Эмпирическое исследование по эффективному использованию современных требований к образовательной среде в плане развития личности дошко

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 19:39, курсовая работа

Описание работы

Цель работы состоит в разработке критериев, развивающего образовательного пространства для детей дошкольного возраста.
Задачи:
-провести анализ научной литературы по вопросам модернизации учебного процесса в ДОУ.
- определить критерии развивающего образовательного пространства в ДОУ;
- исследовать и описать по выделенным критериям образовательную среду в ДОУ «Аленушка» с. Сухарево

Содержание работы

Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Образовательная среда как активное средство развития личности дошкольника
1.1. Проблемы формирования образовательной среды………………….6
1.2.Организация образовательной среды в дошкольном учреждении…………………………………………………………………… .11
1.3. Современные требования к образовательной среде в ДОУ …….20

Глава 2. Эмпирическое исследование по эффективному использованию современных требований к образовательной среде в плане развития личности дошкольников в ДОУ «Аленушка» с. Сухарево
2.1.Процедура исследования……………………………………………..27
2.2. Формирование образовательной среды в МБДОУ "Аленушка"………………………………………………………….………….34
2.3.Статический анализ результатов исследования………………….…39
Заключение……………………………………………………………….47
Список использованной литературы…………………………………49

Файлы: 1 файл

ВКР Таня.docx

— 162.47 Кб (Скачать файл)

Педагогическая стратегия  организации образовательной среды  дошкольного учреждения, обеспечивающей качественно новый уровень образованности детей дошкольного возраста, предоставляет  возможность ребенку или взрослому, любому участнику образовательного процесса, по-другому взглянуть на окружающий мир, проявить поисковую  активность и ощутить неподдельный интерес к действительности. Образовательная  среда создает условия для  проявления творчества во всем: в решении  задач, в совместной деятельности, а  также в переживании новизны  полученного результата.

Создание образовательной  среды является важнейшим условием реализации здоровьесберегающих технологий. В современной экзистенциальной ситуации цель образовательных технологий можно сформулировать следующим образом - сформировать устремление и способности развивающейся личности к созиданию жизненного мира, в котором гармонизированы динамика собственной индивидуальности и динамические тенденции культуры. Образовательные технологии должны быть ориентированы на обучение не только предмету, но и тому или иному образу жизни, в который этот предмет включен. Если рассматривать образ жизни как «совокупность форм обыденной жизнедеятельности», или как совокупность «способов повседневного существования», то организация учебно-воспитательного процесса в дошкольном учреждении в какой-то мере и есть организация образа жизни дошкольника. Если у ребенка обеднен образ жизни, в котором основное занятия, при этом мало практической созидательной деятельности, исчезает игровая деятельность как практика досуга, сужен круг общения, его развитие существенно тормозиться. Обратный эффект: обогащение образа жизни, включающее выбор многих возможностей для осуществления, создает зону интенсивного личностного развития. Это эффект интенсификации развития личности при ее включении в некий творческий образ жизни.

Реализация обучения в  контексте образа жизни предполагает создание образовательной среды, в  которой наилучшим образом проявляются  индивидуальные особенности человека.

Педагогическая стратегия  организации образовательной среды  дошкольного учреждения призвана «разрушить преграды», мешающие саморазвитию и  самореализации творческих способностей обучающихся. Поэтому образовательная  среда должна не только предоставлять  возможность каждому обучающемуся на каждом образовательном уровне развить  исходный творческий потенциал, но и  пробудить потребность в дальнейшем самопознании, творческом саморазвитии, сформировать у человека объективную  самооценку. Основными требованиями к образовательной среде являются непрерывность и преемственность, принятие ребенка дошкольного возраста и включение его в активную развивающую и познавательную деятельность.

Считаем, что педагогическая стратегия организации образовательной  среды требует от педагогов дошкольного  образовательного учреждения новых  умений и знаний, но конечный результат  такой работы намного эффективнее, чем работа в привычном формате.

Все дети, как известно, разные, и каждый дошкольник имеет право  на собственный путь развития. Поэтому  в дошкольном учреждении должны быть созданы условия для воспитания и обучения детского коллектива в  целом, а также каждому воспитаннику предоставлена возможность проявить индивидуальность и творчество.

          Важной задачей дошкольных образовательных  учреждений (ДОУ) при введении  ФГТ  становится совершенствование  педагогического процесса и повышение  развивающего эффекта образовательной  работы с детьми посредством  организации развивающей образовательной  среды, обеспечивающей развитии личности каждого ребенка, позволяющей ребенку проявить собственную активность и наиболее полно реализовать себя.

Чтобы образовательное пространство выступало как развивающая образовательная  среда, в ходе взаимодействия входящих в него компонентов оно должно приобрести определенные свойства:

гибкость, обозначающую способность  образовательных структур к быстрому перестраиванию, в соответствии с изменяющимися потребностями личности, окружающей среды, общества;

непрерывность, выражающуюся через взаимодействие и преемственность  в деятельности входящих в нее  элементов;

вариативность, предполагающую изменение образовательной среды в соответствии с потребностями в образовательных услугах населения;

интегрированность, обеспечивающую решение воспитательных задач посредством  усиления взаимодействия входящих в  нее структур;

открытость, предусматривающую  широкое участие всех субъектов  образования в управлении, демократизацию форм обучения, воспитания и взаимодействия;

установку на совместное деятельное общение всех субъектов образовательного процесса, осуществляющееся на основе педагогической поддержки как особой, скрытой от глаз воспитанников позиции  педагога.

В идеале детский сад представляет для ребенка среду, в которой  протекает естественная и реальная жизнь, что становится предпосылкой для решения двух важных взаимосвязанных  проблем. С одной стороны, максимально  приближает учебно-воспитательные ситуации к реалиям детской жизни, что  помогает личностному принятию их ребенком; с другой — учит ребенка действовать и общаться в ситуациях, максимально приближенных к социальному бытию человека.

В связи с этим ДОУ рассматривается  как целенаправленно специально организованная среда, служащая для  ребенка моделью социума.

Специальным образом организованная среда

• оказывает позитивное влияние на развитие способности ребенка к самообучению

• выступает в роли стимулятора, движущие силы в целостном процессе становления личности ребенка

• обогащает личностное развитие

• способствует раннему проявлению разносторонних способностей.

Существует несколько  определений образовательной среды:

Образовательная среда - это совокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на всестороннее развитие ребёнка в детском саду, состояние его физического и психического здоровья, успешность его дальнейшего образования, а также на деятельность всех участников образовательного процесса в дошкольном учреждении.

В соответствии с требованиями ФГТ к структуре основной общеобразовательной  программы ДОУ образовательная  среда должна:

— соответствовать принципу развивающего образования, цель которого — развитие ребенка;

— сочетать принципы научной  обоснованности и практической применимости;

— соответствовать критериям полноты, необходимости и достаточности (позволять решать поставленные образовательные цели и задачи только на необходимом и достаточном материале, максимально приближаться к разумному минимуму);

— обеспечивать интеграцию образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями  и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей, основываться на комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса;

— предусматривать решение  программных образовательных задач  в совместной деятельности взрослого  и детей и самостоятельной  деятельности детей не только в рамках непосредственно образовательной  деятельности, но и при проведении режимных моментов в соответствии со спецификой дошкольного образования;

— предполагать построение образовательного процесса на адекватных возрасту формах взаимодействия педагога с детьми;

— в полной мере обеспечивать условия для поддержки и развития игровой деятельности детей с  учетом возрастных, гендерных, индивидуальных потребностей, интересов и способностей

образовательная среда в  современных дошкольных учреждениях  должна отвечать определенным принципам:

Структура образовательной  среды.

Компоненты:

- Пространственно-предметный (физическое окружение);

- Социальный (человеческие фактор)

- Психо-дидактический (программа обучения)

Очень важно обустроить образовательное  пространство таким образом, чтобы  дети сами выступали с инициативой  своего развития, чтобы взрослый, видя, в какой области лежит мотивация  их деятельности, обеспечил ее моральной, материальной, интеллектуальной поддержкой. Подсказал, как построить процесс познания, помог получить наглядный результат, оформить его, обсудить, сделать позитивным достоянием коллектива и достижением жизни ребенка. Не указывая, что нужно делать, но зная, как образована конкретная область знания и из чего складывается процесс освоения ее содержания, через какие этапы он проходит, взрослый обустраивает комфортную среду для деятельности детей, подает идеи, демонстрирует образцы, становится источником сведений, снабжает материалами и оборудованием.

В дошкольной педагогике под  термином «образовательная среда» понимается «комплекс материально-технических, санитарно-гигиенических, эргономических, эстетических, психолого-педагогических условий, обеспечивающих организацию жизни детей и взрослых».

В центре образовательной среды стоит образовательное учреждение, работающее в режиме развития и имеющее своей целью процесс становления личности ребенка, раскрытие его индивидуальных возможностей, формирования познавательной активности

Требования к  построению образовательной среды

•  Среда должна объективно через свое содержание и свойство создавать условия для творческой деятельности каждого ребенка, служить целям актуального физического и психического развития и совершенствования, обеспечивать зону ближайшего развития

• В каждый момент жизни ребенка общение, предметная и развивающая деятельность присутствуют одновременно, как и учебная  деятельность, но каждая из них проходит свой путь развития до того момента, в котором она становится ведущим видом деятельности. Например: в раннем возрасте ведущей является предметная деятельность, в дошкольном детстве – игра.

• Среда должна соответствовать структуре когнитивной сферы ребенка (Выготский И.П.: зона актуального развития – зона ближайшего развития; Поддъяков Н.Н.: область ясных знаний, область неясных знаний).

Функции образовательной  среды ДОУ

Основные закономерности воспитания и обучения детей позволяют  сформулировать функции образовательной  среды дошкольного образовательного учреждения в соответствии с требованиями ФГТ.

Функция стимулирования активности детей имеет в своей основе цель предложить ребенку разнообразный  материал для его активного участия  в разных видах деятельности.

Информационная  функция

Необходимый уровень информативности  среды на разных этапах развития личности ребенка обеспечивается разнообразием  тематики, обогащением функциональных свойств ее элементов, комплектностью и многообразием ее элементов.

Функция сохранения психологического здоровья

Окружающая среда является важнейшим для ребенка фактором, влияющим на его эмоциональное состояние.

Содержание материалов и  оборудования, их размещение, планировка помещений должны вызывать положительные  эмоции, давать возможность находить удобное место как для коллективной («свободная площадь»), так и индивидуальной («уголок уединения» и пр.) деятельности.

Воспитывающая функция среды  не требует особой расшифровки. Сама среда является тем самым центром, где зарождаются узы сотрудничества, положительных взаимоотношений, организованного  поведения, бережного отношения.

Развивающая функция среды  является ведущей. Только тогда среда  может претендовать на высокое звание развивающей, когда она содержит материал, посильный каждому ребенку, когда она обеспечивает ступеньки  того самого продвижения, о котором  мы говорим, подразумевая развитие.

Развивающая функция предметной среды требует для своей реализации сочетания традиционных и новых, необычных компонентов, что обеспечивает преемственность развития деятельности от простых ее форм к более сложным.

 Развивающая образовательная  среда ДОУ состоит из следующих  компонентов:

взаимодействие участников педагогического процесса;

предметно-развивающая среда;

 содержание дошкольного  образования.

Компоненты развивающей  образовательной среды дошкольного  учреждения выступают в единстве, они взаимосвязаны и взаимообусловлены. Так, содержание образовательной программы  вносит специфику в организацию  предметной среды, определяет направление  педагогического поиска и самосовершенствование  педагогов. С учётом специфики развития ребёнка дошкольного возраста большое  значение в структуре образовательной  среды ДОУ придаётся взаимодействию участников образовательного процесса.

Взаимодействие зависит  от профессиональной компетентности коллектива ДОУ: готовность коллектива к творческой, инновационной деятельности, проявление коммуникативных способностей во взаимодействии с воспитанниками и их родителями.

Информация о работе Эмпирическое исследование по эффективному использованию современных требований к образовательной среде в плане развития личности дошко