями развивает у дошкольников речь, 
творческое воображение, конструктивное 
мышление, восприятие окружающей действительности. 
Для обеспечения возможности реализовывать 
исследовательскую, экспериментально-
Попробовав разные способы нетрадиционной подачи информации для родителей, мы выбрали для себя наиболее приемлемые. Один из них – это родительский клуб, который функционирует на базе ДОУ «Аленушка».
Это очень трудоемкая, но интересная работа.
Это встречи с родителями воспитанников в нетрадиционной обстановке с решением проблем, связанных с воспитанием и развитием детей. Встречи с родителями в нашем детском саду отличаются практической направленностью. Здесь участниками диалога становятся сами родители. Они спорят, советуются, ищут выход из сложившейся ситуации совместными усилиями, а задача педагога - вести беседу в нужном направлении. Для закрепления полученных знаний взрослым предоставляется возможность самим попрактиковаться в тех или иных ситуациях, играх, этюдах по решению волнующих их проблем.
Очень продуктивны в этом 
плане совместные детско-родительские 
встречи, где родители учатся взаимодействовать 
с ребенком. Ведь многие взрослые забывают, 
как можно играть, фантазировать 
и просто веселиться. Именно это 
мы и делаем все вместе на наших 
встречах. И надо видеть, как счастливы 
дети, что их папы и мамы играют с 
ними, ведь дома им почти всегда “некогда”. 
Еще одно полезное свойство совместных 
занятий: на таких встречах, очень 
хорошо просматриваются 
С каждым годом современные информационные технологии все плотнее входят в нашу жизнь. Поэтому, и для нас он стал, носителем культуры и знаний, он конечно же не может оставаться в стороне. Речь идет об использовании информационно - коммуникационных технологий (ИКТ) педагогами для повышения эффективности образовательного процесса.
Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, Интернет; принтер, презентация).
С помощью компьютера мы подбираем дополнительный познавательный материал к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.
Кроме этого обменивались опытом, знакомились с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.
Компьютер позволяет не писать отчеты, планы (перспективные, календарные) и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.
Создавали презентации в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.
Таким образом, можно сказать о том, что образовательная среда группы способствует организации обучения и индивидуализации ребёнка. Это впоследствии успешно скажется на обучении ребёнка в школе и позволит ему комфортно ощущать себя в обществе.
2.3. Результаты экспериментальной работы
С целью определения 
Его основными задачами являлись:
Для реализации поставленных целей и задач с детьми экспериментальной и контрольной групп вновь были проведены те же диагностические задания, что и в ходе констатирующего этапа.
Для изучения качества «любознательный, активный» использовалась проба на познавательную инициативу «Незавершенная сказка». Наблюдение за проявлением у ребёнка интереса к чтению сказки, инициативы в продолжении чтения позволило сделать вывод об уровне сформированности познавательных интересов и инициативы дошкольников. Педагоги читали детям незнакомую сказку и на кульминационном моменте прекращали чтение. При отсутствии заинтересованности в продолжении сказки, задавался вопрос о желании ребенка что-либо спросить.
В группе методика проводилась дважды – в сентябре 2012 года и в мае 2013 года. Результаты представлены в таблице 1.
Таблица 1.
Результаты изучения интегративного качества «любознательный, активный»
| 
 
 Год / группа | Уровень | ||
| Высокий | Средний | Низкий | |
| Май 2013 / экспериментальная | 64% | 30% | 6% | 
| Май 2013 / контрольнаяльная | 60% | 37% | 3% | 
Критериями оценивания выступали: интерес к сказке и инициатива, направленная на то, чтобы педагог продолжил чтение сказки; адекватность высказывания, направленного на то, чтобы инициировать педагога продолжить чтение сказки. Анализ результатов показывает увеличение количества детей с высоким уровнем познавательных интересов и инициативы в контрольной группе 60%, а в экспериментальной увеличился до 64%) - дети проявляли выраженный интерес к сказке, сами задавали вопросы, настаивали на том, чтобы дочитали сказку до конца. Отмечается уменьшение дошкольников со средним уровнем (37% (КГ) и 30%(ЭГ)) - дети проявляли интерес к сказке, но инициатива в продолжении чтения отсутствует; после дополнительного вопроса спрашивали, чем закончилась сказка; с интересом выслушивали развязку. Также характерным является снижение количества детей с низким уровнем (3% (КГ) и 6% (ЭГ)) - не проявляют интереса к чтению сказки, не задают вопросов. Полученные данные позволяют сделать вывод о позитивной динамике в развитии интегративного качества дошкольников «любознательный, активный».
Для изучения качества «эмоционально отзывчивый» использовалась методика «Отражение чувств. Детям предлагалось рассмотреть сюжетные картинки, на которых изображены дети и взрослые в различных ситуациях, и ответить на ряд вопросов. Содержание ответов позволило сделать вывод об умении детей понимать эмоциональное состояние.
Результаты представлены в таблице 2.
Таблица 2.
Результаты изучения интегративного качества «эмоционально отзывчивый»
| Год / группа | Уровень | ||
| Высокий | Средний | Низкий | |
| Май 2013 / экспериментальная | 60% | 36% | 4% | 
| Май 2013 / контрольная | 62% | 37% | 1% | 
Анализ результатов позволяет 
отметить результативность деятельности 
по развитию исследуемого интегративного 
качества. Так, существенно возросло 
количество дошкольников с высоким 
уровнем понимания 
Для изучения интегративного качества «овладевший средствами общения и способами взаимодействия с взрослыми и сверстниками» использовалась методика «Необитаемый остров» Методика проводилась с подгруппой детей. Детям предлагалось представить, что они на необитаемом острове и ответить на ряд вопросов. Анализ ответов позволил судить о проявлении дошкольником инициативы в общении, принятии на себя функции организатора, умении распределять обязанности, умении выслушать, согласовать свои предложения, уступить, убедить.
Результаты представлены в таблице 3.
Таблица 3.
Результаты изучения интегративного качества «овладевший средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками»
| Год / группа | Уровень | ||
| Высокий | Средний | Низкий | |
| Май 2013 / экспериментальная | 56% | 36% | 8% | 
| Май 2013 / контрольная | 60% | 34% | 6% |