Эмоционально-эстетическое отношение к природе в рисунках младших школьников

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Января 2013 в 11:34, дипломная работа

Описание работы

Цель. Определить особенности эстетического отношения детей к природе и к своему рисунку;
Задачи:
1.Подбор и обработка методической литературы;
2.Беседа с детьми старшего дошкольного возраста на темы “Что такое природа?”, “Какие явления и объекты природы можно назвать красивыми и почему?”;
3.Рисование на темы “самое красивое” и “самое некрасивое”;
4.Наблюдение в природе (за цветущими деревьями, кустами, цветами, животными и т.д.);
5.Рассматривание иллюстраций, пейзажных картин о природе;
6.Чтение художественной литературы, стихотворений, прослушивание музыкальных произведений о природе;
7.Проведение с детьми дидактических игр на различие оттенков одного цвета.

Содержание работы

Основные положения выпускной работы 3
Введение 5
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Глава I. Роль природы в формировании личности дошкольника 7
Глава II. Выразительно-изобразительные средства в рисунках старших дошкольников 10
Глава III. Содержание, формы и методы работы с детьми по изобразительной деятельности во взаимосвязи с ознакомлением их с природой 14
Глава IV. Влияние основных средств по ознакомлению с природой на изобразительную деятельность (рисование) старших дошкольников 22
ГлаваV. Задачи художественного воспитания детей старшего дошкольного возраста, реализуемые в программе ”Детство”. 28
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Глава VI. Эксперимент №1 и №2. Выводы. 30
Тезаурус (основные понятия) 42
Литература 44

Файлы: 1 файл

Актуальность. Природа во все времена служила содержанием изобразительного творчества.doc

— 198.00 Кб (Скачать файл)

Некоторые дети использовали “неподражательный” цвет, специально рисуя дерево оранжевым, листву на деревьях красным или розовым, солнце коричневым. Для большей выразительности, правдоподобности климатического, сезонного состояния природы дети использовали различные оттенки одного цвета (для молодой листвы - светло-зелёный, для распустившейся листвы – тёмно-зелёный и т. д.).

Дошкольники рисуют объекты, используя разную форму (деревья с шатровидной и круглой кроной и т. д.), облако одно большое или много маленьких.

Особое место в этих рисунках занимает средство гиперболизации качеств или отдельных элементов с целью усиления впечатления. Так, чтобы показать мощь “проснувшегося” весной дерева, ребёнок рисует его до неба, или огромное солнце с длинными лучами для того, чтобы показать, как оно сильно греет и ярко светит.

По этим рисункам можно  сразу определить, что время года - весна. Дети рисуют распускающиеся листья, яркое солнце, весенние цветы- одуванчики и тюльпаны. Они выбрали очень  контрастные цветосочетания: красный, жёлтый и зелёный; зелёный, коричневый и голубой и др.

Линия как средство выразительности плавная, не обрывается, чёткая, хорошо прорисована.

 

Занятие 2. Рисование (акварель). Тема “Дикие и домашние животные”.

В проведении занятия  участвовали две группы детей  по 5 человек старшего дошкольного возраста.

Программные задачи:

Закрепить у  детей  представления об объектах природного мира- животных. Закрепить знания о  диких и домашних животных,  отличия  их мест обитания, питания, повадках и  т. д.

Материал:

Иллюстрации животных из различных мест земного шара (тигры, гепарды, жирафы; медведи, лисы, волки и др.). А также рисунки художника иллюстратора- Е.Чарушина с изображением животных, (зайцы, медвежата, котята и др.) У детей белые листы бумаги, кисти, акварель.

Ход занятия:

Дети, мы с вами говорили о природе, её явлениях. Давайте ещё  раз вспомним, что такое природа? А кто населяет леса, степи и пустыни? Да, обитатели этих природных зон - животные.

Воспитатель раскладывает перед детьми иллюстрации, рисунки  с изображением животных.

- Дети, какие животные  здесь изображены? Где и с кем они живут? А как можно ещё сказать про этих животных, если одни живут рядом с людьми, а другие - в лесу, степи, пустыне? Правильно, это домашние и дикие животные. 

Дети вместе с воспитателем рассматривают иллюстрации животных.

- Назовите диких, а  потом  домашних животных. Посмотрите, как художник- иллюстратор Е. Чарушин  изобразил животных, их размеры,  окрас, позы.

Делается вывод: животные отличаются друг от друга своими пропорциями, окраской, длинной шерсти, своеобразием внешнего вида.

Затем педагог говорит  детям, чтобы каждый сам выбрал, какого детёныша будет рисовать, взять картинку с его изображением, ещё раз  внимательно рассмотрел животное и  нарисовал его, в какой либо позе или движении. Животное может сидеть, бежать, лежать, прыгать.

В ходе занятия воспитатель  направляет внимание отдельных детей  на те или другие характерные особенности  животного. Например, на расположение глаз, носа на мордочке животного.

В конце занятия дети рассказывают о своих рисунках (кто это, что делает, где живёт, чем питается и т. д.).

Вывод: Дети изображали в своих рисунках животных: тигра, собаку, лису, белку, гепарда, лося, кота и др. Дошкольники рисовали животных в природе: в лесу, на солнечной поляне, около реки и т. д.

Все работы детей очень  красочные, они используют яркие цвета и оттенки красок: зелёный, красный, синий, коричневый и др. Почти у всех стандартный фон: зелёный низ (трава) и синий (голубой) верх (небо). Дети особенно пользуются цветом в старшей группе, они используют “неподражательный” цвет (который не передаёт признак предмета), изображая кота красным, а усы, делая у него зелёным. Тем самым дети выражают своё отношение, придавая некую оригинальность животному, используя свой любимый цвет.

В рисунках детей в большинстве преобладает зелёный цвет, символизируя приход лета, тепла.

У некоторых детей  животные очень больших размеров, так Влад К., нарисовав гепарда  во весь лист, отразил силу и храбрость  этого зверя.

 

Изучив теорию по ознакомлению дошкольников  с природой во взаимосвязи с изобразительной деятельностью, сделав соответствующие  практические эксперименты, решающие задачи, поставленные целями выпускной работы, мы сделали   ВЫВОДЫ:

Если ребёнку задать установку нарисовать ”красивое”, то в большинстве случаев он будет рисовать природу, её явления и объекты. Это говорит о том, что для ребёнка очень значима природа, она составляет часть его жизни, миропонимания.

Рисунки на темы природы  свидетельствуют о ценностных ориентациях  семьи и всей социальной среды, оказывающей влияние на ребёнка, а также о внутренней позиции, которая формируется у самого ребёнка. Таким образом, содержание детского рисунка отражает то, что значимо именно для него в мире.

Мы через природу  воспитываем ребёнка, приобщаем  его к нравственности, гуманности, к бережному отношению к природе, развиваем эстетические чувства и вкусы. Пробуждаем эмоциональность- свойство, которое пробуждает разум, способность переживать, чувствовать, откликаться на окружающую нас красоту природы.

Взаимосвязь природы с изобразительной деятельностью (рисованием) дошкольников способствует закреплению и уточнению их знаний об объектах природы, формирует интерес к природе и положительное отношение к ней, вызывает яркие эмоциональные переживания, желание отражать её явления в своём творчестве. Через рисование природы у детей более полно и точно закрепляются знания о природе, (дети устанавливают связи между явлениями и объектами, узнают об их свойствах и т. д.), о её значимости для людей.

Общаясь с природой, старший дошкольник стремиться в рисунке выразить своё отношение к ней, и делает это с помощью различных выразительных средств. Так, линия - основной элемент в детских рисунках, выступает как средство изображения и как средство выражения отношения к изображаемому. К примеру, на занятии, где детям предлагалось рисовать самое красивое и самое некрасивое, многие пользовались линией для выражения отношения к изображаемому. Красивое прорисовывалось со всем старанием, которое было доступно ребёнку; некрасивое изображалось нарочито небрежно.

Цвет несёт те же функции. Но в рисунках эти функции были поделены: в одних рисунках цвет выполняет изобразительную функцию (ствол дерева - коричневый, крона - зеленная), в других - выразительную (кот- красный, дерево - оранжевое и т. д.).

Линия, цвет, форма используются как основные средства выразительности  в рисунках, но цвет чаще, чем все  остальные средства: так как цвет связан для детей с эмоциональными переживаниями.

Среди специальных выразительных  средств  в данных рисунках мы выделяем и другие средства- симметричное построение в качестве украшения изображения, а также гиперболизация- использование преувеличения отдельных частей изображения для подчёркивания их особой значимости.

Мы убедились в том, что ребёнок присваивает выразительные средства так же, как всю духовную культуру общества, в котором он живёт.

Таким образом, мы подтвердили  выдвигаемую гипотезу о том, что  разнообразие средств, методов и  приёмов по ознакомлению старших  дошкольников с природой, влияют на уровень знаний об явлениях и объектах природы, на положительное эмоциональное и эстетическое отношение к ним, а главное на содержание и качество детских рисунков, использование различных выразительных средств в них.                              

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тезаурус (основные понятия):

 

Природа-т

 

Эстетика- наука о природе и закономерностях эстетического освоения действительности, о “творчестве по законам красоты”.

Эстетическое  отношение- духовная связь субъекта с объектом, основанная на незаинтересованном интересе к последнему и сопровождаемая чувством глубокого духовного наслаждения от общения с ним. Э.о. индивида к действительности опосредовано сложившимися общественными отношениями и ценностями исторически определённой культуры, интериоризованными им, т. е. воспринятыми как свои собственные. Вступая в Э. о., человек на время как бы выходит из практических отношений, погружаясь в эстетическое созерцание, объект которого избирается им свободно, независимо от какого бы то ни было внешнего, в т. ч. утилитарного, интереса, только на основе чувства удовольствия, духовного наслаждения. Этим явлением может стать явление любого класса действительности, доступное непосредственному восприятию (природные объекты и явления, эстетическое созерцание которых требует активной духовной деятельности субъекта).

В процессе реализации Э.о. происходит развитие субъекта, его  эстетических чувств и способностей на основе “распредмечивания” объекта, т. е. духовного присвоения его богатства.

Эмоция - душевное переживание, чувство.

Эмоциональность- свойство человека, характеризующее содержание и динамику его эмоций и чувств. Одна из основных составляющих темперамента. Свойства эмоциональности - впечатлительность, чувствительность, импульсивность и т. д.                        

Эстетическая  культура - определённый уровень развития вкуса,        сочетающего в себе диапазон чувств, объём знаний и осмысленных или стихийных действий по удовлетворению своего интереса, своей потребности. Базовыми ориентациями являются красота и безобразие, величие и низменность, драматизм и трагизм, изящество и элегантность.

Эстетические  чувства - эмоциональное отношение человека к прекрасному в природе, жизни люде, искусстве. Эстетические чувства включают в себя чувство героического, возвышенного, трагического, комического; проявляются в соответствующих оценках, художественных вкусах, внешних реакциях.

Эстетическое  воспитание – целенаправленный процесс формирования творчески активной личности, способной воспринимать, чувствовать, оценивать прекрасное, трагическое, комическое, безобразное в жизни и искусстве, жить и творить”по законам красоты”. Эстетическое воспитание включает в себя эстетическое развитие.

Эстетическое  развитие – процесс формирования и обогащения способности к образно- художественному восприятию жизни и эмоционально- психологического отношения к ней; необходимое дополнение к деятельности, развивающей рационально-логическое мышление. Предполагает изучение эстетической теории, систематическое общение с художественной культурой и постижение её языка, участие в художественном творчестве.                

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Литература:

  1. Григорьева Г. Г.  Изобразительная деятельность дошкольников. – М.,  1999.
  2. Григорьева Г.Г.  Развитие дошкольника в изобразительной деятельности.  -  М.,  2000.
  3. Сакулина Н. П.,  Комарова Т. С.  Изобразительная деятельность в детском саду.  -  М.,  1973.
  4. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию./ Под ред. Т. С. Комаровой.  -  М.,  1991.
  5. Комарова Т. С.  Обучение детей технике рисования.  -  М.,  1994.
  6. Комарова Т. С. Дети в мире творчества.  -  М.,  1995.
  7. Саккулина Н. П.  Рисование в дошкольном детстве.  -  М.,  1965.
  8. Выгодский Л. С.  Воображение и творчество в детском возрасте.  -  М.,  1991.
  9. Обухова Л. Ф.  Возрастная психология.  -  М.,  1996.
  10. Мухина В. С.  Изобразительная деятельность ребёнка как форма усвоения социального опыта.  -  М.,  1981.
  11. Мелик-Пашаев А.А..,  Новлянская З. Н.  Ступеньки к творчеству.  -  М.,  1995.
  12. Система эстетического воспитания в детском саду./ Под. ред. Н. А. Ветлугиной.  -  М.,  1962.
  13.   Эстетическое воспитание в детском саду./ Под. ред. Н. А. Ветлугиной.  -  М.,  1978.
  14. Художественное творчество и ребёнок / Под. ред. Н. А. Ветлугиной.  -  М.,  1972.
  15. Журнал “Дошкольное воспитание”, 1992, №2, статья Торшилова Е. “Эстетическая одарённость: что это?”.
  16. Журнал ”Дошкольное воспитание”, 1995, №3, статья Некрасова-Каратаева О. и Осорина М. “Психологическая природа детского рисования”.
  17. Журнал “Дошкольное воспитание”,         , №10, статья Комаровой Т. С. “Дошкольный возраст: проблемы развития художественно-творческих способностей”.
  18. Журнал ”Дошкольное воспитание”, 1996, №6, статья Дроновой О. “Диагностика и формирование представлений о красоте в старшем дошкольном возрасте”.
  19. Журнал “Вопросы психологии”, 1996, №6, статья Адаскиной А. А. “Особенности проявления эстетического отношения при восприятии действительности”.
  20. Журнал “Дошкольное воспитание”, 2000, №2, статья Аюевой И. “Воспитай личность!”.
  21. Флёрина Е. А. Изобразительное творчество детей дошкольного возраста.  -  М.,  1956.
  22. Курочкина Н. Знакомство детей с пейзажной живописью.  – М.,  2001.

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Эмоционально-эстетическое отношение к природе в рисунках младших школьников