Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Сентября 2013 в 19:39, курсовая работа
Цель работы состоит в разработке критериев, развивающего образовательного пространства для детей дошкольного возраста.
Задачи:
-провести анализ научной литературы по вопросам модернизации учебного процесса в ДОУ.
- определить критерии развивающего образовательного пространства в ДОУ;
- исследовать и описать по выделенным критериям образовательную среду в ДОУ «Аленушка» с. Сухарево
Введение……………………………………………………………………3
Глава 1. Образовательная среда как активное средство развития личности дошкольника 
1.1. Проблемы формирования образовательной среды………………….6
1.2.Организация образовательной среды в дошкольном учреждении…………………………………………………………………… .11
1.3. Современные требования к образовательной среде в ДОУ …….20
 
Глава 2. Эмпирическое исследование по эффективному использованию современных требований к образовательной среде в плане развития личности дошкольников в ДОУ «Аленушка» с. Сухарево
2.1.Процедура исследования……………………………………………..27
2.2. Формирование образовательной среды в МБДОУ "Аленушка"………………………………………………………….………….34
2.3.Статический анализ результатов исследования………………….…39
Заключение……………………………………………………………….47
Список использованной литературы…………………………………49
Творчески использовать весь 
арсенал педагогических средств, формировать 
субъектную позицию каждого участника  
коррекционного и образовательного 
процесса в наибольшей мере позволяет 
личностно-ориентированная 
Важной стороной образовательного 
процесса в ДОУ является взаимодействие 
педагогов с родителями воспитанников, 
которые являются заказчиками образовательных 
услуг, обладают определенным педагогическим 
потенциалом и способны обогащать 
образовательный процесс 
Педагогическое сотрудничество 
родителей с ребенком и педагогами 
помогает родителям познать 
С введением ФГТ изменилась идеология во взаимодействии детского сада и семьи. Поэтому в содержании родительских уголков могут появится следующие разделы:
• психологические особенности детей;
• уголок краткой информации (высказывания великих людей, яркие строки стихов, меткие народные пословицы и поговорки по вопросам
воспитания и обучения);
• послушайте вместе с детьми (специальная запись песен или стихов для прослушивания дома);
• уголок здоровья;
• наши успехи;
• знаете ли вы (рубрика содержит сообщения о новых исследованиях в
области медицины, психологии); права детей (помещается информация по соблюдению прав детства в ДОУ и семье;
В соответствии с ФГТ  
к структуре основной общеобразовательной 
программы дошкольного 
• Физическому развитию
• Познавательно-речевому развитию
• Художественно-эстетическому развитию
• Социально-личностному развитию
Таким образом, организация 
образовательной среды — 
Задача каждого педагога связана в первую очередь с обеспечением оптимальных условий для индивидуального развития каждого ребенка.
1.3. Требования к образовательной среде в ДОУ
Детский сад — особый мир детства, в котором ребенок проживает значительную часть своей жизни, где он учится, радуется, принимает различные решения, выражает свои чувства, формирует свое мнение и отношение, взрослеет. Актуальным аспектом психолого-педагогического сопровождения детей является проектирование и создание адекватной их возможностям и стимулирующей дальнейшее развитие образовательной среды.
Образовательная среда дошкольного учреждения — это совокупность условий, оказывающих прямое и косвенное влияние на всестороннее развитие ребенка в детском саду, состояние его физического и психического здоровья, успешность его дальнейшего образования, а также влияния на деятельность всех участников образовательного процесса в дошкольном учреждении (модель № 1).
Взаимодействие участников педагогического процесса
Содержание образования
Предметная среда
Пр
Модель № 1. Образовательная среда ДОУ состоит из следующих компонентов
Каждый из названных компонентов обладает различными свойствами, которые в образовательном процессе получают конкретное выражение и определяют влияние среды на развитие личности ребенка - дошкольника.
С учетом специфики развития 
ребенка дошкольного возраста большое 
значение в структуре образовательной 
среды ДОУ придается взаимодейс
Творчески использовать весь 
арсенал педагогических средств, формировать 
субъектную позицию каждого участника  
коррекционного и образовательного 
процесса в наибольшей мере позволяет 
личностно-ориентированная 
Важной стороной образовательного процесса в МДОУ является взаимодействие педагогов с родителями воспитанников, которые являются заказчиками образовательных услуг, обладают определенным педагогическим потенциалом и способны обогащать образовательный процесс положительным опытом семейного воспитания. Взаимодействие педагогов и семьи — целенаправленный процесс, в результате которого создаются благоприятные условия для развития ребенка.
Педагогическое сотрудничество 
родителей с ребенком и педагогами 
помогает родителям познать 
Для привлечения родителей к деятельности учреждения разработана специальная методика, которая включает три этапа:
Система работы с родителями в рамках психолого-педагогического просвещения представлена двумя основными блоками:
Как компонент образовательной 
среды ДОУ предметное пространство 
включает все, что доступно непосредственному 
восприятию ребенка и использованию им 
в практической деятельности. Предметно-развивающие 
пространство МДОУ должно соответствовать 
противопожарным и санитарно-гигиеническим 
требованиям. Предметно-развивающее пространство 
МДОУ позволяет в полной мере осуществлять 
образовательную деятельность по следующим 
направлениям: художественно-эстетическое, 
социально-личностное, физическое, интеллектуально-
Предметное пространство 
каждой возрастной группы носит специфические 
черты, отражающие общие и индивидуальные 
потребности детей. Все игры и 
игрушки расположены в 
Следующий компонент образовательной среды МДОУ — содержание дошкольного образования. Закон РФ «Об образовании» выдвигает к нему ряд общих требований. В их числе создание условий для самовыражения и самореализации личности; формирование мировоззрения, адекватного современному уровню знаний; направленность содержания образования на развитие взаимопонимания и сотрудничества между людьми. Реализуемые образовательные программы в МДОУ (Программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е.Вераксы, Т.С. Комаровой, М.А.Васильевой; парциальная программа «От звука к букве» под редакцией Колесниковой Е.В, программа «основы безопасности детей дошкольного возраста» (Р. Б. Стеркина, О. Л. Князева, Н. Н. Авдеева) обеспечивают охрану и укрепление физического здоровья, интеллектуальное и личностное развитие каждого ребенка и приобщение к общечеловеческим ценностям. В освоении содержания образования особое место занимает диагностика. Она направлена на выявление индивидуальных способностей ребенка, уровня его развития, потенциала, встречающихся затруднений, их причин и необходимой коррекции. На основе диагностики формируется индивидуальный образовательный маршрут каждого дошкольника: приоритетность видов деятельности, степень самостоятельного познания и сотрудничества с педагогом.
Специальные развивающие задачи по освоению различных средств предлагаются ребенку в основном в игровой форме. В игровой форме происходит и «проживание» ребенком определенных ситуаций, соединение его эмоционального и познавательного опыта. Наряду с этим развивается и собственно познавательная деятельность ребенка — от детского экспериментирования до перехода к решению познавательных задач и головоломок вне игровой формы.
При некоторых общих принципах и подходах к детям большое внимание уделяется развитию детской индивидуальности, учета темпа развития и деятельности каждого ребенка, его собственных предпочтений. Большое внимание уделяется свободной деятельности детей. Однако это не просто время, когда дети предоставлены сами себе, а время работы воспитателя в выбранной детьми сфере деятельности. Возможно, также в это время наблюдение за детьми с целью выявления способностей их к взаимодействию и деятельности.
Сложный и противоречивый 
характер развития образовательной 
среды тесно связан с проходящими 
в обществе переменами, и значит 
она в современном 
Таким образом, необходимо учитывать ряд требований к образовательной среде:
- в среде должны быть отражены разные виды деятельности, содержание которых представлено с учетом особенностей развития детей в данном возрастет;
- тематика должна быть разнообразной, весь комплекс представлен в каждой возрастной группе с многообразием игрового и дидактического материалов;
- в групповом помещении могут быть представлены не только традиционные, но и новые компоненты;
- созданию информационно - коммуникационных технологий в развивающей образовательной среде ДОУ
- среда обеспечивает комфортность, функциональную надежность и безопасность.
Требования сегодняшнего 
времени к концепции 
Качественно изменился статус дошкольных учреждений, при построении концепции нового дошкольного образовательного учреждения учитываются запросы родителей.
Современных родителей интересует!
· По какой программе работает МДОУ.
· Гарантируется ли подготовка детей к школе.
· Есть ли студии
· Кружки
· Физиокабинеты
· Спортзал и др.
Важнейшее значение приобретает воспитательно – оздоровительная работа, не маловажна и материальная база.
Благодаря тому, что родители получили возможность выбора ДОУ, которое будет посещать их ребёнок
Происходит своеобразная, в хорошем смысле этого слова - борьба между ДОУ за имидж среди населения, что в свою очередь повышает качество воспитательно – образовательного процесса, и переводит ДОУ в режим развития.
Глава 2. Эмпирическое исследование по эффективному использованию современных требований к образовательной среде в плане развития личности дошкольников ДОУ «Аленушка» с. Сухарево Нижнекамского района