Эмпирическое исследование по эффективному использованию современных требований к образовательной среде в плане развития личности дошко

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 19:39, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в разработке критериев, развивающего образовательного пространства для детей дошкольного возраста.
Задачи:
-провести анализ научной литературы по вопросам модернизации учебного процесса в ДОУ.
- определить критерии развивающего образовательного пространства в ДОУ;
- исследовать и описать по выделенным критериям образовательную среду в ДОУ «Аленушка» с. Сухарево

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Образовательная среда как активное средство развития личности дошкольника
1.1. Проблемы формирования образовательной среды………………….6
1.2.Организация образовательной среды в дошкольном учреждении…………………………………………………………………… .11
1.3. Современные требования к образовательной среде в ДОУ …….20

Глава 2. Эмпирическое исследование по эффективному использованию современных требований к образовательной среде в плане развития личности дошкольников в ДОУ «Аленушка» с. Сухарево
2.1.Процедура исследования……………………………………………..27
2.2. Формирование образовательной среды в МБДОУ "Аленушка"………………………………………………………….………….34
2.3.Статический анализ результатов исследования………………….…39
Заключение……………………………………………………………….47
Список использованной литературы…………………………………49

Файлы: 1 файл

ВКР Таня.docx

— 162.47 Кб (Скачать файл)

 

Анализируя результаты необходимо отметить увеличение количества дошкольников в экспериментальной группе с высоким уровнем   56%; 60% в контрольной группе – дети проявляют инициативу в общении, принимают на себя функцию организатора, вносят свои предложения, распределяют обязанности, проявляют умения выслушать, согласовать свои предложения, уступить, убедить. Уменьшилось количество воспитанников со средним уровнем сформированности изучаемого качества (34%(КГ); 36%(ЭГ)) – дошкольники отличаются недостаточной, но положительной активностью в общении, принимают предложения инициатора, соглашаясь, могут возразить, учитывая свои интересы, выступить со встречным предложением. Значительно сократилось количество воспитанников с низким уровнем (6%(КГ); 8%(ЭГ)) – дети не вступают в общение, не проявляют активности, пассивно следуют за инициативными детьми, не высказывая ни своего мнения, ни желания, либо проявляют отрицательную направленность в общении, с эгоистическими тенденциями: не учитывает желания сверстников, настаивают на своем.

Для изучения качества «способный управлять своим поведением и планировать свои действия на основе первичных ценностных представлений, соблюдающий элементарные общепринятые нормы и правила поведения» использовалась методика выявления характера атрибуции успеха/неуспеха Результаты представлены в таблице 4.

Таблица 4.

Результаты изучения интегративного качества «способный управлять своим поведением…»

 

 

Год / группа

Уровни оценивания

Ребенок ссылается на способности, везение

Ссылается на объективную  трудность и на недостаточность  усилий

Ссылается на недостаточность  усилий

Май 2013 /контрольная

30%

62%

8%

Май 2013 / экспериментальная

32%

48%

20%


 

Из таблицы видно, что  увеличивается количество воспитанников  группы адекватно понимающих причины  успеха/неуспеха в деятельности. Данные результаты показывают результативность работы педагогов ДОУ. У воспитанников  возрастает осознание личной ответственности  за успехи в различных сферах, а  значит, возрастает способность управлять  своим поведением и планировать  свои действия.

Для изучения качества «Способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту» использовалась методика исследования словесно-логического мышления (по Й. Ерасеку). Методика позволяет определить уровень развития словесно-логического мышления. Результаты представлены в таблице 5.

Таблица 5.

Результаты изучения интегративного качества «способный решать интеллектуальные и личностные задачи (проблемы), адекватные возрасту»

 

Год / группа

Уровни

Очень высокий

Высокий

Средний

Низкий

Очень низкий

Май 2013 /контрольная

13%

19%

26%

30%

12%

Май 2013 /  экспериментальная

23%

38%

32%

6%

1%


 

Результаты методики показывают позитивную динамику в группе. В экспериментальной группе 23% показали очень высокий и 38% воспитанников - высокий уровень, в контрольной группе на очень высоком уровне было 13% , на высоком - было 19%. Значительно возросло количество детей на среднем уровне (26%(КГ); 32%(ЭГ)). Также как и при наблюдении на очень низком уровне оказались 12% детей в контрольной группе и 1% в экспериментальной группе, что свидетельствует о позитивных изменениях в развитии детей. Итак, результаты диагностической методики подтверждают результаты наблюдения и показывают положительное развитие воспитанников.

Для изучения интегративного качества «овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности» использовался тест простых поручений. Тест позволяет судить об уровне развития саморегуляции, организации деятельности дошкольника. Детям предлагается выполнить ряд заданий. Проводится групповым способом.

Результаты представлены в таблице 6.

Таблица 6.

Таблица 6. Результаты изучения интегративного качества «овладевший универсальными предпосылками учебной деятельности»

 

Год / группа

Уровни

Высокий

Средний

Низкий

Май 2013 / контрольная

29%

59%

12%

Май 2013 /экспериментальная

46%

50%

4%


 

Результаты, представленные в таблице, доказывают положительные  изменения в развитии интегративного качества. Больше детей в экспериментальной группе показали высокий уровень развития саморегуляции и организации деятельности (46%, в контрольной группе – 29%). Значительно уменьшилось количество детей на низком уровне (12% (КГ); 4% (ЭГ)).

Поскольку в диагностических  заданиях сумма баллов, по которой  определялся уровень развития, «сырые» баллы, полученные детьми за выполнение задания, были переведены в стандартные. Затем путем их суммирования устанавливался итоговый уровень развития

 

Итак, динамику развития личности детей старшего дошкольного возраста детьми контрольной и экспериментальной групп по результатам проведения методик на начало эксперимента и наконец эксперимента представим в виде рисунка №1; №2

Рис. 1

Рис.2

 

Таким образом, полученные данные свидетельствуют об эффективности  работы педагогов ДОУ по формированию интегративных качеств воспитанников  и подтверждают результаты наблюдений.

 

Вывод:

Исследуя образовательную  среду  ДОУ «Аленушка» с. Сухарево, Нижнекамского района можно сделать вывод о том, что вопросами её модернизации занимаются не систематически, хотя для этого имеются условия, но при отсутствии материальных средств это сделать почти невозможно. Педагоги в соответствии с «Концепцией развития дошкольного образования» стараются модернизировать условия протекания развития личности. Подобраны оборудования для разных видов деятельности. Для изучения влияния модернизации развивающей среды на развитие личности детей были подобраны методы исследования: метод беседы, наблюдения, эксперимент, метод математической статистики, которые помогли исследовать динамику уровней развития умений. Для проведения исследовательской работы были проведены методики на выявления уровня развития личности дошкольника.

Итоги проведенных нами методик показали, что уровень развития детей становится более качественными при условии, что обучение ведется с использованием разнообразных инновационных средств.

Анализируя программы  обучения и воспитания можно сделать  вывод, что перед педагогами выдвигаются  задачи по организации и оснащению образовательной среды в разнообразных видах деятельности. Процесс развития дошкольника будет интересен, продуктивен, если систематически модернизировать его новым содержанием и новыми средствами.  
Заключение

В ходе исследования теоретически и экспериментально доказана, уникальность детского развития, выражающаяся в  единстве сенсорных процессов и  высших психических функций его  обеспечивающих.

Экспериментально доказано, что условием возникновения и  развития личности ребенка является социальное окружение ребенка. Деятельностное приобщение к общечеловеческому опыту в форме обучения образует стадию в развитии высших форм поведения человека, стимулирует творческое и общее психическое развитие ребенка дошкольного возраста.

Определена структура  развития ребенка. Основу ее составляет интегральный психический образ, включающий мотивационный, когнитивный, эмоциональный  и деятельностный (поведенческий) компоненты. Наличие интегрального психического образа придает развитию ребенка непрерывный характер и обусловливает его чувствительность к изменениям, происходящим внутри организма и во внешней среде, обеспечивает объединение его чувственной ткани со значением и личностным смыслом.

Экспериментально апробирована концептуальная модель психического развития дошкольников в процессе обучения программам рекомендованных для детских  дошкольных учреждений, которые представляют собой совокупность теоретических  положений, раскрывающих связь психофизиологических механизмов развития ребенка с механизмами  психических процессов, составляющих центральные линии психического развития в дошкольном возрасте.

Доказана взаимосвязь  психического развития ребенка и  влиянием на развитие окружающей среды  дошкольного учреждения. Более высокий уровень статистической связи интегральных показателей развития психических процессов у детей экспериментальной группы доказывает, что направленность процесса обучения по специально созданной образовательной среде, применения психолого-педагогические технологии и создания педагогических условий в дошкольном учреждении способствует интеграции механизмов регуляции: мотивационной, умственной, эмоциональной и двигательной активности, стимулирует общее психическое развитие ребенка.

Выявлены психолого-педагогические условия, стимулирующие психическое  развитие детей дошкольного возраста. Ими являются: игровое моделирование  процесса обучения ребенка, осознание  интегрального психического образа изучаемого учебного материала, активное творение ребенком на занятиях в детском  саду, ориентация педагогического процесса на складывающиеся психические процессы и амплификацию детского развития, обобщенно алгоритмический подход к решению творческих задач.

 

 

Список использованной литературы

  1. Абрамова Г.С. Возрастная психология: Учебное пособие для студентов вузов/Г.С. Абрамова//М.: Академия, 1999. - 672 с.
    1. Ананьев Б. Г. Избранные психологические труды: в 2т./ Б.Г. Ананьев// М.: Педагогика, 1980- 610 с.
  1. Асмолов А.Г. Психология личности/А.Г. Асмолов// Учебник. МГУ, 1990
  2. Баева И.А. Психологическая безопасность и культура образовательной среды // Вестник практической психологии образования, 2005, № 3(4). – С.17-21.
  3. Баева И.А. Обеспечение психологической безопасности в образовательном учреждении/И.А. Баева//М.: Речь, 2006.
  4. Блохина И.Б., Вихрова Л.Т., Давыдов Г.М. Детские дошкольные учреждения. – М., 1974.
  5. Бондаренко А.К., Позняк Л.В., Шкатунла В.И. Заведующий дошкольным учреждением. – М., 1984.
  6. Васильева М.А. Малокомплектный детский сад – М., 1988.
  7. Вознесенская И.Н. На пути к психологической безопасности образовательной среды // Материалы IV Всероссийского съезда психологов образования России. Москва, 2008. – с 39.
  8. Выготский Л. С. Психология /Л.С. Выготский// М., Педагогика, 2000 - 368 с.
  9. Гайказова Р.Т., Кострикина Т.Д. Оформление детских дошкольных учреждений. – М., 1974.
  10. Ермолаева М.В. Психолого-педагогические средства познавательного развития дошкольников / М.В. Ермолаева. – М.. МПСИ; Воронеж: НПО «Модэк», 2006. – 224 с.
  11. Изгаршева В.М., Сафонова Г.П. Детский сад – книга для заведующих. – М., 1982.
  12. Кларина Л.М. Общие требования к проектированию моделей образовательной среды, способствующей познавательному развитию дошкольника. / Готовимся к аттестации! – СПб.: «Детство – Пресс». 1999.
  13. Концепция дошкольного воспитания. - М., 1989.
  14. Кулагина И.Ю. Возрастная психология /И.Ю. Кулагина//М., УРАО, 1998, - 176 с.
  15. Мухина В.С. Возрастная психология: феноменология развития, детство, отрочество: Учебник для студ. вузов. - 5-е изд., стереотип// М.: Наука, 2000. – 203 с.
  16. Новоселова С.Л. Развивающая предметная среда//М., 1995.
  17.    Нгуен М.А. Диагностика уровня развития эмоционального интеллекта старшего дошкольника / Нгуен М.А. // Ребёнок в детском саду. – 2008. – № 1. – С. 83-85
    1.    Немов Р.С. Психология / Р.С. Немов//М., Владос, 2001. – 640 с.
  1. Пантелеев Г.Н. Оформление помещений дошкольных учреждений. - М., 1982.-368с.
  2. Поляков М.Н. Построение развивающей среды в детском дошкольном учреждении. / Готовимся к аттестации! – СПб.: «Детство – Пресс». 1999.
  3. Построение развивающей среды в дошкольном учреждении / Под ред. В.А.Петровского. – М., 1993.-257с.
  4. Педагогическая диагностика компетентностей дошкольников. Для работы с детьми 5-7 лет / под.ред. О.В. Дыбиной. – М.: Мозаика-Синтез, 2008. – 64 с.)
  5. Рекомендации органам управления образованием, руководителям, реализующих программы дошкольного образования//М.: Эврика, 2007-279с.
  6. Репина О.К. Исследование игровой деятельности старших дошкольников // Психологическая наука и образование, 2006, № 2.
  7. Рубцов В.В. и др. Психологическая культура и психологическая безопасность как актуальные области психологических исследований // Психологическая культура и психологическая безопасность в образовании. СПб, 2003.с 48-52.
  8. Ситникова, М. И. Творческая самореализация субъектов образовательного пространства: моногр. / М. И. Ситникова// Белгород: Изд-во Бел ГУ, 2006. – 320 с.
  9. Эльконин Д.Б. Психология игры/Д.Б. Эльконин// М.,1999-387с.
  10. Ясвин В.А.. Образовательная среда. От моделирования к проектированию. М., Смысл, 2001.- 368 с.

 

 

Приложение 1

 

Методика диагностики  развития детей дошкольного возраста

В качестве основного метода сбора эмпирической информации предполагается опрос дошкольников (в форме беседы) и опрос воспитателей (в форме  заполнения диагностической карты  обучающегося), в качестве дополнительного - метод анализа документов (дневник  наблюдений за воспитанником).

После опроса, данные должны обрабатывались математическим методом (компьютерная обработка данных).

В результате использования  этой методики мы смогли разделить  дошкольников на 4 категории (см. табл. 13).

 

Таблица 13.. Категории дошкольников по степени самооценки

Неуверенный в себе ребенок

Возможности и желания  не соответствуют

Практик, реально оценивающий  свои возможности

Ребенок- индивидуалист

Неуверенный в себе дошкольник, испытывает чувство неполноценности; заниженная самооценка; испытывает трудности  как в общении, так и в себе; активность; агрессия к окружающим.

Прослеживается явная  агрессия, воплощенная в желание  всё успеть; самодовольство; стремление к недоступному, несмотря на свои возможности

Адекватная самооценка, повышенный интерес к практике, расчетливость, реалистичность

Индивидуалист; прослеживается доброжелательность; желание преодолеть трудности; общительность; человек  чисто спортивной, трудовой, творческой и т.п. направленности

Информация о работе Эмпирическое исследование по эффективному использованию современных требований к образовательной среде в плане развития личности дошко